Классный час "Жить как люди"
классный час (8 класс) по теме
Классный час для учащихся 7-8 классов по толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.odt | 93.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Жить как люди».
(для учащихся 7-8 классов )
Цель:
- Формирование представление о толерантной личности.
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
- Способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Задачи:
-развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
-содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих
принять себя и уважительно относиться к себе;
-формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности , толерантного и интолерантного класса;
Оборудование: проектор, компьютер, листы бумаги
- План классного часа:
1. Знакомство и командообразование.
2.Притча «Ладная семья».
3.Знакомство с понятием « толерантность».
4.Эксперимент «Хорошо ли мы знаем друг друга».
5.Определение уровня толерантности.
6.Упражнение на закрепление понятия толерантности.
7.Анкетирование.
8.Определение толерантности классного коллектива.
9.Резюме.
10. Рефлексия: творческая работа «Пожелание другу»
Эпиграф:
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Бернард Шоу
(слайд2)
- Знакомство и командообразование.
-Начинаем наше занятие с упражнения на знакомство.
Все участники становятся в круг. Учитель называет свое имя и имя любого участника и кидает ему мячик. Задача участника - поймать мяч, сказать «спасибо, Катя (имя ведущего)», затем назвать свое имя и имя того, кому кидает мяч. Следующий участник, поймав мяч, также говорит: «Спасибо, ...(имя того от кого поймал мяч)», дальше говорит свое имя и потом кидает мяч и называет имя следующего участника. Важно запомнить цепочку передвижения мячика – кто от кого ловил мяч и кому кидал. После того, как мяч побывал у всех участников, он возвращается к ведущему, объясняется дальнейший ход упражнения
Вопрос к классу: «Какое количество мячиков группа готова перекидывать одновременно? При этом проговаривая цепочку имён, начиная с первого и до следующего, и так каждый раз». Попробуйте начать с 2-х мячиков.
/ученики разделены на две группы/
- Введение в тему.
-Учитель читает притчу «Ладная семья»
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже». (слайд3)
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- - Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
- Знакомство с новым понятием.
- Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности. (слайд4)
4.Эксперимент. Хорошо ли мы знаем друг друга.
/работа в группах/
Я предлагаю сейчас рассмотреть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни (Работа в группах).
1. Ситуация. Вы принесли в класс новый планшет, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из одноклассников у вас его выхватил и не отдает. Как бы вы разрешили конфликт? (слайд №5)
2 ситуация. Оля на уроке технологии испекла очень красивую запеканку в форме поросенка и все им любовались. Только одна Катя сказала, что она может сделать лучше, а когда Оля не поверила, Катя испортила запеканку. (слайд №6)
3 ситуация. Учащиеся гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы вы поступили? (слайд №7)
- Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
-А теперь выясним, насколько вы толерантные? Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом? Оцените свой уровень толерантности. (слайд №8)
Низкий уровень толерантности | Средний уровень толерантности | Высокий уровень толерантности |
"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает". | "не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает" | "мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться". |
Упражнение на закрепление понятия «Толерантность»: (слайд9)
а) соотнесение высказывания с заповедью:
> «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
/возлюби ближнего своего/
> «Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
/не убий/
> «Не делай другому того, от чего больно тебе».
/золотое правило/
> «Ничто притворное не может быть продолжительным».
/не лги/
> «Любовь к родителям-основа всех добродетелей».
/почитай отца своего и матерь свою/
> «Воровство порождает лень и жадность»
/не кради/
- Итак, быть толерантным, значит: (слайд10)
- УВАЖАТЬ ДРУГОГО.
- ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.
- НЕ ЗЛИТЬСЯ.
- БЫТЬ ДОБРЫМ, ТЕРПИМЫМ
- СОСТРАДАТЬ.
б)определение качеств толерантной личности (слайд11)
- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждой группы на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что , по вашему мнению, не относятся, зачеркните. Качества:
Толерантная личность. Я: (слайд12)
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
в) Анкетирование «Насколько вы терпимы?»
- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под держали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима ние отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор лом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
-Каждый из нас не повторим и значим в нашем классе, в нашей школе, в нашей стране. Давайте определим какой наш класс?
Определение толерантного и интолерантного класс
Давайте сделаем выводы из анкетирования: Какой наш класс?
Толерантный класс- это:
Умение слушать и слышать
Стремление разобраться, расспрашивание
Совет, предложение
Похвала, согласие
Подбадривание. Благожелательность
Утешение , уважение, поддержка (слайд13)
Интолерантный класс-это:
Перебивание, неумение слушать
Игнорирование, отстранение
Обзывание, обвинение, упреки
Осуждение, критика
Угрозы, предостережение, предупреждение, указание
Правила толерантного общения
Если ты вступил в спор помни:
Истина не принадлежит тебе, как не принадлежит ни кому
Не говори»Ты не прав», а только- « Я с тобой не согласен»
У тебя есть право на собственное мнение, но нет права на факты
Опирайся на факты, Не забывай о чем, собственно, ты споришь.
Не перескакивай с темы на тему. Формулируй свою точку зрения вначале, а затем подтверди ее фактами и примерами.
Будь краток, не злоупотребляй временем другого.
Говори сейчас, здесь, а не потом, за спиной того, с кем споришь.
Каждый имеет право на молчание
Резюме.
Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками…Скоро вы заметите, что люди гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо ( К. Паустовский )
Рефлексия в конце занятия:
- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось?
- На листах бумаги обведите свою ладонь, вырежьте и напишите пожелание своему однокласснику. Приклейте ваши ладошки на ватман.
- Пусть ваши пожелания исполнятся (слайд14)
На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантности.
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Библиография
1. «Толерантность в общеобразовательной школе» Л.Г. Федоренко
2. Используемые ресурсы:
http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?id=649
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Великие люди Красноярья"
Классный час знакомит обучающихся с именами людей, ставших очень дорогими городу Красноярску....
Презентация к классному часу "Знаменитые люди нашего города."
Цель: обогатить знания учащихся о знаменитых людяхТамбоваЗадачи:- создавать условия для стремления глубже изучать историю родного города;- развивать чувство гордости за свою малую родину;- ...
Классный час "Подари людям веру,надежду,любовь.
Классный час о волонтерской работе школы.Мастер-класс по изготовлению поделки!...
Классный час «Есть люди вечные гореньем…» (к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)
Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова; 2) воспитывать интерес учащихся к великим ...
Классный час "Необычные люди"
Классный час проведён в рамках Международного дня инвалидов...
Классный час (сценарий) "Люди мира, берегите мир!"
Данный материал можно использовать как сценарий к торжественным датам, так и в любое время в качестве патриотического воспитания....
Классный час "Пожилые люди"
Семья – это самое дорогое, что есть у человека, потому что это его самые близкие люди. Именно за свою семью, за свой родной дом сражались наши прадеды в Великую Отечественную, именно о своей сем...