Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева.
Золотой век — первый период расцвета русской литературы. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму.
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении литературных направлений.
Эффективно обеспечить работу "механизма" понимания текста и получить при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала к конспекту добавляю "опорный сигнал" - презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_zolotoy_vek.pptx | 2.16 МБ |
literaturnye_napravleniya.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотой век русской поэзии – первая треть XIX века Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева.
Александр Сергеевич Пушкин "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений. Его роман в стихах " Евгений Онегин " был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.
Лермонтов Михаил Юрьевич Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич . Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ -характерные черты героя Лермонтова, выражаются в лирике, в поэмах "Демон" и "Мцыри". Роман «Герой нашего времени»- Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.
Лев Николаевич Толстой « Война и мир » В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве целого царствования АлександраI . « Анна Каренина » Этот роман является уже переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого.
Федор Михайлович Достоевский Повести, романы: "Бедные люди" (1846, роман), "Двойник" (1846, повесть), " Прохарчин " (1846, повесть), "Слабое сердце" (1848, повесть), "Чужая жена" (1848, повесть), "Роман в 9 письмах" (1847, повесть), "Хозяйка" (1847, повесть), "Ревнивый муж" (1848, повесть), "Честный вор", (1848, повесть вышла под заглавием "Рассказы бывалого человека"), "Елка и Свадьба" (1848, повесть), "Белые ночи" (1848, повесть), " Неточка Незванова " (1849, повесть), "Дядюшкин сон" (1859, повесть), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859, повесть), "Униженные и оскорбленные" (1861, роман), "Записки из Мертвого дома" (1861- 1862), "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866, роман), " Идиот " (1868, роман), "Бесы" (1871 - 1872, роман), "Подросток" (1875, роман), "Дневник писателя" (1877), "Братья Карамазовы" (1879 - 1880, роман), "Мальчик у Христа на елке", "Кроткая", "Сон смешного человека".
Иван Сергеевич Тургенев Русский писатель , поэт , переводчик ; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности ( 1860 ). Считается одним из классиков мировой литературы Псевдонимы:- - - въ ; —е—; И.С.Т.; И.Т.; Л.; Недобобов , Иеремия; Т.; Т…; Т. Л.; Т……в; *** « Записки охотника», повесть « Муму », роман «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» роман «Новь»
Александр Иванович Куприн Повести и романы 1892 — « Впотьмах » 1896 — « Молох » 1897 — « Прапорщик армейский » 1898 — « Олеся » 1900 — « На переломе » (Кадеты) 1905 — « Поединок » 1907 — « Гамбринус » 1908 — « Суламифь » 1909—1915 — « Яма » 1911 — « Гранатовый браслет » 1913 — « Жидкое солнце » 1917 — « Звезда Соломона » 1928 — « Купол св. Исаакия Далматского » 1929 — « Колесо времени » 1928—1932 — « Юнкера » 1933 — « Жанета »
Николай Семенович Лесков Русский писатель, публицист Псевдонимы:М . Стебницкий “Житие одной бабы” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), “ Котин доилец и Платонида ” (1867). Романы “Обойденные” (1865), “На ножах” (1872), хроника “Соборяне” (1872). Повести“Запечатленный ангел” и “Очарованный странник”
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Псевдоним -Н. Щедрин), прозаик. «История одного города» - вершина его сатирического искусства. «Господа Головлевы» «Пошехонские рассказы» «Современная идиллия»
Федор Иванович Тютчев Русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года «Фонтан», «Чародейкою зимою», «Я помню время золотое…» »Цицерон», «Летний вечер», «Так здесь-то суждено», «Первый лист», «Предопределение», «В деревне», «Вечер», «Видение», «Пророчество» и другие.
Афанасий Афанасьевич Фет Русский поэт - лирик , переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН ( 1886 ). Основное содержание его поэзии — любовь и природа Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» .
Иван Андреевич Крылов Русский поэт, баснописец , переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии ( 1811 ), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности ( 1841 ). «Оракул», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей»и другие. И.А.Крылов написал 208 басен.
