Школьная программа для работы по воспитанию законопослушных граждан "Твой выбор".
рабочая программа (8 класс) по теме
Программа по воспитанию законопослушных граждан "Твой выбор" имеет своей целью
формирование правовой культуры и законопослушного поведения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoy_vybor.docx | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Воронежской области
для детей и подростков с девиантным поведением
«Аннинская специальная общеобразовательная школа».
Рассмотрена и рекомендована Утверждена Утверждаю _______
к утверждению на заседании педагогическим советом
методического объединения директор АСОШ
воспитателей О. Г. Пархоменко
протокол № 2 протокол № 2 приказ № 444
от «21» сентября 2012 г. от «28» сентября 2012 г. от «4» октября 2012 г.
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ «ТВОЙ ВЫБОР».
Возраст 11-14 лет
Срок реализации 1 год
Автор воспитатель: Петухова Т. А.
п. г. т. Анна
2012 г
Программа по формированию
законопослушного поведения воспитанников
«Твой выбор»
«У того, кто решит изучать законы,
не останется времени нарушать их»
И.В.Гёте
- Краткая аннотация.
Программа по формированию законопослушного поведения предназначена в первую очередь для подростков с нарушениями поведения, имевшими в прошлом проблемы с законом, приведшие их в специальное учреждение закрытого типа.
Программа по формированию законопослушного поведения – инновационная программа, направленная на создание условий для коррекции поведения воспитанников, воспитания духовности, ориентации на соблюдение правовых норм в обществе.
- Обоснование программы.
Программа построена с учётом того, что дети, поступающие в специальные учебно-воспитательные учреждения, имеют отклонения в поведении, у них отсутствуют основные понятия нравственных норм и правил поведения в обществе, многие из них имели негативный опыт общения со школой и сверстниками и, главное, все они в прошлом совершили правонарушения, нарушив закон.
Подростки с противоправным поведением имеют, как правило, низкий уровень нравственно-правовой культуры. Сложившаяся экономическая, общественная обстановка диктует ребяческой среде и неуверенность в возможности получения нормального образования, и расслоение коллектива на «бедных» и богатых». Социум современной улицы криминален.
Специальная общеобразовательная школа закрытого типа готовит учеников к самостоятельному труду, даёт им определённый объём знаний и умений по учебным дисциплинам школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, основы правового сознания, навыки культурного и законопослушного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности подростка, коррекцию недостатков развития, поведенческих норм, в конечном счёте, создаёт условия для социальной адаптации воспитанников школы.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности и помочь преодолеть пробелы семейного воспитания наших подростков. Задача воспитателя в том, чтобы требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения необходимо ставить во главу угла при коррекции поведения и воспитания учащихся потому что:
-подростки чаще всего расценивают свои преступления как некую шалость, неосторожность, а не преступление и правонарушение
-столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, подростки считают, что они хорошо осведомлены о законах, но на самом деле их знания показывают отсутствие чёткости о правовых нормах.
-подростки не умеют применить правовые знания в конкретной ситуации, потому что их правовые знания скудны, а практика их применения ограничена.
-при оценке того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом, например, если деньги «взяты», чтобы кому-нибудь помочь, то они не видят в этом состава преступления.
-наблюдается зависимость правосознания подростка от мнения более авторитетного человека в компании или воздействия группы. Часто, чтобы не показаться трусом перед авторитетными друзьями, подросток принимает решение принять участие в совершении преступления.
Из всего этого следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание и формирование законопослушной личности.
От того, каким подросток выйдет в самостоятельную жизнь зависит его самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний, согласно программе, укрепит способность подростка правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации. Полученные знания способствуют правильному пониманию общественных явлений, дают воспитаннику возможность правильно определиться в обществе, видеть грань между дозволенным и запрещённым, уметь выбирать законные пути средства защиты личных прав и интересов.
1.3. Законодательно – нормативное обеспечение программы:
Конституция РФ; Декларация прав ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Всеобщая декларация прав человека ( принята и провозглашена резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года);
Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97 г.),
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном процессе ( письмо Минобразования России от 24.04.2001 г.№1818), Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. №420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»;
«Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 г. №120 ФЗ.
1.4. Цель программы: формирование правовой культуры и законопослушного поведения учащихся.
1.5 Задачи программы:
1. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
2. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей.
3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.
4. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений и правонарушений.
1.6 Прогнозируемые результаты программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушными гражданами;
- быть толерантными во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честь, долг,
справедливость.
Результатом реализации программы является формирование правового самосознания учащихся, положительной мотивации воспитанников на исполнение норм, правил и законов и возможное снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения.
1.7 Целевая аудитория:
учащиеся специальной общеобразовательной школы в возрасте от 11 до 16 лет.
1.8. Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год.
1.9. Информационное обеспечение.
- выпуск тематических стенгазет
- фотовыставки
- подбор материалов для сайта школы
- статьи в местной газете
2.0. Кадровое обеспечение.
- воспитатели
- педагог-психолог
- социальный педагог
2.1. Формы подведения итогов:
- мониторинг
- анкетирование
Разделы программы:
* Коррекция поведения
* Азбука нравственности
* Правовой всеобуч «Ты и закон»
Коррекция поведения.
Среди обстоятельств, способствующих появлению подростков с девиантным поведением можно перечислить семейные травмы и конфликты в семье, недостаток любви родителей, пьянство родителей, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании.
Результаты изучения мотивационной сферы подростков с девиантным поведением свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими преступлений и правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением любой ценой добиться определённого, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность.
В воспитании таких детей педагогам следует, прежде всего, ориентироваться на то положительное, что, безусловно, есть в каждом подростке. Уважение к личности подростка, желание помочь ему, стать ему старшим товарищем – успех в коррекции поведения. Поэтому необходимо, прежде всего, строить такие отношения с воспитанником, при которых он станет доверять педагогу, и сам захочет стать на путь исправления.
- Диагностика. (изучение личных качеств подростка)
Позволит лучше узнать воспитанника, рассмотреть его положительные качества и отклонения в поведении, узнать внутренние причины его проблем. Занятия помогут развить положительные качества , нейтрализовать отрицательные.
* наблюдения за поведением подростка
* индивидуальные беседы
Тестирование с целью определения
* направленности личности
* самооценки и уровня притязаний
* эмоционально- волевых черт характера
* тестирование на выявление склонностей и творческих способностей
* выявление мотивации при выборе профессии
* опросник Дж. Холланда
* тесты « Незаконченное предложение»
Эта методика позволяет определить жизненные позиции, особенности социальных контактов подростка, а также убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности подростка. Например. Педагог просит учащегося закончить следующие утверждения:
1. Я считаю, что я …
2. Главное в моей жизни – это …
3. Мне хорошо, когда …
4. Мне плохо, когда …
5. Мне нравится, когда взрослые …
6. Мне не нравится, когда взрослые …
7. В свободное время я …
8. Самая большая радость в моей жизни …
9. Самая моя большая ошибка …
10. Иногда мне хочется …
* «Кто Я?»
Учащимся предлагается 10-ю словами ответить на этот вопрос. 2 этап – сосед в паре отвечает на этот же вопрос относительно учащегося, варианты ответов сравниваются;
* тест «Сердце» ( раздаются бумажные сердца и педагог просит учащихся разделить сердце на 4 части. В одной написать то, что больше всего дорого подростку, во второй самое неприятное, что было в жизни, в двух других имена людей, кому он доверяет);
* проективные рисуночные методики.
* исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
* изучение особенностей формирования ценностных ориентаций (модификация методики М.Рокича )
- Составление плана педагогической коррекции
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению
2. Актуализация нравственного опыта всех источников (учебная, общественно-полезная работа, отношения между детьми в классе, отношения со взрослыми)
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
- Основные принципы коррекции
* ориентация на позитивное в поведении и характере подростка;
* принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер;
(учёт особенностей социального окружения учащегося)
* принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия;
(выбор специальных средств для каждого ребёнка)
* принцип социального закаливания.
