Факультативы. Развитие интереса учащихся к предмету математики
рабочая программа по теме
Чтобы заинтересовать учащихся 5 - 8 классов, привлечь их к дополнительным занятиям в кружках и факультативах по математике Григорьевой О.В. была разработана авторская программа факультативного курса математики при использовании ЦОР и других возможностей ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_mofevral_2011.doc | 36 КБ |
fak_kurs_v_5_klasse2007.doc | 76.5 КБ |
fak_kurs_v_6klasse2008.doc | 86.5 КБ |
fak_7_klass_elem_logiki.doc | 98 КБ |
fak_8_klass_modul.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
16.02.2011г
«Развитие интереса учащихся к предмету математики» на основе авторской программы факультатива для 5 – 8 классов, разработанной Григорьевой О.В.
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.
Методистами КОИРО города Костромы рекомендовано расширить изучение раздела «Статистика. Комбинаторика. Теория вероятности», в целях формирования представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
Цель программы — обогатить содержание курса математики и обеспечить новые активные формы и способы овладения знаниями.
Задачи:
- Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
- Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- Отработать в интерактивном режиме базовые умения;
- Воспитывать навыки самоконтроля;
- Развивать привычку к рефлексии;
- Научить навыкам активного исследователя.
Актуальность программы
- Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
- Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
- Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
Принципы отбора материала — мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.
Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные и эргономичные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к предмету математики;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Активизация исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
- Развитие индивидуального подхода к заданию.
Основные виды познавательной деятельности учащихся:
Эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.
Содержание программы по темам и классам:
5 класс
- Натуральные числа и шкалы
- Действия с натуральными числами
- Площади и объемы
- Дробные числа
- Инструменты для вычислений и измерений
6 класс
- Вероятность
- Множества
- Высказывания
- Графики
7 класс
- Множества
- Линейная функция
- Многочлены
- Данные. Ряды данных.
8 класс
- Статистика.
- Комбинаторика
- Теория вероятности
- Графическое представление данных
Используется:
- электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.
- События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7 – 9 классы А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов
- Серия «Умникам и умницам»:
«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
Предварительный просмотр:
МОУ Судиславская общеобразовательная средняя школа
Судиславского района Костромской области
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании
МО учителей математики __ ___ 200__
__________________Лебедева Л.Г. пр.№ ___
Руководитель МО___________
Завьялова Н.Г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ИНТЕРАКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА»
В 5А КЛАССЕ
Программно – методические материалы «Примерные программы среднего (полного) общего образования»: Сост. Н.Н.Гара, Ю.И.Дик – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004 – 464 стр..
Учебник: Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика. 5 класс.- М.: Просвещение. 2002.
Электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.
Количество часов -17 (1час в неделю)
2 группы (по ½ класса в каждой группе)
Итого 34 часа
Учитель Григорьева О.В.
2007-2008 уч. год
Пояснительная записка
Цель — обогатить содержание курса математики и обеспечить новые активные формы и способы овладения знаниями.
Задачи:
- Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
- Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- Отработать в интерактивном режиме базовые умения;
- Воспитывать навыки самоконтроля;
- Развивать привычку к рефлексии;
- Научить навыкам активного исследователя.
Актуальность программы
- Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
- Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
- Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
Принципы отбора материала — мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.
Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные и эргономичные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к предмету математики;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Активизация исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
- Развитие индивидуального подхода к заданию.
Основные виды познавательной деятельности учащихся:
Эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.
Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.
Содержание по темам программы
- Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
- Действия с натуральными числами
Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Линейные уравнения.
- Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника. Прямоугольный параллелепипед. Объём параллелепипеда. Единицы площадей и объёмов.
- Дробные числа
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
- Инструменты для вычислений и измерений
Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Единицы измерения углов. Построение угла заданной величины. Таблицы и диаграммы.
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Тема урока | Материал в ЭИ | Форма занятия |
1 | § 1 Натуральные числа и шкалы | Отрезок, прямая, луч | Знакомство с «Виртуальной лабораторией» | Практическая работа |
2 | Ломаная, треугольник. | Решение задач на построение, эксперименты на плоскости | Эксперимент. Конкурс на самое рациональное решение задачи. | |
3 | Измерении е длин, расстояний, периметров | Использование виртуальной линейки | Практическая работа | |
4 | Координатный луч | Откладывание точек с разными единичными отрезками | Исследовательская работа | |
5 | Сравнение натуральных чисел | Задачи на сравнение чисел. | Самостоятельная работа. Тест. | |
6 | § 2, 3 Действия с натуральными числами | Сложение и вычитание | Задачи-эксперименты на все действия с натуральными числами. | Эксперимент |
7 | Умножение и деление | Эксперимент, командная игра. | ||
8 | Уравнения | Экспресс – задания с уравнениями. | Самостоятельная работа. Тест. | |
9 | § 4 Площади и объёмы | Прямоугольник и квадрат | Прямоугольник и квадрат | Исследовательская работа |
10 | Площадь прямоугольника и квадрата | Практическое вычисление площади прямоугольника и квадрата | Практическая работа – соревнование по вычислению площадей. | |
11 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед и куб | Исследовательская работа | |
12 | Объём прямоугольного параллелепипеда | Практическое вычисление объёмов. | Практическая работа. Тест. | |
13 | § 5 Дробные числа | Окружность и круг | Построение, перемещение, измерение окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды. | Практическая работа. Соревнование по исследованию окружности. |
14 | Доли. Обыкновенные дроби | Изображение обыкновенных дробей на квадрате и круге. Круговая диаграмма. | Практическая работа | |
15 | Откладывание дробей на координатном луче. | Изображение дробей точками на координатном луче | Практическая работа. Самостоятельная работа | |
16 | § 8 Инструменты для вычислений и измерений | Углы. Виды углов. | Откладывание углов. Измерение углов. | Практическая работа |
17 | Диаграмма. | Круговая и столбчатая диаграмма. | Исследовательская работа |
Формы аттестации учащихся:
Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;
Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.
Предварительный просмотр:
МОУ Судиславская общеобразовательная средняя школа
Судиславского района Костромской области
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании
МО учителей математики __ ___ 200__
__________________Лебедева Л.Г. пр.№ ___
Руководитель МО___________
Завьялова Н.Г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ИНТЕРАКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА
с элементами логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
В 6А КЛАССЕ
Программно – методические материалы «Примерные программы среднего (полного) общего образования»: Сост. Н.Н.Гара, Ю.И.Дик – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004 – 464 стр..
Учебник: Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика. 6 класс.- М.: МНЕМОЗИНА. 2007.
Электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.
Количество часов -17 (1час в неделю)
2 группы (по ½ класса в каждой группе)
Итого 34 часа
Учитель Григорьева О.В.
2008-2009 уч. год
Пояснительная записка
Цель — обогатить содержание курса математики понятиями – логика, комбинаторика, статистика, теория вероятности, как важной составляющей всего предмета.
Задачи:
- Ввести понятия – высказывание, доказательство, множество, вероятность;
- Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
- Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
- Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- Воспитывать самоконтроль и привычку к рефлексии;
- Применять навыки активного исследователя.
Актуальность программы
- Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
- Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
- Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
Принципы отбора материала — электронное учебное пособие опирается на обязательный минимум содержания образования для основной школы, при этом включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима. Из учебника используются все задания с логической направленностью.
Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к предмету математики;
- Активизация творческой и исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
- Развитие анализа и синтеза данных.
Основные виды познавательной деятельности учащихся:
Семинар, беседа, лекция, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.
Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.
Содержание по темам программы
- Вероятность
Случайные события. Частота события. Возможные исходы. Вероятность случайного события.
- Множества
Числовые множества и их подмножества. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Графы.
- Высказывания
Истинные и ложные высказывания. Доказательство. Определение истинности высказывания.
- Графики
Таблицы. Круговые и столбчатые диаграммы, как инструменты статистики. Построение графиков. Чтение графиков.
