Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования
учебно-методический материал по теме
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kritich_myshlenie_k_pedsov.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РКМЧП:
- Социализация личности
- Индивидуальное развитие личности
- Становление самостоятельности
Задачи ТЕМЫ:
1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.
Глава 1. Критическое мышление как образовательная технология
1.1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Дайана Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Другое определение – направленное мышление». С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
- Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
- Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
- В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Каким же образом происходит организация учебного процесса?
Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
1.2 Рассмотрим фазы технологии критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:
1 –я стадия | 2-я стадия | 3-я стадия |
Вызов: – актуализация имеющихся знаний,опыта; Методы и приёмы:
| Осмысление содержания: – получение новой информации; Методы и приёмы работы:
| Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; Методы и приёмы работы:
|
Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.
Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое». На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.
- Инсерт (активное чтение с маркировкой)
-Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.
Глава II. Опыт использования приёмов и методов технологии развития
критического мышления на уроках истории
2.1 На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них является составление КЛАСТЕРА.
Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
При изучении темы «Государство» у нас получился такой кластер.
АРМИЯ ВЛАСТЬ ЯЗЫК ТЕРРИТОРИЯ НАЛОГИ ОБЫЧАИ |
Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием ИНСЕРТ (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)- маркировка текста значками по мере его чтения.
Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления).
В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…». Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.
1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
«V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) ... ... ...
4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют второй стадии: осмысление
Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика.
Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить..
Всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той или иной проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих».
Предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
НАПРИМЕР:
Петр 1
- целеустремленный, энергичный
-построил, преобразовал, победил
-провел реформы, изменившие Россию
-реформатор
Процесс написание синквейна очень нравиться ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное.
Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
Заключение.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления.
Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:
- Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
- Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
- Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
- Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям. - Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т.д.
Приём инсерт помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.
Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения.
Синквейн часто используется как способ синтеза материала. - Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Надеюсь, мои знания помогут моим коллегам расширить свои педагогические возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.
Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...
Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.
Статья P { margin-bottom: 0.21cm; } "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...
Статья "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся".
Статья"Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....
Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...
Доклад «Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»
Современные образовательные теехнологии как одно из условий достижения качества образования...
Использование современных форм и методов работы как условие повышения качества образования
В настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с принятием Государственного стандарта базового и начального образования и с переходом ...