Декада русского языка и литературы
методическая разработка (7 класс) на тему

Хасбулаева Азман Патхулаевна

С 20.01. - 31.01. в нашей школе проходила декада по русскому языку и литературе. Учащиеся любят внеклассные мероприятия и принимают активное участие. У меня были разработаны для декады К ВН "Самый умный" в 6а классе. Рассматривались вопросы, не встречающиеся в учебнике русского языка. Задания я дала ребятам самостоятельно. Они ходили в школьную библиотеку, к другим учителям, смотрели в интернете, чтобы найти правильные ответы. Учащиеся придумывали сценки по теме русского языка.

25.01. в 7а классе "Лингвистическая разминка" прошло интересное мероприятие. Отгадывали загадки, фразеологические обороты, придумывали сценки, посвящённые декаде. Написали сочинения о русском языке, составили газеты о русском языке, нарисовали любимых героев ллитературных произведений. Мои учащиеся составили семь газет

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingvisticheskaya_igra.ppt493 КБ
Office presentation icon lingvisticheskaya_igra.ppt493 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра Автор – учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Рязани Рябичева Лилия Леонидовна Соавтор – Никодимова Г.А.

Слайд 2

Умники и умницы Лингвистическая игра для учащихся 8-11 классов

Слайд 3

Станция «Фонетическая» Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова лен – цифру, из слова лей – название дерева, из слова лоб – название настила, из слова люк – большой мешок, из слова ток – домашнее животное, из слова шел – неправду, из слова куб – связку, охапку чего-либо

Слайд 4

Решите лингвистическую задачу И с той и с другой стороны Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудесным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай.»

Слайд 5

Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку?

Слайд 6

Станция «Алфавит» или «Трудно ли быть грамотным?» Ответьте на вопросы-шутки: 1.Чем кончаются день и ночь? 2.Что стоит посредине земли? 3.Чем кончается лето и начинается осень?

Слайд 7

Отгадай загадки: Я с Л смягченным – под землей Бываю каменный и бурый, А с твердым – в комнате любой В геометрической фигуре

Слайд 8

С твердым Л я на стене, Книги, например, на мне, Но как только Л смягчится, Сразу в танец превратится.

Слайд 9

Сколько букв И в стихотворении: Ц…пленок в ц…рке выступал, Играл он на ц..мбалах, На мотоц..кле разъезжал, И ц…фры знал немало. Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц…, И только одного не знал, Где И , а где же Ы .

Слайд 10

Станция «Морфемика» или «Как делаются слова?» Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!

Слайд 11

Найдите слова с корнем –гус-. Относится ли к ним слово «гусеница»? - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетя – Гусеница.

Слайд 12

Найдите «третье лишнее» Гореть, угорать, гора. Горе, нагорный, горевать. Пот, потолок, потливый. Море, морщины, морской. Боль, большой, больница. Вода, водить, водник.

Слайд 13

Найдите «четвертое лишнее» Косточка, шапочка, звездочка, ленточка. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик. Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

Слайд 14

Назови слово Корень у этого слова тот же, что в слове склоняться , суффикс тот же, что в слове обращение , окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин. Если взять корень слова полагать , приставку из слова приложение , суффикс из слова восклицательный , окончание из слова числительное , то получим слово, обозначающее признак предметов.

Слайд 15

Станция «Морфологическая» Какими частями речи являются слова: Два Двойка Двое Двойной Удвоить Вдвоем Двоякий Дважды

Слайд 16

Станция «Морфологическая» Докажите, что буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ Имеет не менее 7 прочтений

Слайд 17

Найдите «четвертое лишнее»,определив морфологические признаки существительного Носок, мозоль, георгин, помидор Тюль, бюллетень, фланель, рояль Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки Дебри, прения, игры, шахматы Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

Слайд 18

Станция «Лексическая» К какому вороту нельзя пришить пуговицы? Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? Какую строчку не может прочесть ни один ученый? Всякие ли предлог и наречие являются частями речи?

Слайд 19

Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? Всякий ли пар способен подниматься кверху? Всякие ли ноты предназначены для музыкантов и певцов? Может ли коромысло летать? У каких башмаков не бывает каблуков?

Слайд 20

Каких камней не найдешь в море? Какой болезнью на земле никто не болеет? Из какого полотна нельзя сшить рубаху? Какой лошадь бывает, когда ее покупают?

Слайд 21

Какое государство можно носить на голове? Какая европейская столица стоит на скошенной траве? Какой город летает? Какую реку можно срезать ножом? Какая земля никогда не старится?

Слайд 22

Отгадайте загадки: Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины.

Слайд 23

В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю.

Слайд 24

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».Метод проекта получи...

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

Осень в Усть-Илимске. К декаде русского языка и литературы в школе.

Краткий обзор мероприятий, проведенных в декаду русского языка и литературы в школе на фоне усть-илимской осени....

Анализ декады русского языка и литературы

Анализ проведённой декады руского языка и литературы...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы Тема: «Не пером пишут, а умом»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  в рамках декады русского языка и литературыТема: «Не   пером пишут, а умом»...

План проведения декады русского языка и литературы

Поможет учителям при подготовке и проведении декады русского языка и литературы....

План проведения декады русского языка и литературы

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/24/plan_mesyagnika_ryss_ya_i_lit.docx...