Требования к уровню подготовки учащихся
по содержательным линиям
Понятие | Знать \ понимать | Уметь | Использовать знания и умения в практической деятельности |
Доказательство | какое предложение называют высказыванием | доказывать, является ли предложение высказыванием, определять его истинность | для проверки корня уравнения, нахождения решений неравенства |
Множества и комбинаторика | названия числовых множеств N, Z, Q и понимать, какое множество включает в себя другое | объяснить, какому множеству принадлежит данное число; находить объединение и пересечение множеств | использовать диаграммы Эйлера для решения задач |
Статистические данные | как строится столбчатая диаграмма, как она позволяет получить график | составлять таблицы, строить диаграммы и графики; извлекать информацию, представленную на диаграммах, графиках | Для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц |
Вероятность | Что такое частота события, возможные исходы | Находить вероятности случайных событий в простейших случаях | Для сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях |
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Тема урока | Материал в ЭИ или в учебнике математики | Форма занятия |
1 | Вероятность | Случайные события. | ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Случайные события | Беседа. Практическая работа |
2 | Частота события Возможные исходы | Семинар | ||
3 | Вероятность случайного события | ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Вероятность и комбинаторика | Лекция и практическая работа | |
4 | Что вероятнее? | ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Что вероятнее? | Исследовательская работа. Защита продукта. | |
5 | Множества | Числовые множества, их подмножества | Что из чего состоит? | Семинар |
6 | Объединение множеств | Задачи на пересечение и объединение множеств | Эксперимент | |
7 | Пересечение множеств | Эксперимент, командная игра. | ||
8 | Диаграммы Эйлера | Учебник №133 | Практическая работа | |
9 | Решение задач | Задачи на «Круги Эйлера» | Исследовательская работа | |
10 | Графы | № 585, 1220, 1303 | Практическая работа Тест. | |
11 | Высказывания | Высказывание | № 111, 114 | Командная игра |
12 | Истинно или ложно? | № 625 | Практическая работа. Тест. | |
13 | Доказательство истинности или ложности | № 1249, 1135-1138 | Семинар. Командная игра. | |
14 | Графики | Таблицы | Чтение и составление таблиц | Практическая работа |
15 | Круговые и столбчатые диаграммы | Создание диаграмм, анализ наглядности результата. | Практическая работа. | |
16 | Графики | № 1441-1446 | Практическая работа | |
17 | Чтение графика | № 1462, 1466, 1467 | Исследовательская работа |
Формы аттестации учащихся:
Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;
Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«Интерактивная математика с элементами логики»
Факультативный курс для 7 класса
Учитель математики
Григорьева О.В.
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Целевое назначение программы — расширение математического кругозора детей и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;
- рассматривать на занятиях факультатива теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;
- привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
- вовлекать участников факультатива в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;
Актуальность программы
Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим учителем и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им определённую сумму математических знаний, но и учить их общественно-трудовым навыкам и будить творческую активную мысль. Сейчас, когда поставлена задача укрепления связи школы с жизнью, внеклассная работа должна быть неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Надо постоянно воспитывать у детей стремление к труду, к учёбе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской работе. Для всего этого внеклассная работа даёт большое поле творческой деятельности.
В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учеников интересуют исторические факты, связанные с происхождением и развитием отдельных математических понятий, других прикладные вопросы математики, использование математических приёмов в технике и на производстве.
Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как классные занятия строятся по единым программам, внеклассные - учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют учащемуся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.
Организационно-педагогические основы обучения
Заниматься могут все желающие из 7-х классов.
Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.
Всего в течение года 34 часа.
Ожидаемые результаты:
- вызвать интерес учащихся к предмету;
- укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;
- расширение математического кругозора детей;
- развитие творческих способностей учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.
Основные виды познавательной деятельности учащихся:
Лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.
Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.
Несомненно, что разные люди по-разному воспринимают математические рассуждения, решают математические задачи, или – на более поздней ступени – приходят к новым математическим открытиям, с различной лёгкостью, успехом. Нельзя отпугивать тех, кто добровольно пришёл заниматься математикой жёсткой зачётной системой. Но всё-таки хорошо поставленная внеклассная работа должна выявить и отобрать самых талантливых и способных.
Содержание по темам программы
- Множества
Множества. Пересечение, объединение, включение и исключение множества. Круги Эйлера. Множество точек на координатной прямой. Окрестности точки. Радиус окрестности. - Линейная функция
Уравнение линейной функции. Угловой коэффициент. Взаимное расположение графиков линейной функции. - Многочлены
Степень многочлена. Треугольник Паскаля. Разложение на множители. - Данные. Ряды данных.
Данные. Ряды данных. Упорядоченные ряды данных. Таблица распределения. Нечисловые ряды данных. Частота результата. Таблица распределения частот. Группировка данных.
Формы аттестации учащихся:
Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;
Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.
Литература для учащихся и педагога
- Задачник Алгебра 7 класс, часть 2 Мордковича А.Г.
- События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7 – 9 классы А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов
- Серия «Умникам и умницам»:
«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
Учебно-тематический план
№ | Название тем курса | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия |
1 | Множества | Введение в комбинаторику: включения и исключения, объединения и пересечения множеств. | 1 ч | Беседа. Практическая работа |
2 | Круги Эйлера | 1ч | Практическая работа | |
3 | Окрестности точки на координатной прямой. | 1ч | Семинар | |
4 | Радиус окрестности. | 1ч | Практическая работа | |
5 | Решение задач. | 1ч | Практикум. Тест. | |
6 | Линейная функция | Уравнение линейной функции | 1ч | Семинар |
7 | Симметрия на координатной плоскости | 1ч | Практическая работа | |
8 | Угловой коэффициент. | 1ч | Урок-исследование | |
9 | Взаимное расположение графиков линейной функции | 1ч | Соревнование – игра | |
10 | Графическое решение систем линейных уравнений | 1ч | Исследовательская работа на ПК | |
11 | Кусочная функция | 1ч | Лекция. Практикум. | |
12 | Многочлены | Степень числа | 1ч | Исследовательская работа на ПК |
13 | Степень многочлена | 1ч | Лекция | |
14 | Задачи на определение степени многочлена | 1ч | Практическая работа | |
15 | Формулы сокращённого умножения.. | 1ч | Командная игра | |
16 | Комбинация формул сокращённого умножения | 1ч | Семинар | |
17 | Треугольник Паскаля | 1ч | Лекция | |
18 | Коэффициенты и их значения. | 1ч | Семинар | |
19 | Разложение на множители. | 1ч | Практическая работа | |
20 | Применение разложения на множители | 1ч | Исследовательская работа | |
21 | Тождественные преобразования | Практикум. Тест. | ||
22 | Данные. Ряды данных | Данные и ряды данных | 1ч | Лекция |
23 | Упорядоченные ряды данных. | 1ч | Практическая работа | |
24 | Таблица распределения. | 1ч | Практическая работа | |
25 | Мода | 1ч | Лекция | |
26 | Составление таблиц распределения | 1ч | Практическая работа | |
27 | Нечисловые ряды данных | 1ч | Семинар | |
28 | Составление таблиц распределений без упорядочивания данных. | 1ч | Практическая работа | |
29 | Частота результата. | 1 ч | Семинар | |
30 | Таблица распределения частот. | 1ч | Практическая работа | |
31 | Процентные частоты. | 1ч | Семинар | |
32 | Таблицы распределения частот в процентах. | 1ч | Практическая работа | |
33 | Группировка данных. | 1ч | Практикум. Тест. | |
34 | Урок занимательных задач. | 1ч | Командная игра. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОДУЛЬ. Новое о модуле.»
Факультативный курс для 8 класса
Учитель математики
Григорьева О.В.
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Целевое назначение программы — повысить уровень знаний по теме «Модуль», при преобразовании выражений, при решении уравнений и неравенств, при построении графиков функций.
Задачи:
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить график, содержащий модуль;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
Актуальность программы
Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению эти задачи мало представлены в учебниках для массовых школ. Предлагаемый курс может помочь учащимся расширить знания по этой теме.
Организационно-педагогические основы обучения
Заниматься могут все желающие из 8-х классов.
Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.
Всего в течение года 34 часа.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны уметь излагать собственные рассуждения в ходе решения задачи, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
- должны уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий;
- уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- уметь строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
Основные виды познавательной деятельности учащихся:
Лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.
Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.
Содержание по темам программы
- Модуль (общие сведения)
Определение. Свойства модуля. Геометрический смысл модуля. - Преобразование выражений, содержащих модуль.
Преобразование выражений. Нахождение значения выражения с модулем. Снятие корня чётной степени. - Решение уравнений, содержащих модуль.
Линейные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Квадратные уравнения. Иррациональные уравнения. Системы линейных уравнений. - Решение неравенств, содержащих модуль.
Линейные неравенства разных видов. Неравенства с двумя неизвестными. - Графики функций, содержащих модуль.
Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. Кусочная функция. - Модуль в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№ занятия | Название темы курса | Тема занятия | Форма занятия |
1 | Модуль | Определение модуля. Свойства модуля. | Лекция |
2 | Геометрический смысл модуля. | Практикум | |
3 | Преобразование выражений, содержащих модуль | Преобразование выражений, содержащих модуль. | Лекция |
4 | Нахождение значения выражения с модулем. | Практикум | |
5 | Снятие корня чётной степени. | Практикум. | |
6 | Задания с модулем | Тест. | |
7 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Линейные уравнения, содержащие модуль, вида f/x/=a, /f(x)/=a | Лекция. Практикум. |
8 | Линейные уравнения, содержащие модуль, вида /f(x)/=g(x), /f(x)/= /g(x)/ | Лекция. Практикум. | |
9 | Дробно-рациональные уравнения, содержащие модуль. | Исследование. | |
10 | Квадратные уравнения, содержащие модуль. | Лекция. | |
11 | Решение квадратных уравнений, содержащих модуль. | Практикум | |
12 | Метод введения новой переменной. | Практикум | |
13 | Иррациональные уравнения, содержащие модуль. | Лекция. Практикум. | |
14 | Решение иррациональных уравнений, содержащих модуль. | Практикум | |
15 | Системы линейных уравнений, содержащие модуль. | Лекция. Практикум. | |
16 | Решение систем , содержащих модуль. | Практикум. Тест. | |
17 | Все виды уравнений с модулем. | Командная игра. | |
18 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Линейные неравенства, содержащие модуль, вида f/x/<=a, f/x/>a | Лекция. Практикум. |
19 | Линейные неравенства, содержащие модуль, вида /f(x)/<=g(x), /f(x)/<= /g(x)/ | Лекция. Практикум. | |
20 | Линейные неравенства, содержащие модуль, вида /f(x)/>=g(x). | Лекция. Практикум. | |
21 | Все виды неравенств с модулем. | Практикум. | |
22 | Неравенства с модулем. | Командная игра. | |
23 | Графики функций, содержащих модуль. | Построение графиков функции вида у= f/x/ | Лекция. Практикум. |
24 | Построение графиков функции вида у= /f(x)/ | Лекция. Практикум. | |
25 | Построение графиков функции вида /у/= f(x) | Лекция. Практикум. | |
26 | Построение графиков функции вида /у/=/f(x)/ | Лекция. Практикум. | |
27 | Неравенства с двумя неизвестными. | Практикум. | |
28 | Неравенства с двумя неизвестными, графический метод. | Исследование. | |
29 | Модуль в заданиях ГИА и ЕГЭ. | Задания с модулем из группы А | Практикум. |
30 | Задания с модулем из группы В | Практикум. | |
31 | Задания с модулем из группы В | Практикум. | |
32 | Задания с модулем из группы С | Исследование | |
33 | Задания с модулем из группы С | Исследование | |
34 | Обобщающий урок по теме «Модуль» | Командная игра |
Формы аттестации учащихся:
Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;
Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.
Литература для учащихся и педагога
- Мордкович А. Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
- Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
- Мордкович А. Г. Алгебра. 7 – 9 кл.: Метод. пособие для учителя. – 2-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.
- Лысенко Ф.Ф., Алгебра 9 класс. Тесты. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации. – Ростов-на-Дону: Легион, 2004
- Серия «Умникам и умницам»:
«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
- Материалы Всесоюзной заочной математической школы при МГУ (методические разработки для учащихся), ВЗМШ АПН СССР, 1989, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу
Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...
Развитие интереса учащихся к предмету ИЗО
Статья на тему "Развитие учащихся к предмету ИЗО"...
Игровые ситуации на уроках - одно из направлений развития интереса учащихся к предмету.
Одним из действенных средств развития интереса учащихся к физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситу...
Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету
Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....
Кроссворд как средство развития интереса учащихся к предмету на уроках английского языка
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку и роли кроссвордов в создании интереса к предмету....
homonyms Омонимы в английском языке как средство развития интереса учащихся к предмету
Английский язык богат омонимами.Они составляют 20% всего словарного фонда. В процессе изучения языка учащиеся постоянно сталкиваются с этим явлением и задают соответствующие вопросы.Данная презентация...
: «Формирование познавательного интереса учащихся по предмету «Математика»»
Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным....