Ток – шоу «Легко ли быть подростком?»
методическая разработка (9 класс) по теме

Патракова Вера Владимировна

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Я предлагаю Вашему вниманию авторскую разработку ток – шоу «Легко ли быть подростком?». Это зрелищно - дискуссионная форма проведения внеклассного мероприятия привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками, учителями, родителями по злободневным проблемам современной молодёжи; все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы; посмотреть видеосюжеты; узнать мнение взрослых и специалистов - экспертов; отстоять собственную точку зрения и прийти в итоге к здоровому компромиссу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

городского округа Орехово-Зуево

Ток – шоу «Легко ли быть подростком?»

Мероприятие разработано к проведению городского семинара  «Личностноориентированный подход к воспитанию учащихся

в условиях профильного обучения»

на базе МОУ лицей 17 ноября 2010 года

для заместителей директоров по воспитательной работе ОУ

городского округа Орехово-Зуево.

                                                                   Ток - шоу разработала

Патракова Вера Владимировна 

социальный педагог МОУ лицей

 первая квалификационная категория

Ноябрь, 2010 год

Ток – шоу «Легко ли быть подростком?»

Аннотация

             Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Я предлагаю Вашему вниманию авторскую разработку ток – шоу «Легко ли быть подростком?». Это зрелищно - дискуссионная форма проведения внеклассного мероприятия привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками, учителями, родителями по злободневным проблемам современной молодёжи; все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы; посмотреть видеосюжеты; узнать мнение взрослых и специалистов - экспертов; отстоять собственную точку зрения и прийти в итоге к здоровому компромиссу.

Цель:  в ходе дискуссии научить подростков поиску истины и решать проблемы

            через компромисс.                                                                                                                                

Задачи:

  1.  Развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  2.  Воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и умений, уметь слушать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения).
  3. Формирование коммуникативной, социально-личностной и  исследовательской компетентностей.
  4. Стимулировать процесс нравственной оценки и самооценки учащихся, включая их в ситуацию выбора.
  5. Научить соотносить собственные нравственные ценности с общечеловеческими ценностями.
  6.  Воспитание у подростков чувства ответственности за выбор своей жизненной позиции и перспективы.

Форма проведения: ток – шоу.  Это дискуссионная форма привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками, учителем, родителями; все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

Участники ток – шоу: учащиеся 7 – 9 классов, родители, учителя, гости.

Эксперты: представители ОДН, НЦПДиП, священослужитель РПЦ, психолог.

Оборудование:     ИКТ – компьютер, экран, проектор.

Оформление:

  • плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о подростках:

 «Молодому все просто»,

 «Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое»,

 «Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза»,

 «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А.С.Пушкин,

 «Молодым везде у нас дорога…» В.Лебедев-Кумач.

«Пятнадцать лет мне скоро минет, Дождусь ли радостного дня» А.С.Пушкин.

  • Стенная газета «Проект «Легко ли быть молодым?
  • Материалы к проведению ток-шоу:
  • Блиц – опрос -  карточки для голосования.
  • Эссе учащихся 7 -9 классов «Легко ли быть подростком?»,                                                           «Легко ли быть молодым?»
  • Каротчки, на которых перечисленны проблемы современных подростков.
  • Результаты социологического опроса учащихся 7 – 9 классов.
  • Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема, свободного стиля и композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Ток - шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация), жанр телепередачи - дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные в студию зрители.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

  1. Организационный момент мероприятия:

Все участникам ток-шоу предлагается занять позицию по данной теме мероприятия, объединиться в группы.  (Заходят в аудиторию, пройдя блиц – опрос и занимают места согласно выбранной позиции).

Музыкальное офрмление: песня из кинофильма «Приключения электроника»                                                                                       «Мы маленькие дети, нам хочется гулять»

Ученики 9 «В» читают стихотворение «Можно и нельзя» (Эдуард Асадов)

 (Стихотворение читают поочередно мальчик и девочка)

Когда ты прожил три весны всего,
Мир ярок, словно птичье оперенье!
Но чем ты больше ищешь с ним общенья,
Тем меньше допускают до него.
И в шустрых пять, и в бойких восемь лет
Живешь, все те же тяготы неся:
«Да» слышишь редко, чаще слышишь «Нет!»
Запрет на это и на то запрет.
Ну просто, в общем, ничего нельзя!
Нельзя в футбол под окнами гонять,
И в дом со свалки принести щенка,
Нельзя сарай как крепость штурмовать
И кинуть с крыши бомбу из песка.
Ни засидеться с книгой допоздна,
Ни эскимо наесться до отвала,
Ни выпрыгнуть к ребятам из окна,
Ни в чьих-то кур пальнуть из самопала.
И думал я, лишаясь пистолетов,
«Ну, ничего, вот вырасту большой….
Что взрослым-то? Им взрослым, хорошо,
Живи себе и – никаких запретов!
Ребятам вечно пальцами грозя,
Ворчат, ворчат… Ах, даже слушать тошно!
А вот себе не говорят – нельзя,
А вот себе-то все, что хочешь, можно!».
О, детство, детство – розовый восход,
Где все вокруг бескомпромиссно просто!
Когда б я знал про все запреты взрослым….
Я б задержался в детстве хоть на год!
Как выяснилось, взрослым тоже нет
Покоя от инструкций и рецептов:
Почти на все приятное запрет,
На все, что скучно – никаких запретов!

  1. Ток - шоу начинается с постановки проблемного вопроса:

«Легко ли бытьподростком?»

«Подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей,

самый критический для самих подростков»

                                                                       Б.Ц.Бадмаев, детский психолог.

 

          Подростки - народ непонятный и взрослым, и детям. В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни. В детстве поведение ребенка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Ему приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.

      Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых.

В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других - как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы - еще не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет.

С какого возраста можно называть детей подростками?

Что характеризует подростка?

Чем он отличается от взрослых?

Легко ли быть подростком?

Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить эти и другие вопросы.

     В процессе работы над проектом «Легко ли быть подростком?»                                                  учащимся 7 – 9  классов было предложено творческое задание – написать эссе по теме проекта.  

    Сейчас я познакомлю вас с размышлениями наших подростков.

Зачитываю выдержки из эссе учащихся. Размышление Гришина Никиты 9 «В».

В самом ли деле подростком быть плохо, как считает автор эссе?

Давайте поспорим с ним!

  1. Защита выбранной позиции по заявленной теме ток –шоу

      Итак, сегодня в аудитории две группы участников, имеющие противоположные взгляды по заявленной теме ток – шоу. Каждой группе необходимо как можно больше привести аргументов и защитить свою позицию.

(3 минуты на обсуждение, от группы выступает представитель)  

*Диспут (прения сторон).

  1. Выявление проблем современных подростков

 

      Я предлагаю каждой группе определить пять основных проблем современных Российских подростков.

Перед вами находятся карточки, пожалуйста, отметьте в них самые острые проблемы подростков с вашей точки зрения.

(3 минуты на обсуждение, от группы выступает представитель)  

*Диспут (прения сторон).

  1. Результаты социологического опроса «Легко ли быть подростком?», проведённого среди учащихся 7-9 классов МОУ лицей

     Сейчас я хочу познакомить вас с результатами социологического опроса, проведённого среди учащихся 7-9 классов. Давайте сравним ваши точки зрения по наиболее острым проблемам подростков.

 *Демонстрация видеопрезентации                                                                                                 «Результаты социологического опроса «Легко ли быть подростком?», проведённого среди учащихся 7-9 классов МОУ лицей».

  1. В результате исследования выявлено пять основных причин, которые мешают подросткам в успешной адаптации                                    к социальным условиям жизни:

  1. Подростковый возраст (период) и все изменения, связанные с этим периодом:

 физиологические; психо-эмоциональные; формирование мировоззрения и двойственность  поведения.

Увеличиваются рост и вес; пропорции тела; перепады сосудистого и мышечного тонуса; процесс полового созревания; формирование нового физического «Я».

Подростковый эгоцентризм, лабильность нервной системы. Формирование самосознания, самооценки, убеждения, чувство взрослости граничит с инфантилизмом.

* «У меня проблемная кожа, прыщи, противно смотреться в зеркало».

* «Я мега – человек».

* «Жизнь скучная. Я одинок в этом мире».

                                                            (Из ответов опроса учащихся 7-9 классов).

  1. Проблема взаимоотношений подростков с родителями, учителями, сверстниками.

Финансовая и психологическая нестабильность в семьях, ассоциальные проявления, отсутствие элементарного внимания и контроля. Равнодушие, жестокость; страх быть одиноким. Социальное сиротство, беспризорность, бродяжничество.

  • «Взрослые – эгоисты, сами были такими же…».
  • «У меня плохое самочувствие, усталость, жутко болит голова и нужно сделать массу уроков, а вместо того, чтобы спросить про мои дела и самочувствие с порога мама кричит с претензиями, что я не убралась. А мне так хочется, чтобы мама меня просто обнила и пожалела…».
  • «Почему учителя всегда думают, что мы врём?».
  • «Позиция взрослых к подросткам такова: «Вы ещё молоды, чтобы уставать –

на вас пахать можно!». Мы что животные, крупный рогатый скот или киберги?».

