Программа психологического кружка "Школа общения"
рабочая программа по теме
Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.3."Проблемно-ценностное общение".цель:формирование у детей способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинский детский дом»
Программа кружка
«Школа общения»
Автор-составитель:
педагог-психолог О.В. Горбатова
Северодвинск, 2011
Пояснительная записка
Осмысливая содержательную суть психологической службы в условиях детского дома, мы пришли к выводу о том, что работа педагога-психолога зачастую ограничивается сопровождением категории «трудных» детей, которая включает лишь часть воспитанников. В то же время само пребывание ребенка в учреждении интернатного типа обуславливает наличие трудностей как в познавательном, так и в эмоционально-личностном развитии.
Целенаправленное комплексное воздействие на детей в условиях детского дома должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на реализацию потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В связи с этим нами были выделены следующие направления в работе педагога-психолога в рамках кружка «Школа общения»: познавательное развитие младших школьников, формирование у них навыков исследовательской деятельности; формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления в детском коллективе; формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.
Структура кружка «Школа общения» включает в себя три блока: «Любознайки» (цель: составление исследовательского проекта), «Школа лидера» (цель: формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления), «Проблемно-ценностное общение» (цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению).
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
- принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность);
- принцип природосообразности: учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
- принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка;
- принцип компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- принцип ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 72 часов. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю продолжительностью 1академический час (45минут).
Методические приемы программы:
- ознакомительные, разъяснительные беседы;
- деловые, познавательные игры, игры-тренинги;
- викторины, дискуссии;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- обучающая психодиагностика.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого блока
- осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- применение и приобретение детьми новых знаний.
2. Результаты второго блока
- расширение коммуникативных и организаторских компетенций воспитанников;
- повышение умения самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в совете воспитанников;
- повышение умения управлять собой, самоанализа, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.
3.Результаты третьего блока
- повышение способности отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения;
- улучшение коммуникативных навыков, навыков построения конструктивного диалога;
- патриотическая направленность, интерес к социально-значимым вопросам.
Содержание программы
кружка «Школа общения»
БЛОК 1. «Любознайки»
Младший школьный возраст – наиболее ценный период для развития интеллектуально-познавательной сферы. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность. В этом периоде интенсивно развиваются и совершенствуются все познавательные процессы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее «открыты» для новых знаний, и педагоги должны создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у младших школьников.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Контингент: воспитанники 2-4 классов.
Цель: составление исследовательского проекта.
Задачи:
- учить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- учить детей ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности
- стимулировать развитие познавательной активности и интеллектуального уровня детей
Тематический план занятий клуба «Любознайки»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа: «Я – любознайка!» | 1 |
2 | Мои органы чувств. Как я воспринимаю мир. Исследование типа восприятия. | 1 |
3 | Моё восприятие. Уровень развития. | 1 |
4 | Внимательный ли я? Исследование уровня, объёма внимания. | 1 |
5 | Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания.. | 1 |
6 | Усердный ли я? Исследование темпа работы. Моя работоспособность | 1 |
7 | Игры на развитие слухового восприятия, внимания. | 1 |
8 | Игры для зрительного восприятия, внимания. | 1 |
9 | Какая бывает память? Виды памяти. Обсуждение. | 1 |
10 | Непроизвольная память. Исследование. Выводы | 1 |
11 | Зрительная память. Кратковременная и долговременная память. Исследование. Выводы. | 1 |
12 | Слуховая память. Механическая память. Исследование. Выводы. | 1 |
13 | Словесно-логическая память. Исследование. Выводы | 1 |
14 | Игры на развитие зрительной памяти. | 1 |
15 | Игры на развитие слуховой памяти. | 1 |
16 | Работа с текстом. Развитие словесно-логической памяти. | 1 |
17 | Моё мышление. Наглядное мышление. Исследование. | 1 |
18. | Игры на развитие мышления. | 1 |
19 | Словесное мышление. Исследование. | 1 |
20 | Игры на развитие словесного мышления. | 1 |
21 | Логическое мышление. Исследование. | 1 |
22 | Игры на развитие логики. | 1 |
23 | Логические игры, головоломки, шарады. | 1 |
24 | Абстрактное мышление. Исследование. | 1 |
25 | Игры на развитие абстрактного мышления. | 1 |
26 | Как развито моё воображение. Исследование. | 1 |
27 | Я фантазёр. Приёмы развития воображения. | 1 |
28 | Я фантазёр. Продолжение. | 1 |
29 | Игра «Напиши свою сказку». | 1 |
30 | Обсуждение. Выбор лучших сказок. | 1 |
31 | Анкета «Мой кругозор». Как много я знаю о мире вокруг. Анализ анкет. | 1 |
32 | Как сделать свой кругозор шире? Приёмы. | 1 |
33 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 |
34 | Обсуждение смысла пословиц и поговорок. | 1 |
35 | Занимательные игры на развитие мышления, наблюдательности, памяти. | 1 |
36 | Подведение итогов. Составление и оформление проекта. | 1 |
Всего | 36 |
Блок 2. «Школа лидера»
Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.
