Неделя математики.
методическая разработка (5 класс) на тему
Сформулированы цели, задачи и конечный результат недели математики. Есть план работы на каждый день, разработка конкурса-путешествия "Смекалистых". Приведены примеры математических игр, ребусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_matematiki.docx | 771.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Чижовская средняя школа
Тем, кто учит математику,
тем, кто учит математике,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает,
что может любить математику,
неделя математики посвящается
Подготовила и провела
учитель математики
Т.Е. Косенкова
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Дорогу осилит идущий,
а математику – мыслящий!
Цели:
- формировать у учащихся целостное представление о мире, восприятие математики во взаимосвязи с другими науками и с жизнью человека;
- создать благоприятную среду для творческой самореализации каждого ученика.
Задачи:
- знакомство с учёными-математиками;
- формирование навыков самостоятельной и совместной деятельности, способности к сотрудничеству; устойчивого интереса к математике; познавательных мотивов;
- повышение уровня знаний и математической культуры, коммуникативных возможностей учащихся.
Цели заданий:
- развитие у детей математических, интеллектуальных и творческих способностей, нестандартного мышления, способности к рождению новых идей, обеспечение познавательной мотивации
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая.
Конечный результат:
- воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой культурной личности,
владеющей творческими умениями и навыками;
- развитие индивидуальности, самостоятельности, творчества, активности.
- активизация самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний
Рефлексия
Ощущение себя полноправным участником всеобщего праздника
План проведения
Высшее назначение математики –
находить порядок в хаосе,
который нас окружает.
Н. Винер
Понедельник
- Линейка, посвященная открытию «Недели математики»
- Выставка книг по математике и о математиках (библиотека)
- Конференция «М.В. Ломоносов – великий сын России»
(проектная технология, защита презентаций)
Вторник
- Конкурс-путешествие «Смекалистых»
(развивающая технология, групповая форма работы)
- Конкурс математических кроссвордов и ребусов
(проектная технология, защита презентаций)
Среда
1. Конкурс «Кенгуру»
2. Выставка тетрадей
Четверг
1. Встреча в интеллектуальном клубе:
Викторина «Жизнь и деятельность великого ученого М.В. Ломоносова»
2. Конкурс стихов о математике, математические игры, ребусы
Пятница
- Выпуск математической газеты «Математика нужна, математика важна»
- Выставка «Творчество и математика» (поделки, творческие работы, рисунки)
2. Подведение итогов, вручение наград участникам.
Конкурс-путешествие «Смекалистых»
Состязание в знаниях, смекалке, творчестве. Проявление силы воли, упорства и фантазии.
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и всегда помогает она
Правила конкурса:
учащиеся разбиваются на две команды, выбирают капитана, название команды и девиз (домашнее задание). Рассаживаются за круглые столы для обсуждения вопросов, если команда знает ответ, то капитан поднимает жетон «ответа» (сигнальная карточка).
Звучит гонг. Начинается конкурс-путешествие по станциям.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Ей вручается орден «За смекалку и сообразительность».
Станции путешествия
Веселые вопросы
- Назовите «математические» растения.
Ответ: тысячелистник, столетник, золототысячник
- В каком числе столько же букв, сколько и цифр? Ответ: В числе 100
- Чему равно произведение всех чисел? Ответ: Нулю
- Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ? Ответ: 12 глаз.
- Какая фигура не имеет углов? Ответ: Круг
- В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? Ответ: Семь человек
- Что составляют вместе 12 месяцев? Ответ: Год
- Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»?
Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут»
- Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в восемь часов, в какое время можно выключить газовую плиту?
Ответ: В 8 часов 4 минуты
- Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого? Ответ: Вес одинаков
- На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов больше всего? Ответ: Груш
- Если собрать с дуба, клена, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете? Ответ: 12 листьев
Конкурс капитанов «Быстрая лошадка»
Математика – гимнастика ума М.И. Калинин
В течение минуты капитаны поочередно отвечают на
одни и те же вопросы. Побеждает тот, кто за минуту ответит на большее число вопросов.
