научи свое сердце добру
классный час (9 класс) на тему
классный час (час общения) в 9 классе "Научи свое сердце добру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchi_svoe_serdtse_dobru_9_kl.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
НАУЧИ СВОЁ СЕРДЦЕ ДОБРу
Эпиграф: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, А тот, кто не умеет делать зла.
В. Ключевский.
Цель: создать условия для сотрудничества в достижении понимания учащимися понятий «доброта» и «милосердие»
Задачи:
личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о толерантном поведении; воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей; познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии;
коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Ход урока:
Орг. момент Поздравление с Днем знаний, началом учебного года
- Ребята, у меня к вам просьба: улыбнитесь (обязательно от души), посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок , они согрели нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Определение темы классного часа Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком
Качество это серьезное, Главное, важное.
То, что значит оно, Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, Тепло и любовь.
В нем стремленье На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество В сердце у многих
И о боли других Позабыть не дает.
И оно поважнее, Чем лица красота.
Это качество – Наших сердец Доброта.
Беседа А как вы понимаете это слово, что значит быть добрым для каждого из вас? (ученики высказывают свои размышления ).
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей
Ещё в V веке до н. э. китайский философ Конфуций сказал:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр,
Кто храбр, необязательно полон милосердия».
Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям…».
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - почувствовать себя нужным близким людям.
Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять…».
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».
Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает. Какие ассоциации возникают, когда мы произносим это слово, слова, которые тесно связаны с понятием «добро». ? У слова «доброта» есть много слов – спутников.
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
- доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
- отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
- терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
- забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
- сопереживание (сочувствие к другому )
- взаимопомощь (помощь друг другу)
- добронравие (хорошее поведение, хороший нрав )
Однокоренные слова: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие. доброжелательность.
-Как вы думаете, ребята, легко ли быть добрым? (Ответы учащихся.)
Учитель (обобщает сказанное). Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеете наверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе по отношению друг другу вы иногда проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом человеке что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
Анкетирование АНКЕТА «Добрый ли ты человек?»
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Сегодня вы будете выполнять задания, стараясь стать добрее.
Конкурс пословиц
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброта лучше красоты.
Без добрых дел нет доброго имени.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
На добрый привет - добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно
Вывод Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Пословицы учат:
· совершать хорошие добрые поступки, хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
· шутить по- доброму;
· быть чистосердечным в отношении с собеседником;
· не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность». Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам.
Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели
Правила доброты
Нам ,конечно, приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Будь приветлив Будь вежлив Не завидуй Будь отзывчивым
Будь справедливым Помогай людям Защищай слабого
Прощай ошибки Будь внимательным Делись последним с другом
Учитель раздаёт детям памятки
Попробуйте – и увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Давайте эту памятку разместим на наш классный уголок
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому стремимся.
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает богатство, а приумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».
«Что припрячешь - то погубишь; что раздашь - вернётся снова». -писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.
Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающего. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,— а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл. «Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
Рефлексия
Итог урока Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.
Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:
-простить обиду;
-поделиться последним с другом;
-уступить слабому;
-пожертвовать незнакомому человеку;
-заботиться о стариках;
-помочь;
-утешить;
-пожертвовать.
Надеюсь, каждый из вас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами? Мне кажется, если каждый из нас от души будет делать добро человеку или животному,- это уже оправдание званию человека.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Научите свое сердце добру"
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего; сформировать в сознаниии детей понятие "доброта"; расширить з...
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...
Внеклассное мероприятие "Научите свое сердце добру"
Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами этической беседы «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны....
Литературно - музыкальная композиция : "Научи свое сердце добру".
Воспитание в детях доброты, умение видеть в окружающих людях доброту, нести добро людям - наша основная воспитательная задача....
Разработка тематического классного часа "Научи свое сердце добру"
Материал содержит разработку из опыта воспитательной работы учителя, тематический классный час...
Час общения «Научите свое сердце добру».
Формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего....
Час общения : «Научите свое сердце добру».
Формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего....