Внеклассные мероприятия по русскому языку
проект по теме
- Внеклассное мероприятие по развитию речи «В картинной галерее»
Пейзаж России 19 века - урок-путешествие
Презентация Пейзаж России 19 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaochnoe_puteshestvie_po_kartinnoy_galeree.doc | 40 КБ |
peyzazh_rossii_19_veka.doc | 45.5 КБ |
peyzakh_19_veka.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по развитию речи «В картинной галерее»
Цели: 1. Развивать коммуникативно-речевые умения на основе
восприятия картин.
2. Содействовать воспитанию эстетических взглядов, способствовать
развитию познавательного интереса к искусству.
Оборудование: Репродукции картин, рисунки детей
музыка, мультимедиапроектор.
Предварительная подготовка
- Дети готовят выступления о художниках 19-20 в.
- Выставка рисунков детей на тему пейзажей, сюжетной картины, живописи.
- Подготовка красочных рамок для рисунков детей на уроках труда.
Оформление зала:
Зал оформлен в стиле картинной галереи.
На стендах выставлены репродукции картин А.Рылов « В голубом просторе», А.Поленов «Заросший пруд», И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», А.Саврасов « Грачи прилетели» и другие. Оформлена выставка рисунков
детей. Звучит тихая музыка.
Ход мероприятия.
Гостей приглашают в импровизированную галерею.
Дети и гости рассматривают картины. Затем учитель приглашает их занять места.
- Вступительное слово учителя.
(звучит тихая музыка)
- Наше сегодняшнее занятие необычное. Мы будем путешествовать по залам музея. Представьте себе, что вы попали в Москву (показ слайдов), в Третьяковскую галерею. Это крупнейший музей русского искусства, один из ведущих научно- художественных и культурно- просветительных центров России. Основан в 1856г. выдающимся деятелем русской художественной культуры, известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Как и Савва Иванович Мамонтов, П.М. Третьяков был истинным другом художников. Свое состояние он употреблял на приобретение картин как знаменитых, так и никому неизвестных художников, если видел в них талант и преданность искусству. В 1892г. он передал свое собрание вместе с коллекцией младшего брата С.М.Третьякова в дар Москве. 16 мая 1893 г. состоялось торжественное открытие галереи, которой в память об известном меценате было присвоено его имя. В музее находятся произведения, отражающие все основные этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с 11в.
2 Экскурсия по картинной галерее.
Заранее подготовленные дети рассказывают об известных художниках 19-20в. и знакомят с их произведениями.
- Игровой зал.
- Викторина
1. Назовите художника–пейзажиста, автора картины «Весна. Большая вода» (И.И.Левитан)
2. Кто написал пейзаж «Корабельная роща» (И.И.Шишкин)
3. Каких художников называют маринистами? Назовите фамилию самого известного русского художника-мариниста? (Пейзажистов, рисующих море. И.К.Айвазовский)
4. Кто был основателем Третьяковской галереи? (П.М.Третьяков)
5. Какие два больших музея изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге. (Эрмитаж и Русский музей)
6. Какой художник написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и как она называется? (В.М.Васнецов «Аленушка»)
7. Кто написал картину «Золотая осень»? (3 художника имели картины с таким названием И.И.Левитан, И.С.Остроухов, В.Д.Поленов.)
8. Кого из животных изобразил И.Левитан на картине « Март»? (Лошадь)
9. Кто из русских художников изображал на своих картинах русский лес? (И.И.Шишкин)
10. Кто автор картины «Первый снег»? (А.А.Пластов)
11. Учащимся демонстрируется репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком». Задается вопрос: стихи какого поэта вдохновили художника на создание этой картины? ( М.Ю Лермонтова)
12. Этот художник рисовал картины на исторические темы, и им он посвятил всю свою жизнь. Одна из его картин - «Переход Суворова через Альпы». Назовите этого художника. (В.И.Суриков)
13. Художник В.М.Васнецов изобразил на картине «Богатыри» трех русских богатырей. Назовите имена богатырей.
14. Как называется картина А.И.Куинджи, которая в1880 году на выставке в Петербурге удивила и восхитила зрителей необыкновенным светом луны и речных волн? («Лунная ночь на Днепре»)
- Аукцион картин.
Основу игры составляют карточки, в которых дается описание картин, но нет ни их названий, ни авторов. В игре участвуют две команды.
Ведущий читает описание картины. Игроки команды поднимают руки, если они узнали картину. Игрок, назвавший правильный ответ, получает карточку с баллами. За каждую картину назначается определенное количество баллов.
В игре наряду с известными могут быть те картины, которые на уроке не рассматривались, что позволяет проверить общую эрудицию детей, их интерес к изобразительному искусству. Побеждает та команда, которая сможет приобрести наибольшее количество картин. После того как картину узнали, ведущий показывает репродукцию.
- Дидактическая игра «Кто быстрее».
Ведущий диктует развернутое определение, дети на карточках находят слова к данным определениям.
- Произведение живописи. (Картина)
- Изображение человека на картине. (Портрет)
- Портрет художника, выполненный им самим. (Автопортрет)
- Коллективное посещение музея с познавательной целью. (Экскурсия)
- Создание художественных образов с помощью красок. (Живопись)
- Очень красивый, очень хороший. (Прекрасный)
- Область искусства, ограниченная определенным кругом тем. (Жанр)
- Рисунок к тексту, поясняющий его. (Иллюстрация)
- Краски, разводимые водой. (Акварель)
- Морской пейзаж. (Марина)
- Человек, который пишет картины. (Художник)
- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. (Эскиз)
- Рисунок, выполненный с натуры. (Этюд)
- Картина с изображением предметов: цветов, утвари, снеди. (Натюрморт)
- Картина с изображением природы. (Пейзаж)
- Размеры (длина и высота) произведения искусства. (Формат)
(за правильный ответ получают жетоны)
- Игра-поиск «Найди героя по описанию».
Игра направлена на развитие умения составлять описание героев и узнавать их по описанию, сделанному другими.
Класс делится на 2 группы. Первая группа получает задание дать описание героя картины, не называя, кто он и из какой картины. Вторая группа получает задание подобрать репродукции как можно большего числа картин, с которыми знакомились ранее. Учащиеся из первой группы читают описание, учащиеся из второй группы должны показать ту картину, о герое которой идет речь в описании. Затем группы меняются заданиями. Побеждает та группа, которая наберет большее количество баллов.
4.Пресс-конференция с героями картин.
(Представляет собой как бы встречу с журналистами и ответы на их вопросы. Дети заранее готовят вопросы.)
Для проведения пресс-конференции выбирается несколько картин известных художников, определяются, кто будет представлять того или иного героя картины.
Остальные учащиеся (журналисты) заранее готовят вопросы, с которыми исполнителей ролей героев не знакомят. Вопросы могут быть направлены на проверку знаний о жизни и творчестве художника, об истории создания той или иной картины, могут касаться внешнего вида героя, его характера, прототипа и т. д.
При подведении итогов пресс - конференции оценивается умение учащегося говорить языком, характерным для героя картины. Понимание предметного содержания, подтекста, идеи картины, стремление придерживаться той позы, в которой изображен герой, умение видеть все, что происходит на картине, с точки зрения данного персонажа и т. д
Предполагаемые картины.
( В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», « Иван – царевич на Сером Волке», А.Венецианов «Вот те и батькин обед!», И Шишкин « Утро в сосновом лесу»)
5. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Пейзаж России 19 века
Цели урока-путешествия:
- ознакомить учащихся с творчеством художников-пейзажистов 19 века;
- развивать интерес к живописи;
- воспитывать художественный вкус.
Тип урока: урок-экскурсия.
Эпиграф: " Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык". Ф.Тютчев
Зрительный ряд: Портреты И. Шишкина и И.Левитана.
Репродукции Шишкина: “Рожь”, “Утро в сосновом бору”,
“На севере диком…”, “Корабельная роща”
Репродукции Левитана: “Владимирка”, “Над вечным покоем”,
“Март”, “Осень золотая”.
Саврасов А. “Грачи прилетели”,
А. Куинджи “Березовая роща”.
Музыкальный ряд: Э. Григ "Утро"
План урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, целей урока.
3. Критический реализм в изобразительном искусстве России. Пейзаж.
4. Творчество Ивана Шишкина (1839-1898).
5. Мастер пейзажа - Исаак Левитан (1861-1900).
6. Обобщение материала.
7. Домашнее задание: конспект.
8. Заключительный этап урока.
- Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Русский Государственный музей.
Одна из ярчайших страниц русского искусства - пейзаж. Русская пейзажная живопись 19 столетия - одно из замечательных явлений в истории художественной культуры России. Созданные в 1 половине 19 века пейзажи И.К. Айвазовского, А.А. Иванова и др. художников поэтически воплощают светлое, проникнутое гуманистическим духом восприятие природы. Расцвет реалистического искусства по 2 пол. 19 века углубил содержание пейзажной живописи, ее мастера нашли новые средства выражения, обратились к решению сложной задачи создания национального образа природы. Прекрасные произведения создали А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи и, чуть позже И.И. Левитан и К.А. Коровин и др.
Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Его творчество охватывает почти всю 2 половину столетия. Известность Шишкина прошла через многие годы, и он остался одним из наиболее любимых художников русского народа.
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 г. в Елабуге. С помощью отца, любителя-археолога и краеведа, юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту природы. Учился в Москве в училище живописи и ваяния. Очень много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. В 1856г. поступает в Академию художеств. Получив Большую золотую медаль, едет на реку Каму, затем заграницу. Вернувшись на родину, становится постоянным участником вечеров Артели художников. Шишкин был первым из русских пейзажистов 2 пол. 19 века, придавшим огромное значение этюду с натуры. "… Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и три этюда в день таскает, да каких сложных …и когда он перед натурой … то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается: тут он все знает…"
- Мы подходим с вами к картине "Рожь" - это одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают возможности этой картины. С простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду. Это - широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.
(демонстрация картины "Утро в сосновом бору")
Замысел картины подсказал художник К.А. Савицкий (он нарисовал медведей в картине). Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающего леса, которые доносятся из утреннего, голубого тумана; медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны: солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев.
(демонстрация картины "На севере диком…")
Эта картина - эксперимент художника, в осуществлении которого он оказался победителем. Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте зимней ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете. Неожиданные контрасты, концентрированность внимания на одиноком дереве, резкая синева - не только новы для Шишкина, они говорят о смелости исканий художника на пороге последнего десятилетия его жизни.
М.И. Рыленко "Все в тающей дымке" (отрывок):
"Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы"
В 1891 г. совместно с И.Е. Репиным Шишкин организует в зале Академии художеств выставку своих произведений. "Подобной выставки … у нас еще не было", - заявляли газеты.
(демонстрация картины "Корабельная роща")
Последняя работа, она явилась как бы синтезом его творческого развития. Одна из самых больших по размеру картин, производит впечатление монументальности, торжественного величия и покоя.
Вскоре после окончания этой картины Шишкин умер - 8 марта 1898 года. Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные рисунки, много делал для развития и популяризации гравюры в России. Он был активным и авторитетным участником товарищества передвижников, занимался с начинающими художниками.
Особенности живописи Шишкина ( запись в тетрадь ): русский мощный пейзаж; богатырская природа.
? - Какое впечатление на вас произвели работы И. Шишкина?
- Сейчас мы подходим к полотнам художника Исаака Левитана. Он был учеником Саврасова, Поленова. Левитан учился у Шишкина любить природу. Исаак Левитан рос в бедной семье. В Московском училище ваяния и зодчества ему дала стипендию, как одаренному студенту, жил он в классе. Первым учителем был Алексей Саврасов, который был педагогом от бога. В 20 лет стал академиком. Все, что не смог сделать сам, воплотил в своих учениках: Левитане, Коровине, Нестерове.
(демонстрация картины "Грачи прилетели")
Маленькая по размерам картина рассказывает о Руси. Кривая береза, нег тает, прилетели грачи - символ прихода весны. Саврасов первый раскрыл красоту русской природы.
"Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весной…"
Плещеев "Весна"
Саврасов писал распутицы, разухабистые русские дороги. Особенности живописи Саврасова ( запись в тетрадь ): русская неустроенность, воспевание незначительных деталей русского пейзажа. Саврасов учил Левитана смотреть на природу, как на истинного учителя. Еще Леонардо да Винчи говорил: "Мастера, исходящие в своем творчестве не от природы, трудятся напрасно". Другим учителем Левитана был Василий Поленов, которого называли певцом разрушающих, уходящих в прошлое дворянских гнезд.
(демонстрация картины "Старая мельница")
В его работах все старое. Водяная мельница разрушается. Но во всем сюжете картины есть красота и поэзия. Особенности живописи Поленова ( запись в тетрадь ): разрушение имеет свою красоту, в его пейзажах всегда присутствует человек.
На творчестве этих замечательных художников вырастает художественный гений Левитана. Чехов писал о нем: "До какой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан. Никто не доходил до него. Да не знаю, дойдет ли кто и после…" Пейзажи Левитана более глубоки и выразительны, утончены и скромны. У Шишкина красота природы ярко выражена.
(демонстрация картины "Осень золотая")
Любимой порой года Левитана была осень.
(демонстрация картины "Март")
Присутствие человека ощущается, как будто только что он вошел в дом. Левитан дружил с Чеховым, был влюблен в его сестру, но личная жизнь была принесена в жертву искусству. Жил на даче у Чехова и поэтому много картин о Подмосковье. Как-то Левитан гостил в Болдино у врача Трояновского. Однажды утром он слушал романс Грига о солнце, бьющем из-за туч. Дослушав, Левитан пошел погулять и вдруг вышел на дорогу. Расспросив у прохожих, он узнал, что эта дорога ссыльных, каторжных, закованных в кандалы, идущих в ссылку - дорога Владимирка - дорога скорби и печали. Так у него появилось желание изобразить эту дорогу. В то время евреев высылали из Москвы, выслали и его. Друзья подали прошение и Левитана вернули. Он возвращается в Болдино и дописывает картину.
(демонстрация картины "Владимирка")
"Меж чернеющих над паром плугом поднятых полей
Лентой тянется дорога изумруда зеленей.
То Владимирка. Когда-то оглашал ее
И стон бесконечного страданья,
И цепей железных звон".
(звучит музыка Э. Грига "Утро")
Вдоль дороги Голубец - дорожная икона (в дороге умирали странники, ссыльные). Идет странница, несет узелок, может быть в ссылке ее сын. На Небе тучи, но луч солнца пробивается сквозь туман - как луч надежды.
(демонстрация картины "Вечерний звон")
Подмосковье. Монастырь, видна колокольня. В 17 часов звучат колокола, этот звук разносится вширь. Остановись человек! Подумай о вечном! Что ты сделал для людей?
(демонстрация картины "У омута")
Левитан гостил в имении баронессы Вульф. Гуляя, Левитан вышел к заросшему омуту, стал его писать. А потом баронесса рассказала историю. В этом омуте утопилась дочь мельника, когда ее любимого забрали в солдаты. С тех пор это место считают гиблым.
(демонстрация картины "Над вечным покоем")
Лучшая работа Левитана. “Край света”: мы видим старое кладбище и часовенка. Открывается вечный покой и простор, а человек врывается в этот мир ненадолго. Особенности живописи Левитана: философский пейзаж.
-А сейчас мы подходим к работам современника Левитана. Перед нами картина Архипа Куинджи .
(демонстрация картины "Лунная ночь на Днепре»)
Сегодня мы с вами совершили экскурсию по залам Русского государственного музея. Ребята, поделитесь впечатлением от увиденного.
Работы каких художников вам понравились и почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Иванович Шишкин
" Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык." Ф.Тютчев
"Рожь"
"Утро в сосновом бору"
"На севере диком…"
М.И. Рыленков "Все в тающей дымке" (отрывок): "Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно . Чтоб вдруг отразили прозрачные воды Всю прелесть застенчивой русской природы"
"Корабельная роща"
Алексей Саврасов, 1870-е
Алексей Саврасов "Грачи прилетели" «Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весной…» Плещеев "Весна"
Василий Поленов
«Старая мельница»
«Заросший пруд»
Исаак Левитан.
«Золотая осень»1895 год
"Март"
" Владимирка " "Меж чернеющих над паром плугом поднятых полей Лентой тянется дорога изумруда зеленей. То Владимирка . Когда-то оглашал ее и стон бесконечного страданья, и цепей железных звон".
"Вечерний звон"
"Над вечным покоем"
Архип Куинджи .
«Лунная ночь на Днепре»
«Ладожское озеро» (1873) «Пятна лунного света в лесу. Зима» «Берёзовая роща» (1879)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...