Александр Петрович Сумароков Русский поэт, писатель и драматург XVIII в . Стихи (19) «Другим печальный стих рождает стихотворство» О благородстве Станс «Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!» Эпиграмма Эпитафия «Тщетно я скрываю сердца скорби люты» Эпитафия Сонет «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю» Эпитафия «Уже восходит солнце, стада идут в луга» Баллад «Мучительная мысль, престань меня терзати » «Негде, в маленьком леску» «Благополучны дни» Овца Ворона и Лиса
Константин Николаевич Батюшков Русский поэт , предшественник Пушкина Главные темы в поэзии Батюшкова-дружба и любовь. Стихотворение «Послание к стихам моим» — первое выступление Батюшкова в печати. «Опыты в стихах и прозе» «Вакханка» ( 1815 ) «К Дашкову» ( 1813 ) «Умирающий Тасс » ( 1817 )
Антон Антонович Дельвиг Русский поэт, издатель, друг и одноклассник А.С. Пушкина . А. С. ПУШКИНУ (Любовь летит — лови, лови!..) Анахорет по принужденью... В альбом А. Н. Вульф В АЛЬБОМ Б. (Давно бы несколько стихов...) ВДОХНОВЕНИЕ (В друзьях обман, в любви разуверенье...) ДВЕ ЗВЕЗДОЧКИ (Со мною мать прощалася ...) ДИФИРАМБ (И болтливую любовь...) Друзья За что, за что ты отравила... К А. С. Пушкину К Амуру К ДИОНУ. (Для наслаждений любви...) К ДРУЗЬЯМ (Я редко пел, но весело, друзья!..) К ЛИЛЕТЕ (В объятиях неясных любви...) Луна ЛЮБОВЬ (Что есть любовь?..) Малороссийская песня Моя хижина На смерть Державина Первая встреча ПЕСНЯ. (Мы бтебя любили!..) Песня (Наяву и в сладком сне...) Пушкину
Николай Михайлович Карамзин Выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма , прозванный русским Стерном «Евгений и Юлия», повесть ( 1789 ) «Письма русского путешественника» ( 1791 - 1792 ) « Бедная Лиза », повесть ( 1792 ) «Наталья, боярская дочь», повесть ( 1792 ) «Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792 ) « Сиерра-Морена » , повесть ( 1793 ) «Остров Борнгольм » ( 1793 ) «Юлия» ( 1796 ) «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода » , повесть ( 1802 ) «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ( 1802 ) «Чувствительный и холодный» ( 1803 ) «Рыцарь нашего времени» ( 1803 ) «Осень»
Владимир Григорьевич Бенедиктов Русский поэт и переводчик «Воспоминание» «К женщине» «Кокетка» «Молитва» «Москва» Переводил произведения И. В. Гёте , Шиллера , Байрона , Шекспира , Виктора Гюго , Огюста Барбье , Теофиля Готье и других зарубежных поэтов. Поэмы Адама Мицкевича « Гражина » и «Конрад Валленрод »
Использованный материал stihi-rus.ru/1/ Benediktov ru.wikipedia.org/wiki/ Поэты_пушкинс natlib.udm.ru/century.htm ru.wikipedia.org/wiki/ Лермонтов
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»
Учитель русского языка и литературы
Куадже Ася Шумафовна
Литературные направления (теоретический материал)
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.
Основные черты литературных направлений:
- объединяют писателей определенной исторической эпохи;
- представляют особый тип героя;
- выражают определенное мировоззрение;
- выбирают характерные темы и сюжеты;
- используют характерные художественные приемы;
- работают в определенных жанрах;
- выделяются стилем художественной речи;
- выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.
Классицизм
Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
Отличительные черты:
- значительность тем и сюжетов;
- нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
- надуманные образы, схематические характеры;
- назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
- использование языка, мало понятного простому народу;
- обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
- общенациональная, гражданская направленность;
- установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);
- подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).
Представители классицизма
Западноевропейская литература:
- П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;
- Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;
- Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;
- Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;
- Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;
- Ж. Лафонтен – «Басни».
Русская литература
- М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
- Г. Державин – ода «Фелица»;
- А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;
- Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;
- Д.Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».
Сентиментализм
Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
Отличительные черты:
- раскрытие человеческой психологии;
- высшей ценностью провозглашается чувство;
- интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;
- идеализация действительности, субъективное изображение мира;
- идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;
- произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.
Представители сентиментализма
Западноевропейская литература
- С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;
- Ж. Ж. Руссо – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;
- И.В. Гете – роман « страдания молодого Вертера».
Русская литература
- В. Жуковский – ранние стихи;
- Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;
- И. Богданович – поэма «Душенька»;
- А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Романтизм
Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.
Отличительные черты:
- необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;
- неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
- стремление к идеалу, совершенству;
- сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;
- изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);
- контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
Представители романтизма
Западноевропейская литература
- Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;
- И.В. Гете – драма «Эгмонт»;
- И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;
- Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;
- П. Мериме – новелла «Кармен»;
- В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;
- В. Скотт – исторический роман «Айвенго».
Русская литература
- В. Жуковский – баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», «Ивиковы журавли»; сказка «Ундина»;
- К. Рылеев – поэмы «Войнаровский», «Наливайко»;
- А. Пушкин – поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»;
- М. Лермонтов – «Мцыри»;
- Н. Гоголь – повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- М. Горький – рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
Реализм
Направление в искусстве и литературе 19 – 20 веков, в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни (без прикрас и фантазий). Наибольшего развития реализм достиг в 19 веке.
Отличительные черты:
- в основе произведения лежит конфликт: герой – общество;
- типичные литературные персонажи;
- типичные приемы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер);
- изображение определенной исторической эпохи, реальных событий;
- изображение событий и героев в развитии;
- все персонажи изображаются не отвлеченно, а во взаимодействии с окружающим миром.
Представители реализма
Русская литература
- А. Грибоедов – комедия в стихах «Горе от ума»;
- А. Пушкин – маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»; «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман; (Слайд 3)
- М. Лермонтов – роман «Герой нашего времени»; (Слайд 4)
- Н. Гоголь – поэма «Мертвые души»;
- И. Тургенев – романы «Отцы и дети», «Накануне», «Дым», «Рудин», «Новь»; (Слайд 7)
- Л. Толстой – рассказы «После бала», «Севастопольские рассказы»; роман «Воскресенье»; (Слайд 5)
- Ф. Достоевский – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» (Слайд 6).
Использованная литература
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"
Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры. Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...
Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)
Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о т...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
Комментарии
Литературные направления
Чтобы проявить у учащихся интерес к теоретическому материалу на данном уроке, предлагаю еще и презентацию "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы".
Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста,как заинтересовать детей во время подачи теоретического материала.
поддерживаю Вас! Удачи!
поддерживаю Вас! Удачи! Хорошие работы!!!!
Спасибо!
Спасибо!
У Вас очень красивые и
У Вас очень красивые и красочные презентации, думаю это уже как то привлечет внимание учащихся при объяснении материала. Проявить интерес к уроку у учащихся можно создавая флипчарты на интерактивной доске, а может и привлекая ребят в ходе изучения материала. Ведь не зря старая мудрость гасит, что "Скажи мне, и я забуду Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда" удачи Вам!!!
Спасибо!
Спасибо!
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872
Елена Михайловна! Я Вас
Елена Михайловна! Я Вас поддержу! Удачи в конкурсе!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Спасибо! И Вам удачи!
Спасибо! И Вам удачи!
Удачи в конкурсе!
Удачи в конкурсе!
Спасибо!
Спасибо!
Отлично! Эти имена дети
Отлично! Эти имена дети должны знать! Удачи Вам в работе и конкурсе. Высший балл!
Спасибо!
Спасибо!
С литературными направлениями
С литературными направлениями у наших деток не совсем хорошо,так что материал необходимый для уроков литературы. Спасибо, Ася Шумафовна!
Спасибо, Маргарита Сергеевна!
Спасибо, Маргарита Сергеевна!
Жаль я не учитель, материал
Жаль я не учитель, материал хороший. Голосую
Спасибо!
Спасибо!
Ася Шумафовна!Ваша работа
Ася Шумафовна!Ваша работа бесценна!Спасибо!Присоединяюсь и с удовольствием отдаю и свой голос!Загляните и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316