Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе ССУЗа
статья по теме
Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе ССУЗа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_v_vospitatelnom_protsesse.docx | 36.87 КБ |
doklad_igrovye_tekhnologii.pptx | 825.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе
Н.В. Новолодская, заместитель директора по воспитательной работе
КГБОУ СПО «Минусинский медицинский техникум»
"В игре проверенные обще положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий, … игра учит владеть собой, … сдерживать свои расходившиеся чувствования и причиняет…подчинять свои действия сознанию" П.Ф. Лесгафт
"Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни" П.Ф. Лесгафт
"Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую даже парадоксальную точку зрения".
Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении к уровню образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием. Что нужно молодому человеку, начинающему трудиться в ХХI веке, для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не просто умеет самостоятельно добывать знания, решать разнообразные проблемы, критически и творчески мыслить. Он должен обладать определенными качествами личности, которые, нужны человеку для успешной жизни в социуме. Выпускнику ССУЗа необходимо:
- уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах;
- быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах;
- уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Формирование такой личности соответствует велению времени, созвучно сегодняшнему социальному идеалу воспитания. Свой характер человек проявляет, прежде всего, регулируя, изменяя свою собственную деятельность. Только изменившись сам, он способен преобразовывать окружающий его мир.
Очевидно, что получить такого специалиста, применяя только традиционные методы обучения и воспитания, не представляется возможным. Выполнить социальный заказ общества учебное заведение сможет лишь, реализовав современные тенденции в образовании, а сегодня – это личностно-ориентированные технологии. Другими словами, это такое образование, в котором личность студента стоит в центре внимания педагога, где воспитание и обучение есть взаимосвязанные и взаимообеспечивающие друг друга подсистемы единого процесса. Обучение, при этом, обращается к развитию интеллектуально-практической стороны человека, а воспитание – его эмоционально-ценностной стороны. Данные технологии еще глубже раскрывают деятельностный подход, который сегодня так актуален в процессе формирования современного специалиста.
Из всего разнообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее адекватными поставленным воспитательным целям, с нашей точки зрения, являются:
- обучение в сотрудничестве,
- метод проектов,
- компьютерные технологии,
- игровые технологии.
Данные технологии показывают свою эффективность на протяжении многих лет. Причины их высокой продуктивности, во-первых, в том, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий, они наиболее легко вписываются в учебный процесс, а во-вторых, потому, что эти истинно педагогические технологии имеют глубоко личностную природу и тесно связаны с воспитанием.
Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые, в общем, отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.
Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам:
- Деление игр по виду деятельности:
- физические (двигательные),
- интеллектуальные (умственные),
- трудовые,
- социальные
- психологические.
- По характеру педагогического процесса выделяют:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
- По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это –
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные,
- игры - драматизации.
- По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают:
- игры с предметами и без них,
- настольные,
- комнатные,
- уличные,
- на местности,
- компьютерные и с ТСО,
- с различными средствами передвижения.
Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, главное в динамике функционирования педагога - воспитателя сегодня - выявление и использование своего личностного творческого потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий к креативным, личностно - ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно - ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание "ситуации успеха", сотворчество в проведении и подготовке творческих коллективных воспитательных дел.
Какими качествами должен обладать воспитатель используя новейшие педагогические технологии на сегодняшний день? Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях студентов, их настроениях, реакциях.
В воспитательном процессе ССУЗа интересны проведения ролевых, деловых, профориентационных игр, педагогических тренингов. На них мы и остановимся поподробнее.
Игра «Комплимент»
Будет полезна для укрепления отношений в студенческой группе.
Вариант 1: | Выберите себе партнера. Обмен комплиментами будет проходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например:
|
Вариант 2: | Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия:
|
Вариант 3: | Участники делятся на группы по 5 человек. Каждая группа выстраивается в шеренгу. Тот, кто стоит первым поворачивается лицом к стоящему за ним соседу и произносит ему на ухо комплимент действительно существующих качеств его или называет те качества, которые бы хотелось ему видеть в данном человеке. Второй в свою очередь поворачивается к третьему и повторяет ему на ухо комплимент первого, а также добавляет свой и т.д. Последний в шеренге говорит вслух все то, что он услышал на ухо, начиная фразу словами: "Вы считаете меня…" |
Рефлексия
- Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
- Насколько трудно/легко было подобрать содержание комплимента?
- Какой комплимент вам понравился больше всего?
Профориентационная игра "День из жизни профессионала"
Игра может проводиться для студентов-первокурсников на семинаре-погружении в профессиональную деятельность в период адаптации.
Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в круге. Количество играющих от 6 до 20 человек. Время проведения 15-20 минут.
Ход игры
Ведущий вместе с участниками определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например: медсестра
В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе трудовую жизнь медсестры, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует опасность каким-то неудачным штрихом испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде чем называть новое существительное, каждый игрок обязательно должен будет повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком. далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя то, что говорили до них.
Например: учитель - звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - отличники - звонок - дом - постель
Рефлексия игры:
- Получился ли целостный рассказ? (да, нет)
- Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим существительным?
- Правдиво ли представлен трудовой день профессионала.
Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе воспитания: подбор новых средств, приемов, методов, рассмотрение новых методик, технологий.
В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Ее использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной работы.
В психолого-педагогической науке проблема игры рассматривалась неоднократно. Существует множество подходов к понятию игры. Игра представляет собой вид деятельности в определенных условиях, а способ организации этой деятельности – это технология игры (игровая технология).
Воспитательное значение игры очень велико. Ее использование в воспитании студентов помогает преподавателю (куратору) в решении ряда педагогических задач. Игра способствует формированию дружного коллектива группы; самостоятельности студентов; развитию социальной культурной компетенции личности; освоению социально-культурного опыта.
При использовании игровых технологий важно учитывать возрастные особенности Обучающихся. Особенности студентов ССУЗа: повышенная критичность в оценке; склонность к максимализму; энергичность; настойчивость; прямолинейность в суждениях; склонность к проявлению заботы, осознанию своей «нужности».
Поэтому особенностью игры в данном возрасте является «ее эмоциональная окрашенность, что во многом предопределяет результат игры».
Особенностью использования игровых технологий в воспитательном процессе ССУЗа является нацеленность на формирование самостоятельной личности, готовой к жизни в современном обществе. Стратегия и тактика воспитания на данном возрастном этапе должна быть направлена на помощь студентам в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении, формировании своего внутреннего мира, гражданской позиции и мировоззрения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"В игре проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий, … игра учит владеть собой, … сдерживать свои расходившиеся чувствования и причиняет…подчинять свои действия сознанию" П.Ф . Лесгафт "Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни" П.Ф . Лесгафт "Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую даже парадоксальную точку зрения "
Уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах Быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах Уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня Выпускнику ССУЗа необходимо:
Личностно-ориентированные технологии Это образование, в котором личность студента стоит в центре внимания педагога, где обучение и воспитание есть взаимосвязанные и взаимообеспечивающие друг друга подсистемы единого процесса Обучение Воспитание Развитие интеллектуально-практической стороны Развитие эмоционально-ценностной стороны
Личностно-ориентированный подход Обучение в сотрудничестве Метод проектов Компьютерные технологии Игровые технологии Вписываются в учебный процесс в условиях классно-урочной системы Имеют глубоко личностную природу и тесно связаны с воспитанием
Игровые педагогические технологии Обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью. Игра – самый древний прием обучения.
По виду деятельности: Классификация педагогических игр
По характеру педагогического процесса: Классификация педагогических игр
По характеру игровой методики: Классификация педагогических игр
Классификация педагогических игр По игровой среде:
Главное в динамике функционирования педагога-воспитателя сегодня – это выявление и использование своего личностного творческого потенциала, восхождение к креативным личностно-ориентированным технологиям, в основе которых лежит:
Какими качествами должен обладать воспитатель, используя новейшие педагогические технологии? Искусство общения; Открытость; Искренность; Доброжелательность; Эрудиция; Кругозор; Артистизм; Обаяние; Эмпатия ; Импровизация; Фантазия; Рефлексия; Умение вовремя обнаружить перемены во взаимоотношениях студентов.
Проведение игр Игра «Комплимент» Профориентационная игра «День из жизни профессионала»
Воспитательное значение игры очень велико Игра способствует:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...
Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников
Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...
Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку...