Культурное наследие Республики - тувинские сторожевые собаки.
творческая работа учащихся (7 класс) по теме

Кужугет Майя Шалбачиевна

В данной работе используются материалы из рассказов дедушки. Ученица пишет свои наблюдения об овчарке своего дедушки и сравнивает описания тувинских овчарок в художественных произведениях тувинских писателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuvinskie_storozhevye_sobaki.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования  Республики Тыва

Муниципального общеобразовательная средняя школа №4  г. Ак-Довурак.

Работа на республиканскую конференцию

«Отечество»

Направление : Культурное наследие

Тема: Культурное наследие Республики - тувинские сторожевые собаки.

                                                                   

     Выполнила учащаяся 8 «б» класса

МОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака

                                                                                      Ондар Шолбана Олеговна

                                                                                                   

Научный руководитель:   Кужугет Майя                                                                                                         Шалбачыевна

                                                                                                   

г.Ак-Довурак  2007 г.

                                   

Глав Оглавление.

Введение. Значение породы   «тувинской  овчарки» для жизни кочевников.

Глава I. История происхождения «тувинской овчарки».

            1.1.Причины исчезновения породы.

            1.2. Как исчезали тувинские сторожевые псы (из воспоминаний очевидца).

 

Глава II. Внешние качества «тувинских овчарок».

            2.1.Особенности поведения четвероногих помощников – сторожевых собак.

            2.Описание тувинских сторожевых собак в художественных произведениях тувинских писателей, как доказательство  внешних качеств тувинской овчарки.

           

Глава III. «Новая прописка нашей потери».

             3.1. О питомнике «Монгун-Тайга» в Москве.

           

             

Выводы.   Тувинская сторожевая   собака необходима для развития  скотоводства  Республики  Тыва.

         

 Введение

 Жители нашей Республики в основном ведут и вели кочевой образ жизни. Занимаются скотоводством. А лучшими помощниками чабанов, пастухов является собака. Но не каждая собака будет пасти отару. Для  этого она должна обладать пастушьими и сторожевыми качествами. Она должна защищать отару от волков, воров. Именно этими качествами обладает такая порода собак, как тувинские овчарки. Но их совсем мало в нашей Республике.

          В настоящее время аборигенная тувинская овчарка в чистом виде встречается только в  Монгун-Тайгинском кожууне.

         Целью нашей исследовательской работы является исследование внешних качеств и поведение породы «тувинской овчарки»; для их сохранения и разведения в питомнике, который можно открыть в Ак – Довураке.

  Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 

       1) изучить литературу, произведения разных писателей, где дается описание тувинской овчарки.

       2) вести наблюдение за собакой этой породы.

       3) оформить работу, используя информационные технологии.

       4) изучить жизнь и историю происхождения сторожевой собаки.

   Была выдвинута гипотеза: Можем ли мы в г. Ак – Довураке разводить тувинскую овчарку и создать питомник для нее.

   Новизна.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нашем городе  эта работа еще не исследовалась учащимися. Решение этого вопроса является важным, так как сохранение исчезающих пород занесенных в красную книгу является вопросом республиканского масштаба.  Изучение тувинской овчарки, не входит в школьную программу по биологии. Данную работу можно изучать как на внеклассных занятиях по предмету, с целью воспитания патриотизма или в программе элективного курса при изучении ее с использованием информационных технологий.

 Практическая значимость работы в том, что собаки этой породы нужны для нашей Республики, ведь основная часть её населения ведет кочевой образ жизни. Их надо разводить, чтобы у каждого чабана была такая собака. Чтобы развивалось скотоводство.

    Аннотация.

В данной работе используются материалы из рассказов дедушки. Ученица пишет свои наблюдения  об овчарке своего дедушки и сравнивает описания тувинских овчарок в художественных произведениях тувинских писателей.

    Актуальность данной проблемы в том, что численность наших четвероногих помощников уменьшается и их надо спасать. Все может прийти к тому, что их вообще не станет. А без них трудно будет держать скот. И это главным образом отразится на развитии сельского хозяйства Республики.

Глава I.   История происхождения « тувинской овчарки». 

    «На заре позднего каменного века появилось это первое домашнее животное – маленькая полуодомашненная собака, происшедшая, несомненно, от обыкновенного шакала.

   Как же люди каменного века приручили собаку? Очень может быть, что совершенно непреднамеренно. Целые стаи шакалов, очевидно, следовали за странствующими ордами, кормившимися охотой, бродили вокруг поселений людей раннего каменного века наподобие современных собак – парий Востока, о которых никто не может сказать определенно, одичавшие ли это домашние собаки или же дикие животные, сделавшие первые шаги к одомашниванию.

   По мнению швейцарского ученого Маттейя, домашняя собака происходит не от шакала (Canis aureus), а от волка (Сanus lupus). Изучив хромосомы этих видов, Маттей пришел к выводу, что в клетках организма шакала содержится по 74 хромосомы, тогда, как и у волков, и у собак найдено по 78 хромосом. При этих обстоятельствах едва ли возможно получить плодовитые гибриды между шакалом и волком.

   Рано или поздно, но собака перестала быть только часовым, а превратилась также и в помощника человека на охоте. Стаи шакалов, привыкшие сопровождать охотника в надежде поживиться выброшенными внутренностями его жертв, вместо того чтобы бегать за ним следом, стали бегать впереди него; они начали выслеживать дичь и даже загонять её. Очень легко представить себе, как у этих доисторических собак развился совершенно новый для них интерес к крупному зверю. Раньше шакалы не должны быть интересоваться стадами оленей или диких лошадей, поскольку хищники не могли надеяться убить и пожрать столь крупную добычу. Однако не слишком трудно допустить, что после того как шакалы неоднократно получали внутренности этих животных и другие не использованные человеком куски, у них мог появиться стимул преследовать стада копытных, чей запах напоминал им о вкусной пище. В озарении своеобразного собачьего гения они даже могли «постигнуть» новую возможность – по своему желанию привлекать внимание охотника  к следу. Собаки соображают удивительно быстро, когда могут прибегнуть к помощи сильного друга. Миниатюрный французский бульдог, вообще довольно трусливый, отважно нападал на любого встречного пса, если находился в компании своего приятеля, огромного ньюфаундленда.  И мы не приписываем чрезмерной интеллектуальности примитивным шакало-собакам, когда предполагаю, что они научились преследовать и облаивать крупных животных без специальной тренировки со стороны человека.

   Эта мысль – что многовековой договор между собакой и человеком был «подписан» совершенно добровольно и без всякого принуждения с той ил другой стороны – для нас необычайно приятна и даже радостна.

   Наиболее чистокровные из современных собак волчьих кровей – это некоторые породы из Арктической Америки: малемуты, эскимосские лайки и некоторые другие. Эскимосские собаки из Гренландии также имеют лишь незначительное количество шакальих признаков, тогда как лапландские собаки, русские и немецкие лайки, а также китайские чау-чау определенно имеют в своей конституции больше от шакала. Однако в них есть и доля волчьей крови, полученная от отдаленных предков.

   Сдержанность и взаимная защита друг друга любой ценой – вот те качества, которые проявляются в характерах собак наиболее чистокровных волчьих пород. Собака волчьей породы, однажды поклявшись в преданности определенному господину, навеки становится однолюбом. И если вы однажды познали преданность однолюба волчьего происхождения, то уже никогда не сможете удовлетвориться обществом пса простой шакальей породы. Но хуже если животное уже принадлежало вам и вы вынуждены с ним расстаться. Собака становится психически неустойчивой, не подчиняется ни вашей жене, ни вашим детям, морально деградирует в своем горе до уровня бродячей дворняжки и, совершая один грех за другим, опустошает весь окружающий район». 1

      Ученые-биологи, кинологи, которые вели исследования по этой теме, утверждают, что аборигенные собаки Тувы, Горного Алтая, Бурятии, Калмыкии, Монголии в прошлом составляли общую популяцию монгольской овчарки. Ссылаясь на исследования ученых можно сделать вывод, что монгольская овчарка не является производной от других пород, она относится к старинной самостоятельной примитивной породе собак.

Произошла она от тибетского мастиффа, его еще называют тибетским догом.

А тот в свою очередь- от волков.

      «В России основные ареалы распространения «тувинской овчарки» сегодня- Горный Алтай, Тува. Тувинская овчарка с недавнего времени специально разводится в Москве, в питомнике «Монгун-Тайга».