В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.
Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены самоуправления.
Контингент: совет воспитанников детского дома.
Цель: Формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.
Задачи:
Социальные:
- Создать детям условия для самореализации.
- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
- Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Обучающие:
- Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
- Повышать уровень общей культуры воспитанников.
Развивающие:
- Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
- Развить творческие и коммуникативные способности.
Тематический план работы Школы Лидера
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Характер людей. Мой характер. Психогеометрический тест. Моя самооценка. Тест «Портрет и автопортрет». | 1 |
2 | Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер. Как воспитать в себе лидера. | 1 |
3 | Мои коммуникативные и организаторские способности. Методика КОС. | 1 |
4 | Командная работа. Принципы и трудности. | 1 |
5 | Самопрезентация. Умение подать себя. | 1 |
6 | Ораторские способности. Тренировка. | 1 |
7 | Сотрудничество. Игры в парах. | 1 |
8 | Учусь принимать решения. Решение сложных ситуаций | 1 |
9 | Тренинг-игра «Твори, выдумывай, пробуй» | 1 |
10 | Совместное творчество. Изготовление коллажа. | 1 |
Всего | 10 |
Блок 3. Проблемно-ценностное общение.
«Общение – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми» (А.В. Мудрик). Основой формирования навыков проблемно-ценностного общения является диалогичность. Трудности общения, невозможность построения конструктивного диалога с окружающими, узкий круг интересующих вопросов присущ всем воспитанникам интернатных учреждений. Вовлечение детей в поиск ответов на социально значимые вопросы, выявление насущных проблем города, области, края, страны, увлекательные дискуссии по проблемам и перспективам развития общества являются важным не только для развития личного потенциала воспитанников, расширения их кругозора, так и создания предпосылок для формирования молодёжного движения с целью решения насущных вопросов на городском и областном уровне.
Контингент: воспитанники 6-7классов
Цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.
Задачи:
Социальные:
- Создать детям условия для самореализации.
- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
- Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Обучающие:
- Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
- Повышать уровень общей культуры воспитанников.
Развивающие:
- Развить творческие и коммуникативные способности.
Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей
Тематический план занятий
№ | Название модуля | Кол-во часов |
1 | Понимаем наш город | 14 |
1.1 | Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. | 3 |
1.2 | Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?» | 2 |
1.3 | Устный журнал «история нашего города» | 3 |
1.4 | Беседа «Что мы видим в родном городе?» | 2 |
1.5 | Беседа «Что мы слышим в родном городе?» | 2 |
1.6 | Беседа «Запахи и ароматы родного города» | 2 |
2 | Живём в нашем городе | 6 |
2.1 | Дискуссия Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе» | 2 |
2.2 | Проблемно-ценностная дискуссия «Рискованные практики молодых людей в нашем городе» | 2 |
2.3 | Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в нашем городе» | 2 |
3 | Развиваем наш город | 6 |
3.1 | Конкурс авторских видеороликов «Проблемы нашего города. Взгляд молодых». | 4 |
3.2 | Дискуссия «Наши инициативы по развитию города». | 2 |
Всего | 26 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический процесс общения
Урок по обществознанию в 8 классе.Учащиеся узнают о разных видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения....
Психологические правила общения
Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих прав...
Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"
Цель:Повышение эффективности взаимодействия коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...
Психологические особенности общения с детьми
Чтобы общение с детьми было эффективным, необходимо знать их возрастные особенности....
"Психологическая культура общения"
КВН "Психологическая культура общения"...
Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный
Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в...
Презентация к семинару-практикуму "Психологическая этика общения"
Педагогам-выработка эффективного педагогического воздействия....