Викторина "Поэт золотого века"
методическая разработка (9 класс) по теме

Алексеева Людмила Анатольевна

Викторина «Поэт золотого века» явлется хорошим подспорьем для проведения внеклассного мероприятия после изучения творчества А.С.Пушкина в 8-9 классах. Учащимся будут предложены занимательные вопросы, касающиеся окружения Пушкина: это и музы Пушкина, его лицейские друзья. Используем иллюстрации портретов А.Олениной, Н Гончаровой, А.Керн, М.Волконской, аудиозаписи романсов на стихи А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Викторина "Поэт золотого века"

(внеклассное мероприятие по творчеству А.С.Пушкина и его окружению)

Используется презентация, аудиозаписи стихов и романсов.

Ведущий: сегодня вновь мы обратимся к жизни и творчеству А.С.Пушкина - великого поэта Золотого века.

Тур 1. “Себя как в зеркале я вижу”

Перед вами портреты А.С.Пушкина художников

  1. Ореста Кипренского.
  2. Василия Тропинина.
  3. Петра Соколова.
  4. Ильи Репина.

Вопрос 1: Какой из этих портретов принадлежит кисти В. Тропинина? На портрете Пушкин изображен в домашней обстановке: просторный халат, рубашка с открытым воротом, вокруг шеи платок.

Ответ: № 3

Вопрос 2: К кому из художников А.С.Пушкин обратился со словами:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз.
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя, как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Ответ: №1 Орест Кипренский.

Вопрос 3. Одна из картин, которые вы видите на слайде, написана двумя художниками. Назовите эту картину и её авторов.

Ответ: №4 Картина Ильи Репина “Пушкин у моря”. Перед отъездом из Крыма Пушкин прощается с морем. Он стоит на скале, ветер развевает его

плащ, волны брызгами рассыпаются у самых ног. Это здесь, сейчас родятся строки: “Прощай, свободная стихия!” на этой картине Репин создал вдохновенный образ поэта, но художник не считал себя мастером морских пейзажей и попросил известного мариниста написать море. Назовите имя этого знаменитого художника.(Иван Константинович Айвазовский). Корней Чуковский позже вспоминал, как И.Репин отзывался об этой картине: “Дивное море написал Айвазовский.…И я удостоился намалевать там фигурку”.

Тур 2. “Что было бы со мною, Богиня, без тебя?”

Второй тур викторины посвящен любовной лирике А.С.Пушкина.

Пред вами портреты женщин, которых знал и любил поэт. Одними он увлекался, с другими дружил, откровенничал, писал послания в их альбомы, восхищался талантом и красотой третьих. Итак, вы видите портреты

  1. Анны Алексеевны Олениной.
  2. Анны Петровны Керн.
  3. Натальи Николаевны Гончаровой.
  4. Марии Николаевны Волконской.

Благородство и величие поэта измеряется его отношением к женщине. А.С.Пушкин, обращаясь к наградившей его любовью женщине, говорит: “Дай вам Бог любимой быть другим”.

Вопрос 1. Кому из этих прекрасных дам посвящено стихотворение:

Я вас любил, любовь ещё быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

Ответ: Анне Алексеевне Олениной, дочери президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Это в её альбом Пушкин записал одно из своих прекрасных лирических признаний.

Вопрос 2. Кому посвящены пушкинские строки:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ответ: стихотворение “Мадонна” посвящено Н.Н.Гончаровой-Пушкиной, жене и другу, глубокой и нежной любви поэта.

Вопрос 3. Женщину, о которой сейчас пойдет речь, Пушкин увидел в доме Олениных в Петербурге, в 1819 году. Она оставила в душе поэта сильное и яркое впечатление. Встреча с ней в 1825 году в период Михайловского заточения, в “печальной деревенской глуши” вызвала в поэте, по его признанию, чувства глубокие и мучительные. Пушкин увековечил эту женщину гениальными строками одного из своих лучших лирических стихотворений. Поэт встречался с этой женщиной и позднее в Петербурге, питал к ней искренние чувства и принимал живое участие в её судьбе. Кто эта дама и какое стихотворение посвятил ей Пушкин?

Ответ: А.П.Керн “Я помню чудное мгновенье”

Звучит стихотворение А.С.Пушкина “На холмах Грузии…” (1 вариант)

Вопрос 4. Кому посвящено это стихотворение?

Ответ: М.Н.Волконской.

