Классный час"Поговорим о воспитанности"
классный час по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyiychaspovospitannosti.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_2.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Поговорим о воспитанности»

 

  Как только называют наш век -  кибернетический, космический, компьютерный... А по-моему, у него есть особенность, позволяющая назвать его веком общения. Вы, наверное, не раз были свидетелями того, как «рейтинг» того или иного ребенка среди ровесников рос вместе со стоимостью его сотового телефона. А когда в классе появлялся новый ученик, дети начинали перешептываться: «Смотри, какая классная сумка, она, наверное, много воображает» или: «Он такой толстый, его надо сразу на место поставить, чтоб не задирался»...

  Ученики по-своему оценивают каждого члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь ребят от поспешных выводов, научив их по-доброму смотреть на человека. Воспитанность дает возможность молодым людям получить признание в коллективе, выстроить собственную тактику общения. Основы этой науки можно заложить уже в школе.

  Данная разработка классного часа , надеюсь, поможет сформировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представленный материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Подготовка мероприятия может занять одну - две недели.

Предварительная работа

  1. Анкетирование учеников, класса.

 Вопросы:

—  По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?

—  Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?

  1. Анкетирование учителей, работающих в классе.

Вопрос: «Кого из учащихся класса можно считать воспитанным?»

Домашнее задание

1.  Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».

2.  Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются в наше время.

Цель классного часа: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие общей культуры учащихся.

Оборудование:

—  карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;

—  карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «—», « = »;

—  три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее пластилиновый шоколад.

  В течение классного часа учащиеся работают параллельно в трех группах по 6— 8 человек в каждой.

 

Ход мероприятия

 

  «Все добродетели имеют своим источником этикет»

Конфуций.

 

Ученик (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками,  чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...

Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, о которых у нас сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Учитель.

 Ответьте  на  вопрос: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?»

—  по внешнему виду;

—  по манере разговаривать и слушать других;

—  по готовности прийти на помощь;

— по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.

  Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.

Рассказ 1.

Ученик (читает отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»).

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

Рассказ 2.

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

  Далее идет обсуждение данной темы в группах.

  В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

  Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

Ситуация 1.

  На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

  Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2.

  Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

—  Садитесь, пожалуйста!

—  Ну что ты... Спасибо... Не надо.

—  Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

  Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...

 

Ситуация 3.

  В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое, других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

— Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.

  Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

  Чувствуете разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С.Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист — тот, кто верит в хорошее. Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.

  Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и развернуть.

Красивая этикетка и настоящий шоколад внутри

Еще более красивая этикетка и пластилиновый шоколад внутри

Некрасивая этикетка и настоящий шоколад внутри

 

Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Первая группа учеников выбрала самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают».

Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае.

Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри.

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом.

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово.

Учитель. Кто из героев подходит под данное вами определение?

Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!

Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета», «+», «-», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

 

знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность

знание этикета - соблюдение его правил = этикетка

 

Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника;

Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее;

Если ты не можешь быть щукой, будь просто

окунем —

Но будь самым красивым окунем, в озере!

Мы не можем все быть капитанами, кто-то должен

быть и матросом;

Для всех нас найдется здесь работа.

Работа может быть большой и малой,

Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;

Выигрываем мы или проигрываем — неважно.

Проявляй лучшее, что в тебе есть.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему:  «Дружба – чудесное слово».

Форма проведения – деловая игра.

Цель: 

1.Дать понятие  дружбы.

2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.

3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 

4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

В результате занятия участники смогут:

- сформулировать понятие «дружба»,

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

- приобретут навыки работы в сотрудничестве,

- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, в виде презентации ,компьютер, экран, музыкальный центр, клипы на песню“Дружба крепкая”,   “О дружбе”.

На столах у детей:Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица)

Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).        

Ход классного часа.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.

 Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.

  Слайд 2-3                      (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

     Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

   Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

     Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

 Слайд-4

-Итак, тема нашего классного часа  «Дружба – чудесное слово»

- Какое прекрасное слово – “дружба”! 

Слайд -5

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты  и писатели,  учёные и философы,  крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

    Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

Слайд -6

При подготовке к  классному часу вы:

  • Разучивали стихи и песни о дружбе.
  • Писали мини – сочинения на тему «Что такое дружба?», «Мой лучший друг».
  • Искали пословицы и поговорки о дружбе.
  • Провели фото-конкурс «Мой друг».
  • Объединились в дружные семейки, выполняя различные поручения, помогали друг

   другу.  

