Наше культурное наследие
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Интеллектуальная игра «Наше культурное наследие».
С использованием технологий интеграции, проектных, информационно-коммуникационных и интерактивных технологий.
Мероприятие способствует внедрению деятельностного подхода и продуктивного обучения в учебно-воспитательный процесс через инновационные педагогические технологии.
Участие школьников в разработке сценария расширяет их кругозор, формирует опыт творческой деятельности.
Содержание мероприятия имеет воспитательное значение: воспитание патриотизма и гражданственности, ответственного и уважительного отношения к наследию отечественной и мировой культуры, осознание себя потомком славного прошлого России и Подмосковья.
Цель проведения конкурса – развитие коммуникативных компетенций, формирование атмосферы интеллектуального общения, содержательного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaplutavshiy_puteshestvennik.doc | 132.5 КБ |
konkursy.doc | 33 КБ |
otvety.doc | 29 КБ |
stihi.doc | 45.5 КБ |
polozhenie2.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Заплутавший путешественник
1 О какой усадьбе идет речь?
2 Найти и отметить данные усадьбы на карте.
1 Одно из главных пушкинских мест в стране. Здесь юный поэт впервые соприкоснулся с русской природой и народным бытом. Тишайшее сельцо спряталось за кронами деревьев неподалеку от дороги, ведущей от Можайского шоссе к Звенигороду. Не найти в нем ни выдающихся архитектурных памятников, ни роскошных пейзажей. Село прославилось иным – здесь прошло детство Пушкина, будущий поэт впервые познакомился с народной деревенской Русью и полюбил ее на всю жизнь.
2 От станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги до усадьбы всего 4 км. Дом был построен отцом поэта П.А.Вяземского. В начале 20 века дом превращен в музей, интересный памятник пушкинской эпохи – настоящее «писательское гнездо», где бывали Пушкин, Вяземский, Жуковский. Начиная с 1804г. в течение 12 лет здесь Карамзин писал 8 томов своей «Истории Государства Российского»
3 Недалеко от Москвы находится усадьба, связанная с именем М.Ю.Лермонтова. Эта усадьба принадлежала брату бабушки Лермонтова. На лето бабушка с внуком уезжала в подмосковное имение. В 1914г. здесь к столетию со дня рождения поэта был воздвигнут обелиск с надписью о том, что здесь в 1829 – 1831 гг. пребывал М.Ю.Лермонтов. В начале 20 века в усадьбе была открыта здравница «Мцыри».
4 Бывшая усадьба Баратынского и Тютчева, находится в Пушкинском районе. Здесь бывали многие известные писатели: Одоевский, Гоголь, Аксаков. В 1920г. усадьба превращена в музей, который носит название «Дом- Музей первой половины 19 века. Собрание художественного и литературно-архивного материала, характеризующего жизнь и творчество Ф.И.Тютчева»
5 Усадьба находится недалеко от Сергиева Посада. В старости здесь проживал С.Т.Аксаков. В гостях у него жил и работал Н.В.Гоголь, бывал М.С.Щепкин.
В середине 19 в. куплено у вдовы Аксакова известным меценатом С.Мамонтовым Люди искусства находили здесь радушный приют. Здесь создавались художественные полотна В.А.Серовым, жили и творили Репин, Врубель, Поленов, братья Васнецовы.
В настоящее время здесь находится музей.
1
2
3
4
5
Предварительный просмотр:
Текст с ошибками
1 Широко известны во всем мире и каждому образованному жителю России выдающиеся шедевры архитектурного творчества Подмосковья – Остафьево, Абрамцево, Гатчина, Мураново, Царское Село и др. В их создании принимали участие известные архитекторы XVIII – XIX вв., которые внесли неоценимый вклад в мировое архитектурное наследие: В.И.Баженов, К.Росси, А.Н.Воронихин, М.Ф.Казаков, Н.А.Львов, О.И.Бове.
2 На территории Подмосковных усадеб сохранились памятники садово-паркового искусства. В 1809 г. в Захарово было создано первое в России Ботаническое общество. Его коллекция гремела в Европе, особенно славилось собрание сибирской флоры, а всего, согласно систематическому каталогу, в Захарово выращивалось более 3 тысяч акклиматизированных растений. Позднее они составили основу Московского ботанического сада.
3 Остафьево воспето А.С.Пушкиным в стихах «К вельможе»:
…Увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в волшебстве состязались…
… Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…
4 Обитатели Подмосковных усадеб чрезвычайно любили разного рода
развлечения. Так, например, один из ближайших сподвижников Петра I Я.В.Брюс в своей подмосковной усадьбе Абрамцево устраивал летом катания на коньках на пруду.
5 Усадьбы, принадлежавшие меценатам, становились важнейшими центрами художественной жизни, своеобразными музеями (например, подмосковная усадьба Саввы Мамонтова – Середниково). В настоящее время, во многих сохранившихся в Подмосковье усадьбах, открыты музеи исторического и литературно-художественного профиля (Архангельское, Павловск, Мураново, Горки, Ломоносово, Большие Вяземы и др.).
Ответы:
Экскурсия по дворянской усадьбе
Вставить пропущенные слова
Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в __________, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виден помещичий дом. Слева и справа от усадебного дома симметрично возводили ____________ – одноэтажные постройки. Здесь находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги.
Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Вход в дом отмечался __________ – крытой передней частью здания с колоннадой. А на ___________ – верхней части главного входа – обычно помещали герб или ________ замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал ________– специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.
Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила в парк. Перед домом находился _________ – открытая часть парка с цветниками, ухоженными газонами.
Особой заботой хозяев пользовались__________ - теплые застекленные сооружения, где выращивали редкие растения, например пальмы, а затем высаживали их в парк.
Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в ____________ – просторный светлый зал, служивший прихожей. За ним находился _____________– непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. По левую и правую стороны находились__________ Обычно в них принимали гостей.
Были в дворянском доме и ___________ – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, __________ – дамская комната для отдыха и приема друзей.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя ___________. Двери во всех комнатах были открыты и создавалось впечатление их бесконечности.
Портик, фронтон, оранжереи, вестибюль, парадный зал, диванная, аллея, флигели, партер, будуар, вензель, гостиные, анфилада, бельведер.
Кто смекалистее?
Предлагаем вам побыть немного поэтами; поставьте слова в каждой строчке на свои места и вы прочитаете ответ А.С.Пушкина святителю Филарету.
Стансы
(отрывок)
забав праздной иль скуки, В часы
я лире Бывало, моей
изнеженные звуки Вверял
Безумства, и страстей. лени
с высоты духовной И ныне
Мне ты простираешь руку
кроткой и любовной И силой
буйные мечты. Смиряешь
огнем Твоим душа согрета,
мрак Отвергла земных сует,
лире Филарета И внемлет
ужасе В священном поэт.
Предварительный просмотр:
Заплутавший путешественник
1 Захарово 2 Остафьево 3 Середниково 4 Мураново 5 Абрамцево
Текст с ошибками
1 а) Гатчина, Царское Село – загородные императорские резиденции в окрестностях Петербурга
б) К.И.Росси и А.Н.Воронихин – архитекторы, создавшие ряд монументальных ансамблей в Петербурге и его окрестностях, не участвовали в создании архитектурных памятников Москвы и Подмосковья.
2 верно – Горенки
3 верно – Архангельское
4 верно – Глинки
5 а) усадьба С.Мамонтова – Абрамцево
б) Павловск, Ломоносово (до 1948г. – Ораниенбаум) – дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Петербурга.
Экскурсия по дворянской усадьбе
Вставить пропущенные слова
Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в аллею, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виден помещичий дом. Слева и справа от усадебного дома симметрично возводили флигели – одноэтажные постройки. Здесь находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги.
Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Вход в дом отмечался портиком – крытой передней частью здания с колоннадой. А на фронтоне – верхней части главного входа – обычно помещали герб или вензель замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал бельведер – специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.
Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила в парк. Перед домом находился партер – открытая часть парка с цветниками, ухоженными газонами.
Особой заботой хозяев пользовались оранжереи теплые застекленные сооружения, где выращивали редкие растения, например пальмы, а затем высаживали их в парк.
Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. За ним находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. По левую и правую стороны находились гостиные. Обычно в них принимали гостей.
Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты и создавалось впечатление их бесконечности.
Мир усадеб. Архангельское
1 Южный фасад 2 Овальный зал 3 Арка въезда
Кто смекалистее?
Стансы
(отрывок)
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет лире Филарета
В священном ужасе поэт.
Художественные промыслы Подмосковья
1)
1 Павловский Посад 2 Богородское 3 Жостово 4 Гжель 5 Федоскино
6 Абрамцево, Кудрино, Хотьково 7 Сергиев Посад
2) Художественные промыслы Богородского уезда
а) изготовление мелких металлических украшений для конской сбруи
б) иконопись
в) изготовление тонких и серебряных нитей
г) выделка изделий из меди
д) шелковые платки
е) ковры
ж) роспись фарфоро-фаянсовой посуды
Предварительный просмотр:
1 Здравствуй, Русь!
М.Трофимов
Обернись да оглянись,
Велика родная Русь!
Задремала под стогами,
Разместилась на полсвета,
Облака несет ветрами.
Под копытом сильный бус –
Вот она родная Русь!
Снег до боли синий–синий!
И поддужный синий звон
Ой, ты, мать моя Россия,
С четырех лежишь сторон.
Под высоким пологом
Да широким полем.
По жнивью да по логу…
Здравствуй, Русь!
Навеки здравствуй!
Без тебя не будет счастья.
Ты ко мне добра бываешь:
Кормишь, поишь, обуваешь –
Ты всегда в красе и силе.
Над тобой не раз, Россия,
Заволакивало тучи –
Ждали гибель неминучи…
Кто послабже, даже сами
Уж кончину твою видали.
И писания писали о твоей погибели.
И еще напишут, пусть им…
Русь останется все ж Русью.
И всегда увидит счастье,
Словно птица от ненастья
От нее враги бежали иль побитыми лежали.
Одолеть врагов сумели –
По селеньям слава шла,
И камаринского пели
По церквам колокола.
Душа хранит
Н.М.Рубцов
Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, божий храм.
О, Русь – великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…
Березы
Н.М.Рубцов
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
***
В.Тушнова
Вот говорят: Россия…
Реченьки да березки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведенные, -
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы,
да нет привычки
на коленях лежать праздно…
Я куплю тебе рукавички,
хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори «не надо», -
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье свое держу их,
волненья не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Очерк Растрелли
С.Копыткин
Я люблю этот ветхо-богатый
Опустелый помещичий дом.
Окруженный гирляндою
статуй,
Обрамленный зеленым прудом.
Я люблю этот очерк Растрелли,
Эту белую сказку колонн,
Эти старые дубы и ели,
И ночной золотой небосклон.
Я люблю эти прошлые лица
На отцветшем слепом полотне;
Клавикорды в уютных
светлицах,
Знак киота в углу на стене.
Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий
жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
Как подснежник и лунные
чары,
Как легенд переписанный том,
Я люблю этот милый и старый,
Этот белый помещичий дом.
***
К.Романов
Садик запущенный, садик
заглохший,
Старенький, серенький дом,
Дворик заросший, прудок
пересохший,
Ветхие службы кругом.
В комнате стулья с обивкой
сафьянной,
Образ с лампадой в углу,
Книги на полках; камин,
фортепьяно,
Мягкий ковер на полу…
В комнате этой и зиму, и лето
Сколько цветов на окне…
Как мне знакомо и мило все это,
Как это дорого мне!
Юные грезы! Счастливые встречи
В поле и мраке лесном…
Под вечер долгие, тихие речи,
Рядом, за чайным столом.
