Экологическая игра для учащихся 6-7 классов "Загадки природы"
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Экологическая игра для учащихся 6 - 7 классов "Загадки природы".
Может проводится как внеклассное мероприятие с экологическим уклоном, или в рамках предметной недели.
Цель мероприятия: обобщить и углубить экологические знания учащихся по экологии, биологии растений и животных.
Форма проведения: экологическая игра- конкурс.
Оборудование: записи с голосами птиц, плакаты на экологическую тематику; листья и семена растений, муляжи грибов, карточки с изображением следов животных и лекарственных растений, коллекции раковин моллюсков.
К данной разработке прилагается мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_prirody.zip | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ № 4
п. Пойковский
Учитель химии и биологии Линийчук Ирина Ивановна.
2013-2014 учебный год.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: записи с голосами птиц, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи грибов, карточки с изображением следов животных и лекарственных растений; коллекции моллюсков.
На стене плакат со словами «Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Ход мероприятия.
- Приветствие.
Класс разбивается на две команды. В качестве жюри выступают старшеклассники, лаборант кабинета биологии.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры.
1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
2- й чтец.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
3-й чтец.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
4-й чтец.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
А. Каныкин
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Ученик: Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, послушать птичьи голоса и шум леса. (Звучит запись с птичьими голосами)
Начнём нашу игру с разминки.
- Разминка. Отгадайте загадки.
Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
* * *
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
* * *
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
* * *
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
* * *
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
* * *
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
* * *
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
* * *
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
* * *
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
* * *
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
* * *
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
* * *
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
* * *
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
* * *
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
* * *
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
* * *
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений . За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.
Этап 2.Конкурс капитанов.
- У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
- Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
- Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
- Коралл – это растение или животное? (животное)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
- Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
Этап 3-й. Водоёмы.
- Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
- Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
- Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
- Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
- Какая рыба чемпион по вымётыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
- Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
- Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
- Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
Этап 4-й. Экологический.
Разгадайте кроссворд.
| 1 | |||||||||||
| 2 | |||||||||||
1 |
|
|
|
| 3 |
|
|
| ||||
|
|
| ||||||||||
|
|
| ||||||||||
| 4 |
| ||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
3 |
|
|
|
|
| |||||||
| ||||||||||||
4 |
|
|
|
|
| |||||||
По горизонтали.
1. Живая оболочка Земли.
2. Симбиотические живые организмы, называемые «пионерами жизни».
3. Лесообразующая порода сосновых лесов.
4. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.
По вертикали.
1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.
2. Процесс образования органических веществ из неорганических, проходящий в зелёных растениях.
3. Тенелюбивое хвойное дерево.
4. Автотрофные живые организмы.
Этап 5.
Зелёная аптека.
К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
IV. Подведение итогов игры.
Участники конкурса проводят коллективный анализ по вопросам:
- Что понравилось в игре и почему?
- Что учесть на будущее? Ваши предложения.
- Оценка коллективно-творческой деятельности.
Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Литература и интернет- источники:
- Шепелёва, Миронова «Классные часы», изд. «Учитель»
- Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия», изд. «Учитель»
- Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. ООО «Издательство АСТ-ЛТД»
- http://www.zoo-up.ru/stati-i-rasskazy-o-zhivotnyh/721-zagadki-o-zhivotnyh
- http://biouroki.ru/material/voprosi/chelovek.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эти забавные животные" Экологическая игра для учащихся 2-3 классов
Экологичская игра "Эти забавные животные" построена по типу известной телепередачи. Расчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Игра вызывает ж...
Сценарий экологической игры для начальной школы "Наш дом - природа"
Игра по экологии для 3го класса. Основа - курс "Окружающий мир".Организует экологическое образование и воспитание в первую очередь учитель как носитель эколого-педагогической деятельности.Основные цел...
Экологическая игра по станциям "В гостях у природы"
Воспитательное мероприятие "В гостях у природы" представляет собой игру по станциям для команд. На каждой станции ребята должны выполнить задания и показать свои знания о животном мире....
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Географическое занятие - игра для учащихся 6 классов «Береги природу»
Цели и задачи:показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду;выявить экологические проблемы родного края;развить познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе;научить приме...
Сценарий экологического вечера для учащихся 5-11 классов "Природы храм"
Аннотация к разработке.- Данная разработка дает возможность всем участникам: и выступающим и зрителям увидеть связь прошлого с будущим, перспективы развития отношений человека и природы. Этот экологич...
Экологическая игра-викторина «Путешествие в удивительный мир природы»
Экологическая игра-викторина: «Путешествие в удивительный мир природы» способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрывает важность рационального использования и охраны ...