Работа с одарёнными детьми
консультация на тему
Выявление интереса и способности к химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_interesa_i_sposobnosti_k_khimii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление интереса и способности к химии у учащихся
ТЕСТ 1. Интересы и склонности.
Этот тест, на наш взгляд, может быть использован для профессиональной ориентации учащихся, в частности, для выявления среди учащихся тех, кто имеет склонность к химии.
С левой стороны листа напишите одно под другим числа от 1 до 13. Для ответов на вопросы используйте следующие обозначения: очень нравится ++, нравится +, не нравится -, совсем не нравится --.
Записав сверху вниз ответы на первые 13 вопросов, начинайте вновь с верхней строки, с 14-го вопроса, процедура повторяется с 27-го, 40-го, 53-го и 66-го вопросов. Отвечайте по возможности быстро, чтобы на весь тест ушло не более 10 минут.
Нравится ли Вам?
- Читать книги по занимательной физике или математике?
- Читать книги о химических открытиях?
- Выяснять устройство электроприборов?
- Читать журналы «Техника – молодежи», «Юный техник»?
- Узнавать о жизни народов и государственном устройстве зарубежных стран?
- Знакомиться с жизнью растений?
- Читать классиков литературы?
- Обсуждать текущие события в нашей стране и за границей?
- Читать книги о сверстниках?
- Знакомиться с работой врачей?
- Заботиться о домашнем уюте?
- Ходить в театры и на выставки?
- Читать военные мемуары?
- Читать книги об открытиях в физике?
- Выполнять домашние задания по химии?
- Чинить бытовые электроприборы?
- Слушать и смотреть передачи о новинках техники?
- Ходить в походы, чтобы изучать родной край?
- Делать уроки по биологии?
- Читать критические статьи по литературе?
- Участвовать в общественной работе?
- Объяснять товарищам домашние задания?
- Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?
- Готовить пищу и наводить в доме порядок?
- Читать об искусстве?
- Знакомиться с военной техникой?
- Ставить опыты по физике?
- Делать химические опыты?
- Читать о новинках радио?
- Чинить велосипед?
- Коллекционировать камни и минералы?
- Работать в саду?
- Письменно излагать свои мысли и наблюдения?
- Читать книги по истории?
- Заниматься с младшими школьниками?
- Ухаживать за больными?
- Помогать по хозяйству?
- Заниматься в литературном, театральном или художественном кружке?
- Участвовать в военных играх?
- Занимать в математическом кружке?
- Готовить растворы для опытов?
- Собирать радиоприемники?
- Собирать модели машин?
- Участвовать в географических и геологических экскурсиях?
- Наблюдать за жизнью животных?
- Изучать иностранные языки?
- Выступать с сообщениями и докладами?
- Работать вожатым?
- Возиться с маленькими детьми?
- Делать покупки?
- Беседовать с товарищами об искусстве?
- Заниматься спортом?
- Участвовать в физической или математической олимпиадах?
- Решать химические задачи?
- Работать с измерительными приборами?
- Конструировать модели, применяя расчеты?
- Знакомиться с географическими открытиями?
- Работать на пришкольном участке?
- Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
- Изучать политический строй зарубежных стран?
- Обсуждать вопросы воспитания?
- Наблюдать за поведением животных?
- Убеждать в чем-либо товарищей?
- Знакомиться с историей искусств?
- Быть организатором в играх и походах?
- Вычислять по формулам?
- Находить и наблюдать химические явления в окружающем мире?
- Разбираться в радиосхемах?
- Чертить?
- Снимать план местности?
- Ухаживать за животными?
- Готовить доклады по книгам?
- Знакомиться с историей культуры?
- Отвечать на вопросы младших?
- Узнавать о причинах разных болезней?
- Знакомиться и общаться с новыми людьми?
- Участвовать в смотре художественной самодеятельности?
- Соблюдать режим дня?
Обработка результатов.
В каждой горизонтальной строке подсчитайте алгебраические суммы плюсов и минусов. Значения от –12 до –6 отвечают области пренебрежения, от –6 до 0 – области отрицательного отношения, от0 до +6 – область положительного отношения и от +6 до +12 – область повышенного интереса. Номера строк при расшифровке означают: 1- физика и математика, 2- химия, 3- электро- и радиотехника, 4- техника, 5- геология и география, 6- Биология и сельское хозяйство, 7- филология и журналистика, 8- история, 9- педагогическая и воспитательная работа, 10 – медицина, 11- сфера обслуживания, 12- искусство, 13- военное дело.
Для химика важен, естественно, повышенный интерес к химии, а также к физике и математике.
ТЕСТ 2. Особенности интереса к химии.
Этот тест уже можно предложить учащимся, которые по тесту 1 имеют склонность к химии с целью выявления направленности к той или иной области химии (история науки, теория, экспериментальная область и т.д.).
С левой стороны листа проставьте столбиком цифры от 1 до 8. Для ответов используйте те же оценки, что и в тесте 1. С верхней строки начинайте ответы на вопросы 1, 9, 17, 25, 33, 41 и 49. Отвечайте быстро, тест должен отнять не более 5-7 минут.
Нравится ли Вам?
- Точно отмерять вещества?
- Пользуюсь книгами, получать вещества, не изучаемые в школе?
- Обращаться к ВУЗовским учебникам?
- Строго соблюдать условия химического эксперимента?
- Знакомиться с техникой и автоматикой на производстве?
- Возможность сочетать работу на производстве с учебой?
- Знакомиться с педагогической деятельностью ученых?
- Брать пример с человека, способного повести за собой других?
- Работать с лабораторным оборудованием и приборами?
- Ставить опыты в домашней лаборатории?
- Представлять в уме, как взаимодействуют частицы в химических ракциях?
- Знакомиться с продукцией химических предприятий?
- Разбираться в схемах химических аппаратов?
- Начинать и заканчивать работу ежедневно в одно и то же время?
- Объяснять опыты товарищам?
- Возглавлять работу, выполняя поручение учителя?
- Помогать учителю готовить и проводить опыты?
- Решать экспериментальные задачи по анализу и синтезу веществ?
- Графически и схематически оформлять результаты опытов?
- Составлять схемы промышленного получения веществ?
- Работать с механизмами?
- Бывать в цехах на экскурсии?
- Решать задачи с младшими школьниками?
- Содержать рабочее место в чистоте?
- Записывать лабораторные работы в тетради?
- Выполнять опыты на занятиях химического кружка?
- Использовать знания по физике и математике для объяснения химических опытов?
- Узнавать, как организовано химическое производство?
- Разбираться в устройстве химических аппаратов?
- Узнавать подробности о работе на химическом заводе?
- Наблюдать за поведением собеседника?
- Многократно повторять опыт, пока он не пройдет безупречно?
- Поддерживать порядок в кабинете химии и на лабораторном столе?
- Разбирать в причинах неудачи опыта?
- Изучать теорию, чтобы понять ошибку в опыте или решении задачи?
- Проводя опыты, строго соблюдать предписания техники безопасности?
- Рисовать химические приборы?
- Узнавать об условиях труда на химических предприятиях?
- Читать книги о жизни подростков?
- Приводить в порядок оборудование школьного кабинета химии?
- Обращаться к учителю, если что-нибудь не ладится в опыте?
- Подбирать химические реактивы прежде, чем делать опыт?
- Искать объяснение явлениям природы?
- Решать расчетные задачи по химии?
- Чертить, разбираться в схемах?
- Строго соблюдать распорядок дня?
- Слушать ответы товарищей на уроках?
- Носить спецодежду?
- Выполнять обязанности лаборанта?
- Сопоставлять результаты опытов, искать в них сходство и различие?
- Заниматься умственным трудом?
- Сравнивать внешний вид и качество промышленных изделий?
- Знакомиться с материалами, из которых сделаны химические аппараты?
- Заниматься физическим трудом?
- Разъяснять сущность химических явлений, если к вам обращаются с вопросами?
- Планировать свои действия?
Обработка результатов:
та же, что и в предыдущем тесте. Номера строк означают: 1- лаборант, 2- экспериментатор-исследователь, 3- теоретик, 4- технолог, оператор, 5- техник, конструктор, 6- рабочий, 7- преподаватель химии, 8- организатор.
Заключение выносится по 2-3 точкам с максимальными оценками. Равные оценки означают, скорее всего , что интересы еще не определились.
Для того, чтобы убедиться в правильности отбора учащихся, нужно установить взаимосвязь между интересом к химии и задатками химических способностей. Это можно сделать с помощью следующего теста на ощущение и восприятие вещества.
ТЕСТ 3. Ощущение и восприятие вещества.
А. Гравитационные ощущения.
Отсыпьте на глаз по 5 г хлорида натрия и медного купороса. Точность проверьте взвешиванием. Относительный балл вычисляется по формулам: А/В*100 или 100-((А-В)/В*100), где А – названное (фактическое) число, В – правильное (заданное) число. Первая формула применяется в том случае, если А меньше В, вторая – если А больше В. Оценочные баллы складываются и делятся на число заданий – так вычисляется показатель успешности выполнения теста.
Б. Глазомерная оценка массы.
Исследователь предлагает испытуемому навески хорошо известных веществ – сахарного песка, поваренной соли, муки и т.п. Вещества находятся в одинаковых коробочках или чашках (в руки не брать!). Определите на глаз массу. Вычисление по тем же формулам.
В. Глазомерная оценка объема.
Налейте в большие конические колбы из-под крана 140 мл воды, 90 мл желтого раствора бихромата калия, 70 мл зеленого раствора сульфата никеля (II).
Три раствора – бесцветный, красный и голубой – разделение пополам (результат вычисляется по меньшей из долей). Проверяется точность с помощью мерного цилиндра. Формулы те же.
Г. Линейный глазомер.
На чистом листе бумаги проведите отрезок прямой длиной 12,5 см.
Изобразите углы в 65 и 115 градусов.
Нарисуйте окружность диаметром 5,5 см.
Замеры – линейкой и транспортиром. Подсчеты прежние.
Д. Цветоощущение и цветовосприятие.
Исследователь готовит: а) набор из 10 цветных растворов (всех цветов радуги), б) шкалы окрашенных растворов перманганата калия и медного купороса. Для приготовления шкал надо разбавить в пробирках 1%-ные растворы обоих веществ в таком отношении:
Раствор 10 8 6 5 4 2 1 0.5 0.1 0
Вода 0 2 4 5 6 8 9 9.5 9.9 10
Пробирки ставят в произвольном порядке.
- Найдите переходный цвет между синим и красным.
- Составьте радугу.
- Разложите пробирки с раствором перманганата калия по убыванию интенсивности окраски.
- Расположите пробирки с раствором медного купороса по возрастанию интенсивности окраски.
Задание 1 имеет оценку: правильно – 100, неправильно – 0. Задания 2, 3, 4 оцениваются по числу правильно расположенных пробирок.
Е. Обоняние.
Исследователь готовит 2 набора бесцветных пахучих веществ: винного спирта, ацетона, керосина, эфира, бензина, уксусной кислоты, одеколона и др.; один набор с названием веществ, другой – в склянках под номерами. Кроме того, из 10%-ных растворов уксусной кислоты и водного аммиака надо приготовить по указанной в предыдущем задании схеме две шкалы.
- Понюхайте известные вещества, затем отыщите их по запаху в склянках под номерами. Повторите то же с другим веществом, Правильно –100, неправильно – 0.
- Расположите по убыванию интенсивности запаха пробирки с растворами уксусной кислоты и аммиака. Оценка и расчет прежние.
Ж. Тепловые ощущения.
- Определите на ощупь температуру воды из водопроводного крана и воды, согретой на плитке.
- На сколько примерно градусов повысилась температура воды в стакане, когда растворили в ней несколько гранул щелочи?
- На сколько примерно градусов изменилась (понизилась) температура воды в стакане, когда в ней растворили чайную ложку аммиачной селитры? Проверка – термометром, результат вычисляется по тем же формулам.
Итак, полученные после проведенного тестирования результаты, используются учителем при составлении программ индивидуальной внеклассной работы. При их составлении также необходимо учесть степень оборудования кабинета химии и оснащенность лаборатории, изучить профили производств, окружающих школу. После этого выбирается тематика занятий.
Индивидуальную внеклассную работу по химии предлагается вести в следующих направлениях:
- практическом (включает в себя проведение химического эксперимента, занимательные опыты, творческую работу по конструированию и моделированию, изготовлению необходимых таблиц, макетов, приборов и пособий для химического кабинета, исследовательскую деятельность (методы химического анализа), синтез веществ и др.)
- теоретическом (включает изучение теоретических вопросов и истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работу с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.).
После того, как вся большая организационная часть завершена, учащимся предлагают начать работать в избранном направлении.
При индивидуальных занятиях учащиеся получают отдельные задания и рекомендации учителя по их выполнению и работают над ними дома, или в школе.
Индивидуальную внеклассную работу нельзя пускать на самотек. Всякая работа нуждается в учете и контроле.
Каждая работа, проделанная учеником, должна фиксироваться в его тетради. Кроме тетрадей учащихся, в качестве учетного материала служат рефераты, приборы, коллекции, схемы и т.п., которые сделаны учениками в процессе индивидуальной работы.
Обязательно надо проводить периодически занятия контролирующего характера: обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики, занимающиеся индивидуальной работой. В промежутках между такими занятиями учитель проводит консультации и направляет работу ребят.
Итогом всей работы за учебный год может быть организация выставки работ учащихся или выпуск журнала, рассказывающего о творчестве учеников в процессе индивидуальной внеклассной работы по химии.
Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует осторожно подходить к оценке способностей учащихся, так как легко недооценить или переоценить их возможности, что может вредно отразиться на общем ходе индивидуальных занятий и даже привести к их срыву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми
Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...