Библиотечный урок "Журнальный калейдоскоп"
методическая разработка (6 класс) на тему
Библиотечный урок для 5-6 кл посвящен знакомству с журналами. Цель урока:
- познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.
- Заинтересовать школьников чтением периодики.
Задачи:
- Научить ориентироваться в многообразии периодических изданий и находить необходимую информацию.
- Расширить кругозор учащихся.
- Развивать творческие способности детей.
- Формировать коммуникативные навыки учащихся
На уроке учащиеся должны, знакомясь с разными журналами, определить основные отличительные черты журнала. Практическая работа - изучение одного из журналов - заканчивается аукционом изданий. Урок расчитан на 2 часа. Используется групповой, проблемный методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал содержит разработку урока, презентацию к уроку, памятку, буклет | 2.83 МБ |
o_zhurnalakh.zip | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
Журнальный калейдоскоп
Библиотечный урок. 6 кл.
Дроздова Т.Н., зав. библиотекой
Братск
2012 г.
Журнальный калейдоскоп»
( урок рассчитан на 2 часа)
Цель:
- Познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.
- Заинтересовать школьников чтением периодики.
Задачи:
- Научить ориентироваться в многообразии периодических изданий и находить необходимую информацию.
- Расширить кругозор учащихся.
- Развивать творческие способности детей.
- Формировать коммуникативные способности учащихся
Оборудование:
- Презентация в программе Power Point
- Проектор, ноутбук
- Выставка детских журналов из школьной библиотеки.
- Набор журналов для индивидуальной работы учащихся.
- Листы с заданиями, оценочные листы.
- Толковые словари на каждую группу.
Тип урока:
Урок самостоятельного поиска знаний
Ход урока:
Этапы урока | Методы, приемы | Библиотекарь | Ученики | Время | |
1 | Орг.момент. | Вступительное слово библиотекаря | Слушают | 3 мин | |
2 | Объяснение нового материала | Фронтальная беседа Проблемный вопрос: В чем особенность журнала? Чем он отличается от книг? | Отвечают на поставленные вопросы | 5 мин. | |
3 | Презентация журнала «А почему?» Знакомство с номерами журнала | Рассказ. Исследование | Образец презентации | Слушают. изучают журнал, знакомятся с рубриками | 12мин. |
4 | Проведение самостоятельного исследования | Исследование | Консультирует | Самостоятельная работа в группах | 20 мин. |
5 | Представление результатов своей работы. Журнальный аукцион | Слушает. Оценивает | Отвечают на поставленный вопрос. Презентация своих журналов. Остальные оценивают. | 20 мин. | |
6 | Результат аукциона. Работа с оценочными листами Подведение итогов урока. | Заключительное слово библиотекаря. Как читать периодику. | 5 мин. 5 мин. |
1 этап урока
- Что, по-вашему, можно достать из сумки почтальона?
Тема нашего урока «Журнальный калейдоскоп».
Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными изданиями для школьников вашего возраста. Мы вместе с вами должны будем разобраться, чем же журналы отличаются от книг. Чем журналы отличаются друг от друга. Вам придется много работать самостоятельно.
Но прежде давайте обратимся к истории. Когда же появились первые газеты и журналы?
А что такое журналы?
2 этап урока
- Пожалуйста, выдвигайте ваши версии.
- «тонкая книжка», «книжка с картинками», «книжка с комиксами», «маленькая книжка», «склеенная книжка с интересными материалами» и т.д.
(Если не поступает от детей подходящая версия, например, «книжка, которая выходит каждый месяц» или «издание, которое выходит периодически», библиотекарь задает наводящие вопросы)
- «Чем журнал отличается от книги?»
- он «маленький» - НЕТ ,библиотекарь показывает книжку- малютку,
- он «тонкий» - НЕТ, библиотекарь показывает книжку - «лапшу». При этом называет автора и название книжек.
При таком разглядывании книг дети вспомнят структуру книги и увидят на титульном листе цифры, обозначающие год и номер издания.
Выясняется, что книга издалась, например, в 1998 году, а журнал – 2009, №3.
- Выдвигается еще одна версия: журнал - «издание, которое выходит периодически, т. е. в определенный период».
Итак, журнал - это печатное периодическое издание, имеющее постоянные рубрики и содержащее статьи по различным вопросам, отраслям знаний, литературно-художественные произведения.
Журналы различаются по читательскому назначению, тематике ит.д.
Сегодня вам предстоит внимательно изучить только 2 журнала. Журнал « А почему?» - вместе со мной. А один из представленных на выставке журналов – самостоятельно в группе.
Но прежде, чем начать работу, давайте посмотрим на доску. Вы видите следующие слова:
ПЕРИОДИКА, ПРЕССА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ, ТИРАЖ, НОМЕР, ЭКЗЕМПЛЯР, рубрика
Подумайте, зачем я их написала. Если вы не знаете их значения, можно заглянуть в словарь (он на столе). Это подсказка для ваших отчетов. Постарайтесь использовать эти слова при представлении своих работ.
3 этап урока
Библиотекарь представляет журнал «А почему?»
Я хочу представить вашему вниманию свой любимый журнал. И мне хочется надеяться, что он вас обязательно заинтересует. Этот журнал смело можно «Копилка знаний» или «Спутник любознательных»
Почему у собаки четыре ноги?
Почему в темноте мы не видим ни зги?
Почему так похож на яйцо абрикос?
"А почему?" - чем же он так уж хорош?
А тем, что ответы ты в нем быстро найдешь!
Если ты любознателен, если у тебя на каждом шагу возникают множество вопросов, то этот журнал для тебя!
Это научно-популярный, исторический журнал для младшего школьного возраста. «А почему?» издается с января 1991 г. Перелистывая страницы, читатель совершает вместе с журналом увлекательные путешествия в мир обыкновенных вещей, явлений природы, получает знания во всех областях науки, техники, искусства, учится мастерить и помогать старшим. Этот журнал поможет найти ответы на сто тысяч «почему».
Ты прочтешь о путешественниках, удивительных изобретениях, музеях мира, любопытных фактах. Разгадаешь ребусы, кроссворды, раскроешь секреты фокусов известных иллюзионистов.
Школьник Тим и компьютерный всезнайка Бит, постоянные герои комиксов, покажут тебе путь в загадочный мир истории. С ними ты побываешь на стройке пирамид царя Хаммурапи, прокатишься на колеснице с Юлием Цезарем, попируешь за столом с Карлом Великим, посидишь на троне Наполеона Бонапарта. А вместе со специальным корреспондентом ты удивишься красоте достопримечательностей какой-нибудь далекой страны.
Сказки, комиксы, игротека помогут приятно и творчески провести досуг.
Имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.
( раздаю по одному журналу на группу)
Давайте посмотрим, каких только рубрик нет в этом журнале! ( 2010 г. № 5,11.9.) Найдите и назовите рубрики журнала.
- Рубрика «Сто тысяч «Почему?» Отчего пронырливых людей называют «шельмами»? № 5
- «Наш мультик» - О марафонцах. №9
- Все цвета радуги – Сколько миллионов лет школьному мелу - №9
- Музеи мира – Дом Суворова.
- Когда прадедушки были маленькими – Батискаф и батисфера - №9.
- Игротека. С днем парикмахера!
- Настенька. Данила-мастер № 11
- Память в камне и бронзе. Царевна-лягушка. № 9
- Поле жизни Перец. №11
- Теплоходом, самолетом… _ Путешествие к мертвому морю № 5.
4 этап урока.
На каждый стол выдаются журналы (за разные годы)
- 1 стол- « В мире животных»,
- 2 стол – «Пионер»,
- 3 стол – «Сибирячок»,
- 4стол - « Коллекция идей»,
- 5 стол – « Детская энциклопедия».
А теперь, внимание, задание: через 20 минут, используя все эти журналы, вы должны рассказать о них так, чтобы заинтересовать как можно больше ребят своим изданием. Представьте себя … членом редколлегии, главным редактором, распространителем и т.д. Придумайте слоган. Таким образом, у нас начнется журнальный аукцион. Постарайтесь использовать слова, с которыми мы сейчас познакомились. ( Памятка со словарем имеется на ваших столах).
Во время отчета группы, остальные оценивают выступление по 5-то бальной системе по следующим критериям:
- Четкость, краткость, полнота
- Смогли ли заинтересовать «своим журналом»
- Оригинальность презентации журнала
5 этап урока.
Аукцион. Выступления групп. Презентация «своих» журналов.
- Название журнала. Его тематика.
- Кому он адресован?
2. С какого года выходит журнал?
3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?
4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?
5. Назовите основные рубрики?
6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.
7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.
(Напечатанные вопросы лежат на каждом столе)
6 этап.
Подведение итогов.
Рейтинг журналов (по итогам представлений групп).
Выставление оценок.
Заключительное слово библиотекаря.
Приложения:
Памятка для участников журнального аукциона.
В ответе должна содержаться следующая информация:
1.Название журнала.
2. С какого года выходит журнал?
3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?
4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?
5. Назовите основные рубрики?
6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.
7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.
Постарайтесь придумать рекламный слоган или стихотворение о вашем журнале и представить его оригинальным способом.
Оценочный лист
Название журнала | 5б. | 5б. | 5б. | Итог |
Критерии | Четкость, краткость, полнота | Смогли ли заинтересовать журналом? | Оригинальность представления | |
Пионер | ||||
В мире животных | ||||
Сибирячок | ||||
Детская энциклопедия | ||||
Коллекция идей |
Победитель –
Как читать журнал.
- При чтении журналов отмечай материалы, необходимые тебе для раскрытия тех или иных вопросов, вырезай и складывай их в конверты, на которых обозначишь соответствующую проблему.
- Прочитанное тобой должно непременно сработать - на уроке, в сочинении, в разговоре.
- Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.
- Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки в номере журнала. Наверняка один - два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и своё.
- Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к журналу. Это последовательность, регулярность чтения.
Список использованных источников:
- Журналы « А почему?» .2011.№ - 1-12.
- Журналы « В мире животных» 2011. -№ 1-12.
- Журналы «Детская энциклопедия».2011.- № 1-12, 2012.- № 1-4
- Журналы «Коллекция идей» 2011. № 1-12
- Журналы «Пионер». 2011. -№ 1-12, 2012.- № 1-3.
- Журналы «Сибирячок» 2011.-№ 1-6
- Куликова Е. В. Познавательные детские журналы в помощь учителю! / Е. В. Куликова // Первое сентября. – 2003. –18 окт. – С. 6.
- Лукина С.И. Периодические издания для детей: библиотечный урок// .openclass.ru/node/15122
- Одинцова В.А. Планета периодика // Праздник в школе. – 2008. - № 4. –С.3-14
- http://lib63,narod,ru/uch/pdm.htm
- Рудишина Т. Солнечные зайчики знакомых названий//1september.ru/1999/08/5-1.htm
- http://sibiryachok.net/?cat=29
- http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...
Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...
"Библиотечный каталог" библиотечный урок
Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...
План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"
Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги, цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....