Профилактическая работа по табакокурению
рабочая программа на тему
Предупреждение табакокурения у воспитанников имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества.
Одни подростки могут приобщиться, так как ищут общения со сверстниками, которые курят. Другие вовлекаются в потребление, используя табакокурение и другие психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (“двоечники” стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать в результате социального научения. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подробную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников.
Реализация подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию, с большей долей вероятности пока идут под влияние. Таким образом, подростки могут начать курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно “работать” с формами и методами предупреждения табака и обеспечить воспитанников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.
Опрос воспитанников в нашем детском доме показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9-11 лет, некоторые начинают курить в 12 – 13 лет. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек.
По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, является:
- образ жизни,
- окружающая среда,
- наследственность.
Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения у детей 7-14 лет.
Цель программы: познакомить воспитанников с реальными фактами и “мифическими” представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
- повышение знаний у воспитанников об аспектах отрицательного действия табака;
- выработка негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки;
- выработка навыков противостояния табачному давлению среды, сверстников в компании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактическая работа по табакокурению | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
“Детский дом №4” г. Усинска
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГОУ «Детский дом №4»
Протокол № г.Усинска
От « » г. __________Лунгу С.В.
г.
Составитель:
Прижимова Анна Ивановна
педагог – психолог первой квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
2010
Усинск
Пояснительная записка
Предупреждение табакокурения у воспитанников имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества.
Одни подростки могут приобщиться, так как ищут общения со сверстниками, которые курят. Другие вовлекаются в потребление, используя табакокурение и другие психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (“двоечники” стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать в результате социального научения. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подробную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников.
Реализация подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию, с большей долей вероятности пока идут под влияние. Таким образом, подростки могут начать курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно “работать” с формами и методами предупреждения табака и обеспечить воспитанников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.
Опрос воспитанников в нашем детском доме показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9-11 лет, некоторые начинают курить в 12 – 13 лет. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек.
По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, является:
- образ жизни,
- окружающая среда,
- наследственность.
Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения у детей 7-14 лет.
Цель программы: познакомить воспитанников с реальными фактами и “мифическими” представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
- повышение знаний у воспитанников об аспектах отрицательного действия табака;
- выработка негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки;
- выработка навыков противостояния табачному давлению среды, сверстников в компании.
Принципы программы:
- Ответственность воспитанников, а не воспитателей (выработка ответственности воспитанников за не курение);
- доверие (довериться мудрости ребенка, его опыту);
- открытость (если что-то не так, об этом можно сказать любому);
- активность (дать возможность воспитанникам заявить о своих интересах, это позволяет ребенку оставаться не курящим).
Условия реализации программы:
- координация и поддержка профилактической работы. Создание Социально-психологической службой программы «Профилактика предупреждения табакокурения у воспитанников 7-10 лет». Продолжительность тренинга 1-й (октябрь) каникулярный период, практический – 1 учебный год; и программы «Профилактика предупреждения табакокурения у воспитанников 11-18 лет». Продолжительность тренинга 1 каникулярный период, практический – 1 учебный год;
- организация работы Программы для оказания организационно-методической и консультативной помощи по данной проблеме в детском доме;
- развитие местных ресурсов для обеспечения программы – создания в стенах детского дома видео и DVD-фонотек по проблеме табака зависимости;
- подготовка добровольных помощников для проведения практических занятий, игр, тренингов.
Содержание
Календарно-тематическое планирование тренинга для детей 7-10 лет.
№ | Дата | Тема | Цели задачи |
Занятие 1: Введение в игру |
| ||
Занятие 2: Подготовка. Знакомство с городом Солнца |
| ||
Занятие 3: Ветер Восхищения |
| ||
Занятие 4: Остров Монстров |
| ||
Занятие 5: Никотиновое -рекламное море |
| ||
Занятие 6: Виноватый Град |
| ||
Занятие 7: Бермудский треугольник |
| ||
Занятие 8: Фонтом Веселья |
| ||
Занятие 9: Остров Счастья – 1 |
| ||
Занятие 10: Остров Счастья–2. Итоговое занятие. |
|
Календарно-тематическое планирование для детей 11-18 лет.
№ | Дата | Тема | Цель |
История курения табака. Как против табака боролись в разных странах мира. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека. Социальная зависимость от курения. Понятие «покурительная запрограммированность». Психологическая и физическая зависимость от табака. Анонимное диагностическое анкетирование. |
| ||
Вредные последствия курения табака для здоровья человека. Правда о мифах, связанных с табакокурением. Законодательство и табачная реклама. Пассивное курение. | Рассмотреть вопрос о мифах в табакокурении и законодательную систему. | ||
Методы избавления от табачной зависимости. Немедикаментозные (психотерапия, аутотренинг, медитация, ведение дневников и др.) и медикаментозные (никотино-заменяющие препараты) | Обобщить и закрепить знания о методах избавления от табачной зависимости (медикаментозные и ненемедикаментозные). | ||
Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля. Я-концепция, самооценка. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию. | Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля. | ||
Курение – иллюзорный способ ухода от решения проблем. Возможные причины первых опытов курения табака. Стресс и жизненные трудности. Эффективные и неэффективные способы совладения со стрессом. Проблеморазрешающее поведение. Формирование группы из желающих бросить курить. |
| ||
Для участников группы бросающих курить. Тест на определение табачной зависимости. Как настроиться на борьбу и подготовиться к изменениям в образе жизни. Как предотвратить возврат к сигаретам. Что делать, если вы опять закурили. Как избежать ситуаций, подталкивающих к курению. |
| ||
Развитие эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков. | Проведение тренинга для детей, которым не удается бросить курить. | ||
Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей. | Работа над жизненным планом ребенка, постановка целей и его реализации через задачи. |
Практический этап 7-18 лет
№ | Дата | Мероприятие |
Ноябрь | Конкурс рисунков «Нет! – запрет для сигарет» | |
Январь | Проект «Сигарета здесь больше не живет» | |
Март | Акция «Меняю конфету на сигарету» или «Скажи, кто у нас живет в семье с сигаретой?» | |
Май |
|
Литература
- Альтернативы аддиктивной мотивации. Я., 1997
- Давай погорим. Я.: Министерство по делам молодежи РС (Я), 2001
- Общественное здоровье – это достояние нации. Я.: Администрация Президента РС (Я), 1999
- Практика административной работы в школе, - №6 – М., 2007
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания. Я., 2000
- Предупреждение табакокурения у школьников / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
- Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ИЦ “Академия”, 1998
- Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990
- Фролов М.П. Ученик 5 – 9 кл. – М., Издательство Астрель, 2006
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""
Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...
Приложения к творческой работе "Оптимизация детско - родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики"
Прильжение1 - ОпросникПриложение 2 - Тематический планПриложение 3 - Конспекты занятий...
Реализация профилактической работы в образовательном учреждении против табакокурения, алкоголизма, употребления ПАВ
В работе показана работа образовательного учреждения по проблеме, указанной в названии, приведены виды анкет, результаты деятельности ОУ. Работа является участником областного конкурса "Мы за здоровье...
Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год
Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...
Презентация "Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета"
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах систем...