классный час
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«С детства дружбой дорожи»
( клубный час для учащихся 3 - 6 классов )
Эпиграф: «Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить
и не вспыхнет ссора из любого спора»
В. Орлов
Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе. Мы постараемся ответить на три вопроса:
Что такое « дружба», «друг», и как мы понимаем эти слова?
Что значит дружить?
Какими качествами необходимо обладать тем, кто хочет подружиться?
Какое прекрасное слово дружба! Что вам вспоминается ?
Учащиеся.
Мальчик, с которым вчера играл в шахматы.
Девочка, с которой потихоньку секретничала на перемене.
Мама, которая в нужный момент подсказала как поступить и которая всегда спешит на помощь.
Учитель
Итак, мы с вами назвали несколько признаков дружбы. Дружба, это когда понимают, уважают друг друга, когда люди хотят быть вместе. Вот какое определение дружбы дается в словаре Владимира Ивановича Даля: «Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь». А вот еще одно высказывание юной поэтессы
«Что такое дружба?» - Спросила я у птицы.
Это когда коршун летает вместе с синице.
Спросила я у зверя – «Что такое дружба?»
Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у мальчика – «дружба, что такое?»
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети!
Учитель
Ну, хорошо, со словом «дружба» мы разобрались. А теперь произнесем слово «друг» и подумаем о том, про кого мы можем сказать с уверенностью: «Это мой друг?»
Учащиеся
Друг – это интересная книга, которую читаешь с радостью.
Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны науки.
Друг – это любимая кукла, которая обязательно выслушает тебя, если тебе плохо. Учитель
А вот какое определение слову «друг» дается в словаре Ожегова: «Друг – человек, который связан с кем – нибудь дружбой. Это сторонник, защитник кого – либо».Ребята, а у вас есть друзья – защитники? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения вы называете дружбой? Это сторонник, защитник кого-либо Ребята, а у вас есть друзья-защитники? Поднимите руки, у кого есть. А вы можете объяснить, почему свои отношения вы называете дружбой?
Учитель
Вы когда –нибудь были свидетелями проявления настоящей дружбы? Вспомните случаи из своей жизни. Да, как все-таки это здорово, если у тебя есть настоящий друг! Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого- то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много. Ничего не предлагая взамен.У вас на столах лежат листочки, где описаны две ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их.
1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну»
У нас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.
Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили?
Учитель
Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.
2-я ситуация: «Друг просит помощи»
Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей геометрией! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но зато как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была бы помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?
Как научиться дружить?
Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?
Учитель.
На нашем столе разложены листочки с названиями положительных и отрицательных качеств личности .Они выбраны с точки зрения соответствия требованиям истинной дружбы. Каждый учащийся должен по очереди выбрать один листочек и поместить его в ту или иную категорию качеств, прикрепив к классной доске с помощью магнита (см. таблицу).
Считаю, что мой друг должен обладать следующими качествами: | Чтобы быть хорошим другом, мне нужно освободиться от таких качеств, как: |
Доброта, честность, смелость, чувство юмора, щедрость, мужество, оптимизм, благожелательность, тактичность, способность держать слово, умение выслушать и уступить, признать свои ошибки и радоваться чужим успехам, умение оказывать помощь в трудных ситуациях. | Злоба, жадность, зависть, эгоизм, способность исподтишка пакостить и наносить оскорбления, нечистоплотность, склонность к нецензурной брани, хвастовству, насмешничеству, хулиганству, потаканию дурным наклонностям. |
Учитель.
Какие это емкие слова: «дружба», «друг». Во все времена они были мерилом ценности человека. Недаром в нашем народе говорили: « Не имей сто рублей… а имей сто друзей»; «Старый друг…лучше новых двух». Сейчас мы проведем игру-соревнование «Собери пословицу».Уважаемые команды, на ваших столах лежат листочки, на которых написаны половинки пословиц - начало и конец. Кто из вас за 2-3 минуты соберет больше пословиц - тот победит. (Звучит музыка
Учитель. Как же нам научиться дружить? Что делать тому, кто желает найти доброго друга? Верно, надо развивать в себе самые хорошие качества и побеждать дурные. Ну, что ж, теперь попробуем перейти от слов к делу. Для развития некоторых добрых качеств я предлагаю вам игру.
Игра №1 «Комплименты»
Учитель.
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте понимать друг друга с полуслова…
Вы, наверное, уже слышали эти строки из стихотворения «Пожелание друзьям» Булата Окуджавы? Пусть они станут предисловием к нашей игре.
Ребята садятся в круг, ведущий вручает «волшебную палочку» (можно просто яблоко) рядом сидящему, тот должен приветливо улыбнуться соседу справа и, назвав его по имени (лучше нежно и ласково – Витенька, Леночка), сказать от души что – нибудь доброе и нелицемерное. Желательно, чтобы другие ребята внутренне согласились с его простодушным и искренним комплиментом: « Оленька, ты сегодня так хорошо выглядишь»; « Сашенька, у тебя такое умное и доброе лицо»… Вовремя такой эстафеты каждый ребенок должен произнести комплимент и услышать его в свой адрес.
Учитель.
А часто ли вы, ребята, ласково обращаетесь к своим друзьям и знакомым? Самых дорогих людей – родителей вы часто называете ласковыми именами?
Игра №2 «Зеркало»
Учитель.
Предлагаю вам, призвав на помощь свои актерские способности, выполнить несколько несложных заданий (имитировать их выполнение). Задания выполняются парами. Вам надо будет:
- пришить пуговицу к пальто;
- собрать вещи в дальнюю дорогу;
- приготовить завтрак.
В каждой паре играющих один – ведущий, другой ведомый, который является как бы зеркальным отражением своего напарника. Оцениваются слаженность, сочувствие, сопере
живание (эмпатия), артистизм выполнения задания.
Игра №3 «Фраза по кругу»
Учитель.
Выберем какую – нибудь привычную и простую фразу, например: «В саду цвели розы». По условиям игры, начиная с первого игрока, все должны будут произносить эту фразу по очереди, вкладывая в нее новое содержание и смысл, в ней должны интонационно звучать то вопрос, то сомнение, то удивление или беспокойство и т. д. Ученик, не сумевший придумать ничего нового выбывает из игры.
После окончания игры все перемещаются поближе к книжному стенду, на котором видны томики Ю. Н. Тынянова «Пушкин», В.В. Каверина «Два капитана», Антуана де Сент Экзюпери «Планета людей» и «Маленький принц» и т. д.
Учитель.
Как видим, о дружбе написано немало интересных книг. И это неудивительно, если вспомнить о том, какое место в нашей жизни занимает это чувство ( Учитель кратко знакомит учащихся с содержанием некоторых книг).А какие книги вы читали, ребята? Расскажите о них. Правильно, в каждом из названных вами книг речь идет о дружбе и верности, ну и о том. Как эти чувства проверяются на прочность разными жизненными испытаниями.
А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). Наши ученики изобразили огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашего класса! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить «ладошку» с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, классу, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей, мы откроем через шесть лет, когда вы перейдете в 11-й класс. Все это время кармашек будет храниться у социального педагога (играет музыка).
Вот и подошел к концу наш классный час. Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми, помните данное вами слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...