     В Калмыкии подобная собака, не сохранилась, в Бурятии тоже. Восстановительными работами в обеих республиках заняты энтузиасты. В первом случае разведение идет под эгидой Калмыцкого государственного университета. В Бурятии такой солидной научной «крыши» пока нет.

    Легендарный предок азиатских догов, а, возможно, и родоначальник всех догообразных пород, тибетский дог, по-видимому, сильно изменился в течение тысячелетий. Древнейшая, предковая его форма достигала  больших размеров; описание громадной собаки из Тибета, сделанное еще Марко Поло, указывает на следующие черты: колоссальную величину и прекрасные сторожевые способности. Такие собаки охраняли поселение от хищников и врагов, когда мужчины уходили на охоту. Темный (преимущественно черный) окрас объясняют тем, что тибетские доги, возможно, восходят непосредственно к черному тибетскому волку - исчезнувшему крупному дикому представителю семейства собачьих».2

                       

1..Конрад З.Лоренц   Кольцо царя Соломона. Пер. с англ., Е.Н.Панова.Изд..2-е. М., «Знание»,1978.- стр.126-139.

2. Антуфьева Н.М., Лачугина А.А. Люди Центра Азии. Т.-3. Кызыл:  Редакция газеты «Центр Азии», 2006. стр.170-175.

                     

                   

  1.1. Причины исчезновения породы тувинских овчарок.

           В наше время порода тувинских сторожевых собак немногочисленна. Их очень мало в нашей Республике. «Причиной их исчезновения является реформа, проведенная 1950-60-е годы. В связи с переводом тувинцев на оседлость, когда всех стали переселять в новые поселения, собак стали уничтожать. Их отстреливали даже по планам сельсоветов.   В  колхозах шла ликвидация аборигенных домашних животных. Шла кампания против их якобы «непродуктивности» в сравнении с западными породистыми животными. Пастушьих собак считали основными распространителями инфекций. Их даже называли «иностранными шпионами», «врагами народа» за их перекочевки, перебежки по пограничным районам…  На отдельных собак выдавали разрешение с номерком-  железным жетончиком.

         До 80-х годов еще можно было найти во многих районах Тувы  черных псов с характерными признаками породы. Сейчас остались единицы.

              Одной из причин исчезновения очень крупных собак, вероятно, является и то, что тувинские овчарки, подобно среднеазиатским, в основном, заботятся о своем пропитании сами, охотясь на сурков, сусликов и другую мелкую дичь. При скудном питании генетически заложенные признаки крупного роста и массивности телосложения не могут проявиться в достаточной мере. Поэтому в Туве преобладают собаки как бы промежуточного типа. Этому способствовало и снижение общей численности аборигенных собак, так как стало очень трудно подобрать пары однотипных родителей для получения породистого потомства».1
             

               

_______________________________________________________________

1.Газета «Центр Азии»№41.  Статья «Воины отары». Авт. Чимиза Ламажаа.

                  1.2.    Как исчезали сторожевые тувинские  псы.

      Из воспоминаний моего дедушки о тех событиях, которые происходили в Туве 1950-60-е годы.

     О том, как исчезали тувинские сторожевые собаки, мой дедушка рассказал одно свое воспоминание:

« Однажды летом к нам приехали люди с ружьями. Сказали, что наши собаки заражены инфекцией, заражены не только наши, но и другие собаки. И везде идет уничтожение собак. А было у нас три собаки. И все они тувинские овчарки. Отец их привез из Монгун-Тайги, когда они были еще щенятами. Отца тогда уже с нами не было. Мать долго уговаривала этих людей, наливала араку, предлагала им мясо. А я в это время хотел убежать со своими собаками, но не смог. Люди не пошли на уговоры матери. Они связали собак и уехали. Помню, как мать горько плакала. А я не находил себе места и мне хотелось плакать. Как тогда я ненавидел этих людей. На самом деле собаки не были заражены. Прошла ночь. А утром, мы видим , что одна из собак прибежала обратно. Наверное, сбежала и осталась живой. Как мы радовались, особенно мама. Ведь эти собаки были очень хорошими помощниками, защитниками отары. А я с ними любил охотиться. К ним я был очень привязан, а они были преданы мне».

                Глава II. Внешние качества «тувинских овчарок».

