Проектно - исследовательская работа
проект по теме
Основные требования к проектным работам
Методические рекомендации по реализации проектно - исследовательской деятельности
Методические рекомендации по работе с химическими сайтами
Методические рекомендации к оформлению и представлению результатов исследования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Основные требования к проектным работам по химии»
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической ситуации в регионе, кислотные дожди, серия репортажей о проблеме из разных регионов страны и мира).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся - обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по реализации
проектно-исследовательской деятельности.
Как организовать проектную деятельность учащихся?
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1- погружение в проблему | Формулирует:
| Осуществляют:
|
2 - организация деятельности | Предлагает:
| Осуществляют:
|
3- осуществление деятельности | Не участвует, но:
| Работают активно и самостоятельно:
|
4- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет:
Оценивает
| Демонстрируют:
Осуществляют
|
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:
- Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
- Выбор темы исследования
- Выбор цели исследования
- Определение задач по достижению цели
- Определение методов исследования
- Сбор собственного материала
- Анализ и обобщение собранного материала
- Собственные выводы.
В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:
Технология организации учебного исследования учащихся
Как возникают темы исследований? | |||
Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения | Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки | Рекомендуемый учителем список тем исследований | Собственные вопросы и интересы учащихся |
Как воплотить исследование? | |||
Подбор научного руководителя | Составление плана или проекта будущей работы | Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент | |
Написание работы | |||
Анализ полученного материала, систематизация, классификация | Синтез | Обобщение, выводы | |
Первая оценка работы | |||
Первое чтение работы научным руководителем | Консультации | Презентация замысла исследования | |
Подготовка к презентации работы | |||
Редактирование окончательного варианта работы | Составление тезисов | Оформление наглядного материала | |
Презентация результатов исследования |
Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой. Шаг 2. Сбор данных – «верификация» Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование. Шаг 4. Построение объяснения. Шаг 5. Анализ хода исследования. |
Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования. Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования. Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры. |
Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы. Шаг 2. Выдвижение гипотезы. Шаг 3. Выбор источников информации. Шаг 4. Анализ и синтез данных. Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы. Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами. |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с химическими сайтами
Интернет-ресурсы, применяемые в школьном химическом образовании:
Электронные сетевые учебники
Открытая химия (http://chemistry.ru). Электронный учебник — проект «Открытого колледжа», издательство ФИЗИКОН. Научный консультант – заведующий кафедрой химии Московского физико-технического института (МФТИ) профессор В.В.Зеленцов.
Органическая химия (http://www.chemistry. ssu.samara.ru). Электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И.Дерябиной, Г.В.Кантария и А.В.Соловова (Самарский государственный университет).
Химия. 1С: Репетитор-он-лайн (http://www.repetitor.1c.ru/online). Сетевая версия хорошо известного мультимедийного учебника, выпущенного еще в 1997 г. авторским коллективом преподавателей химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Диск практически ежегодно переиздается.
Химия для всех. Обучающие энциклопедии (http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html). Данный ресурс содержит текстовые и графические материалы, размещенные во 2-м издании CD-ROM «Химия для всех», выпущенном в 1999 г. РНПО «РОСУЧПРИБОР». На сервере размещены и обучающие программы, доступные для пользования в некоммерческих целях. Учебник создан авторским коллективом под руководством кандидата технических наук В.П.Седякина.
Основы химии — образовательный сайт для школьников (http://hemi.wallst.ru). Электронный учебник доцента Новосибирского государственного университета А.В.Мануйлова.
Химия для школьников (http://chemistry.r2.ru). Проект учителя химии школы № 1414 Северо-Восточного округа г. Москвы Д.В.Болотова.
Экспериментальный учебник по химии (http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1). Автор – учитель химии школы № 548 Южного округа г. Москвы С.Т.Жуков.
Химия. Дистанционное обучение через Интернет. Сервер бесплатного дистанционного образования Anri (http://www.anriintern.com/chemistry). Автор — выпускник Санкт-Петербургского университета (2004) М.В.Зибинский. Доступны только три раздела: «Основы химии», «Общая и неорганическая химия», «Полезные материалы». В курсе неорганической химии информация только по галогенам и халькогенам. Учебный материал представлен в виде параграфов-уроков, без внешних и внутренних гиперссылок, анимаций, интерактивных приложений.
Химия. Учебно-информационный сайт (http://chemistry.aznet.org/chemistry). Ресурс разработан и поддерживается коллегами из Азербайджана. Кратко представлен учебный материал, упражнения и задания с ответами, в отдельном разделе выложены иллюстрации. Большое количество ссылок на образовательные и научные ресурсы в Интернете.
Виртуальные школы
В последнее время в рунете (российском секторе Интернета) наблюдается значительно возросший интерес к дистанционному обучению в виртуальных школах, телеклассах и т.д. В основном это коммерческие проекты, например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (http://vip.km.ru/vschool), Центр дистанционного обучения Научного парка МГУ им. М.В.Ломоносова (http://de.sciencepark.ru) и многие другие. В данной же публикации рассмотрены только общедоступные и бесплатные ресурсы.
Курс школьной химии (http://www.alhimik.ru/teleclass/index.shtml). Интернет-класс (конспект и практикум) создан профессором кафедры неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова (МГАТХТ) Л.Ю.Аликберовой.
i-Школа – школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (http://www.home-edu.ru). Школа открыта в рамках проекта «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы на средства правительства Москвы [9]. Организация всех работ по проекту поручена Центру информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО).
Информационные ресурсы
Практически бесценным подспорьем в работе учителя химии являются информационные веб-ресурсы. Это и специализированные порталы «В помощь учителю», и сайты учебно-методических изданий, научных и учебных учреждений, коммерческих организаций. Большой вклад в развитие информационного образовательного пространства рунета вносят учителя и ученики, которые своими силами создают подчас очень интересные открытые ресурсы. Простое перечисление всех порталов и сайтов в рамках одной публикации практически невозможно, поэтому здесь мы остановимся на обзоре наиболее известных.
Химическая информационная сеть ChemNet (http://www.chemnet.ru). Руководитель проекта — декан химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова академик В.В.Лунин. Сеть предназначена для решения проблемы быстрого и надежного доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам по химии.
Алхимик (http://www.alhimik.ru). Один из самых мощных, известных и популярных среди учителей информационных порталов, автором которого является Л.Ю.Аликберова.
Аликберова курирует также страничку химии «В помощь учителю» в сетевом объединении методистов Московского центра Федерации интернет-образования (http://center.fio.ru/som).
Российский химический портал (http://www.chemport.ru). Поддерживается авторским коллективом, возглавляемым выпускником химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидатом химических наук С.Б.Бароновым. По мнению авторов, основная аудитория, на которую рассчитан данный ресурс, — это выпускники, студенты и сотрудники таких вузов, как МГУ, МГАТХТ, Санкт-Петербургский университет, Высшие химические курсы при Российской академии наук, Российский химико-технологический университет (РХТУ), и многих других. Материал, доступный на страницах этого портала, будет интересен учителям, школьникам и всем, проявляющим интерес к химии. Здесь обширная библиотека научной литературы: учебники для вузов, энциклопедии, справочники, монографии, журналы и многое другое. Литературные источники доступны в виде отсканированных страниц в формате DjVu. Есть тематические форумы, регулярно обновляется новостная лента.
Газета «Химия», Издательский дом «Первое сентября» (http://him.1september.ru).
Журнал «Химия и жизнь XXI век» (http://www.hij.ru).
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к оформлению и представлению результатов исследования.
Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?
Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Законопроект;
- Карта;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Модель;
- Музыкальное произведение;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Прогноз;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Сказка;
- Справочник;
- Словарь;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Сборник сочинений;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника
- Выставка
- Газета, журнал
- Действующая фирма
- Игра
- Костюм
- Оформление кабинета
- Постановка
- Праздник
- Прогноз
- Справочник
- Учебное пособие
- Экскурсия
Оформление проектной папки (портфолио) проекта.
- паспорт проекта
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
- промежуточные отчеты группы
- вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
- результаты исследований и анализа
- записи всех идей, гипотез и решений
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
- эскизы, чертежи, наброски продукта
- материалы к презентации (сценарий)
- другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Паспорт проектной работы
- Название проекта
- Авторы проекта, состав проектной группы
- Класс
- Научный руководитель
- Консультанты
- Цель проекта
- Источники информации
- Краткое описание (план или аннотация к проекту)
- Жанр проекта: альбом выставка, стенд, буклет...
- Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту
- Материально-техническое обеспечение проекта
- График работы над проектами
- Оценка содержания проекта (отзыв)
- Оценка оформления проекта (отзыв)
- Оценка презентации проекта (отзыв)
Оформление результата работы проекта
- Титульный лист
- Оглавление
- Эпиграф
- Введение. Изложение основных положений проекта
- Основная часть
- Заключение
- Источники информации
- Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации и пр.
- Приложения: карты, схемы, таблицы, графики и др.
- Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...
проектно-исследовательская работа"Жестяная банка"
Всестороннее исследование химического состава жечстяной банки, влияние этих веществ на организм человека и окружающюю среду....
Проектно-исследовательская работа
Материал о пище, её составе и опасных компонентах....
Проектно-исследовательская работа "Америка в России"
Работа ученицы 7 класса по теме заимствования английских слов в русском языке...
Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми
В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя
Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...