                                                                   (Из ответов опроса учащихся 7-9 классов).

                                                 

  1. Снижение учебной мотивации, преобладание познавательного интереса к социальным явлениям общества.

  1. Здоровье (желание как можно раньше все попробовать и испытать!)

  • «Вокруг много соблазнов, которые отправят в могилу или в тюрьму…».

  1. Свобода – Выбор – Ответственность. Правонарушения, преступления, проявления молодёжного экстремизма.

Отсутствие необходимых правовых знаний; проблема организации свободного времени, молодёжные субкультуры, влияние СМИ, интернета и общества.

* «Одни запреты со всех сторон, и всё твердят родители и учителя, что мы несовершеннолетние, а требуют с нас по полной программе, как с взрослого человека!».

                                                                    (Из ответов опроса учащихся 7-9 классов).

5.  Слово экспертам

У нас в гостях специалисты - эксперты:

  • Врачи (нарколог, венеролог, гинеколог).
  • ОДН.
  • Священнослужитель РПЦ.
  • Родители.
  • Клссные руководители, учителя-предметники.

6.  Просмотр видеосюжетов, комментарии, выступление специалистов – экспертов.

Видеоролики

№ п/п

Проблема

Название видеоролика

Время воспроизведения

1

Вступление

Песня подростков             из к/ф «Приключения электронника»

Мы маленькие дети, нам хочется гулять

01:59

2

Самоутверждение, путь взросления

Социальная реклама для молодёжи об алкоголе

00:19

3

Модель повдения взрослых

Дети видят - дети повторяют.

01:31

4

Взаимоотношения, модель повдения взрослых

Сюжет о любви из к/ф «Вам и не снилось» (финальная сцена фильма)

04:35

5

Жестокое обращение с детьми

Не бейте детей!

(проблемы взаимоотношений родителей и детей)

03:38

6

Выбор ЗОЖ

Важно! Выбор ЗОЖ!

(Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков)

00:35

7

Вредные привычки

Влияние алкоголя на Мозг

00:42

8

Вредные привычки

Наглядно. Вред курения. Табак. Сигареты

01:58

9

Семья

molitva detei - молитва детей

02:15

10

Завершение

Песня.

Фон, заставка для начала и окончания

Я тебе конечно верю

02:59

  1. Итог проведённого ток – шоу, оценка деятельности участников 

-Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос «Легко ли быть подростком?»?

Как вы теперь считаете?

Легко ли быть подростком?

ВЫВОДЫ ТОК _ШОУ «ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?»

  Чтобы помочь нашим взрослеющим детям избежать страшных ошибок, нам необходимо построить свои отношения с ними на основе любви и контроля с раннего детства. С другой стороны, если эта основа не была заложена, необходимо сделать все возможное в подростковом возрасте.

Совет подросткам:

Если вы хотите наладить отношения с родителями, то вы не должны говорить им, что они должны, а просто научитесь слушать взрослых, понимать их и примать правильное решение.

Совет родителям и всем взрослым людям:

Попытайтесь рассказать подросткам, какой жизни вы им желаете, попытайтесь не сводить все к запретам и оскорблениям, попытайтесь найти любой способ быть обоюдно услышанными и понятыми, старайтесь

все проблемы решать через компромисс!

Уважаемые участники!                                                                            

Я благодарю вас за активную работу и проявленный интерес                                  

к теме нашего ток - шоу.                                                                                                

Я думаю, каждый сегодня узнал что-то новое для себя,                                                    

и мы всего лишь попытались выделить все «за» и «против».                            

Конечно, окончательный выбор останется за вами.                                          

Удачи вам и до свидания!

Список литературы (источников)

1.  Большой толковый психологический словарь, М. 1987.

2.  Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

3.  Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2004.

4.  Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

5.  Палагина Н.Н.Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

6.  Обухова Л. Ф. возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

7.  Цукерман Н.В., Психология саморазвития. Задачи для подростков и их педагогов.- М., 2000.

8.  http://www.childpsy.ru/index.php/item/732

9. http://www.easadov.ru/M_20.html

10. http://www.b-e-s.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

презентация " Легко ли быть молодым "

We discuss What is Hot with young generation?How do teens express their individuality?Why do teens choose a subculture?How much are teens in Russian liketeens in other countries?...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Урок в 9 классе "Легко ли быть подростком?""

Данный урок предназначен для проведения в 9 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык" О.В.Афанасьевой,И.В. Михеевой.Тип урока:Урок обобщения и применен...

план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"

Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?"...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...