( проблемы подростка решать с ним, а не за него;
трудный путь к успеху – залог успешной жизни в будущем, нельзя предусмотреть все трудности, надо быть готовыми к ним)
- Тематика коррекционных занятий:
- Кто я? Какой я?
- Самооценка.
- Сила воли.
- Мои достоинства и недостатки.
- Верь себе, уважай себя, люби себя.
- Порядок время бережёт.
- О хороших и дурных привычках.
- Не позволяй душе лениться.
- Что значит быть воспитанным?
- «Ты памятью свой разум озари и день минувший весь пересмотри».
- Что такое самовоспитание?
- «Сколько можешь сам себя выводи на чистую воду».
- Принципы и правила выбора профессии.
- Искусство самопрезентации и резюме.
- «Подводные камни» в выборе места работы.
- Самоанализ, самообладание, самоконтроль.
- Итоги работы над собой.
Азбука нравственности.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф.)
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Знание моральных норм - это предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки подростка, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого подростка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость".
Азбука нравственности, как один из разделов данной программы, поможет подросткам приобрести основные нравственные понятия.
Задачи:
1. Воспитание духовно-нравственных ценностей.
2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Формы работы: нравственные беседы, этические диалоги, просмотр документальных фильмов с последующим обсуждением, занятия с воспитателем «Уроки нравственности».
Тематика занятий:
5-6 класс
- Что такое духовное богатство человека
- История русского этикета
- Мои потребности.
- Как найти друга.
- Бережём природу.
- Хочу и надо.
- Отзывчивость.
- Честность и правдивость.
- Тропа милосердия.
- Я и этикет.
- Сила и этикет.
- Счастье и этикет.
- Труд и этикет.
7 класс
- Взаимопонимание.
- Великодушный поступок.
- Во что верит человек.
- Чем можно гордиться
- Трудно ли быть добрым.
- О совести и чести.
- Сил воли.
- Учимся доверию.
- Благородная жертва.
- Забота о других.
- Сила единства.
- Мир красоты.
- Красота души.
- Любовь к Родине.
8-9 класс
- Внешняя и внутренняя воспитанность.
- Вежливость как основа воспитания.
- Спеши делать добро. - Мужественный поступок.
- Смысл жизни.
- Служение людям.
- Золотое правило нравственности.
- Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.
- Для чего нужны деньги?
- Телевидение. Добро и зло.
- Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин.
- Достойная и подлая жизнь как антиподы.
- Роль жизненных ценностей при выборе профессии.
- Планирование профессионального пути.
Правовой всеобуч «Ты и Закон»
Задачи:
- Воспитание у учащихся уважительного отношения к Закону.
- Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
- Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей и психологической готовности к их выполнению.
Раздел включает в себя:
1. Занятия по правовому всеобучу:
Тематика занятий:
- Главная книга страны.
- Гражданство.
- Права и свободы.
- За что могут лишить свободы.
- Наши главные ценности.
- Равенство.
- Достоинство.
- Право на жизнь, на охрану здоровья.
- Право на труд, на отдых.
- Право на личную жизнь.
- Права и обязанности гражданина.
- Права и обязанности в семье.
- Право на образование.
- Твоя национальность.
- Для чего нужно государство?
- Социально-экономические права.
- Нет прав без обязанностей.
- Ограничение прав и свобод.
- Защита прав и свобод.
- Право на неприкосновенность личности.
- Право на жильё.
- Судебная власть
- Право активного участия в жизни общества.
- Лидер.
- Закон и беззаконие.
- Проступок и преступление.
- Характеристика достойной жизни (добро, истина, красота)
- Умей быть собой.
- Ответственность.
- Умей сказать «Нет!»
- Твои документы.
Формы работы с детьми:
- Беседы,
- викторины,
- диспуты,
- круглые столы,
- ролевые игры,
- просмотр фильмов,
- конкурсы рисунков и плакатов,
- сочинения,
- познавательные игры,
- интерактивные игры,
- экскурсии на предприятия посёлка,
- участие в КТД,
- занятия с воспитателем «Правовой час».
2.Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда,
прокуратуры, сотрудниками служб и ведомств системы профилактики, проведение бесед, диспутов, консультаций, «Круглых столов», анкетирование, использование кино- , теле - и видеоматериалов.
3.Оформление уголка по правовой и юридической документации.
Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить воспитанников с общественным опытом людей, системой этических понятий и суждений, нравственными категориями, научить сопоставлять своё личное поведение с общественным.
Полученные правовые знания помогут подростку правильно ориентироваться в жизни, выбрать законные средства защиты своих интересов, научат уважать Закон.
Каждый человек рождён свободным, поэтому обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей.
ЛИТЕРАТУРА:
«Психокоррекция: теория и практика» под ред. Ю.С. Шевченко,
«Специальная школа. Девиантный подросток в новой среде» под ред. Копысовой Э.С.Пермь 1998г,
«Основы правовой культуры» Исакова Т.В., Надым 2004 г.
«Клуб внеклассных дел» Е.А. Воронова, Ростов – на – Дону 2006 г.
«Классные часы», А.В. Давыдова, Москва 2010 г.
«По законам добра» Т.А. Фалькович, Москва 2007 г.
« Психология девиантного поведения» Ю. А. Клейберг, Москва 2001 г.
«Уголовный кодекс Российской Федерации», Москва 2004 г.
Приложение 1.
Сложен и противоречив мир подростка:
« В нас столько всякого напихано,
О нас такое понаписано,
В нас столько всякого наносного,
В нас столько всякого несносного,
В нас столько всякого ненужного,
В нас столько всякого наружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего,
А люди ходят и не верят нам,
Они большие и сухие.
Они гуляют как по берегу,
В своей бушующей стихии».
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ОТ ИМЕНИ ДЕТЕЙ
- Не бойтесь быть требовательным со мной.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить.
- Не поправляйте меня в присутствии других. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне всё спокойно наедине.
- Не пытайтесь читать мне нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Мне нужно научиться, делая ошибки, не ощущать при этом, что я ни на что не годен.
- Не будьте со мной жестокими. Я стану скрытным, изворотливым, пойду на обман, чтобы избежать наказания.
Приложение 2.
Система подведения итогов дисциплины воспитанников.
За год пребывания в специальной школе воспитанник должен набрать не менее 500 баллов.
В том случае, когда воспитанник набрал 500 баллов ранее, чем за год пребывания, составляется подробная характеристика с указанием всех его положительных черт и передаётся вместе с ходатайством в суд для принятия решения о досрочном выпуске воспитанника домой.
До набора 120 баллов, прибывший в специальную школу считается новичком, за ним из числа лучших воспитанников закрепляется шеф. Новичок не имеет права выхода за территорию ( в порядке исключения по ходатайству группы директор или его заместители могут дать такое разрешение на каждый выход в отдельности). Прогулка с родителями до набора 120 баллов воспитанникам ограничивается.
Набравший 120 баллов считается воспитанником, с него снимается шефство и предъявляются более высокие требования.
Каждому воспитаннику может быть начислено за неделю 7 баллов, если он не имеет
Ни одного нарушения. Самовольный уход воспитанника из специальной школы считается предательством её интересов, при этом баллы за неделю не начисляются, а из имеющихся минусуется 100 баллов. За проступок с воспитанника снимается 50 баллов.
Прибавляются дополнительные баллы
1. Активное выполнение общественного поручения (командир класса, общественник, член учебной комиссии, член трудовой комиссии, санитар, хозяйственник). 3-5 бал.
Дополнительно баллы могут быть начислены, если по итогам учебной четверти класс занял 1 место в общешкольном соревновании.
2. Воспитаннику, прожившему неделю без нарушений дисциплины 2 балла
3. Воспитаннику, получившему одобрение в рапорте 1 балл
4. Воспитаннику, получившему оценку «5» 1 балл
5. Активному участнику общешкольных, районных мероприятий, спортивных соревнований 3 бал.
6. Благовидные поступки воспитанника до 5 бал.
7. Высокие показатели в труде, активное участие в хозяйственных делах школы.до 10 б.
Снимаются баллы за следующие нарушения
1. Потеря имущества от 5 до 20 б.
2. Умышленная порча имущества от 10 до 45б
3. За сниженную оценку в рапорте классу ( запись в рапорте) от 3 до 15 б.
4. Воровство предметов одежды, обуви, продуктов питания от 20 до 45б
5. Присвоение мелких вещей, принадлежащим другим воспитанникам от 3 до 15б
6. Бестактность по отношению к сотрудникам школы, пререкания со взрослыми,
обман взрослых 45 бал.
7. Нецензурная брань, жаргонные выражения 10 бал.
8. Имитация слов под брань, циничные жесты 40 бал.
9. Обидные клички и выражения от 5 до 15 б
10. Отказ от работы и др. случаи неподчинения 40 бал.
11. Исправление рапорта, его утеря, непредоставление взрослым от 30 до 50 б.
12. Не проставленная учителем, воспитателем оценка в рапорте 5 баллов
13. Драка, ссора, потасовка от10 до 50 б
14. Каприз, упрямство, пререкания с дежурными учащимися от 10 до 45 б.
15. Курение, хранение курительных принадлежностей от 5 до 50 б
16. Нарушение формы одежды до 10б
17. Нанесение татуировки, ущерба своему здоровью 60 баллов
18. Уход от группы без ведома воспитателя 25 баллов
19. Опоздание в строй, на физзарядку, уроки и др. мероприятия 5 баллов
20. За полученную «2» до 5 бал.
21. Недобросовестное отношение к выполнению домашнего задания от 10 до 20 б
22. Снижение оценки по дисциплине в рапорте ( запись в рапорте ) до 10 б
23.Нарушение дисциплины в общественных местах, школе, спальне, клубе,
столовой, 5 бал.
24. Хранение недозволенных вещей от 5 до 50 б
25. Вынос продуктов из столовой до 5 б.
26. Моральное разложение, недовольство режимом, циничные разговоры, поддержка нарушителей порядка от 5 до 50 б
27. Отказ от общественного поручения от 5 до 40 б
28. За снижение оценки за уборку помещений, запись в журнале. от 1 до 5 б
Приложение 3. ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАННИКА
1. Выполняй кодекс ученика.
2. Будь всегда вежлив, тактичен, правдив, верен данному слову, умей подчинять свои личные интересы общим целям – на этом основана твоя нравственная дисциплина.
3. Скромность, как ценное свойство души, и, как правило поведения, должна быть присуща учащимся. Скромность – это вежливость по отношению к самому себе.
4. Не позволяй душе лениться, давай ей постоянную пищу для размышления.
5. Не жди ничего от других, но сам другим давай всё, что можешь.
6. Приучай себя к выполнению всех правил, ибо выполняя ежедневно правила поведения, вежливости, дружбы, ты приучаешь себя к законопослушности.
7. Определи главную цель в жизни (кем я буду, чего хочу достичь ).
8. При выходе из спецшколы ты должен получить следующие документы:
- Свидетельство о рождении, (паспорт) .
- Справку о пребывании в учреждении.
- Документ об образовании (карту учащегося или аттестат).
- Характеристику.
- Медицинский полис.
- Медицинскую карту.
- Школьную медицинскую карту.
- Прививочную карту.
- Выписку терапевта.
Если нет родителей, то
- Свидетельство о смерти родителей.
- Пенсионную книжку и сберегательную книжку (для получающих пенсию).
Совет юриста.
Эти документы должны быть в подлиннике. К ним следует относиться бережно и аккуратно. Они будут нужны тебе на протяжении всей жизни.
Приложение 4.
Правовой час в 5 классе «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию отрицательного отношения к противоправным поступкам
ЗАДАЧИ: обобщить знания ребят об основных правах и обязанностях ребёнка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Раздать слова для сценок в ролях: отец, сын, ученик, учитель, Маугли, Гарри Поттер),
предварительно провести конкурс рисунков «Мои права»,повесить рисунки на доску или разместить на стенде, разместить на плакате
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
- ноября- Всемирный день прав ребёнка
Конвенция «О правах ребёнка» (1989 г)
Дети- все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства ( ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению и оскорблению)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища , тайну переписки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
- Игра «Имена».
- «Право на имя» интерактивная беседа.
- «Конвенция о правах детей.»
- Ролевая игра «Юридическая консультация».
- «Права и обязанности» - разбор ситуаций .
- Подведение итогов.
- ИГРА «ИМЕНА»
Ребята, 20 ноября Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята международная конвенция «О правах ребёнка».
Сегодня мы поговорим о правах детей.
Но сначала поиграем в игру «Имена».Сейчас по цепочке каждый встаёт и говорит своё имя и прилагательное к нему. Например я начинаю первой. Татьяна - терпеливая.
( по очереди дети говорят имена и прилагательные к ним).
- Интерактивная беседа «Право на имя»
Воспитатель- Ребята имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?
Дети- Конечно имеем.
Воспитатель- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Дети- Наши имена записаны в свидетельстве о рождении.
ВОСПИТАТЕЛЬ- Правильно, а что ещё там записано?
Дети- Там написаны наши фамилии, имена родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬ- Правильно, а ещё там написано, что вы – являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у вас права? Где они записаны? Кто их утрверждал?
Примерные ответы детей-
-В Конституции, законах, указах и т.п.
-Разрабатывали президент, депутаты..
«КОНВЕНЦИЯ О ТВОИХ ПРАВАХ»
Ребята, все права детей записаны в специальном документе , Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла20 ноября 1989 года Организация Объединённых наций. Это авторитетная международная организация возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право, право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций.
Наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые не могут противостоять всем этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они и в мирное время нуждаются в особой заботе государства. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».
Конвенция-это соглашение. Это значит, что все государства , которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей? ( Воспитатель показывает на плакате какие права есть у детей. Читают).
РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ - ЮРИСТЫ»
Когда нарушаются наши права, мы идём в юридическую консультацию, к юристу.
Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить свои права, защитить себя от произвола и самоуправства. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Юридическая консультация».Итак. Вы юристы и помогаете людям, даёте разъяснения по нарушению прав. Некоторые из прав написаны на плакате. Посмотрите на них, послушайте пришедшего за советом и помогите ему. Начинать совет нужно так-« Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…..»
М а у г л и. Так получилось, что я жил среди животных и птиц, в лесу. Потом я попал к людям. Имею ли я такие же права как все дети?
Примерные ответы детей:
-Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо в возрасте до 18 лет. Вам ещё нет 18, значит вы – ребёнок и можете иметь те же права, как и все дети.
М а у г л и. Но я не умею говорить на человеческом языке. Я жил с дикими зверями и говорю на их языке. Люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет право подвергать вас жестокому обращению, насилию, оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на свободу передвижения.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Г а р р и П о т т е р .Мой опекун постоянно перехватывает письма, адресованные мне и читает их. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на личную жизнь , на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на уважение его личного достоинства.
ВОСПИТАТЕЛЬ- Как вы думаете, ребята, почему нарушаются права детей?
Примерные ответы детей:
-не все знают права детей
-не считают детей полноценными людьми
-не уважают детей, считают их глупыми.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому и не соблюдают их прав.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Разбор ситуаций.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
У каждого человека есть права. Но воспользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
СЦЕНКА 1
-отец- Сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
-сын- А я имею право на отдых и досуг, я привык отдыхать с громкой музыкой!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Пожалуйста, помогите разобраться кто в чём не прав?