Годы минувшие, лучшие годы,
Чуждые смут и тревог!
Ясные дни тишины и свободы!
Мирный, родной уголок!
В старом парке
Н.М.Рубцов
Желтея грустно,
Старый особняк
Стоит в глуши
Запущенного парка –
Как дико здесь!
Нужна покрепче палка,
Чтоб уложить
Крапиву кое-как
Не отыскать
Заросшие следы,
Ничей приход
Не оживит картины,
Лишь манят, вспыхнув,
Ягоды малины
Да редких вишен
Крупные плоды.
Здесь барин жил.
И, может быть, сейчас,
Как старый лев,
Дряхлея на чужбине,
Об этой сладкой
Вспомнил он малине,
И долго слезы
Катятся из глаз…
Русь, спасибо тебе!
Л.Рубальская
Истоки – начало всех рек,
От корня растенье родится.
А если рожден на Руси человек,
То Русью он может гордиться.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия.
Но вместе мы – русские, русский народ.
И в том наша главная сила.
Смиренно спит русский погост,
Мы предков своих не забудем.
На лики счастливые утренних звезд
Пусть светят сегодняшним людям.
Нам кто-то не верит, и пусть!
Мы за руки крепко возьмемся,
Поверь в наши силы, Великая Русь
И мы к лучшей жизни прорвемся!
Русь, спасибо за то, что на свете ты есть!
Русь, спасибо, что родились мы здесь!
Пусть всегда на Руси старикам и молодым
Будет сладок отечества дым!
К конкурсу «Восстановите порядок»
***
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
(А.С.Пушкин)
***
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненья взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждится Тобою
Сердце чисто, светел ум.
(Святитель Филарет,
митрополит Московский)
Предварительный просмотр:
Положение о проведении городского конкурса
«Наше культурное наследие»
I Общие положения
- Городской историко-краеведческий конкурс «Наше культурное наследие» проводится в соответствии с планом мероприятий среди учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений города.
- Цель проведения конкурса – духовно-нравственное и историко-культурологическое образование учащихся.
Задачи проведения конкурса:
-- закрепление знаний по истории родного Московского края;
-- обобщение знаний по истории культуры Подмосковья на примере известных личностей, памятников архитектуры и культуры, народного творчества;
-- формирование качеств патриотизма и гражданственности, ответственного и уважительного отношения к наследию отечественной и мировой культуры, осознание себя потомками славного прошлого России и Подмосковья;
-- развитие умений работать в группах;
-- формирование атмосферы интеллектуального общения, содержательного досуга.
II Организация и порядок проведения мероприятия
2.1 Городской историко-краеведческий конкурс «Наше культурное наследие» проводится
на базе МОУ «СОШ №19»
2.2 Форма проведения: соревнование команд.
2.3 К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 7 – 8 классов, команда 5 человек
2.4 Заявка на участие принимается до в МЦ УО по форме
№ МОУ | Название команды | ФИО руководителя |
2.5 Программа мероприятия:
-- «Заплутавший путешественник» (соотнести место расположения и архитектурный памятник)
-- Текст с ошибками (исправить)
-- Мир усадеб
а) что общего? (известная личность и место)
б) архитектурные особенности
-- Кто смекалистее? (восстановить порядок, задание на находчивость и догадку)
-- Художественные промыслы
а) Подмосковья
б) Богородского уезда (перечислить)
Итоги историко-краеведческого конкурса. Награждение.
Победители награждаются подарками и грамотами Управления образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Культурное наследие коми народа"
Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....
«Памятники – наше историческое и культурное наследие»
Форма проведения: беседаЦель: привлечения внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия России.Задача: укрепить связь поколений прошлое и настоящее.Возрас...
«Памятники – наше историческое и культурное наследие»
Сценарный план классного часа...
Юрта – материальное и культурное наследие наших предков
Воспитательский час в 4 группе (8 класс)...
Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...
статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...