Работа с одарёнными детьми
консультация на тему

Костина Елена Павловна

Выявление интереса и способности к химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyyavlenie_interesa_i_sposobnosti_k_khimii.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление интереса и способности к химии у учащихся

ТЕСТ 1. Интересы и склонности.

Этот тест, на наш взгляд, может быть использован для профессиональной ориентации учащихся, в частности, для выявления среди учащихся тех, кто имеет склонность к химии.

С левой стороны листа напишите одно под другим числа от 1 до 13. Для ответов на вопросы используйте следующие обозначения: очень нравится ++, нравится +, не нравится -, совсем не нравится --.

Записав сверху вниз ответы на первые 13 вопросов, начинайте вновь с верхней строки, с 14-го вопроса, процедура повторяется с 27-го, 40-го, 53-го и 66-го вопросов. Отвечайте по возможности быстро, чтобы на весь тест ушло не более 10 минут.

Нравится ли Вам?

  • Читать книги по занимательной физике или математике?
  • Читать книги о химических открытиях?
  • Выяснять устройство электроприборов?
  • Читать журналы «Техника – молодежи», «Юный техник»?
  • Узнавать о жизни народов и государственном устройстве зарубежных стран?
  • Знакомиться с жизнью растений?
  • Читать классиков литературы?
  • Обсуждать текущие события в нашей стране и за границей?
  • Читать книги о сверстниках?
  • Знакомиться с работой врачей?
  • Заботиться о домашнем уюте?
  • Ходить в театры и на выставки?
  • Читать военные мемуары?
  • Читать книги об открытиях в физике?
  • Выполнять домашние задания по химии?
  • Чинить бытовые электроприборы?
  • Слушать и смотреть передачи о новинках техники?
  • Ходить в походы, чтобы изучать родной край?
  • Делать уроки по биологии?
  • Читать критические статьи по литературе?
  • Участвовать в общественной работе?
  • Объяснять товарищам домашние задания?
  • Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?
  • Готовить пищу и наводить в доме порядок?
  • Читать об искусстве?
  • Знакомиться с военной техникой?
  • Ставить опыты по физике?
  • Делать химические опыты?
  • Читать о новинках радио?
  • Чинить велосипед?
  • Коллекционировать камни и минералы?
  • Работать в саду?
  • Письменно излагать свои мысли и наблюдения?
  • Читать книги по истории?
  • Заниматься с младшими школьниками?
  • Ухаживать за больными?
  • Помогать по хозяйству?
  • Заниматься в литературном, театральном или художественном кружке?
  • Участвовать в военных играх?
  • Занимать в математическом кружке?
  • Готовить растворы для опытов?
  • Собирать радиоприемники?
  • Собирать модели машин?
  • Участвовать в географических и геологических экскурсиях?
  • Наблюдать за жизнью животных?
  • Изучать иностранные языки?
  • Выступать с сообщениями и докладами?
  • Работать вожатым?
  • Возиться с маленькими детьми?
  • Делать покупки?
  • Беседовать с товарищами об искусстве?
  • Заниматься спортом?
  • Участвовать в физической или математической олимпиадах?
  • Решать химические задачи?
  • Работать с измерительными приборами?
  • Конструировать модели, применяя расчеты?
  • Знакомиться с географическими открытиями?
  • Работать на пришкольном участке?
  • Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
  • Изучать политический строй зарубежных стран?
  • Обсуждать вопросы воспитания?
  • Наблюдать за поведением животных?
  • Убеждать в чем-либо товарищей?
  • Знакомиться с историей искусств?
  • Быть организатором в играх и походах?
  • Вычислять по формулам?
  • Находить и наблюдать химические явления в окружающем мире?
  • Разбираться в радиосхемах?
  • Чертить?
  • Снимать план местности?
  • Ухаживать за животными?
  • Готовить доклады по книгам?
  • Знакомиться с историей культуры?
  • Отвечать на вопросы младших?
  • Узнавать о причинах разных болезней?
  • Знакомиться и общаться с новыми людьми?
  • Участвовать в смотре художественной самодеятельности?
  • Соблюдать режим дня?

Обработка результатов.

В каждой горизонтальной строке подсчитайте алгебраические суммы плюсов и минусов. Значения от –12 до –6 отвечают области пренебрежения, от –6 до 0 – области отрицательного отношения, от0 до +6 – область положительного отношения и от +6 до +12 – область повышенного интереса. Номера строк при расшифровке означают: 1- физика и математика, 2- химия, 3- электро- и радиотехника, 4- техника, 5- геология и география, 6- Биология и сельское хозяйство, 7- филология и журналистика, 8- история, 9- педагогическая и воспитательная работа, 10 – медицина, 11- сфера обслуживания, 12- искусство, 13- военное дело.

Для химика важен, естественно, повышенный интерес к химии, а также к физике и математике.

ТЕСТ 2. Особенности интереса к химии.

Этот тест уже можно предложить учащимся, которые по тесту 1 имеют склонность к химии с целью выявления направленности к той или иной области химии (история науки, теория, экспериментальная область и т.д.).

С левой стороны листа проставьте столбиком цифры от 1 до 8. Для ответов используйте те же оценки, что и в тесте 1. С верхней строки начинайте ответы на вопросы 1, 9, 17, 25, 33, 41 и 49. Отвечайте быстро, тест должен отнять не более 5-7 минут.

Нравится ли Вам?

  • Точно отмерять вещества?
  • Пользуюсь книгами, получать вещества, не изучаемые в школе?
  • Обращаться к ВУЗовским учебникам?
  • Строго соблюдать условия химического эксперимента?
  • Знакомиться с техникой и автоматикой на производстве?
  • Возможность сочетать работу на производстве с учебой?
  • Знакомиться с педагогической деятельностью ученых?
  • Брать пример с человека, способного повести за собой других?
  • Работать с лабораторным оборудованием и приборами?
  • Ставить опыты в домашней лаборатории?
  • Представлять в уме, как взаимодействуют частицы в химических ракциях?
  • Знакомиться с продукцией химических предприятий?
  • Разбираться в схемах химических аппаратов?
  • Начинать и заканчивать работу ежедневно в одно и то же время?
  • Объяснять опыты товарищам?
  • Возглавлять работу, выполняя поручение учителя?
  • Помогать учителю готовить и проводить опыты?
  • Решать экспериментальные задачи по анализу и синтезу веществ?
  • Графически и схематически оформлять результаты опытов?
  • Составлять схемы промышленного получения веществ?
  • Работать с механизмами?
  • Бывать в цехах на экскурсии?
  • Решать задачи с младшими школьниками?
  • Содержать рабочее место в чистоте?
  • Записывать лабораторные работы в тетради?
  • Выполнять опыты на занятиях химического кружка?
  • Использовать знания по физике и математике для объяснения химических опытов?
  • Узнавать, как организовано химическое производство?
  • Разбираться в устройстве химических аппаратов?
  • Узнавать подробности о работе на химическом заводе?
  • Наблюдать за поведением собеседника?
  • Многократно повторять опыт, пока он не пройдет безупречно?
  • Поддерживать порядок в кабинете химии и на лабораторном столе?
  • Разбирать в причинах неудачи опыта?
  • Изучать теорию, чтобы понять ошибку в опыте или решении задачи?
  • Проводя опыты, строго соблюдать предписания техники безопасности?
  • Рисовать химические приборы?
  • Узнавать об условиях труда на химических предприятиях?
  • Читать книги о жизни подростков?
  • Приводить в порядок оборудование школьного кабинета химии?
  • Обращаться к учителю, если что-нибудь не ладится в опыте?
  • Подбирать химические реактивы прежде, чем делать опыт?
  • Искать объяснение явлениям природы?
  • Решать расчетные задачи по химии?
  • Чертить, разбираться в схемах?
  • Строго соблюдать распорядок дня?
  • Слушать ответы товарищей на уроках?
  • Носить спецодежду?
  • Выполнять обязанности лаборанта?
  • Сопоставлять результаты опытов, искать в них сходство и различие?
  • Заниматься умственным трудом?
  • Сравнивать внешний вид и качество промышленных изделий?
  • Знакомиться с материалами, из которых сделаны химические аппараты?
  • Заниматься физическим трудом?
  • Разъяснять сущность химических явлений, если к вам обращаются с вопросами?
  • Планировать свои действия?

Обработка результатов:

та же, что и в предыдущем тесте. Номера строк означают: 1- лаборант, 2- экспериментатор-исследователь, 3- теоретик, 4- технолог, оператор, 5- техник, конструктор, 6- рабочий, 7- преподаватель химии, 8- организатор.

Заключение выносится по 2-3 точкам с максимальными оценками. Равные оценки означают, скорее всего , что интересы еще не определились.

Для того, чтобы убедиться в правильности отбора учащихся, нужно установить взаимосвязь между интересом к химии и  задатками химических способностей. Это можно сделать с помощью следующего теста на ощущение и восприятие вещества.

ТЕСТ 3. Ощущение и восприятие вещества.

А. Гравитационные ощущения.

Отсыпьте на глаз по 5 г хлорида натрия и медного купороса. Точность проверьте взвешиванием. Относительный балл вычисляется по формулам: А/В*100 или 100-((А-В)/В*100), где А – названное (фактическое) число, В – правильное (заданное) число. Первая формула применяется в том случае, если А меньше В, вторая – если А больше В. Оценочные баллы складываются и делятся на число заданий – так вычисляется показатель успешности выполнения теста.

Б. Глазомерная оценка массы.

Исследователь предлагает испытуемому навески хорошо известных веществ – сахарного песка, поваренной соли, муки и т.п. Вещества находятся в одинаковых коробочках или чашках (в руки не брать!). Определите на глаз массу. Вычисление по тем же формулам.

В. Глазомерная оценка объема.

Налейте в большие конические колбы из-под крана 140 мл воды, 90 мл желтого раствора бихромата калия, 70 мл зеленого раствора сульфата никеля (II).

Три раствора – бесцветный, красный и голубой – разделение пополам (результат вычисляется по меньшей из долей). Проверяется точность с помощью мерного цилиндра. Формулы те же.

Г. Линейный глазомер.

На чистом листе бумаги проведите отрезок прямой длиной 12,5 см.

Изобразите углы в 65 и 115 градусов.

Нарисуйте окружность диаметром 5,5 см.

Замеры – линейкой и транспортиром. Подсчеты прежние.

Д. Цветоощущение и цветовосприятие.

Исследователь готовит: а) набор из 10 цветных растворов (всех цветов радуги), б) шкалы окрашенных растворов перманганата калия и медного купороса. Для приготовления шкал надо разбавить в пробирках 1%-ные растворы обоих веществ в таком отношении:

Раствор 10 8 6 5 4 2 1 0.5 0.1 0

Вода 0 2 4 5 6 8 9 9.5 9.9 10

Пробирки ставят в произвольном порядке.

  • Найдите переходный цвет между синим и красным.
  • Составьте радугу.
  • Разложите пробирки с раствором перманганата калия по убыванию интенсивности окраски.
  • Расположите пробирки с раствором медного купороса по возрастанию интенсивности окраски.

Задание 1 имеет оценку: правильно – 100, неправильно – 0. Задания 2, 3, 4 оцениваются по числу правильно расположенных пробирок.

Е. Обоняние.

Исследователь готовит 2 набора бесцветных пахучих веществ: винного спирта, ацетона, керосина, эфира, бензина, уксусной кислоты, одеколона и др.; один набор с названием веществ, другой – в склянках под номерами. Кроме того, из 10%-ных растворов уксусной кислоты и водного аммиака надо приготовить по указанной в предыдущем задании схеме две шкалы.

  • Понюхайте известные вещества, затем отыщите их по запаху в склянках под номерами. Повторите то же с другим веществом, Правильно –100, неправильно – 0.
  • Расположите по убыванию интенсивности запаха пробирки с растворами уксусной кислоты и аммиака. Оценка и расчет прежние.

Ж. Тепловые ощущения.

  • Определите на ощупь температуру воды из водопроводного крана и воды, согретой на плитке.
  • На сколько примерно градусов повысилась температура воды в стакане, когда растворили в ней несколько гранул щелочи?
  • На сколько примерно градусов изменилась (понизилась) температура воды в стакане, когда в ней растворили чайную ложку аммиачной селитры? Проверка – термометром, результат вычисляется по тем же формулам.

Итак, полученные после проведенного тестирования результаты, используются учителем при составлении программ индивидуальной внеклассной работы. При их составлении также необходимо учесть степень оборудования кабинета химии и оснащенность лаборатории, изучить профили производств, окружающих школу. После этого выбирается тематика занятий.

Индивидуальную внеклассную работу по химии  предлагается вести в следующих направлениях:

  • практическом (включает в себя проведение химического эксперимента, занимательные опыты, творческую работу по конструированию и моделированию, изготовлению необходимых таблиц, макетов, приборов и пособий для химического кабинета, исследовательскую деятельность (методы химического анализа), синтез веществ и др.)
  •  теоретическом (включает изучение теоретических вопросов и истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работу с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.).

После того, как вся большая организационная часть завершена, учащимся предлагают начать работать в избранном направлении.

При индивидуальных занятиях учащиеся получают отдельные задания и рекомендации учителя по их выполнению и работают над ними дома, или в школе.

Индивидуальную внеклассную работу нельзя пускать на самотек. Всякая работа нуждается в учете и контроле.

Каждая работа, проделанная учеником, должна фиксироваться в его тетради. Кроме тетрадей учащихся, в качестве учетного материала служат рефераты, приборы, коллекции, схемы и т.п., которые сделаны учениками в процессе индивидуальной работы.

Обязательно надо проводить периодически занятия контролирующего характера: обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики, занимающиеся индивидуальной работой. В промежутках между такими занятиями учитель проводит консультации и направляет работу ребят.

Итогом всей работы за учебный год может быть организация выставки работ учащихся или выпуск журнала, рассказывающего о творчестве учеников в процессе индивидуальной внеклассной работы по химии.

Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует осторожно подходить к оценке способностей учащихся, так как легко недооценить или переоценить их возможности, что может вредно отразиться на общем ходе индивидуальных занятий и даже привести к их срыву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...