Внеклассное мероприятие. Что?Где?Когда?
методическая разработка (6 класс) по теме

Помелина Вера Ивановна

Данная игра предложена для проведения мероприятия по русскому языку в рамках "Недели русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку « Что? Где? Когда?»

Цели: развитие слухового внимания, логики, долговременной  и оперативной памяти, ассоциативных связок, скорости реакции, проявление эрудиции, развитие  умения взглянуть на известное явление с неожиданной стороны или увидеть факт в необычном ракурсе, умения работать в коллективе в условиях дефицита времени, проявление лидерских качеств.  

Оборудование: таблички с названиями команд, конверты с вопросами, протоколы  для судейской коллегии, бланки ответов для команд, секундомер, грамоты.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые знатоки и любители русского языка, гости! Наше мероприятие проходит в рамках предметной недели русского языка и литературы. Сегодня учащиеся пятых классов собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний не только по русскому языку, но и сравнить себя с соперниками. В нашей игре выиграют те, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться своими знаниями и проявить сообразительность и смекалку. Познакомимся с нашими участниками!

Ведущий представляет команды, членов судейской коллегии и помощников. 

 Ведущий: А теперь познакомимся с правилами нашей игры. Играем  два тура по 8 и 7 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный не оценивается. На обсуждение вопроса командам дается 60 секунд, 10 секунд на написание ответа. Ответы пишутся на бланках ответа – небольших квадратиках. Обычно ответ укладывается в одно-два, максимум три слова. На каждом квадратике вы указываете номер тура и вопроса. После того как команды дают ответ, наши помощники собирают  бланки ответов и передают их в судейскую коллегию, которая ведёт подсчёт очков.

Начнем нашу игру!

Открываем вопросы первого тура. Они будут оцениваться по- разному: от 1 до 3 баллов.

Болельщики тоже могут подавать ответы. Только укажите класс.

Ведущий достает конверт с вопросами первого тура, передает один экземпляр в судейскую коллегию.

Итак, внимание!

Первый вопрос первого тура. 1 балл.

        Маленькие дети непонятно для них звучащие слова часто  переделывают так, чтобы «было все понятно». Так, например, они переделали слово «вазелин» в «мазелин», которым можно мазать кожу. А какое слово они превратили в  «улиционера»?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Милиционер. Он же на улице работает!

Второй вопрос первого тура. 2 балла.

В 44 г. до н.э. был убит римский император Гай Юлий Цезарь. В том же году римский консул Марк Антоний предложил увековечить память Цезаря в календаре, что и сделали. А что именно сделали?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! В честь него назван месяц июль. 

Комментарии. Пятый месяц римского календаря «квинтилис», в котором родился Цезарь, переименовали в «юлиус».

Третий вопрос первого тура. 1 балл.

Один маленький мальчик никак не мог понять, почему во многих русских сказках в конце появляется какой-то «Добран», которого герои начинают «жевать». Вспомните, какой фразой обычно заканчиваются многие русские народные сказки и подчеркните то, что малыш превращал в «Добрана».

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Они стали жить-поживать и добра наживать. Комментарии. Словосочетание «добра наживать» он на слух разделил так: «Добрана — жевать».

Четвёртый  вопрос первого тура. 3 балла.

В селении Каргополь создают разные народные игрушки. Среди них и странная фигурка «русского кентавра»: до пояса — мужичок в кафтане и шапке, а внизу — туловище лошади на четырех ногах. И называют эту игрушку так, как теперь называют некоторых собак. Что это за название?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Полкан. Комментарии. От выражения «полконя».

Пятый  вопрос первого тура. 2 балла.

Путешествие по замкнутому маршруту называют «турне» — круг. На чем, по мнению французов, можно «крутиться самому», не пускаясь в путешествие? 

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! На турнике.

Шестой  вопрос первого тура. 3 балла.

В бассейне реки Камы, большого притока Волги, где живут люди народности коми, протекает множество речек: Иньва, Лива, Сылва, Вильва и другие. Как вы думаете, что на языке коми означает слово «ва»?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Вода.

Седьмой  вопрос первого тура. 3 балла.

Древние греки заквашивали тесто в широкогорлом горшке, который назывался «клебанос». Какое слово, произошедшее от этого названия, сохранилось в русском языке?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Хлеб.

Восьмой  вопрос первого тура. 2 балла.

Когда один африканец спросил у русского друга, что такое «зима», тот объяснил: «Это то, что бывает после осени». Какие два слова, совершенно необходимые в этом определении, он выпустил?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Время года.

Комментарии. Для правильного определения обязательно нужно подняться на уровень обобщения, назвать обобщающее слово. Попробуйте так же объяснить, «что такое весна, лето, осень», и... придете к той же непонятной зиме. В логике это называется «порочный круг».

После проведения первого тура судейская коллегия проводит подсчёт очков и объявляет результаты. Ведущий достает конверт с вопросами второго тура, передает один экземпляр в судейскую коллегию.

Открываем задание 2  тура.

Вам даны слова, пришедшие к нам из английского языка. Все они произносятся почти одинаково на обоих языках. Найдите синонимичные выражения в русском языке к этим

словам. За каждое совпадение засчитывается 1 балл. Итого – 9 баллов.

Пикник

    Стоянка

Кемпинг

   Одеяло

Комфорт

  Удобства

Отель

   Кофта

Мотель

   Палатка

Тент

   Короткие штаны

Свитер

   Гостиница

Шорты

  Гостиница для автотуристов

Плед

   Отдых на природе

*** Задание для болельщиков.

Прочитайте  два определения и напишите, о каких словах идет речь. 

1.Появился в России в начале 20 века от слов стопа и мяч. Родина его - Англия. Похожая игра появилась там уже в 18 веке, а в 1314 году был издан первый королевский указ, где повелевалось прекратить « беснование с большим мячом» в черте города. Однако возникновение современной игры относится к 19 веку. 

2.Это английское слово появилось у нас сравнительно недавно, в 30-40-е годы 20 века. Это спортивная командная игра на ледяном поле или травяном, в которой мяч или шайба специальными клюшками забиваются в ворота противника. Родина травяного - Англия, а на льду -Канада. Свой блистательный путь современная игра начала на берегах озера Онтарио, близ которого находился канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду консервную банку. Так и родилась эта игра, а затем она перекочевала в Европу. В нашей стране она появилась в 1946 году. 

После проведения второго тура судейская коллегия проводит подсчёт очков и объявляет результаты. Ведущий достает конверт с вопросами третьего  тура, передает один экземпляр в судейскую коллегию.

После проведения третьего  тура судейская коллегия проводит подсчёт очков и объявляет результаты. Ведущий достает конверт с вопросами четвёртого  тура, передает один экземпляр в судейскую коллегию.

Итак, внимание!

Первый вопрос четвёртого тура. 2 балла.

Один веселый человек попал в больницу. Пока он там находился, он отметил, что старшая медсестра очень добрый отзывчивый человек. Поэтому однажды на дверной табличке в ее кабинет он добавил всего две точки. И сразу всем стало ясно, что сестра добрейшая, просто «сладкая» женщина. Какое слово люди прочли на дверной табличке?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

  Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Мёдсестра. Комментарии. То есть, «сладкая, как мёд».

Второй вопрос четвёртого  тура. 1 балл.

Когда российского императора в официальных документах называли «августейший», значит, уподобляли его знаменитому древнеримскому императору Августу. Этого не понимал один чиновник, который в сентябре написал царю письмо и в обращении назвал государя... как?
Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! «Сентябрейший».

Комментарии. Конечно, этот чиновник связывал обращение с названием месяца, который, естественно, был назван в честь этого императора.

Третий вопрос четвёртого тура. 3 балла.

Господин Шишковский, который в XIX веке служил министром просвещения, очень не любил иностранные слова. Поэтому многие иностранные слова, которые прижились в русском языке, предлагал заменить на слова русского происхождения. Какое французское слово, означающее некую дорогу, он предлагал заменить на «топталище»?

Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Тротуар.

Комментарии. Его же люди топчут ногами.

Четвёртый  вопрос четвёртого тура. 3 балла.

Название этого домашнего животного произошло от польского слова «король». Что это за животное, если именно оно привело известную героиню чудесной книги в не менее чудесную страну?
Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Кролик.

Комментарии. Речь идет об «Алисе в стране Чудес».

Пятый  вопрос четвёртого тура. 2 балла.

На каком спортивном инвентаре в прежние времена вырезались лошадиные головы, а сейчас спортсмены вполне обходятся «безголовыми»?
Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Коньки.

Шестой  вопрос четвёртого  тура. 3 +1 балл.

Древние славяне вырезали из кости мелкие изделия с замысловатым орнаментом и всегда носили с собой, чтобы они отпугивали всяческие несчастья от их владельца. Что это за предмет? Какую роль выполняют подобные изделия сейчас?
Ведущий: Внимание! Прошло 60 секунд, в течение 10 секунд вы должны написать ответ и передать его в судейскую коллегию.

Помощники проходят и собирают бланки ответов.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ! Пуговицами застегивают одежду.                                                Комментарии. От слова «пугать».

После второго тура судейская коллегия подсчитывает очки за четвёртый  тур и за всю игру в целом. При одинаковом количестве очков командам задаются дополнительные вопросы.

Первый дополнительный вопрос.

У русских детей в старые времена была игрушка, которая походила на современный волчок или юлу. Ее называли кубариком. Какое выражение сохранило для нас название этой игрушки?
ОТВЕТ: Катиться кубарем.

Второй дополнительный вопрос.

Какая птичка получила такое название не потому, что мерзнет, а наоборот, потому что улетает поздно и холодной осенью поет?

ОТВЕТ: Зяблик.

Ведущий: Судейская  коллегия готова огласить результаты игры. Прошу!

Судейская коллегия: Третье место заняла команда………, набравшая … очков!

Ведущий: Прошу команду выйти.

Вручаются грамоты и призы.

Судейская коллегия: Второе место заняла команда………, набравшая … очков!

Ведущий: Прошу команду выйти.

Вручаются грамоты и призы.

Судейская коллегия: Первое место заняла команда………, набравшая … очков!

Ведущий: Прошу команду выйти.

Вручаются грамоты и призы.

Ведущий: Наша игра окончена! Благодарим всех участников за хорошую игру и  наших гостей за поддержку. До свидания! Всего доброго!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...