«Организация образовательного детско-юношеского предпринимательства как условие повышения качества образования»
проект по теме

Предпринимательство – это не только вид деятельности,

это особое качество, без которого прожить невозможно

А. Адамский.

 

Понятие «предпринимательская деятельность», или «предпринимательство», в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры – всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову «предпринимать» дано значение «затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного». Предпринимательство – есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЦДЮП109 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного детско-юношеского предпринимательства как условие повышения качества образования»

Предпринимательство – это не только вид деятельности,

это особое качество, без которого прожить невозможно

А. Адамский.

 

Понятие «предпринимательская деятельность», или «предпринимательство», в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры – всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову «предпринимать» дано значение «затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного». Предпринимательство – есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.

В России появился и продолжает формироваться новый слой общества – «предприниматели», который сегодня выступает в качестве реально действующего социального субъекта преобразования общества. Вместе с ним формируется и новый социальный тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях командной экономики. Сегодня статус предпринимателя становится всё более привлекательным для значительной части молодёжи. Значимым является то обстоятельство, что для молодых людей предприниматели не есть что-то враждебное и противостоящее, а скорее, образец для подражания и в какой-то мере собственная перспектива в жизни.

Содержание предпринимательской деятельности – это новая комбинация факторов производства или производство нового товара или услуги, внедрение инновационного элемента в процесс производства или в процесс продвижения товара к потребителю, в частности:

  1. изменение системы управления производством;
  2. смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;
  3. применение новой техники и технологии;
  4. использование новых материалов;
  5. упаковка товаров;
  6. новая схема организации рекламы;
  7. реагирование на результаты маркетинговых исследований;
  8. сокращение срока оборота капитала;
  9. поиск более эффективных форм использования полученной прибыли;
  10. смена работников или повышение квалификации;
  11. создание особой культуры в коллективе;
  12. принятие мер по эффективному использованию рабочего времени.

Главная цель центра детско-юношеского предпринимательства состоит в обеспечении условий развития инновационной и предпринимательской деятельности для более эффективного функционирование школы в условиях рыночной экономики.

Другими целями программы являются:

  • поиск, исследование и экспериментальная апробация экономических и организационных механизмов функционирования школы, в экономических условиях;
  • содействие росту общей культуры учащихся в сфере малого предпринимательства, подготовка менеджеров и предпринимателей для работы в малом бизнесе, развитие инфраструктуры обслуживания;
  • получение и привлечение новых знаний в области концептуальных основ развития и освоения информационных технологий для малого предпринимательства;
  • повышение конкурентоспособности продукции и услуг школы;
  • создание условий для добросовестной конкуренции и предпринимательства путем стимулирования и поддержки изобретательской деятельности на основе применения правовых норм и результатов интеллектуальной деятельности.

Для достижения указанных целей программой предусматривается решение следующих задач: 

  • создание системы комплексной поддержки и продвижения инновационных и образовательных проектов школы в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • развитие на базе созданной инфраструктуры школы центра детско-юношеского предпринимательства;
  • обеспечение конкурсного отбора продукции для продвижения на рынок наиболее конкурентноспособных результатов изобретательской и интеллектуальной собственности школы создающих не только конкурентоспособную продукцию, но и имеющих потенциал для ее обновления;
  • укрепление взаимодействия школы с организациями и предприятиями города;
  • организация сбора, обработки правовой, и иной информации, представляющей экономический интерес для субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка изобретательской деятельности предпринимательских структур школы, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых объектов техники и технологий на основе изобретений;
  • привлечение студентов и преподавателей для системной работы в структурах малого предпринимательства школы;

Ведущее место в реализации условий формирования предпринимательской среды занимают требования педагогического руководства к образовательному процессу. Определяющим фактором решения данной проблемы является готовность учителя к обучению учащихся основам экономики и предпринимательства, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников.

Одним из перспективных путей повышения эффективности и качества деятельности учителя экономики и предпринимательства является освоение активных форм и методов обучения, среди которых можно отметить деловую игру – «Экономика вокруг нас». Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет приближая учебный процесс к реальным ситуациям в их предметном и социальном контекстах.

По данным исследований проведённых рекламно-информационной службой игры, в 2007 году свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 30% учащихся школы, то в 2008 учебном году таких школьников стало более 70%. При этом школьники понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Половина учащихся подчеркнули, что посещают занятии по экономике и предпринимательству потому, что это интересно и полезно.

У школьников существуют различные достаточно эффективные механизмы формирования экономического мышления. Кроме того, в рамках учебного процесса есть возможность реализовать потребности предпринимательской подготовки учащихся на основе методики организации учебно-предпринимательской деятельности. Учебно-предпринимательская деятельность школьников может послужить не только формой, но и средством экономического обучения. Создание настоящего производства по выпуску конкурентоспособных товаров, работающего по принципу самоокупаемости, - это решение проблемы качественной подготовки учащейся молодёжи в соответствии с требованиями современной жизни и реальными возможностями школы.

В рамках центра детско-юношеского предпринимательства предусматривается создание экономических условий, при которых участникам предоставляется возможность проявить свои скрытые возможности и способности, осуществить самоподготовку и пройти практическую «закалку» по предпринимательской деятельности. Ведь обеспечение, закрепление и развитие успеха собственного дела – основная задача, как всего трудового коллектива, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Вера в успех, полноценная работа для достижения этого успеха является необходимыми и обязательными качествами каждого начинающего предпринимателя.

Школа биржа труда ведёт активную работу по самоопределению несовершеннолетних граждан. Оказывает помощь в совершении обоснованного профессионального выбора, формирование чувств уверенности в правильности выбора жизненного пути. Школа биржи труда ведёт целенаправленную работу по предпрофильному профессиональному обучению через встречи с работниками предприятий, представителями профессий, востребованных в данное время на рынке труда. С 2004 по 2008 года увеличилось число рабочих мест предоставленных предприятиями города учащимся школы: центр занятости, Усть-Илимский ЛПК, «ПИК – 89», ПСХ «Ангара», индивидуальные предприниматели. Таким образом, количество учащихся трудоустроенных и получающих заработную плату через школьную биржу труда увеличилось с 78 до 92  человек.

Экономическая игра «Экономика вокруг нас». Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс экономической игры предоставляет возможности учащимся:

  • выявить наличие у них предпринимательских способностей;
  • эффективно использовать свой творческий и исследовательский потенциал;
  • получить опыт работы в управленческом аппарате игры (менеджер, маркетолог, бухгалтер, PR- служба) (приложение 1);
  • актуализация экономического образования,  повышение социализации учащихся и помощь в их профессиональной ориентации.

Ежегодно игрой осуществляются акции по сбору макулатуры (приложение 2). Количество заработанных денег учащимися за три года (в сборе макулатуры) увеличилось с 1000 до 4351 рублей. По итогам учебного года в «День школы» учащиеся премируются денежными премиями, заработанные в течение учебного процесса и внеклассной деятельности (приложение 3) согласно разработанным критериям оценивания их творческой и исследовательской деятельности. Сумма выплаченных премий составила: 1 год – 5324 рублей, 2 год – 5700, 3 год – 6280. Итого–17304 рублей.

Трудовой отряд старшеклассников занимается широким спектром работ связанных с благоустройством, чистотой школьной территории. Мотивация молодёжи к данной профессиональной деятельности теряет интерес из-за большого количества выполняемой работы, но при этом заработная плата существенно отличается в большую сторону. В этом году данный центр предпринимательства ставить задачу на развитие и привлечение трудовых ресурсов, путём стимулирования их заработной платы.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка представлена следующими профессиями:

  • Парикмахерское дело
  • Агент (коммерческой деятельности)
  • Водитель категории «В», «В С»

Получение первоначальных навыков в данных профессиональных направлениях способствует:

  • формированию способностей правильно выбрать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросом рынка труда;
  • актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся, за счёт специальной организации их деятельности.

По окончанию профессионального образования выпускникам вручаются сертификаты с присвоением выбранной ими профессии.

 Дополнительное образование детей – одно из приоритетных направлений образовательной политики школы представляющее собой типичную инновационную модель со следующими принципами:

  • основное внимание уделяется индивидуальным и социальным целям, адаптация детей в процессе внедрения в социум;
  • команда педагогов им специалистов обеспечивают весь образовательный процесс, используя методы проектной работы;
  • в ходе работы делаются попытки связать области знаний и реальную практику, так как результатом их деятельности является изготовление продукции, которая успешно может реализоваться и приносить прибыль.

Система дополнительного образования в школе представлена большим количеством направлений, которые взаимодействуют между собой и считаются рентабельными в сфере предпринимательства.

Представленные направления дополнительного образования дают возможность приобрести практико-ориентированные знания, умения в предпринимательской деятельности, получить возможность большей мотивации в выборе профессии и первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время. Возможна миграция учащихся из одного объединение в другое, с целью расширения кругозора в выборе будущей профессии.

Таким образом, дополнительное образование в детско-юношеском центре является той сферой, которая, обладая самоценностью, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, создание условий для развития индивидуальных интересов и качеств предпринимателя.

Уже не первый год на базе школы планируется открытие специализированного магазина с индивидуальным обслуживанием (наличном контакте продавца с покупателем).

Цель: удовлетворение потребностей учащихся и учителей в ассортименте предоставляемых товаров и услуг и получения прибыли для организации.

В основе открытия магазина лежат три простых принципа:

  • нацеленность работы на долговременный результат;
  • нацеленность на конечный результат, т.е. производство и продажу;
  • комплексный подход к конечному результату.

В работе создания магазина выделяются три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Оформление документов
  3. Создание условий для деятельности

Подготовительный этап: оценить имеющиеся возможности, отвечая на вопрос: Какие имеются ресурсы для реализации товаров и услуг? Определить конечные цели (прибыль, повышение статуса, вложение средств, привлечение новых партнёров или отключение от общего дела несостоятельных партнёров). Выбор формы собственности.

Оформление документов: подготовка учредительных документов, подписи документов.

Создание условий для деятельности.

Преимущества магазина связаны с широким ассортиментом продукции, а так же предоставлением дополнительных услуг на заказ, продажа на вынос. Торговый отдел, реализует как детские поделки, так и покупные изделия (игрушки, канцелярские товары, детская бижутерия). Хотя появление товаров, произведенных вне школы, нарушают принципы игры, с этим можно примириться ради оживления товарно-денежного оборота.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.

Магазин рассчитан на одновременное обслуживание учащихся, учителей, гостей МОУ «СОШ №8». Предполагается занять помещение бывшего опорного участкового пункта (возможна аренда данного помещения в счёт продаваемой продукции)

Наименование

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

Прочие

Парты

4

-

Завхоз

Стулья

2

-

Завхоз

Полочки Стеллажи

4-5

-

Трудовое обучение

Калькулятор

1

-

Экономист

Касса

1

-

Кружок

Ценники

50

-

Кружок

Потолочная плитка

15

215

Возможно сбор с учащихся проф.об.

ПЕРСОНАЛ И РЕЖИМ РАБОТЫ

Должность

Численность персонала

Примечание

1

Продавец

2

ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА НАЧИСЛЯЕТСЯ В ВОСЬМУШКАХ, ВОЗМОЖНО ВЫПЛАТА ДЕНЬГАМИ (при наличии свободных денежных ресурсов). Обязательное условие – премирование работников магазина. Планируется, что магазин будет работать с 10 до 17 часов.

2

Технический персонал

1

3

Администратор

1

ВСЕГО:

4

Закупка товара осуществляют ответственные по закупке совместно с руководителем магазина.