ДЕТИ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине, он не уважает права других людей.
СЦЕНКА 2.
- учитель : Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
-Дима : - Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Объясните Диме, в чём он не прав.
ДЕТИ: - Кроме прав у Димы есть и обязанности – дежурного ( как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других.
СЦЕНКА 3.
Учитель – Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики. Ведь дети её только что помыли!
Иванов – И что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Кто пояснит Иванову его права и обязанности?
ДЕТИ:
- Другие дети имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
( можно разобрать ещё пару ситуаций)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Итак, сегодня вы побывали в роли юристов, разбирали ситуации, узнали о Конвенции «О правах ребёнка». Как вы считаете, нужно ли знать свои права?
Ответы детей:
- Знать свои права очень полезно - это даёт уверенность в себе
- понравилось разбирать ситуации
-свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать права других людей
Приложение 5.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
Цели: способствовать формированию умения открыто выражать своё отношение к одноклассникам; развивать умение принимать решения самостоятельно, способствовать правильному выбору в жизни.
Оборудование: чистые листы бумаги, дерево, сделанное из бумаги, на стене плакат со строками стихотворения:
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую
Взвесь волю твёрдую, -
Каким идти?
- Воспитатель- На сегодняшнем занятии мы с вами поиграем. Для начала возьмите чистые листы, которые лежат у вас на столах. Согните лист пополам, оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. Теперь оторвите нижний левый уголок. Далее оторвите кусочек в центре. Разверните свои листы и посмотрите, сравните с листами соседей. Одинаковые они получились? Одинаковые? НЕТ!
- Какой же вывод можно сделать из этого? ( у всех ребят получилось что-то своё)
Так и в жизни: каждый человек индивидуален, это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Игра «День- ночь».
Делимся на 2 команды. Первая команда- «День» встают спинами друг к другу, а ребята из команды «Ночь» становятся внешним кругом напротив участников команды «День». Получаются пары. Задача участников найти по 3 сходства и по 3 отличия. По команде ведущего участники круга «Ночь» совершают переход влево. Так продолжается до тех пор, пока все не вернуться на своё место.
Вывод: Люди друг на друга настолько похожи, насколько отличаются друг от друга.
Игра «Чёрное и белое», ( или расскажи мне обо мне).
Команды выстраиваются друг напротив друга. Одна команда будет говорить На ухо проходящему через переход только его хорошие качества, а другая команда его плохие качества. Игра проходит до тех пор пока каждый не пройдёт.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.
-Какое качество вас заинтересовало: хорошее или плохое? Почему?
-Какую сторону хотелось слышать? Почему?
Каждый из вас сейчас смог услышать, что о вас говорят в классе, то есть в обществе, хоть и маленьком. Вряд ли это оставило вас равнодушными. Значит , когда вы говорите человеку о его качествах, это для него очень важно.
Вывод: Каждому человеку хочется услышать о разных качествах своего характера, но всё же о себе хочется услышать больше хорошего. А это значит надо быть таким, а для этого воспитывать и развивать в себе хорошие качества.
Игра «Дерево жизни».
Для этого упражнения нам понадобятся 3 маленьких листочка. Напишите на каждом из них по одной жизненной ценности, которыми вы дорожите больше всего. Теперь разложите ценности на своём столе. Если ценности схожи, то выкладывайте их по горизонтали в одну линию в разные стороны. Если ценности разные, то располагайте их по вертикали.
-Что у нас получилось?
- На что похожа эта фигура? ( на дерево нашей жизни, которое состоит из ценностей каждого ученика класса.)
А теперь давайте расположим эти ценности на нашем дереве жизни ( при помощи кнопок крепятся листочки с написанными ценностями).
Сейчас каждый из вас подойдёт и возьмёт по одной ценности, самой важной для него. Например, если вы выбрали здоровье, то вы должны забрать все листочки , на которых написана эта ценность.
На следующем этапе вы должны нарисовать на чистом листе ту ценность, которую вы выбрали и не подписывать её, передать соседу слева, чтобы он по вашему рисунку смог догадаться какую ценность вы имеете в виду и на обратной стороне написать название жизненной ценности. Листочек передаётся до тех пор, пока свой не вернётся к себе.
(Обсуждение нарисованного и написанного).
Вывод: Оказывается каждый из нас может без слов объяснить, что имеет какую-то ценность и дорожит ею.
-Ребята, как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как?
И ещё одна игра. Снова пишите по три ценности на отдельных листочках.
Представьте такую ситуацию: вы поссорились с родителями, ушли из дома и сильно страдаете. У вас плохо на душе, нет денег на еду… и тут… вам встречается такой человек, который, по его словам, хочет вам помочь. Он обещает, что через некоторое время всё забудется, не будет никаких печалей и забот, если вы попробуете наркотики, пойдёте на кражу и у вас будет еда. Вы согласились. Вам действительно стало легче…Но через некоторое время у вас опять появились проблемы и вы уже сами ищете того «доброго» человека, вам необходимо опять забыться…Вы уже зависите от наркотиков. Но за это вы должны расплатиться одной из ценностей. Отдайте по одной из своих ценностей.
В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. Отдайте ещё одну ценность. В другой раз вы готовы сами отдать последнюю свою ценность. Больше у вас не осталось ценностей и придётся отдать свою жизнь.
Задумайтесь, какой выбор у вас? Какой путь выберете вы? Вас всегда будет стоять соблазн выбора лёгкого пути или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения.
Приложение 6. ПРАВОВОЙ ТУРНИР
для учащихся 7-9 класса
1. РАЗМИНКА.
- Назовите основные государственные символы.
Герб, флаг, гимн.
- Что такое право?
Право – совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.
- Назовите Основной закон государства.
Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантии этих прав.
- Что такое преступление?
Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
- Что такое алиби?
В уголовном процессе – обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого), если он в момент совершения преступления находился в другом месте.
- Что такое презумпция невиновности?
Положение, согласно которому обвиняемый(подозреваемый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законном порядке.
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.
конкурс ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
- Очень часто правонарушители и преступники говорят в своё оправдание, что они не знали, что им за это будет, то есть не знали закона. Применяется ли к ним наказание в таком случае?
Незнание законов никогда не освобождает от ответственности!
-Распространённое правонарушение в школе – вымогательство денег. Каким кодексом определяется за него наказание? И какое?
Наказание определяется уголовным кодексом. При угрозе – до 3 лет лишения свободы, при неоднократном вымогательстве – до 7 лет, особо опасное – рэкет, до 15 лет.
- Подростки 12-14 лет жестоко избили своего товарища. Какая мера будет к ним принята?
Отправка в спецшколу.
-Применение в речи нецензурной лексики. Так ли это безобидно? Что это правонарушение или преступление?
Это всё-таки преступление, за которое полагается либо штраф, либо лишение свободы до 3 лет.
БЛИЦКОНКУРС
1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
2. Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать)
3. Уголовное преступление, описанное в произведении О. Генри «Вождь краснокожих».
(Киднеппинг)
4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера)
5. Посредник в спорах несудебного характера. (Арбитр)
6. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое путём угроз и насилия. (Рэкет)
7. Государственное преступление, особо опасное , выражающееся в похищении, передаче сведений, представляющих государственную тайну. ( Шпионаж)
ЛИТЕРАТУРНО – ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Бедной девочке запрещено участвовать в играх и забавах своих сестёр. Какая статья Конвенции была нарушена?
( если бы события происходили в нашей жизни?)
Статья 31. Право ребёнка на отдых и досуг.
2. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что нарушено?
Нарушается статья 11 Конвенции « О правах ребёнка». Она предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и статья 16 Конвенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Патриотическое воспитание"
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправ...
План работы по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся
План по правовому воспитанию молодежи и подростков...
Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса
8 класс. 2015-2016 гг. 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....
ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»
МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....
Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ
Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ...
Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ
Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ...