Классному руководителю
материал по теме

Скрипник Юлия Вячеславовна

Материал будет очень полезен для организации внеурочной деятельности с учащимися.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

П.В.Степанов,

к.п.н., с.н.с. ИТИП РАО

КАК РАЗРАБОТАТЬ

ПРОГРАММУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Обратимся теперь к проблеме разработки программ внеурочной деятельности. Какими они должны быть? Как их разработать? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому их разделу.  

Итак, исходя из требований Стандарта программа внеурочной деятельности должна:

- во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

- во-вторых, способствовать воспитанию школьников;

- в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;

- в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

Структура программы внеурочной деятельности может быть следующей:

Титульный лист

Пояснительная записка

Тематическое планирование

Примерное содержание занятий

Предполагаемые результаты реализации программы

Рассмотрим каждый из разделов программы.

Титульный лист. На титульном листе программы должна найти отражение следующая информация:

- название программы;

- направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;

- вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа;

- возраст школьников, на которых ориентирована программа;

- разработчик программы.

Например (здесь и далее мы будем приводить примеры из программ внеурочной деятельности учащихся не только начальной, но и основной школы, так как по своей структуре и принципам разработки они ничем не отличаются):

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Великие этические учения»

Направление: духовно-нравственное.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.

Возраст школьников: 8-9 классы.

Разработчик: …

Или:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Секция боевых искусств»

Направление: спортивно-оздоровительное.

Вид деятельности: спортивная.

Возраст школьников: 1-4 классы.

Разработчик: …

Пояснительная записка. Смысл пояснительной записки в самом ее названии. Ваша задача – объяснить, какую программу вы предлагаете к реализации, зачем она нужна, что дает она детям, как вы планируете по ней работать и т.п. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности важно:  

- обосновать актуальность программы, то есть доказать, что она необходима современным школьникам;

- указать назначение программы, то есть в общих чертах описать ее цели;

- указать, какое количество часов предполагает реализация данной программы;

- выделить предусмотренные программой особенности работы с детьми, если, конечно, такие особенности существуют.

Посмотрим на фрагмент пояснительной записки к программе внеурочной деятельности «Загадки истории и современности»:

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа «Загадки истории и современности» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.  

Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.

Тематическое планирование. Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указываются:

- названия модулей, разделов и тем внеурочных занятий;

- соответствующее им общее количество часов, а также количество часов аудиторных и внеаудиторных (активных, подвижных) занятий.

Вот как может выглядеть такое тематическое планирование (рассмотрим его на примере «Программы корригирующей гимнастики»):

Названия

разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

2

Теоретические сведения (основы знаний)

6

6

2.1

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

2

2

2.2

Влияние питания на здоровье

2

2

2.3

Гигиенические и этические нормы

2

2

3

Общая физическая подготовка

21

21

3.1

Упражнения в ходьбе и беге

4

4

3.2

Упражнения для плечевого пояса и рук

4

4

3.3

Упражнения для ног

4

4

3.4

Упражнения для туловища

5

5

3.5

Комплексы общеразвивающих упражнений

4

4

4

Специальная физическая подготовка

54

2

52

4.1

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

14

2

12

4.2

Укрепление мышечного корсета

12

12

4.3

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

10

10

4.4

Упражнения на равновесие

6

6

4.5

 Упражнения на гибкость

7

7

4.6

Акробатические упражнения

5

5

5

Дыхательные упражнения

4

1

3

6

Упражнения на расслабление

3

1

2

7

Самоконтроль и психорегуляция

4

1

3

8

Самомассаж и взаимомассаж

3

1

2

9

Контрольные испытания и показательные выступления

6

6

9.1

Физкультурный праздник

3

3

9.2

Праздник здоровья

3

3

Всего

102

13

89

Примерное содержание занятий. Этот раздел, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов они направлены. Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет просто невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой воспитательный потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждой теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом использованы и т.п.

Приведем примеры описания некоторых таких тем из различных программ внеурочной деятельности.

Вот, например, описание одной из тем программы «Великие этические учения»:

Этика Махатмы Ганди (2 часа). Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьяграха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «что соотносится с моими собственными взглядами?», «что вызывает у меня отторжение?», «что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Ганди – ролевой диалог «сторонников» и «оппонентов»: вопросы «оппонентов» и ответы «сторонников»; сомнения «оппонентов» и прояснение позиций «сторонников»; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

Это описание одной из тем программы «Загадки истории и современности»:

Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 часов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: знакомство, отношение, обсуждение. Неофашизм в Европе и России: идеология, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские лозунги на улицах российских городов – определение позиций школьников к этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно ли что-то делать?

Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне и т.п.)  «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство молодежи?».

Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета». Рефлексия по итогам проведения акции.

А это описание взято из программы «Спортивные игры»:

Спортивно-оздоровительный социально-образовательный проект «Народные олимпийские игры» (10 часов). Исследование информированности жителей микрорайона о спортивных играх, в том числе народов России (социологический опрос, интервью). Сбор и презентация жителям микрорайона (через тематические стенды, газеты, радио/телевидение, сайты и т.п.) информации о спортивных играх народов России: «чижик», русская лапта, городки, борьба руками, петушиные бои, перетягивание каната, народные виды единоборств, «царь горы» и т.д. Разработка старшеклассниками на переговорной площадке с представителями муниципалитета, заинтересованных общественных структур правил и регламента проведения в микрорайоне «Народных олимпийских игр». Подготовка силами старшеклассников в сотрудничестве с представителями муниципалитета игровых площадок и необходимого инвентаря. Подготовка среди старшеклассников будущих инструкторов дворовых команд. Создание силами старшеклассников судейского корпуса. Помощь дворовым сообществам микрорайона в формировании и подготовке межвозрастных смешанных команд для участия в «Народных олимпийских играх». Проведение на спортивной базе микрорайона и школы «Народных олимпийских игр».

Предполагаемые результаты реализации программы. Результаты реализации программ внеурочной деятельности – это, в первую, очередь, воспитательные результаты. А описываться они могут точно так же, как и в программе духовно-нравственного развития и воспитания (см. выше). То есть здесь тоже надо перечислить:

- те социально-значимые знания, которые планируется передать детям;

- те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;

- и тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.

Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и иные результаты реализации программы: обучающие, профориентационные и т.п.

Вот как, например, описаны предполагаемые результаты реализации программы внеурочной трудовой деятельности учащихся «Маленький мастер»:

Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности,  профориентационных знаний по ряду профессий (столяр, плотник, резчик по дереву, чертежник, дизайнер, архитектор, менеджер и др.).

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к труду, базовой учебной дисциплине, родной культуре, национальным традициям, семье, повышение самооценки учащихся, формирование позитивного отношения к конкуренции.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре у младших членов проектной группы, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне.

А это предполагаемые результаты реализации уже упоминаемой программы «Загадки истории и современности»:

Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о различиях в истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях исторических событий; о геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; о тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; о двойственном значении государственных реформ для власти и общества, о проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о двойственном значении революций для развития государства и общества, о политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; об ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, о попытках «переписывания» истории второй мировой войны и об опасностях такого «переписывания»; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; о традиционных спорах о пути развития России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточной и западной цивилизациях, о многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических  проблемах человечества, об обществе потребления как главной опасности для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.    

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия):  школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.  

Для того чтобы получить целостное представление о программах внеурочной деятельности, мы рекомендуем вам обратиться к Приложению, в котором представлены образцы таких программ. Надеемся, что они помогут вам в полной мере овладеть необходимыми знаниями и навыками для разработки своих собственных программ внеурочной деятельности. Удачи!  



Предварительный просмотр:

Д.В. Григорьев, к.пед.н.,  

П.В. Степанов, к.пед.н.,

Центр теории воспитания

Института теории и истории педагогики РАО

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная  и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность[1].  

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.  При  организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями  результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности  (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая собственно результаты своей работы, не отличая их от эффектов, не умея внятно предъявить результаты и эффекты социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

 Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.  

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как  этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения  «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего   уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Таблица

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Уровни

воспитательных

результатов

Виды внеурочной

деятельности

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

1. Познавательная

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).

- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.

- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).

- детские исследовательские проекты социальной направленности.

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.

- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.

2. Игровая

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом.

- деловые игры, организуемые педагогом;  

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД

- социально моделирующие игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.

3. Трудовая (производственная) деятельность

- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.

- трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;

- сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.);

- детская производственная бригада под руководством взрослого.

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;

- детско-взрослое образовательное производство.

4. Досугово-развлекательная деятельность

- культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.;

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом.

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность

- беседы о ЗОЖ;

- оздоровительные процедуры;

- физкультурные и спортивные занятия;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом.

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

6. Туристско-краеведческая деятельность

- кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- краеведческие экскурсии;

- туристические поездки.

- походы выходного дня;

- туристские многодневные походы;

- спортивные туристские походы.

- туристско-краеведческие экспедиции;

- поисково-краеведческие экспедиции;

- природоохранные и природовосстановительные экспедиции.

7. Художественное творчество

- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

 - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

-  художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

- социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).

- социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД.

 - социальные проекты;

- волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).

9. Проблемно-ценностное общение

- индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;

- тренинги формирования социальных навыков.

- тренинги личностного роста;

- дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;

- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).

- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.


[1] Направления выделены явно нерядоположенно. К тому же, проведенные пилотные исследования показывают, что существует риск восприятия педагогами, методистами, управленцами перечня направлений как перечня видов деятельности, которыми должна заниматься школа. В результате может быть ограничено представление о многопредметности  внеурочной деятельности, за бортом внимания школы могут оказаться игровая, туристско-краеведческая деятельности, проблемно-ценностное и досуговое общение. Не допустить этого позволяет опора именно на виды внеурочной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...