Методические аспекты повышения деятельности детских общественных организаций.
статья по теме
Данный материал предлагается использовать не только методистам по работе с детскими организациями, но и старшим вожатым, работающим в школе. Педагогам не должно быть безразлично, за кем и куда пойдут дети, в каких организациях и объединениях они будут удовлетворять свои социальные потребности и интересы. Наличие подобной системы поможет в этом педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования, резкого ухудшения криминогенной ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги, многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору и понимание и защищённость в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения. Нельзя не учитывать влияние на детей различных социальных институтов, среди них особое место занимают различные молодёжные и детские общественные организации.
Детские общественные организации решают следующие важнейшие задачи:
- включение детей в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне;
- адаптацию детей к социальной среде;
- удовлетворение их потребностей, интересов и запросов, а также защиту прав, достоинства, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.
Специфической особенностью детской организации является участие в ней взрослых в качестве непосредственных организаторов, участников, руководителей, представителей координационно-управленческих органов. Опыт показывает, что чем меньше существует сознательно создаваемых взрослыми позитивно направленных детских формирований, тем больше возникает стихийных, самоорганизующихся асоциальных объединений. Педагогам не должно быть безразлично, за кем и куда пойдут дети, в каких организациях и объединениях они будут удовлетворять свои социальные потребности и интересы.
В проекте Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится о том, что «Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, представляет подрастающему поколению высокие требования. У юного гражданина должны быть сформированы способности и качества: выбора идеологических ориентиров, устойчивых критериев оценки совершаемых поступков, прогнозирования жизненных перспектив».
Таким образом, миссией образовательных учреждений становится воспитание человека «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности».
Уже много лет живёт и развивается Павлоградская районная детская и подростковая общественная пионерская организация «Юная Россия. Ежегодно в её ряды вступают более 150 ребят. Разнообразные формы и методы работы с детьми позволяют вовлечь в активную социальную деятельность большинство членов детских организаций, а это в свою очередь позволяет создать благоприятную атмосферу для воспитания коммуникативных связей и доброжелательных дружеских отношений между детьми.
Опыт работы детских организаций показывает, что задача формирования у детей готовности к жизни, выполнению ими основных социальных ролей решается в тесной связи с субъектами управления детскими организациями – их руководителями из числа взрослых, организующих жизнедеятельность детских коллективов.
Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно- творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей.
Педагогическая позиция старшего вожатого по отношению к детям – друг, старший товарищ. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создаёт дружный сплочённый коллектив. Вожатый в первую очередь – грамотный педагог и умелый воспитатель. Именно старшие вожатые становятся организаторами общественно – полезной, творческой деятельности в детском коллективе, способствуют развитию самоуправления, поддерживают детские инициативы.
Так как процесс подготовки вожатого предполагает наличие определённой системы, то возникла необходимость в разработке программы по совершенствованию работы со старшими вожатыми. На очередном заседании координационного совета, в состав которого входят: методист, 2 старшие вожатые школ мы решили разработать такую программу. Мы разработали программу «Коллеги».
Целью программы является создание условий для поддержки и развития детского движения через обучение профессиональному мастерству старших вожатых.
Для достижения поставленной цели, мы определили ряд задач:
- активизация работы старших вожатых, повышение уровня их педагогической компетенции,
- закрепление практических умений и навыков планирования, проектирования, анализа процесса и результативности работы,
- эффективное использование воспитательного потенциала детского движения, создание условий для его дальнейшей жизнедеятельности,
- распространение передового опыта деятельности старших вожатых.
Программа основывается на следующих принципах:
- непрерывное и плодотворное сотрудничество детей и взрослых,
- преемственность,
- изучение профессиональных потребностей и затруднений старших вожатых,
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы,
- использование накопленного опыта работы,
- поиск, творчество, рост каждого участника программы.
Содержание программы предусматривает:
- систематические занятия на теоретических семинарах, семинарах – практикумах,
- индивидуальные консультации по различным вопросам,
- помощь и поддержка детского движения в районе (акции, реализация проектов, фестивали детских объединений).
Реализация программы ведётся по следующим направлениям:
- работа РМО старших вожатых,
- нормативно – правовое обеспечение,
- работа с детским активом,
- информационно – методическое обеспечение деятельности ДОО,
- инновационная деятельность,
- организационно – методическое обеспечение смены детского актива.
Для оценки эффективности программы на всех её этапах мы проводим диагностические исследования, также предусматривается организация конкурсов вожатского мастерства, активность детских общественных объединений, смотры комнат детского актива и т.д.
Разнообразие детских объединений по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность детских организаций создаёт возможность содержательного насыщения свободного времени ребёнка, даёт реальную возможность её участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности детской общественной организации
Подробный отчет деятельности ДОО "ШТОРМ" МОУ-СОШ №1 р.п.Степное за 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Общественная организация работает по программе, утвержденной Советом лидеров организации и дирек...
Статья на тему: Деятельность детских общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных привычек
Президент нашего детского общественного объединения «Новый остров» Посохов Сергей занимает активную жизненную позицию и участвует в общественной работе, направленной на сохранение традиций села,...
Программа деятельности детской общественной организации Содружество" Кавказского района
Программа деятельности детской общественой организации "Содружество" составлена для руководителей детских объединений, заместителей по воспитательной работе и старших вожатых....
Программа деятельности детской общественной организации "Радуга"
Разработка программы деятельности детского общественного объединения является важным направлением реализации программы развития воспитания в системе образования России. В этих целях нами была разработ...
Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"
Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...
Программа деятельности детской общественной организации СНТ
Данная Программа разработана для работы с отрядами СНТ сроком на 3 года, в которой предусмотрены различные формы работы, пути осуществления программы с участием детей и взрослы...
Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...
Комментарии
Методические аспекты повышения деятельности детских общественных
Данный материал является актуальным в наше время, так как подростки должны быть заняты какой-то деятельностью, и детская организация играет важную роль в воспитательной деятельности.