Сценарий "Хемофобы против хемофиликов"
методическая разработка (9 класс) по теме
Целью игры является формирование грамотного отношения к достижениям химической промышленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khemofoby_protiv_khemofilikov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Хемофобы
против
Хемофиликов
Участники: учащиеся 9 – 11 классов
Автор: Сороколетова Ольга Владимировна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №11»
г. Петрозаводск
2012 год
Пояснительная записка
Химия окружает нас повсюду. Это и пища, и одежда, и полимерные материалы, лекарства и удобрения. И т.д. и т.п. Прав был великий Д.И. Менделеев, когда утверждал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Это хемофилия – «любовь к химии».
Но химия – это и добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, и ткани одежды, которая не всегда гигиенична, и перекормленные минеральными удобрениями растения. Это хемофобия - «страх к химии»[1].
Одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде».
Целью игры является формирование грамотного отношения к достижениям химической промышленности.
Задачи:
1) формировать умение читать и использовать информацию, приведённую на упаковке продукта;
2) развивать навык работы в группе и умение аргументировать свой выбор.
Программа рассчитана на учащихся 9 – 11 классов (15-25 человек), которые уже знакомы со свойствами и областями применения человеком различных веществ.
Программа представляет собой деловую игру, задача которой – создание ситуации выбора с позиций здоровьесбережения.
Игру можно проводить в одном помещении (учебная комната, актовый зал), стилизовав отдельные зоны помещения под «магазины» или использовать несколько классных комнат.
Программа состоит из двух частей.
Первая часть (30 минут) – деловая игра, в ходе которой идёт погружение учащихся в проблему, демонстрируется её актуальность в настоящее время и необходимость грамотного использования достижений химической промышленности.
Вторая часть (10 минут) – обсуждение результатов, вручение участникам рекомендаций по грамотной интерпретации информации с этикеток товаров.
Программу можно включать в структуру уроков, посвящённых значению химии в жизни человека, или как самостоятельное внеклассное занятие.
Выбор «товаров» (или их имитаций) для игры может меняться, а «ассортимент» увеличиваться в зависимости от числа участников и временных возможностей занятия.
Хемофобами и Хемофиликами могут быть учащиеся, которые заранее были подготовлены учителем.
Литературный сценарий
Участники игры:
Первый ведущий
Второй ведущий
Представители лагеря «Хемофобы» (1-2 человека)
Представители лагеря «Хемофилики» (1-2 человека)
Продавец продуктового магазина
Продавец хозяйственного магазина
Продавец магазина одежды
Покупатели (остальные участники)
Первая часть
Первый ведущий: Достижения химической промышленности прочно вошли в нашу жизнь. Но достижения химии - это не только благо, но и зло. Когда мы хотим выразить отрицательное отношение к качеству какого-либо продукта, мы произносим почти ругательно: «Ну, это же сплошная химия!» На химию нередко и очень часто справедливо смотрят с опаской или со страхом. Очевидно, что только грамотное аккуратное применение достижений химии позволит сделать жизнь человека достойной и безопасной» [1].
Второй ведущий: Сегодня мы отправимся за покупками в магазины. Сопровождать нас будут представители двух разных лагерей: «Хемофобов» (боящихся химии) и «Хемофиликов» (любящих химию). Выслушав аргументы каждой стороны, участникам игры нужно будет сделать свой выбор товара.
Первый ведущий: Слово «магазин» арабского происхождения и первоначально обозначало амбары, склады, где хранились товары. В наш язык слово «магазин» пришло из французского языка более 150 лет назад. До этого специальные сооружения для продажи товаров назывались лавками. Первые лавки появились в XIII веке и представляли собой помосты на сваях, которые строили на «торжищах» - специальных местах, где в городе шла торговля. Современные магазины предлагают широкий ассортимент продуктов. Можно выбрать товар в универсальном магазине, отправиться за ним в специализированный магазин, на рынок [2].
Второй ведущий: Отправляясь за покупками, мы составили список необходимых нам товаров (хлеб, зубную пасту, носки).
Согласно действующим правилам продавец должен предоставит покупателю определённый объём информации о продаваемом товаре – продукте. Как правило, эта информация размещается на упаковке товара:
- название товара;
- наименование входящих в состав ингредиентов;
- для продуктов – сведения о пищевой ценности, весе или объёме;
- назначение, условия и область применения;
- способы и условия приготовления и (или) применения;
- противопоказания для употребления;
- правила и условия хранения продукта;
- дата изготовления и дата упаковки товара;
- цена;
- наименование и юридический адрес производителя [3].
В продуктовом магазине
На прилавке – несколько упаковок ржано-пшеничного хлеба разных производителей.
Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на срок годности каждого продукта, сообщает информацию о производителях.
Участники игры анализируют информацию с этикеток товаров.
Состав 1: мука ржаная хлебопекарная обдирная и мука пшеничная хлебопекарная второго сорта, вода питьевая, сахар-песок, соль поваренная, дрожжи хлебопекарные.
Состав 2: мука пшеничная высший сорт, мука ржаная обдирная, смесь (ржаной солод, картофельные хлопья, пряности, молочная кислота Е270, аскорбиновая кислота Е300, регулятор кислотности Е262, эмульгатор Е412), изюм, сахар-песок, патока, клейковина пшеничная сухая, грецкий орех, дрожжи хлебопекарные, соль поваренная пищевая
Хемофобы критически относятся к составу 2, обращая внимание на большое количество пищевых добавок, входящих в состав хлеба.
Хемофилики соглашаются, но упоминают тот факт, что дрожжи, без которых нельзя изготовить хлеб, - это продукт химической промышленности. Значит, без химии сейчас и хлеба не испечёшь. А добавка Е300 (аскорбиновая кислота), изюм, орехи - полезные наполнители хлеба.
Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов и делают свой выбор. Каждый участник «покупает» понравившийся ему товар.
В хозяйственном магазине
Для очистки полости рта можно использовать зубные пасты и зубные порошки.
Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на состав каждого продукта, сообщает информацию о производителях.
Хемофобы делают выбор в пользу порошка, который состоит в основном из карбоната кальция.
Хемофилики считают, что средство гигиены ротовой полости должно не только очищать, но и укреплять дёсны, освежать дыхание. А без химических добавок это сделать сложно.
Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов, предлагая свои аргументы, делают выбор и «совершают покупку».
В магазине одежды
На прилавке – носки разных производителей и разного состава.
Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на состав каждого продукта, сообщает информацию о производителях.
Хемофобы всегда делают выбор в пользу натуральных материалов, поэтому выбирают товар, в составе которого указан только 100%ный хлопок.
Хемофилики утверждают, что синтетические добавки придают изделиям более ухоженный вид, увеличивают прочность и срок службы изделия. Главное, чтобы натуральных компонентов было в изделии больше.
Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов, предлагая свои аргументы, делают выбор и «совершают покупку».
Вторая часть
Идёт обсуждение результатов, участникам вручаются рекомендации:
- о запрещённых в России пищевых добавках, которые используют в других странах: Е121, Е123 – красители, Е240 – консервант, Е924, Е924а – улучшители муки и хлеба, Е216 и Е217 – консерванты;
- о правах покупателя;
- о товарах, не подлежащих возврату.
Список литературы
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических ВУЗов/ О.С. Габриелян. – М.: Блик плюс, 2000.
- Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филиппов, А.Г. Макеева, - М.: ОЛМА Медия Групп, 2010.- 80с.: ил.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.
Приложение 1
1. Запрещённые в России пищевые добавки, которые используют в других странах [3]:
121 123 128 216 217 240 924 |
2. Права покупателя:
1) Осмотреть товар, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара (ст.495 ГК).
2) Потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (ст.495 ГК).
3) Обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (ст.502 ГК и ст.25 Закона “О защите прав потребителей”). При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Это право распространяется на все непродовольственные товары за исключением перечня товаров указанного в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
4) Потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения его требования, при возврате продавцу товара ненадлежащего качества (ст.504 ГК).
5) Потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах (ст.8 Закона “О защите прав потребителей”)
http://www.internet-law.ru/articles/potreb.htm - юридический справочник покупателя
3. Перечень товаров, не подлежащих возврату: товары для профилактики и лечения в домашних условиях; предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди, парики, шиньоны); парфюмерно-косметические товары; швейные и трикотажные изделия (нижнее белье, чулочно-носочные изделия); товары бытовой химии, пестициды, агрохимикаты; изделия из драгоценных металлов; оружие, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, календари, буклеты).
http://ozpp.ru/laws2/pravila-prod/tovar21.html-общество защиты прав потребителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "за и против"
Готовимся к ЕГЭ по английскому языку, ЧАСТЬ WRITING...
Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"
В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...
Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4
Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе. Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...
Терроризм и экстремизм против молодежи,молодежь против экстремизма и терроризма
Буклет по профилактике экстремизма и терроризма...
Внеклассное мероприятие "НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ"
Сценарий для учащихся средних и старших классов....
Конспект урока открытий новых знаний по теме: "Калий против фосфора. Металл против неметалла"
Разработка урока химии для 9 класса, в соответствии с ФГОС....
Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ
Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...