  Этап осмысления. фронтальная работа

Учитель: -Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Слайд-7

Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям?(высказывания детей).

В Толковом словаре приводится  такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд -8.

В словаре В.Даля Дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».  

Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба.

Слайд -9

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

1.Что такое дружба, каждый знает?

 Может быть, и спрашивать смешно.

 Ну а всё же, что обозначает

 Это слово? Значит что оно?

2. Дружба – это если друг твой болен

 И не может в школу приходить, -

 Навещать его по доброй воле,

 Школьные уроки приносить,

 Терпеливо объяснять заданья,

 На себя взять часть его забот,

 Отдавать ему своё вниманье

 Дни, недели, месяц или год…

 3.Если друг твой что-то, к сожаленью,

 Плохо сделал или же сказал,

 Надо честно, прямо, без сомненья

 Правду высказать ему в глаза.

 Может быть, обидится он вдруг,

 Всё равно сказать ты правду должен,

 Ведь на то и нужен лучший друг.

 4.Дружба в радости и дружба в горе.

 Друг последнее всегда отдаст.

 Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

 Тот, кто не обманет, не продаст.

 5.Дружба никогда границ не знает,

 Нет преград для дружбы никаких.

 Дружба на Земле объединяет

 Всех детей – и белых, и цветных.

6. Дружба-это теплый ветер,

Дружба- это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

7. Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь веной полна.

8. Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба это ценный дар.

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.

  Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

    Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

Слайд -10

- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).

Слайд – 11-12

- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. (“Толерантность”).

- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Терпение

Понимание

Уважение

Снисходительность

Принятие чужого мнения

Учитель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.

 -Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (на каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

Учитель: Итак , какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

На доске:

  1. добрый, вежливый, честный, щедрый,
  2. сильный, внимательный, заботливый,
  3. преданный, умеющий хранить секреты,
  4. отзывчивый, трусливый, жадный,
  5. хорошо учится, любезный, терпеливый,
  6. льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
  7. ленивый, строгий, общительный,
  8. бескорыстный, трудолюбивый

Дети пишут.

(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и  называют качества необходимые для дружбы.)

Слайд -13

-А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.

-А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.

Я приглашаю Лобачеву Ольгу, Коваленко  Арину и Марабаева  Мансура, которые прочитают стихи о настоящем друге.

Слайд -14-17

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

 Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет, есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… Если друга надо звать-

То вряд ли это друг..

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама)

Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде. Об этом нам прочитают стих Викторкин Денис и Яцукова Лиза.

Слайд -18

  Предлагаю всем спеть песню «Настоящий друг».

Слайд 19-20

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать пословицу.)

-Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

    Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» .

-Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.

Обсуждение рассказа.(у каждой группы на столе рассказ)

 Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга.  Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

Учитель: У меня нет друзей, потому что они дразнятся .Я обижаюсь, плачу, злюсь, когда меня  дразнят, слышу я от ребят нашего класса.

- Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?

  Задание: Напишите на лепестках ромашки слова- качества или слова-действия, которые мешают дружно жить в коллективе.

 Слова: жадность, ябедничество, глупость, воровство, капризность, задиристость, ложь, … Все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.

 Учитель: Итак, вы написали отрицательные черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Иногда человека дразнят из-за недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда?

Слайд -21

Стихотворение «Давай мириться», читают Иванов Данил, Васильев Иван.

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать.

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их послушаем. (несколько ребят читают сочинения)

- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

- Каких карточек больше?

- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)

Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.

Слайд -22

Составление «Правил дружбы».

- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Правила Друзей.  (Памятка)

  • Помогай другу: если умеешь что – то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь..

  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

  • Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем – то  по отношению к тебе не  прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть  сними мирно,  не спорь  по пустякам; не зазнавайся, если  у тебя что – то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

  •  Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Ребята читают стихи  о дружбе.

Слайд-23                        Поют песню «Дружба» (клип)

Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

Подарите  сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.

Слайд 24

Подведение итогов (рефлексия)

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг "Флора и фауна Амурской области"

Цель. Расширить представление у учащихся о разнообразии растительного и животного мира Амурской области.

Задачи:

повышать познавательный интерес к предметам естественно – научного цикла;

воспитывать наблюдательность, эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к природе родного края;

формировать у учащихся понимания единства человека и природы.

Оборудование: сигнальные карточки, карта Амурской области, мультимедийный проектор, фотографии заповедников Норского, Зейского, Хинганского, растений и животных Приамурья.

ХОД ИГРЫ

Ведущий:

Мохнатый ельник,

 Свежий след лося,

 Глухарь токует, за ветвями кроясь…

 Вам нет границы, русские леса!

 Шумит зеленый пояс…

П. Комаров

- Богат и красив наш край. Богат лесами, тайгой дремучей, зверьем в чащобах лесных, птицей в небе, рыбой в реках…

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по лесной тропинке Приамурья.

Игроки разбиваются на три команды. Условия игры: Задается вопрос – описание, только после слова: “ОТВЕТ” - команды поднимают сигнальную карточку, ответ дает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку после слова “ОТВЕТ”. Если ответ неверный, то право ответа предоставляется следующей команде.

В Амурской  области 3 заповедника, 22 заказника и 133 памятника природы. Многие из памятников природы уникальны (25 - геологических, 31 – водный, 55 – ботанических, 8 – зоологических и 14 комплексных).

По описанию вам необходимо назвать некоторые из них.

Вопрос №1: Этот заповедник первый и единственный маревый заповедник России. Это сильно увлажненное пространство, покрытое осоково–багульниковыми кочками, либо сфагновым мхом, поросшее мелкой кустарниковой березой (ерником) и редко – слойными лиственницами. Растительность заповедника представляет собой оригинальное смешение северной и южной флор. Здесь стыкуются широколиственные и хвойные леса, присутствуют болотный, лесной, кустарниковый и луговой типы растительности.

Самые яркие представители фаун: косуля, лось, большое количество водных и околоводных птиц – большая неясыть, гусь-сухонос, орлан - белохвост, черный журавль, встречается японский журавль и самая редчайшая птица Земли – черный аист.

ОТВЕТ: НОРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Создан: 2 февраля 1998 года. Административный район: Селемджинский.

Вопрос №2: Внешний облик ландшафта этого заповедника определяют лиственничная тайга по горным склонам и поднимающиеся над лесным поясом гольцы. С вершины хребта хорошо видны узкие каньонообразные долины быстрых и прозрачных рек, живописные скалы и обширная водная гладь.

Животный мир заповедника чисто таежный: рябчик, глухарь, белая и тундровая куропатки, дикуша, кабарга, изюбрь, косуля, лось, бурый медведь, волк, соболь.

ОТВЕТ: ЗЕЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Создан: 10 октября 1963 года. Административный район: Зейский.

Вопрос №3: Крупное дерево семейства рутовых. Ствол покрыт мягкой, бархатной на ощупь корой. Цветы желтоватые, плоды “костянки”- шаровидные, блестящие, морщинистые с пятью – шестью косточками. Древесина легкая, прочная, не поддающаяся гниению, хорошо полируется, имеет красноватый рисунок. Из нее делают мебель, из коры – пробки, краску для окрашивания тканей в ярко – желтый цвет, а отвар применяется в медицине. Узнали?

ОТВЕТ: БАРХАТ АМУРСКИЙ

Вопрос №4: Этот цветок всегда, для всех народов был священным. Его изображения и семена находили в гробницах египетских фараонов, он цвел в садах китайских императоров и вельмож. Древние индусы считали Землю этого цветка, буддисты верили, что этот цветок зацвел там, где ступал Будда.

Этот цветок – реликт, дошедший к нам со времен динозавров. На Дальнем Востоке, в том числе и в Амурской области произрастает на самом северном пределе своего распространения.

Многолетнее водное растение с плавающими листьями до 50 см. в диаметре – цветками с розовыми лепестками и ярко- желтыми чашечками.

ОТВЕТ: ЛОТОС КОМАРОВА

Вопрос №5: Размеры этого дерева достигают 150 метров. Объем некоторых стволов достигает 15 кубических метров. Из пары таких великанов можно построить домик. Прекрасна его древесина – прочная и сравнительно мягкая, долговечная и довольно легкая, красивого розового цвета. И на что только не используется она! От обшивки палуб на судах до отличных бочек, от фанеры и жилых домов до добротной мебели – на все пригоден этот чудесный и податливый в обработке материал.

Из смолы (живицы) делают камфору, бальзам. А из орехов – витаминное масло. Из древесины – карандаши. Из коры – теплоизоляционные плиты и прессованные строительные бруски, коричневую краску. Это дерево – эмблема гордости.

ОТВЕТ: КЕДР КОРЕЙСКИЙ

Вопрос №6: Когда идешь по тайге, лучше не хвататься за многочисленные кустарники, растущие на пути. Иначе рискуешь получить в ладонь полную обойму иголок – шипов – “подарок” от этого растения. Наверное, за такие шутки в народе его и прозвали – “чертовым кустом”. Листья по форме напоминают растопыренную руку человека с пятью пальцами. Цветки белые, плоды черные с пятью косточками с резким специфическим запахом. Это ценнейшее лекарственное растение.

ОТВЕТ: ЭЛЕУТЕРОКОКК КОЛЮЧИЙ

Вопрос №7: Зверь, численность которого резко сократилась, живет на Дальнем Востоке, численность его 500 – 600 особей. Общая окраска серо – бурая, с рыжеватыми пятнами, на спине три продольные черные полосы, а на лбу – две белые, брюхо – грязновато – белое. Живет в смешанных и широколиственных лесах, по склонам сопок и долинах рек, любит пустые заросли с каменистыми россыпями, одарен острейшим зрением и тончайшим слухом, а обоняние слабо развито.

ОТВЕТ: АМУРСКИЙ ЛЕСНОЙ КОТ

Вопрос №8: Млекопитающее с ярко – рыжей окраской, пушистый буроватый хвост, а ноги словно одеты в палево-белесые “носочки”, морда укорочена, уши округлые. Хороший бегун и отличный пловец, очень чуткий, осторожный хищник.

Этот хищник из семейства собак, похож одновременно на волка, шакала, лису. На Дальнем Востоке зверь всегда был редкий. Занесен в Красную книгу России Дальнего Востока, Международную Красную книгу.

ОТВЕТ: КРАСНЫЙ ВОЛК

Вопрос №9: Этому зверю не страшны ни буреломы, ни непроходимые топи, он без труда пробирается там, где никакой другой крупный зверь не пройдет, но бегает редко. Великолепный пловец, хорошо ныряет. Имеет отличный аппетит. За зиму способен съесть до 3 тонн различной пищи. (Любит грибы).

Высота в холке достигает до 235 см., вес до 500 кг. Голова горбоносая. Верхняя губа большая нависает над нижней.

ОТВЕТ: ЛОСЬ

Вопрос №10: Редкий вид хищной птицы. Верх темный, низ белый с темной поперечной полосой на груди. В Амурской области гнездится в лесной зоне по берегам рек, озер с прозрачной водой. Гнезда устраивает на высоких деревьях с обломанной или высохшей верхушкой, это обязательное условие для гнездования.

Численность этой птицы резко сократилась из-за загрязнения и отравления водоемов ядохимикатами. Занесена в Красную книгу Российской Федерации.

ОТВЕТ: СКОПА

Вопрос №11: Движения этой редкой птицы величественны и исполнены внутреннего достоинства. Даже очень испугавшись человека, они не улетают сломя голову, а, измерив нарушителя высокомерным взглядом, нередко издают мелодично - трубное “круу…” и лишь затем, плавно пробежав несколько метров, взмывают и плывут в воздухе, резко взмахивая крыльями, будто бы сознавая, как прекрасны они на фоне голубого неба.

ОТВЕТ: ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛЬ

Вопрос №12: Этот зверек – национальная гордость России, жемчужина сибирской и дальневосточной тайги. Отважный и ловкий хищник, покрытый темным мехом, основная пища – мелкие грызуны и птицы, но охотно ест и кедровые орешки, ягоды. У самки рождаются 2 – 3 детеныша, покрытых беловатой шерстью, которая через некоторое время сменится красивой ценной шубкой.

ОТВЕТ: СОБОЛЬ

Подведение итогов

Чем больше чувствуешь связь с Родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.

А.А.Бло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Поговорим о воспитанности"

В презентации представлены непростые  жизненные ситуации, которые могут быть решены разными способами. Но как должен поступить воспитанный человек?...

Классный час в 7 классе «Поговорим о воспитанности»

Цели: способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся; формировать умения отличать проявление воспитанности от невоспитанности; познакомить с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром».Оборудован...

Поговорим о воспитании

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характе...

Поговорим о воспитанности

Цели:Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.Создать мотивацию правильного поведения....

Презентация к классному часу "Поговорим о воспитанности"

Презентация к классному часу "Поговорим о воспитанности"...