Экологическая игра для учащихся 6-7 классов "Загадки природы"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Линийчук Ирина Ивановна

Экологическая игра для учащихся 6 - 7 классов "Загадки природы".

Может проводится как внеклассное мероприятие с экологическим уклоном, или в рамках предметной недели. 

Цель мероприятия: обобщить и углубить экологические знания учащихся по экологии, биологии растений и животных.

Форма проведения: экологическая игра- конкурс.

Оборудование: записи с голосами птиц, плакаты на экологическую тематику; листья и семена растений, муляжи грибов, карточки с изображением следов животных и лекарственных растений, коллекции раковин моллюсков.

К данной разработке прилагается мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zagadki_prirody.zip1.13 МБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ № 4

п. Пойковский

Учитель химии и биологии Линийчук Ирина Ивановна.

2013-2014 учебный год.

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии.

Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Оборудование: записи с голосами птиц, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи грибов, карточки с изображением следов животных и лекарственных растений; коллекции моллюсков.

На стене плакат со словами    «Ты открой мне, природа, объятья,

                                                    Чтоб я слился с красою твоей».    И. Бунин

Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Ход мероприятия.

  1. Приветствие.

Класс разбивается на две команды. В качестве жюри выступают старшеклассники, лаборант кабинета биологии.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры.

         1-й  ч т е ц .

Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.

       2- й  чтец.

                      В её напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьётся чётче и нежней.

3-й         чтец.

                     И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

4-й         чтец.

И мы пройдем, а через годы - внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

                                                                А. Каныкин

Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.

Ученик: Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, послушать птичьи голоса и шум леса. (Звучит запись с птичьими голосами)

Начнём нашу игру с разминки.

  1. Разминка. Отгадайте загадки.

Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.

Бел, как снег, 
Надут, как мех, 
На лопатах ходит. 
                 (Гусь) 
              * * * 
Хоть я не молоток — 
По дереву стучу: 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный. 
                          (Дятел) 
               * * *                 
Боится зверь ветвей моих, 
Гнёзд не построят птицы в них. 
В ветвях краса и мощь моя, 
Скажите быстро, кто же я? 
                              (Олень) 
                * * * 
В тесной избушке 
Ткут холст старушки. 
                            (Пчёлы) 
                * * * 
Кто в лесу без топоров 
Строит избу без углов? 
                           (Муравьи) 
                 * * * 
Летит — воет, 
Сядет — землю роет. 
                                 (Жук)

                   * * * 
Кто может выйти в открытое поле, 
Не покидая своего дома? 
                              (Улитка) 
                   * * * 
В болоте плачет, 
А из болота не идёт. 
                             (Кулик) 
                    * * * 
Не ёлка, а колка. 
Не кот, а мыши боятся. 
                             (Ёж) 
                    * * * 
Летом гуляет, 
А зимой отдыхает. 
                              (Медведь) 
                    * * * 
Огромная кошка мелькнет за стволами, 
Глаза золотые и уши с кистями, 
Но это не кошка, смотри, берегись, 
Идёт на охоту коварная… 
                           (Рысь) 
                     * * *
И в лесу мы, и в болоте, 
Нас всегда везде найдете: 
На поляне, на опушке, 
Мы — зелёные… 
                          (Лягушки) 
                    * * * 
Нору день и ночь копаю, 
Вовсе солнышка не знаю, 
Кто найдет мой длинный ход, 
Сразу скажет — это… 
                             (Крот) 
                   * * *
Летом много их бывает, 
А зимой все вымирают, 
Прыгают, жужжат над ухом. 
Как они зовутся? 
                                (Мухи) 
                    * * * 
Под корой сосны и ели 
Точит сложные тоннели. 
Только к дятлу на обед 
Попадает… 
                                 (Короед) 
                   * * * 

III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа. 

Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений . За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.

1). В лесу леснику встретились следы  собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.

2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.

3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.

Этап 2.Конкурс капитанов.

  • У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
  • Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
  • Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
  • Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
  • Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
  • Коралл – это растение  или животное? (животное)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
  • Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)

Этап 3-й. Водоёмы.

  1. Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
  2. Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
  3.    Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан,  линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга  т. д.)
  4. Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
  5. Какая рыба чемпион по вымётыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
  6. Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
  7. Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
  8. Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)

Этап 4-й.  Экологический.

Разгадайте кроссворд.

 

1

 

2

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

По горизонтали.

1. Живая оболочка Земли.

2.  Симбиотические живые организмы, называемые «пионерами жизни».

3. Лесообразующая порода сосновых лесов.

4. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

По вертикали.

1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

2. Процесс образования органических веществ из неорганических, проходящий в зелёных растениях.

3. Тенелюбивое хвойное дерево.

4. Автотрофные живые организмы.

Этап 5.

Зелёная аптека.

К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают  по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

IV. Подведение итогов игры.

Участники конкурса проводят коллективный анализ по вопросам:

  • Что понравилось в игре и почему?
  • Что учесть на будущее? Ваши предложения.
  • Оценка коллективно-творческой деятельности.

Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.

Литература и интернет- источники:

  1. Шепелёва, Миронова «Классные часы», изд. «Учитель»
  2. Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия», изд. «Учитель»
  3. Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. ООО «Издательство АСТ-ЛТД»
  4. http://www.zoo-up.ru/stati-i-rasskazy-o-zhivotnyh/721-zagadki-o-zhivotnyh  
  5. http://biouroki.ru/material/voprosi/chelovek.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эти забавные животные" Экологическая игра для учащихся 2-3 классов

Экологичская игра "Эти забавные животные" построена по типу известной телепередачи. Расчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Игра вызывает ж...

Сценарий экологической игры для начальной школы "Наш дом - природа"

Игра по экологии для 3го класса. Основа - курс "Окружающий мир".Организует экологическое образование и воспитание в первую очередь учитель как носитель эколого-педагогической деятельности.Основные цел...

Экологическая игра по станциям "В гостях у природы"

Воспитательное мероприятие "В гостях у природы" представляет собой игру по станциям для команд. На каждой станции ребята должны выполнить задания и показать свои знания о животном мире....

Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...

Географическое занятие - игра для учащихся 6 классов «Береги природу»

Цели и задачи:показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду;выявить экологические проблемы родного края;развить познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе;научить приме...

Сценарий экологического вечера для учащихся 5-11 классов "Природы храм"

Аннотация к разработке.- Данная разработка дает возможность всем участникам: и выступающим и зрителям увидеть связь прошлого с будущим, перспективы развития отношений человека и природы. Этот экологич...

Экологическая игра-викторина «Путешествие в удивительный мир природы»

Экологическая игра-викторина: «Путешествие в удивительный мир природы» способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрывает важность рационального использования и охраны ...