      «По внешним качествам тувинские овчарки отличаются от собак других пород. Сторожевые псы – «тувинские овчарки» - очень крупные с клоками спутанной шерсти на хвосте и на ушах. Шерсть у них длинная, черная. Только на груди, на лапах и на бровях есть рыжие подпалины. Эти подпалины на бровях делают собаку похожей на «очкарика». Окрас у них бывает не только черный, но и светлый».1 Сильные лапы позволяют им выдержать многокилометровые пробежки за стадом, не чувствуя усталости.

   Чуткие, подвижные уши выдают у них замечательный слух, а влажный черный нос способен уловить миллионы запахов, недоступных обонянию человека. Вот почему тувинские овчарки такие хорошие охотники, защитники отары. «Они сторожили территорию стойбища и все, что находилось на территории. Ночью в основном, они лают, обходя дозором, двор и границу аала, Зачастую рано утром, когда выйдешь из юрты, сторожевых можно было увидеть сидящими на «пограничных» холмах вокруг аала. Они обычно преследуют чужого всадника до пределов границы аала, усаживаются «на границе» и сидят, лают вслед уезжающему.

    Когда они следили за своими садами, не давали им смешиваться с чужими отарами, защищали от волков. Прекрасно знали «в лицо» каждую подопечную овцу, козу, не говоря уже о крупном рогатом скоте.

    Собака очень удобная, ей не нужно особых комфортных условий. Она в этом совершенно не нуждается. Хорошо корми, и она перенесет любые тяжелые условия. Собака красивая, привлекает взгляды».2 

     Из прочитанных нами художественных произведений мы нашли отрывки, где дается ранее описание тувинской овчарки. В романе Салчака Тока «Слово Арата» есть описание Черликпена, где мы видим особенности внешности собаки. «Черликпен –  крупный, черный пес. На хвосте у него клоки, как куски войлока и на ушах, как серьги висят. Её лай слышен за версты. В холодные голодные зимние вечера он приносил своим хозяевам свою добычу. Не подпускал к стойбищу волков. Кроме этого он защищал своих хозяев от злых людей. Он как будто их чувствовал».3

  Наиболее ранее описание пастушеских собак Тувы можно  найти в шаманских гимнах (алгыши), переведенных на русский язык известным шаманом и поэтом Монгушем Кенин – Лопсаном:

  «… Ты предана своему хозяину. Лежишь у порога, ведя службу охраны юрты. Ты, собака, хранительница верная стоянки. Ведешь наблюдение за стадом домашнего скота. Стоишь там скрыто, куда бы мог явиться волк по тропе. Чуть заметишь шорох, сразу киваешь головой и лаешь. Лежишь там, крепко закрывая дорогу беды… Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно, в твоих ушах серьги чудны и зрелищны. Мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна…»4

   А самое интересное произведение, которое я прочитала – это  роман Монгуша Кенин – Лопсана  «Исчезнувшая девушка».

    «Главная героиня романа- Агана рано осталась сиротой. Мать ее умерла от болезни, так же умерли ее сестры и братья. А отца ее арестовали, его несправедливо обвинили в шпионаже. В то время появилось страшное слово «контр»- враг народа. Так и стали называть отца девочки. Ее дочерью «врага народа».

     Вместе с ней осталась собака Хартыга (Сокол). Это была безгранично преданная своим хозяевам собака. У нее прекрасные сторожевые качества. Кроме этого она была собакой великого охотника. По описанию это была крупная с размером теленка собака. С черной длинной шерстью.

     Девочку  к счастью, удочерили одни хорошие люди. Они были очень добры к девочке, когда ее родственники и знакомые отвернулись от нее, потому что она дочь-  «контра». Из разговора  с женой старика  Сюрюна, удочерившего ее,  она узнала, что он нашел девочку в избушке  стойбища, где она жила со своей семьей. Она лежала в холодной избушке с умершей матерью. Мать у нее тяжело болела, не могла даже ходить. После ареста главы семьи все имущество и скот отобрали. Мать и дочь остались без ничего. Если бы старик Сюрюн не нашел девочку, ее в живых не было бы.

А около избушки бегала собака Хартыга. Собака была с оторванными ушами. Вероятно, в поединке с волками, она их потеряла. По следам, оставшимся  у стойбища,  было видно, что волки окружили избушку и хотели напасть на беспомощных и больных мать и дочь. Но, к счастью, преданная Хартыга их не подпустила к избушке. В неравном поединке с волками, она осталась победительницей, но у нее были оторваны уши. Вот как она предано защищала своих хозяев

      Старик забрал  девочку и ее собаку к себе домой.