  1. Учащиеся из группы профессионального обучения «Агент (коммерческой деятельности)» в течение года изучают потребности спроса и предложения на предлагаемые товары и услуги, выявляют зависимость цены и количества товара. Изучение конкуренции не имеет смысла за исключением рынка канцелярских товаров.
  2. Цены на продукцию устанавливаются администратором с согласием учащихся. Гибкое ценообразование позволяет менять цены в зависимости от покупательной способности. Предполагается проведение акций (сбор макулатуры, пластиковых бутылок), аукционов, лотов – для привлечения потребителей.
  3.  Рекламное деятельность магазина будет осуществляться посредством:
  • Предоставления скидок;
  • Проведение рекламных акций;
  • Установки рекламных указателей, а так же стендов со сменным табло.
  1. Каждому товару прикрепляются восьмушки в зависимости от сложности и цены товара для поддержания экономической игры «Экономика вокруг нас». У учащихся появляется стимул сделать больше поделок и заработать деньги.

Товар

Закупка (рублей)

Продажа (рублей)

Восьмушки

1

Шариковая ручка

2

2,50

1

2

Тетрадь (24 л.)

11

15

3

3

Декоративная роспись

-

25

8

Декоративная роспись

-

25/75%-18,75коп.

ученику

5

Использование товаров дополнительного образования: береста, бисероплетение, вышивка, декоративная роспись, папье-маше, картины, рисунки, изделия «Теремка», газеты Пресс - центра - (школьная, региональная), трудовое обучение, работы дизайнера, уроки трудового обучения в начальной школе (поделки в обмен на восьмушки). Условие: в зависимости от сложности изделия будет устанавливаться цена на товар. После продажи товара учащийся получает 75% дохода от продажи, 25% - перечисляются в фонд центра детско-юношеского предпринимательства на выплату заработной платы работникам магазина. Продавцами магазина будет вестись торговый журнал для контроля за продажей товаров.

ТОРГОВЫЙ ЖУРНАЛ

Проданный товар

 Закупочная цена (руб.)

Продажа (руб.)

Дата продажи

Стоимость в восьмушках

Роспись

1

Шариковая ручка

2

2,50

10.09.06

1

Сочетание образовательных и производственных целей даёт возможность подготовить будущего предпринимателя, организатора производства, менеджера. Здесь может быть представлена предпринимательская деятельность во всех её аспектах: организация маркетинга, бухгалтерский учёт, организация оптимального технологического процесса изготовления изделий и т.д. Используя информацию, полученную на различных занятиях, учащиеся постепенно переходят от теоретического уровня знаний к формированию и совершенствованию практических навыков и умений. Одновременно в процессе практической деятельности у них вырабатывается потребность в новых знаниях для совершенствования подготовки к предпринимательской деятельности. Привлечение представителей отечественного бизнеса, финансовой и организационной помощи общественных объединений в образовательное учреждение является перспективным условием экономической и предпринимательской подготовки учащихся.

В информационном письме Министерства образования РФ № 508/11-13 от 3 марта 2000 года подчёркивается, что ученические предприятия главной целью ставят не получение прибыли и ведение предпринимательской деятельности в полном объёме, а обучение учащихся практическим навыкам, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности, создание условий для профессиональной ориентации, самоопределения личности и социальной адаптации школьников. (Журнал Экономика в школе № 4, 2002 г.).

В современном мире тотальной конкуренции идут интенсивные дебаты по поводу целей школьного обучения. Всё большее звучание приобретает лозунг о том, что в школьном возрасте необходимо развивать такие качества, которые позволят молодёжи создавать новые, а не занимать старые рабочие места. Центр детско-юношеского предпринимательства преследует именно эти цели, позволяя учащимся приобретать деловые, предпринимательские знания, умения и навыки. Участники центра более подготовлены к риску, принятию нестандартных решений, преодолению неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление организацией внутришкольного мониторинга как условие повышения качества образования

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают...

Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).    Цель данной образовательной...

Организация подготовки школьников к ЕГЭ по физике как условие повышения качества образования.

ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками...

"Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий повышения качества образования

Самообразование- процесс сознательной самостотельной познавательной деятельности .И для того,чтобы учить других,нужно знать больше,чем остальные....

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проект направлен на изучение современных образовательных технолий и использование учителями физики в своей деятельности....

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проек направлен на изучение с учителями физики современных образовательных технологий и применение их в своей деятельности....