Классный час "Пожилые люди"
классный час (5 класс)

Колесниченко Светлана Владимировна

Семья – это самое дорогое, что есть у человека, потому что это его самые близкие люди. Именно за свою семью, за свой родной дом сражались наши прадеды в Великую Отечественную, именно о своей семье думает каждый человек в первую очередь, именно к своим близким людям мы обращаемся за помощью и поддержкой. А что такое семья для вас? Кого бы вы отнесли к членам своей семьи? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pozhilye_lyudi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Пожилые люди»

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: дети делают фотогазету или компьютерную презентацию о своих бабушках и дедушках.

Оборудование: тетради для классного часа, мяч, карандаши, фломастеры, краски, бумага, конверт.

Форма проведения: эвристическая беседа.

Ход классного часа

1. Слово учителя: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, потому что это его самые близкие люди. Именно за свою семью, за свой родной дом сражались наши прадеды в Великую Отечественную, именно о своей семье думает каждый человек в первую очередь, именно к своим близким людям мы обращаемся за помощью и поддержкой. А что такое семья для вас? Кого бы вы отнесли к членам своей семьи? (Ответы учащихся).

Слово учителя: Сегодня мы с вами не будем говорить о мамах и папах, братьях и сестрах, а поговорим о наших любимых бабушках и дедушках, о людях, которые любят нас беззаветно и к которым мы должны относиться очень трепетно, потому что люди преклонного возраста очень ранимы, как дети.

2. Учитель делит доску на две части: «Дети» и «Пожилые люди»

Слово учителя: Ребята, давайте запишем те качества, которые характерны для лиц этих возрастных категорий.

(Дети перечисляют основные черты, присущие этим двум группам людей. Все качества записываются на доске.)

Сейчас мы с вами разделимся на две группы: «Дети» и «Пожилые люди». Каждая группа составит психологические портреты для своей группы по вопросам:

  • Чем занимаются?
  • Что им больше всего нравится и не нравится?
  • Где они любят жить и отдыхать?
  • Что они не могут делать и почему?
  • Когда они больше всего счастливы?

3. Учитель читает притчу В.Сухомлинского «Для чего говорят спасибо»

По лесной дорожке шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

–Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь речей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал, а мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

(Учитель проводит обсуждение.)

— Представьте, что вместе со стариком из сказки вы гуляете по лесу. Придумайте и расскажите, чему вас может научить мудрый старик.

— Перечислите всех, кого поблагодарил бы мальчик после разговора с дедушкой.

— Как ваши бабушки и дедушки учат вас быть благодарными?

4. Игра «Наши бабушки и дедушки»

А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Наши бабушки и дедушки»

(Учитель по очереди бросает мяч детям и спрашивает, например: «Должны ли бабушка с дедушкой баловать (ругать, хвалить, жалеть, понимать) своих внуков?». Если ребенок считает, что должны, то он ловит мяч, если считает, что не должны — не ловит. Когда кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и вопрос обсуждается всеми.)

5. Исследование

— Ребята, в одном стихотворении Александра Яшина герой спрашивает себя: «Чью старость утешил, кого осчастливил?». А вы когда-нибудь задавали себе такой вопрос? Если попытаться вникнуть в содержание вопроса, как бы вы его поняли? А что бы ответили на него?

Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты.

— Поднимите руки те, у кого есть бабушка. Запишите у себя в тетради ее (их) фамилию(-и), имя (имена), отчество(-а).

— А у кого есть дедушка? Сделайте то же самое, отступя 1 0—1 5 строк.

— Если нет ни бабушки, ни дедушки, запишите того взрослого человека, кто вам наиболее дорог, кроме родителей: тетя,дядя, просто знакомый.

— А теперь на следующей строчке внизу под фамилией, именем, отчеством бабушки и дедушки напишите, кем и где они работают или работали до пенсии, если сейчас они уже пенсионеры. (Дети пишут каждую фразу с новой строчки.)

— День, месяц и год их рождения. Если год рождения определить трудно, напишите, сколько им примерно лет.

— Какое их любимое блюдо?

— Любимая книга, песня?

— За какой работой дома вы их видите чаще всего?

— Как они проводят субботу и воскресенье?

— Как они проводят свой летний отдых?

  • Какие подарки дарят вам или что приятное стараются сделать на день рождения и в праздники?

— А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? На 7? На 5? Меньше 5?

— О чем, как вы думаете, говорит уже само количество ответов? (О внимательном или невнимательном отношении к этим членом семьи, об интересе или отсутствии его к их жизни, душевному состоянию, настроению, об уважении и вашей заботе или отсутствии их.)

— Почему? (То, что мы знаем и чего не знаем о своих близких, свидетельствует о нашей чуткости, причастности к судьбе и жизни родных или о равнодушии.)

Подумайте, ребята, над этими ответами, внимательно посмотрев свои записи. Сделайте для себя необходимые выводы. Это очень важно. Давайте попробуем проанализировать написанное. Прочитайте еще раз внимательно свои записи. Посмотрите, можно ли определить, на что или на кого направлены в основном внимание, забота, интерес ваших бабушек и дедушек?

6. Стихотворение

Мы должны бережно и с благодарностью относиться к поколению дедушек и бабушек, нужно быть чуткими, тактичными.

(Ученик читает стихотворение о бабушке.)

Очень бабушку я люблю,

Из родного спешу села.

Я всегда ей дрова рублю,

Чтоб испечь пирожков смогла,

Пирожки захвачу домой,

В них тепло ее рук..

Моя бабушка — это мой

Самый ласковый, нежный друг.

        В.Степанов

7. Упражнение «Дерево уважения»

(дети получают цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, бумагу и делятся на несколько групп.)

— У каждого из вас есть бабушки и дедушки. Нарисуйте, пожалуйста, деревоуважения для своих бабушек и дедушек. На каждой ветви Дерева запишите все, за что вы уважаете своих бабушек и дедушек.

(Далее устраивается выставка деревьев уважения.)

8. Беседа

— А нужно ли быть снисходительными к бабушкам и дедушкам? Как, ребята, вы понимаете в данном случае снисходительность? (Уступить, не заметить, не спорить, не обижаться...)

— В каких случаях, например, совершенно необходимо быть сниоходительным к старшим? (Забывчивость старших, рассказы об одном и том же, рассеянность, навязчивая заботливость и т.д.)

— А как вы сумеете ее проявить? Приведите примеры таких ситуаций и скажите, как надо поступить.

— К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот. Именно старшие безмерно снисходительны к вам и многое прощают. Умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших? Давайте подумаем над этим, прочитав следующие ситуации.

Секретная проверка

Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:

— Мне через час снова в школу. Ая ужасно хочу есть.

—Во-первых, — сказала бабушка, — ступай осторожней, я мою пол. А во- вторых, зачем это опять в школу?

— Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку и уткнулась в нее. Бабушка поставила разогревать суп.

— Иди, ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила ее перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

— Где у нас черный хлеб?

— Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

— Сметаны! –  сказала внучка.

Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.

— Полвторого…

— Ой, мне уже пора. Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

— И к тебе придут?

— Может быть. Ну, я побежала...

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!

Юля и бабушка

Когда Юля была маленькой, ей нравилось сидеть у бабушки на коленях. Бабушка гладила ее по голове и говорила: «Ты у меня самая красивая».

Однажды Юля навырезала много-много цветочков из маминого платья. Но бабушка сказала: «Не смей трогать ребенка!». И мама не посмела.

Юля рассказывает, что бабушка очень трудолюбивая. Ей уже 80 лет, а она целый день работает. Утром Юля еще спит, а бабушка уже завтрак готовит. Обувь Юлину с вечера моет, даже кровать заправляет. «Подрастешь, — говорит, — еще наработаешься».

Любит Юля шутить со своей бабушкой. Когда та начинает искать под кроватью Юлины носочки и никак согнуться не может, Юля говорит ей: «Гимнастикой заниматься нужно, бабусенька!»

9. Обсуждение ситуаций.

— Чем похожи эти девочки?

— Кто и как проявляет снисходительность?

— Что в отношении к бабушке непонятно Юле и другой девочке?

— Какие этические нормы поведения нарушили девочки?

— Какое отрицательное качество наиболее ярко проявляется у Юли (бестактность, черствость) и у другой девочки (эгоизм, бессердечие)?

10. Русская народная сказка «Машенька и Дашенька». Читает учитель.

11. Беседа.

  • Как и чем вы помогаете своим бабушкам и дедушкам?
  • Если бы вы были правителем, что вы сделали бы для пожилых жителей своего государства, чтобы они чувствовали себя счастливыми людьми?
  •  Уважают ли вас бабушки и дедушки?
  • Что необходимо для того, чтобы вас уважали пожилые люди?
  • Какими должны быть внуки, чтобы бабушки и дедушки были счастливы?
  • Ребята, как вы считаете, сумеете ли вы после нашего классного часа проанализировать свое отношение к старшим членам семьи, подумать над своими ошибками, заметить ранее незамеченное?

12. Заключение.

Очень хотелось бы, ребята, чтобы вы пересмотрели свое поведение по отношению к бабушкам и дедушкам. А еще подумайте, что приятного вы могли бы сделать для них, чем порадовать.

13. Упражнение «Письмо любви»

И в заключение нашего занятия давайте напишем «Письмо любви» своим бабушкам и дедушкам.

(Такое письмо может быть выполнено в виде сердца, солнышка, цветка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Люди высшей пробы"

Классный час в 9 классе....

презентация к классному часу "Люди, на которых стоит равняться"

данная презентация поможет вам в проведеннии личностно-ориентированного классного часа...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7класс)

В ходе классного часа ребята в игровой форме представляют себя на месте человека с ограниченными возможностями.Цели: - создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограничен...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Презентация к сценарию классного часа "Люди мира, берегите мир!"

Презентация к сценарию  классного часа  "Люди мира, берегите мир!"...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....