Девочка вспоминает свою семью, как они счастливо жили. Как они с братьями и сестрами играли со своей собакой, ласкали ее, садились верхом на нее. Как все вместе ходили за водой, за дровами, а собака везде их сопровождала. Теперь Агана обращается к своей собаке, чтобы она ее не оставляла, не покидала, как покинули ее родные.

       Но однажды весной Хартыга вдруг исчезла. Нигде ее не могли найти. Люди говорили, что видели ее около стойбища, где жили ее хозяева.Все говорили, сто собака «контра» охраняет пустое стойбище, ночью она жалостно воет, ждет возвращения хозяина. После этих слухов старик Сюрюн пошел искать собаку. Но нашел ее не у стойбища, а у могилы ее хозяйки, которая кормила досыта свою собаку. Теперь она охраняет эту могилу. Как бы ни звал старик собаку, она неподвижно лежала, только виляла хвостом. Так и осталась там лежать. А домой она  и не вернулась. Она была убита волками».5 Вот какой преданной может хорошая собака.

__________________________________________________________________

  1. Газета «Центр Азии»№41.  Статья «Воины отары». Авт. Чимиза Ламажаа.
  2. Антуфьева Н.М., Лачугина А.А. Люди Центра Азии. Т.-3. Кызыл: Редакция газеты «Центр Азии», 2006. стр.170.
  3. Оргу К.Х., Кууулар Н.Ш. Тувинская литература. Учебник для 6 класса. Кызыл, 2002.  стр.92-94.
  4. Монгуш К-Л. Алгыши тувинских шаманов.  Кызыл, 1995 стр.133.

5.      Монгуш К.-Л. Исчезнувшая девушка. Кызыл, 2000.  стр.25-32.    

               

                 Глава III.  «Новая прописка нашей потери»

          3.1. О питомнике «Монгун-Тайга». 

      В своей работе мы опирались на исследования ученых – биологов из Москвы, которые просветила в своем очерке известная журналистка газеты «Центр Азии» - Чимиза Даргын – оол. У нее есть очерк под названием «Новая прописка нашей потери».

  «Она встречалась в Москве с семьей ученых – биологов Сергеем и Светланой Каштановыми, сотрудниками Института общей генетики РАН. Энтузиасты из института общей генетики РАН во главе с профессором Ильей Захаровым основали питомник «Монгун – Тайга» для «тувинских овчарок». Работа ведется совместно с лабораторией генетики Тувинского госуниверситета.

   Главным представителем этой породы является «Мугур». Его привезли из Тувы восьмимесячным щенком, и он стал настоящей находкой. Отличные физические данные «тувинца» уже отмечены на выставках. 1 декабря 2002 года он получил третье звание кандидата в чемпионы породы на выставке «Кубок мира Москвы – 2002» Стал чемпионом России и интерчемпионом. Мугур живет в квартире у Каштановых. Кроме него есть и другая собака, тоже тувинская овчарка – Чизара, она тоже живет в квартире у Каштановых. Всего этих собак четыре. Две другие собаки живут в питомнике при Институте общей Генетики. Старшая Дозара – ей уже четыре год. И молодой кобелек Кош – Агач, ему девять месяцев.

  За собаками ведется хороший уход. Их очень хорошо кормят, расчесывают шерсть. После расчесывания шерсть становится длинной и шелковистой.

  На вопросы журналистки отвечала хозяйка дома Светлана Каштанова. На вопрос: «Почему они держат именно эту породу собак, что интересного у них?» Светлана Каштанова ответила: «У них хорошая нервная система. С такой собакой хорошо работать, она тебя понимает, улавливает, что ты от неё хочешь, хорошо приспосабливается к различным условиям. Уравновешенные собаки – это является самым положительным признаком, с чем связаны и др. параметры собаки. Это залог успеха во всем».  

  А ещё ученый – биолог Светлана Каштанова сказала, что если  мы – тувинцы хотим возвратить некоторое число собак в Туву, то надо быть заинтересованными, нужно, чтобы люди в самой Туве поняли, что это ИХ собака. Чтобы не разводили не догов в городах, не ротвейлеров, а свою – тувинскую овчарку. Ну, чем она хуже ротвейлера?! Ведь раньше хорошие собаки очень ценились, за них отдавали скот, их специально разводили. Почему сейчас это утрачено? Хорошая собака – это везде хорошая собака.

