Библиотечный урок "Журнальный калейдоскоп"
методическая разработка (6 класс) на тему

Дроздова Татьяна Николаевна

Библиотечный урок для 5-6 кл посвящен знакомству с журналами. Цель урока:

  • познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.
  • Заинтересовать школьников чтением периодики.

Задачи:

  • Научить ориентироваться в многообразии периодических изданий и находить необходимую информацию.
  • Расширить кругозор учащихся.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся

 На уроке учащиеся должны, знакомясь с разными журналами, определить основные отличительные черты журнала. Практическая работа - изучение одного из журналов - заканчивается аукционом изданий.  Урок расчитан на 2 часа. Используется групповой, проблемный методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Журнальный калейдоскоп

Библиотечный урок. 6 кл.

Дроздова Т.Н., зав. библиотекой

Братск

  2012 г.

Журнальный калейдоскоп»

 ( урок рассчитан на 2 часа)

Цель:

  • Познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.
  • Заинтересовать школьников чтением периодики.

Задачи:

  • Научить ориентироваться в многообразии периодических изданий и находить необходимую информацию.
  • Расширить кругозор учащихся.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Формировать коммуникативные способности учащихся

Оборудование:

  1. Презентация в программе Power Point
  2. Проектор, ноутбук
  3. Выставка детских журналов из школьной библиотеки.
  4. Набор журналов для индивидуальной работы учащихся.
  5. Листы с заданиями, оценочные листы.
  6. Толковые словари на каждую группу.

Тип урока:

Урок  самостоятельного поиска  знаний

Ход урока:

Этапы урока

Методы, приемы

Библиотекарь

Ученики

Время

1

Орг.момент.

Вступительное слово библиотекаря

Слушают

3 мин

2

Объяснение нового материала

Фронтальная беседа

Проблемный вопрос:

В чем особенность журнала?

Чем он отличается от книг?

 Отвечают на  поставленные вопросы

5 мин.

3

Презентация журнала

«А почему?»

Знакомство с номерами журнала

 Рассказ.

Исследование

Образец презентации

Слушают.

 изучают журнал,  знакомятся с рубриками

12мин.

4

Проведение самостоятельного исследования

Исследование

Консультирует

Самостоятельная работа в группах

20 мин.

5

Представление результатов своей работы.   Журнальный аукцион

Слушает.

Оценивает

Отвечают на поставленный вопрос. Презентация своих журналов.

Остальные оценивают.

20 мин.

6

Результат аукциона.

Работа с оценочными листами

Подведение итогов  урока.

Заключительное слово библиотекаря.

Как читать периодику.

5 мин.

5 мин.

1 этап урока

  • Что, по-вашему, можно достать из сумки почтальона?

Тема нашего урока «Журнальный калейдоскоп».

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными изданиями для  школьников вашего возраста. Мы вместе с вами должны будем  разобраться, чем же журналы отличаются от книг. Чем журналы отличаются друг от друга. Вам придется много работать самостоятельно.

 Но прежде давайте обратимся к истории. Когда же появились первые газеты и журналы?

 А что такое журналы?

 2 этап урока

  • Пожалуйста, выдвигайте ваши версии.

 - «тонкая книжка», «книжка с картинками», «книжка с комиксами», «маленькая книжка», «склеенная книжка с интересными материалами» и т.д.

(Если не поступает от детей подходящая версия, например, «книжка, которая выходит каждый месяц» или «издание, которое выходит периодически», библиотекарь задает наводящие вопросы)

  • «Чем журнал отличается от книги?»

- он «маленький» - НЕТ    ,библиотекарь показывает книжку- малютку,

- он «тонкий» - НЕТ, библиотекарь показывает книжку - «лапшу». При этом называет автора и название книжек.

 При таком разглядывании книг дети вспомнят структуру книги и увидят на титульном листе цифры, обозначающие год и номер издания.

Выясняется, что книга издалась, например, в 1998 году, а журнал – 2009, №3.

  • Выдвигается еще одна версия: журнал - «издание, которое выходит периодически, т. е. в определенный период».

Итак, журнал - это печатное периодическое издание, имеющее постоянные рубрики и содержащее статьи по различным  вопросам, отраслям знаний, литературно-художественные произведения.

Журналы различаются по читательскому назначению, тематике ит.д.

Сегодня вам предстоит внимательно изучить  только 2 журнала. Журнал « А почему?» - вместе со мной. А один из представленных на выставке журналов – самостоятельно в группе.

Но прежде, чем начать работу, давайте  посмотрим на доску. Вы видите следующие слова:

ПЕРИОДИКА, ПРЕССА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР,  РЕДКОЛЛЕГИЯ, ТИРАЖ, НОМЕР, ЭКЗЕМПЛЯР, рубрика

 Подумайте, зачем  я их написала. Если вы не знаете их значения, можно заглянуть в словарь (он на столе).  Это подсказка для ваших отчетов. Постарайтесь использовать эти слова  при представлении своих работ.

3 этап урока

Библиотекарь представляет журнал «А почему?»

 Я хочу представить вашему вниманию свой любимый журнал. И мне хочется надеяться, что он вас обязательно заинтересует. Этот журнал смело можно «Копилка знаний» или  «Спутник любознательных»

Почему у собаки четыре ноги?
Почему в темноте мы не видим ни зги?
Почему так похож на яйцо абрикос?
"
А почему?" - чем же он так уж хорош?
А тем, что ответы ты в нем быстро найдешь!

 Если ты любознателен, если у тебя на каждом шагу возникают множество вопросов, то этот журнал для тебя!
Это  научно-популярный, исторический журнал для младшего школьного возраста. «А почему?» издается с января 1991 г. Перелистывая страницы, читатель совершает вместе с журналом увлекательные путешествия в мир обыкновенных вещей, явлений природы, получает знания во всех областях науки, техники, искусства, учится мастерить и помогать старшим. Этот журнал поможет найти ответы на сто тысяч «почему».

Ты прочтешь о путешественниках, удивительных изобретениях, музеях мира, любопытных фактах. Разгадаешь ребусы,  кроссворды, раскроешь секреты фокусов известных иллюзионистов.

Школьник Тим и компьютерный всезнайка Бит, постоянные герои комиксов, покажут тебе путь в загадочный мир истории. С ними ты побываешь на стройке пирамид царя Хаммурапи, прокатишься на колеснице с Юлием Цезарем, попируешь за столом с Карлом Великим, посидишь на троне Наполеона Бонапарта. А вместе со специальным корреспондентом ты удивишься красоте достопримечательностей какой-нибудь далекой страны. 

Сказки, комиксы, игротека помогут приятно и творчески провести досуг.
Имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.

( раздаю по одному журналу на группу)

Давайте посмотрим, каких только рубрик нет в этом журнале! ( 2010 г. № 5,11.9.) Найдите и назовите рубрики журнала.

  • Рубрика «Сто тысяч «Почему?» Отчего пронырливых людей называют «шельмами»? № 5
  • «Наш мультик» - О марафонцах. №9
  • Все цвета радуги – Сколько миллионов лет школьному мелу - №9
  • Музеи мира – Дом Суворова.
  • Когда прадедушки были маленькими – Батискаф и батисфера - №9.
  • Игротека. С днем парикмахера!
  • Настенька. Данила-мастер № 11
  • Память в камне и бронзе. Царевна-лягушка. № 9
  • Поле жизни Перец. №11
  • Теплоходом, самолетом… _ Путешествие к мертвому морю № 5.

4 этап урока.

 На каждый стол выдаются журналы (за разные годы)

  • 1 стол- « В мире животных»,
  • 2 стол – «Пионер»,
  • 3 стол – «Сибирячок»,
  • 4стол -  « Коллекция идей»,
  • 5 стол – « Детская энциклопедия».

А теперь, внимание, задание: через 20 минут, используя все эти журналы, вы должны рассказать о них так, чтобы заинтересовать как можно больше ребят своим изданием. Представьте себя … членом редколлегии, главным редактором, распространителем и т.д. Придумайте слоган. Таким образом, у нас начнется  журнальный аукцион. Постарайтесь использовать слова, с которыми мы сейчас познакомились. ( Памятка со словарем имеется на ваших столах).

 Во время отчета группы, остальные оценивают выступление по 5-то бальной системе по  следующим критериям:

  • Четкость, краткость, полнота
  • Смогли ли заинтересовать «своим журналом»
  • Оригинальность презентации журнала

5 этап урока.

Аукцион. Выступления групп. Презентация  «своих» журналов.

  1.  Название журнала. Его тематика.
  2. Кому он адресован?

2. С какого года выходит журнал?

3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?

4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?

5. Назовите основные рубрики?

6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.

7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.

(Напечатанные вопросы лежат на каждом столе)

6 этап.

Подведение итогов.

Рейтинг журналов (по итогам представлений групп).

Выставление оценок.

Заключительное слово библиотекаря.

Приложения:

Памятка для участников журнального аукциона.

  В ответе должна содержаться следующая информация:

1.Название журнала.

2. С какого года выходит журнал?

3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?

4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?

5. Назовите основные рубрики?

6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.

7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.

Постарайтесь придумать рекламный слоган или стихотворение о вашем журнале и представить его оригинальным способом.

Оценочный лист

Название журнала

5б.

5б.

5б.

Итог

Критерии

Четкость, краткость, полнота

Смогли ли заинтересовать журналом?

Оригинальность представления

Пионер

В мире животных

Сибирячок

Детская энциклопедия

Коллекция идей

Победитель –

Как читать журнал.

  • При чтении журналов  отмечай материалы, необходимые тебе для раскрытия тех или иных вопросов,  вырезай и складывай их в конверты, на которых обозначишь соответствующую проблему.
  •  Прочитанное тобой должно непременно сработать - на уроке, в сочинении, в разговоре.
  • Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.
  • Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все  заголовки в номере журнала. Наверняка один - два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и своё.
  • Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к    журналу. Это последовательность, регулярность чтения.

Список использованных источников:

  1. Журналы « А почему?» .2011.№ - 1-12.
  2. Журналы « В мире животных» 2011. -№ 1-12.
  3. Журналы «Детская энциклопедия».2011.- № 1-12, 2012.- № 1-4
  4. Журналы «Коллекция идей» 2011. № 1-12
  5. Журналы «Пионер». 2011. -№ 1-12, 2012.- № 1-3.
  6. Журналы «Сибирячок» 2011.-№ 1-6
  7. Куликова Е. В. Познавательные детские журналы в помощь учителю! / Е. В. Куликова // Первое сентября. – 2003. –18 окт. – С. 6.
  8. Лукина С.И. Периодические издания для детей: библиотечный урок// .openclass.ru/node/15122
  9. Одинцова В.А. Планета периодика // Праздник в школе. – 2008. - № 4. –С.3-14
  10. http://lib63,narod,ru/uch/pdm.htm
  11. Рудишина Т. Солнечные зайчики знакомых названий//1september.ru/1999/08/5-1.htm
  12. http://sibiryachok.net/?cat=29
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок для начальной школы.

Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...

Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"

Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...

"Библиотечный каталог" библиотечный урок

Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...

План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"

Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги,  цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем  ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...

План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»

Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....