Программа «ПРИМЕНЕНИЕ ПСПО LINUX»
элективный курс (10 класс) на тему
Цель данного курса – сформировать и развить у учеников теоретические знания
и практические навыки, которые необходимы для успешного применения в профессиональной деятельности пакета свободного программного обеспечения (ПСПО),
включая знания и навыки в следующих областях:
• работа в операционной системе;
• работа с электронной почтой;
• использование офисных приложений;
• работа с мультимедийными технологиями;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linux_-_10_kl.rar | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Павдинская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педсовете от 29.08.2013 г. № 16 Директор М.П. Анкушин
«___» _____________ 2013 г.
Программа дополнительного образования
«ПРИМЕНЕНИЕ ПСПО LINUX»
(программа для 7-9 классов)
Составитель:
Суркова Галина Александровна,
учитель информатики, 1 категория
Срок реализации: 1 год
пос. Павда
2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Содержание программы
4. Методика обучения
5. Планируемые результаты
6. Перечень учебно-методического обеспечения
7. Сведения о разработчике
8. Приложение:
Санитарно-гигиенические нормы рабочего места.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях);
2. Санитарных правил 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” от 29.12.2011 г. № 189;
3.Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N212, от 08.08.2003 N470, от 01.02.2005 N49);
4.Устава образовательного учреждения МОУ “Павдинская средняя общеобразовательная школа”, утвержденный Постановлением Управления образования Новолялинского городского округа № 14 от 12.03.2008 г.;
5. Образовательной программы, утвержденной приказом № 16 от 29.08.2011 г.;
6. Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ" и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования ".
Цель данного курса – сформировать и развить у учеников теоретические знания
и практические навыки, которые необходимы для успешного применения в профессиональной деятельности пакета свободного программного обеспечения (ПСПО),
включая знания и навыки в следующих областях:
• работа в операционной системе;
• работа с электронной почтой;
• использование офисных приложений;
• работа с мультимедийными технологиями;
Срок обучения: 34 академических часа.
Курс комплектуется из учащихся 7-9 классов и рассчитан на один год обучения. Занятия проводится раз в неделю по 1 часу ( в год 34 часа) или по 2 часа в неделю в течении полугодия.
Для обеспечения образовательного процесса имеется:
- оборудованный кабинет информатики;
- учебное пособие для учителя;
- ОС Linux.
Для реализации данного курса используются:
- программа по данному курсу ;
- методическое пособие для учителя « Применение ПСПО».
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | тема занятия | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1.Операционная система Linux | 3 | 1 | 2 | |
1.1 | ТБ. История Linux и ПСПО . Запуск программы. | 1 | 1 | |
1.2 | Работа в KDE. Клавиатура. Мышь | 1 | 1 | |
1.3 | Рабочий стол. Общий вид. Файлы и папки. | 1 | 1 | |
2.Файловая система | 2 | 2 | ||
2.1 | Работа с файловой системой. | 1 | 1 | |
2.2 | Сжатие и архивирование файлов | 1 | 1 | |
3.Графика | 8 | 8 | ||
3.1 | Графические цифровые изображения (digiKa) | 1 | 1 | |
3.2 | Изображения со сканера (Kooka) | 1 | 1 | |
3.3 | Снимок экрана (Ksnapshot) | 1 | 1 | |
3.4 | Редактор изображений (GIMP) | 1 | 1 | |
3.5 | Практическая работа. | 2 | 2 | |
3.6 | Другие графические редакторы | 1 | 1 | |
3.7 | Аудио проигрыватель (amaroK) | 1 | 1 | |
4.Электронные таблицы | 3 | 1 | 2 | |
4.1 | Основы работы электронной таблицы (OpenOffice.org Base) | 1 | 1 | |
4.2 | Практическая работа | 2 | 2 | |
5.Текстовый редактор | 5 | 1 | 4 | |
5.1 | Основы работы текстового редактора (OpenOffice.org Writer) | 1 | 1 | |
5.2 | Блок - схемы | 1 | 1 | |
5.3 | Практическая работа | 2 | 2 | |
5.4 | Словари | 1 | 1 | |
6.Компьютерная презентация | 3 | 1 | 2 | |
6.1 | Основы работы мультимедийной презентации (OpenOffice.org Impress) | 1 | 1 | |
6.2 | Практическая работа | 2 | 2 | |
7.Компьютерная безопасность | 1 | 1 | ||
8.Программное обеспечение для учителя | 3 | 1 | 2 | |
8.1 | Управление учебным процессом. Контроль знаний | 1 | 1 | |
8.2 | Компьютерные игры | 1 | 1 | |
8.3 | Учебные программы | 1 | 1 | |
9.Интернет | 2 | 2 | ||
9.1 | Поиск и сохранение информации | 1 | 1 | |
9.2 | Электронная почта | 1 | 1 | |
10 | Итоговый контроль знаний. Зачет | 2 | 1 | 1 |
Резерв | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 34 | 7 | 27 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Операционная система Linux
История Linux. Знакомство с линейкой продуктов Linux.
Свободное программное обеспечение. История ПСПО Основные понятия и принцип работы ОС .
Работа в KDE. Запуск программы. Мышь. Клавиатура. Рабочий стол. Файлы. Папки.
Работа с окнами: перемещение, изменение размеров, понятие активного окна, переход из одного окна в другое. справочная система.
Стандартные программы (обзор)
2. Файловая система
Работа с файловой системой. Организация данных. Иерархическая структура файлов
и папок. Работа с файлами и папками: создание файлов, папок; копирование;
перемещение; переименование; удаление; восстановление; поиск. Хранение информации.
Сжатие и архивирование файлов с использованием Ark
3.Графика
Программное обеспечение для обработки и редактирования графических цифровых
изображений (digiKam).
Получение изображений со сканера (Kooka)
Создание снимков экрана при помощи Ksnapshot.
Программное обеспечение для рисования и редактирования изображений (GIMP). Создание, открытие и сохранение файлов. рисование простых объектов. Работа с выделением. Контуры. Работа со слоями. Текст и шрифты
Детский графический редактор TuxPaint.
Аудио проигрыватель (amaroK). Звук и проигрывание звуковых файлов. Проигрывание видео-файлов. Запись на диск.
4.Электронные таблицы
Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц
(OpenOffice.org Base). Начинаем работать: запуск приложения, интерфейс, создание,
открытие, сохранение и печать документов. Ввод, редактирование, форматирование
данных. Создание диаграмм и графиков. Сводные таблицы. Использование
графики. Использование внешних источников данных. Стили. Основы
реляционной теории баз данных. Введение в Base. Таблицы. Запросы. Формы. Отчеты. Доступ к внешним источникам данных.
5.Текстовый редактор
Редактор Kate. Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (OpenOffice.org Writer). Начало работы: запуск приложения, интерфейс, создание, открытие и сохранение документов, печать, экспорт, отправка по факсу и электронной почте. Форматирование текста. Работа с графикой. Работа с таблицами. Работа с шаблонами. Рассылка писем. Создание оглавлений, алфавитных указателей и списков литературы. Составные документы. Работа с полями. Использование форм. Редактор формул. Словари: StarDict, KDict.
Программное обеспечение для создания и редактирования блок-схем (OpenOffice.org Draw) Начало работы в Draw: запуск приложения, интерфейс. Рисование основных фигур. Изменение объектов. Управление трехмерными объектами и растровыми изображениями. Комбинирование объектов. Советы и полезные приемы работы.
6.Компьютерная презентация
Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных
презентаций (OpenOffice.org Impress). Начало работы: запуск приложения, интерфейс, создание новой презентации. Добавление рисунков, таблиц и диаграмм. Создание и форматирование графических объектов. Использование мастеров слайдов, стилей и шаблонов. Работа со слайдами: добавление, скрытие и удаление слайдов, создание
заметок и использование сортировщика слайдов, подготовка демонстрации. Настройка Impress.
7.Компьютерная безопасность
Компьютерный вирус. Хакеры. Безопасность на уровне пользователя. Безопасность на уровне администратора. Вирусы в Линуксе. Антивирусные программы.
8.Программное обеспечение для учителя
Управление учебным процессом Автоматизация учебного процесса. Стандартизация
представления информации. Информационная поддержка учебного процесса.
Компьютерные игры. Учебные игры. Контроль за знаниями.
9.Интернет
Гипертекст. Ссылка. Закладки. Поиск. Загрузка и сохранение страниц. Файлов.
Программное обеспечение для управления электронной почтой и персональными контактами (Mozilla Thunderbird)
10. Итоговый контроль знаний. Зачет.
4.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность. стремящаяся к реализации своих возможностей.
Основными формами проведения занятий являются: лекции, беседы. Большая часть времени отводится практическим занятиям.
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученики должны получить теоретические знания и практические навыки, которые необходимы для успешного применения в профессиональной деятельности пакета свободного программного обеспечения (ПСПО),включая знания и навыки в следующих областях:
• работа в операционной системе;
• использование офисных приложений;
• работа с мультимедийными технологиями;
• работа с электронной почтой;
6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основные пособия учителя:
1.Волков В.Б. Линукс-Юниор. – М.: Издательство ДМК Пресс, 2010.
Дополнительная учебная литература:
1.Компакт-диск «Линукс мастер».
Список литературы
1.Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008.
2.Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org : Учебное пособие. — Москва, 2008.
3. Колисниченко Д.Н., Аллен Питер В. LINUX: полное руководство. — СПб: Наука и
Техника, 2006.
4.Маслинский К.А. Операционная система Linux - ИНТУИТ.ру, 2005.
5.Немчанинова Ю.П. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде OpenOffice.org Учебное пособие. – Москва: 2008.
6.Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org: Учебное пособие.
— Москва: 2008.
7.Хахаев И.А. Графический редактор GIMP: первые шаги. – М.: ALT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2009.
8.Применение ПСПО. Книга для учителя. – М.: Академия АйТи. 2008.
Интернет-ресурсы:
http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19
http://wiki.edumandriva.ru/wiki/index.php/Школа_LXF
7.СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ.
Суркова Галина Александровна- учитель математики и информатики, педагогический саж работы – 30 лет. Имеет 1 квалификационную категорию. Образование – высшее, закончила в 1981 году Свердловский педагогический институт. Ведет несколько элективных курсов. Постоянно занимается внеклассной работой: кружки, факультативы и консультации.
8.ПРИЛОЖЕНИЕ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАБОЧЕГО МЕСТА
В ходе учебы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы рабочего места:
1. Должна присутствовать возможность сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной
о спинку кресла.
2. Должна присутствовать возможность сохранять прямой угол (90 градусов) в области
локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
3. Центр экрана должен находиться на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150 градусов.
4. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
5. Рядом с монитором не должно быть блестящих и отражающих свет предметов.
6. Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
С О Д Е Р Ж А Н И ЕПРОГРАММЫ 1.Современное состояние вопроса применения методики круговой тренировки.2. Основы организации...
Индивидуальная образовательная программа Применение технологий группового обучения в преподавании физики
В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» мною была составлена индивидуальная образовательная программа сроком реализац...
ПРОГРАММА «Применение системно -деятельностного подхода в обучении»
ПРОГРАММА по теме самообразования «Применение системно -деятельностного подхода в обучении»...
Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении условий для развития интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологии развития критического мыш...
Программа «Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры» в рамках самообразования педагога
Программа по применению современных образовательных технологий на уроках физической культуры составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) предусматривает:-по...