   В Москве люди интересуются этой породой. Когда собаки выходят на улицу, то все сразу спрашивают: «А что это у вас за порода?» И на выставках всегда подходят и интересуются: «Что за порода»

   Сегодня московский питомник «Монгун – Тайга» насчитывает 11 взрослых собак и пять щенков. У питомника «Монгун – Тайга» есть свой информационный ресурс в Интернете по адресу www. mongun. e – dog. ru. Здесь можно прочитать общие сведения о породе, узнать о том, какие псы служили помощниками тувинских чабанов, полюбоваться фотографиями нынешних ухоженных собак  в Москве. Ученые продолжают кропотливо собирать сведения не только о «кадарчы ыт» (сторожах – собаках), но и изучают материалы о других родственных породах собак.

   Московские генетики хотят, чтобы щенки, появляющиеся в Москве, возвращались и в Туву. Тем, кто неравнодушен к судьбе тувинской овчарки, Светлана Каштанова предлагает сотрудничать с «Монгун – Тайгой», создавать клубы на месте, основывать свои питомники, выращивать собак, сохраняя чистоту породы».1 

_________________________________________________________________

  1.  Антуфьева Н.М., Лачугина А.А. Люди Центра Азии. Т.-3. Кызыл: ООО Реакция газеты «Центр Азии», 2006. стр.170-175.

       

                                   

  Выводы.

   Изучив литературу, прочитав художественные произведения писателей, исследовав внешние качества и поведение тувинских овчарок, мы пришли к выводу, что этих собак можно и у нас разводить. Но это зависит от нас самих. Мы должны быть заинтересованными, должны понять, что тувинские овчарки – это НАШИ собаки.

   У нас есть все условия, чтобы разводить этих собак. Ведь именно к этим условиям они привыкли, у них это заложено в генах. Сорокоградусные морозы, летняя жара, высокогорные места.

   Чтобы сохранить чистоту породы наших собак мы должны во первых полюбить их от чистого сердца. Во вторых мы сами должны измениться, не должны жестоко обращаться с животными. В третьих должны научиться правильно ухаживать за собаками. Для этого надо связаться по Интернету с сотрудниками питомника «Монгун – Тайга». Взять у них консультацию                                                                     для разведения собак у нас.

   Основать у нас в Республике хотя бы один питомник, в г. Ак – Довураке. Где можно было разводить собак породы «тувинской овчарки». Распространять щенков по всей Республике.

   По этому вопросу мы обратились к мэру города Владимиру Сагаановичу. Он с нами согласился. Сказал, что этот вопрос рассматривается в «Национальном проекте» по направлению Сельское хозяйство. Но всё надо согласовать с Правительством Республики. Составить проект постройки питомника, собрать штаб- людей, которые там будут работать. Найти место для постройки питомника.  

       

                        Список использованной литературы:

1. Алгыши тувинских шаманов.  Монгуш К-Л.  Кызыл, 1995

2. Исчезнувшая девушка. Монгуш К.-Л.  Кызыл, 2000.  

 

3.Кольцо царя Соломона. Конрад З.Лоренц   Пер. с англ., Е.Н.Панова. Изд..2. М., «Знание»,1978.

4.Люди Центра Азии. Антуфьева Н.М., Лачугина А.А. Т.-3. Кызыл: ООО Редакция газеты «Центр Азии», 2006.

5.Статья «Воины отары». Авт. Чимиза  Ламажаа. Газета «Центр Азии»№41.  

6.Тувинская литература. Оргу К.Х.,  КуууларН.Ш. Учебник для 6 класса. Кызыл, 2002.  

________________________________________________________________

Информаторы:

 1. Ховалыг Михаил Алдын-оолович - дедушка Шолбаны.

 

     2.Ховалыг Маадыр-оол Барыштаанович-  член союза писателей Республики Тыва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше культурное наследие

Интеллектуальная игра «Наше культурное наследие».С использованием технологий интеграции, проектных,  информационно-коммуникационных и интерактивных технологий.Мероприятие способствует внедрению д...

проект "Культурное наследие коми народа"

Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....

Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, ...

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...