- Действие распределяющее число на равные числа (Деление)
- Учёный создавший самую популярную таблицу умножение (Пифагор)
- В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. Сколько апельсин стало в корзине? (Нисколько)
- Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
- Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)
- В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове «метрО»)
- Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка)
- Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)
- Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол)
- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала одна лошадь? (15км)
- Фигура, в виде которой строились башни в Египте. (Пирамида)
- Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
- Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
- Из какой посуды не едят? (Из пустой)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
- Какая фигура не имеет углов? (Круг)
- Какая цифра широко известна в мировой политике – да еще с эпитетом «большая»? («Большая восьмерка» – неформальный клуб президентов восьми государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Канады, России)
Конкурс «О математике с улыбкой»
Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться
- Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна.
Вместо точки на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет,
Но она везде и всюду
Даст нам правильный ответ.
* + 6 * = 78 (цифра 9); 1 * + * 3 = 90 (цифра 7).
- Сколько лет рыбачил старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина до того, как поймал золотую рыбку?
Ответ. Ровно тридцать лет и три года.
3. А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполнила его желание?
Ответ. Пять раз.
4. А теперь вспомним сказку Андерсена "Огниво". Солдат просит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает: "Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдешь до башни и свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути клад".
Немного подумав, солдат ответил... А что ответил солдат?
Ответ. Никуда идти не надо, ведь в конце концов я окажусь на том же месте.
Ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.
5. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.
О ком идет речь? Какой у неё рост?
Ответ. Дюймовочка. Дюйм – от голландского слова "большой палец". Дюйм равен ширине большого пальца или длине трех зерен ячменя, 2,54 см.
6. Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тысячи лет греки изобрели водяной будильник, его называли "клепсидра", что означает "воровка воды". Кто назовет выражения, связанные с "работой" водяных часов?
Ответ. "Время истекло", "время течет", "срок истек", "сколько воды утекло".
7. Назовите имя греческого математика, который изобрел водяной будильник. Он был установлен в академии, где преподавал этот известный математик, и созывал его учеников на занятия. Ответ. Платон.
8. Торговка, сидя на рынке, соображала: "Если бы к моим яблокам прибавить половину моих, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня". Сколько
торговки? Ответ. 60 яблок.
Конкурс «Семь к одному»
На заданный вопрос отвечает каждый член команды. Ответы не должны повторяться. Капитану надо выбрать один из ответов и дать окончательный. Побеждает та команда, которая дала больше точных ответов или ответов близких к популярным.
Продолжи высказывание
- "Три пути ведут к знаниям:
Путь размышления – самый... (благодарный),
Путь подражания – самый... (легкий),
Путь опыта – самый... (горький)".
- Гений состоит из 1 % вдохновения и 99%... (потения)
3. "В любом математике живет всегда художник, архитектор и даже... (поэт)"
4. "Математика – царица всех наук.
Ее возлюбленный – ... (истина)
Ее наряд – ... (простота и ясность),
Дворец этой владычицы открывается лишь ... (разуму)".
5. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как …
- логическое мышление;
- целеустремлённость, сильную волю;
- устойчивое внимание,
- сосредоточенность;
- хорошую память;
- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- способность к творчеству и научной фантазии;
- чувство предвидения;
- умение прикидывать и оценивать результаты;
- работоспособность;
- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;
- находчивость и смекалку; чувство юмора.
А знаете ли вы что …
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте названия геометрических фигур, а затем и сами слова.
Каждой команде раздается такая карточка, ребята заполняют ее в течении 3-4 минут. Побеждает та команда, которая отгадает больше слов.
ВЫ _ _ _ _ _ (Конструктивный элемент одежды, выточка)
_ _ ТОЧКА (Процесс заострения предмета, заточка)
_ _ _ ТОЧКА (Часть окна, форточка)
_ _ _ ТОЧКА (Птица, ласточка)
_ _ _ ТОЧКА (Инструмент художника, кисточка)
_ _ _ ТОЧКА (Жёлтая, электронная, телефонная, карточка) (Точка)
ПО _ _ _ АС (1800 секунд, получас)
ЛУЧ _ _ _ (Тонкая длинная щепка, лучина)
ЛУЧ _ _ _ (Стрелок из старинного оружия, лучник)
_ ЛУЧ _ _ (Происшествие, случай)
_ _ ЛУЧ _ _ (Заработная плата, получка)
_ _ ЛУЧ _ _ (Уход на некоторое время, отлучка)
_ _ ЛУЧ _ _ _ (Изгиб реки, излучина)
_ _ ЛУЧ _ _ _ _ (Выделение особого вида энергии, излучение)
_ ЛУЧ _ _ _ _ _ (Изменение в хорошую сторону, улучшение) (Луч)
_ _ _ _ Ь (Ископаемое горючее вещество, уголь)
УГОЛ _ _ _ _ _ (Преступник, уголовник)
_ _ _ УГОЛ _ _ (Старинный форменный головной убор, треуголка)
_ _ _ УГОЛ _ _ _ _ (Геометрическая фигура, треугольник) (Угол)
Учимся читать
К. Гаусс
От каждой команды приглашается по одному игроку. Они пытаются как можно быстрее и больше прочитать слов, зашифрованных с использованием цифр. (Один читает, а другой в наушниках слушает музыку, потом другой читает). Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый. Он приносит своей команде победное очко.
Для тренировки можно взять слова:
УС 3 ЦА, 3 БУНА, 3 КОТАЖ, МА 3 АРХАТ.
( устрица, трибуна, трикотаж, матриархат)
3 КО , ГОСП 1, МА 3 ЦА, 7 Я, АК 3 СА, Р 1 А, ОСЕ 3 НА, ПО 2 Л, ВИ 3 НА, Р 1 КА, ГАС 3 Т, 40 ОНОЖКА, НА 3 Й , СМОР 1 А, 3 УМФ, ВО 7, ПА 3 ОТ, ХОЛ 1 А, С 3 Ж, БОР 1 О, КАР 3 ДЖ, 40 А, Ш 3 Х,
3 ТОН, ОС 3 Ё
Ответ: трико, господин, матрица, семья, актриса, родина, осетрина, подвал, витрина, родинка, гастрит, сороконожка, натрий, смородина, триумф, восемь, патриот, холодина, стриж, Бородино - село, около которого в 1812 году произошло знаменитое сражение, картридж, сорока, штрих, тритон, остриё
Математические игры
Цель: развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческих способностей, умений слушать и слышать других, коммуникативных качеств, логического мышления, внимания, памяти, формирование интереса к математике.
- У кого предмет?
На столе лежит геометрическая фигура (любая). Каждому участнику определяется порядковый номер: 1, 2, 3, 4, … Ведущий отворачивается, один из участников забирает предмет. Ведущий поворачивается и предлагает всем участникам порядковый номер, того, кто взял предмет, удвоить и к произведению прибавить число 5, полученную сумму умножить на 5. После этого один из участников объявляет результат. А ведущий после этого называет номер участника, взявшего предмет.
Ответ: из объявленного результата надо вычесть 25 и полученную разность разделить на 10.
- У кого какой предмет?
На столе лежат 4 геометрические фигуры (любые) с порядковыми номерами: 1,2,3,4.
После того как ведущий отворачивается, четверо участников разбирают предметы, выстраиваясь в ряд. Первый умножает номер своего предмета на два, второй – на 21, третий – на 25, четвертый – на 26. Затем они складывают, получившиеся произведения и объявляют результат. После этого ведущий сообщает, кто из четверых участников взял какой предмет.
Ответ: надо из 260 вычесть объявленное число и разность разделить с остатком на 24, тогда неполное частное покажет номер предмета, взятого первым участником. Если остаток разделить на 5 с остатком, то неполное частное от второго деления покажет номер предмета, взятого вторым участником, а остаток – номер предмета, взятого третьим участником. После этого ясно какой предмет взял четвертый участник.
- Волк, коза и капуста
Инсценировка задачи в виде игры. Для каждой команды, из числа зрителей, выделяется волк, коза и капуста. Побеждает, та команда. Которая быстрее переправит груз из одного конца зала в другой.
Крестьянину надо через речку перевезти волка, козу и капусту. В лодке может поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу; если оставить козу с капустой, о коза съест капусту. В присутствии же человека коза не может съесть капусту, волк – козу. Человек все – таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?
Ребусы
Ответы:
- Задача
- Аксиома
- Апофема
Ответы:
- Вектор
- Конус
- Пирамида
О, математика земная,
Гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво
Ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела
Твоя не меркнувшая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
Литература
Интернет – ресурсы:
- http://podelise.ru/download/docs-2104/40792-2104.doc
- http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
- Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. _ М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Чебоксары: ТОО «Арта», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.План недели математики
Предлагаю вашему вниманию план недели математики...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"
Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...
Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики
В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...
Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.
Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...