В первой главе “Путешествия в Арзрум” Александр Сергеевич с грустью вспоминает о поездке на Кавказ вместе с семьей генерала Раевского девять лет тому назад. Имен его дочерей Пушкин не упоминает, но известно, что он был влюблен в Марию (об этом говорят и рисунки поэта, и строки, посвященные ей). Прошли годы, и Мария Николаевна, став женою декабриста С.Волконского, отправилась вслед за ним в Сибирь. Многие видели в этом жертву (отказ от беззаботной жизни, прав состояния и т.д.).

Пушкин знал содержание записки генерала Н.Н.Раевского, адресованной дочери; “...Молю Бога за тебя, жертву невинную, да укрепит твою душу, да утешит твое сердце!”

Таким образом, есть основания полагать, что первый вариант стихотворения посвящен М.Н.Волконской. К такому выводу пришел ученый С.М.Бонди, проведя подробное исследование черновиков А.С.Пушкина.

Тур 3. “В те дни, когда в садах лицея...”

Тема третьего тура - лицейские друзья Пушкина. Перед вами их портреты:

  1. Антон Дельвиг.
  2. Иван Пущин.
  3. Вильгельм Кюхельбекер.

Вопрос 1. Одному из лицейских друзей А.С.Пушкина русский писатель Ю. Тынянов посвятил роман. Кому именно?

Ответ: это Вильгельм Карлович Кюхельбекер, роман Тынянова “Кюхля”. Судьба к этому человеку была ещё несправедливей, чем к его товарищам.14 декабря 1825 года, среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь, был и Кюхельбекер. После поражения восстания он был приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Почти 10 лет провел он в крепости, в одиночной камере, затем - больной, полуслепой - доживал свой век в сибирской ссылке. На протяжении многих лет в сознании потомков Кюхельбекер жил как поэт – неудачник, как фигура во многом комическая, чему способствовали его внешний облик и странный характер. Он был длинным и тощим, руки вечно вылезали из рукавов, глаза будто рвались из орбит. Его пылкость, восторженность, неловкость застенчивость, непрактичность вызывали с юных лицейских лет насмешки и розыгрыши даже у тех, кто его искренне любил за бескорыстность и чистоту, верность дружбе и высокие духовные стремления.

Однажды Пушкин сочинил от имени Жуковского эпиграмму:

За ужином объелся я
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Обидчивый Кюхельбекер вызвал автора на дуэль. Пушкин не хотел этой дуэли, но отказываться было нельзя. На дуэли неловкий Кюхельбекер прострелил фуражку своего секунданта.

Вопрос 2. Кто был секундантом Кюхельбекера в этой дуэли?

Ответ: Антон Дельвиг. “Никто на свете не был мне ближе Дельвига”,- писал Пушкин в одном из писем. Быть может, это преувеличение? Ведь письмо было послано сразу после смерти Дельвига. Однако, переписка, воспоминания современников, все факты, дошедшие до нас, свидетельствуют именно об этом: никто не был ближе Дельвига. В 1825 году Пушкин написал:

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой, ты голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Вопрос 3. Это был любимец всего лицея, один из самых близких друзей Пушкина. Он совмещал в себе благородство и чувствительность с мужеством, тонкое честолюбие с добродушием и скромностью. Гвардейский офицер, затем судья Московского надворного суда, он становится видным участником декабрьского движения с его начальных этапов до самого декабря. Верховный уголовный суд отнес его к “первому разряду государственных преступников” и осудил на 20 лет каторги.

В первый же день своего прибытия в читинский острог он получил поэтическое послание Пушкина, переданное поэтом с женой декабриста Н.М. Муравьева. Послание начиналось словами: “Мой первый друг, мой друг бесценный!”. Назовите имя этого человека.

Ответ: И. И. Пущин

4. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

(литературно-музыкальная композиция).

Чтение стихов А.С.Пушкина, сопровождаемое показом слайдов.

5.Подведение итогов викторины, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"

Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева....

Русские писатели Золотого Века.

Тексты о великих русских писателях Золотого века и упражнения к ним....

методическая разработка урока "Каменная поступь золотого века"

Методическая разработка интегрированного урока (история СПб + физика), включает конспект урока,  раздаточный материал к уроку....

интегрированный урок "Каменная поступь золотого века"

методическая разработка обобщающего урока по теме "Давление твердого тела, жидкостей и газов", урок интегрированный( Физика + История и культура Санкт-Петербурга), сопровождается презентацией...

Викторина "Поэт золотого века"

Викторина «Поэт золотого века» явлется хорошим подспорьем для проведения внеклассного мероприятия после изучения творчества А.С.Пушкина в 8-9 классах. Учащимся будут предложены занимательные вопросы, ...