ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»
проект на тему
МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основными задачами учреждения являются создание условия для: обеспечения безопасности и сохранения здоровья обучающихся; развития личности, ее самореализации и самоопределения; формирования у обучающихся современного уровня знаний; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам граждан, любви к окружающей среде, Родине, семье; осознанного выбора профессии; социальной адаптации подростков, находящихся в социально опасном положении; социальной реабилитации взрослых, своевременно не завершивших основное и (или) среднее (полное) общее образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tso_vospitanie_zakonoposlushnogo_grazhdanina.doc | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Окружной администрации г. Якутска
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Центр образования»
ПРОГРАММА
«Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»
Утверждена Управляющим
Советом МОБУ «Центр образования»
Протокол заседания №6 от 14 февраля 2014
Председатель УС
_____________Тимофеева Е.С.
Программа принята на
Педагогическом совете МОБУ «ЦО»
Протокол № 5 от 24 января 2014
г. Якутск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………….….3
Описание организации (специфика)……………………………………………..6
Социальная значимость Программы…………………………………………...9
Цель и задачи Программы…………………………………………………………13
Описание Программы: Стратегии и механизмы достижения
поставленных целей по направлениям………………………………………....15
Стратегия Программы……………………………………………………………21
Рабочий план реализации Программы……………………………………….....22
Ожидаемые результаты………………………………………………………....28
Возможные риски и проблемы при реализации Программы………………29
Перечень индикаторов оценки мероприятий Программы…………………30
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Трудновоспитуемый ребенок сегодня – законопослушный гражданин завтра |
Дата утверждения Программы ( наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Принят педагогическим советом МОБУ «ЦО» Протокол № 5 от 24 января 2014 |
Заказчик Программы | Управление образованием в лице администрации МОУ «Центр образования» |
Координатор Программы | Иванова Татьяна Ивановна, методист отдела ВР и ДО УО |
Основные разработчики Программы | Борисов Дмитрий Дмитриевич; Иванов Алексей Иванович; Титова Наталья Аркадьевна |
Основная цель Программы | Формирование ответственного, законопослушного поведения личности путем создания единого воспитательного пространства. |
Задачи Программы |
|
Сроки и этапы реализации | 2014 – 2017 годы I этап – 2014 год-подготовительный II этап – 2014-2017 годы - практический III этап- 2017 год- обобщающий |
Направления Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы | Выполнение мероприятий программы позволит:
|
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
|
Система организации контроля исполнения Программы | Текущее управление, контроль, координацию по реализации Программы осуществляет заказчик |
Описание организации (специфика)
МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основными задачами учреждения являются создание условия для: обеспечения безопасности и сохранения здоровья обучающихся; развития личности, ее самореализации и самоопределения; формирования у обучающихся современного уровня знаний; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам граждан, любви к окружающей среде, Родине, семье; осознанного выбора профессии; социальной адаптации подростков, находящихся в социально опасном положении; социальной реабилитации взрослых, своевременно не завершивших основное и (или) среднее (полное) общее образование.
Согласно Уставу, школа обеспечивает прием всех граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих медицинских противопоказаний, по направлению Управления образования Окружной администрации г. Якутска. В приеме может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест в Учреждении. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует программы основного и среднего общего образования: II уровень - основное общее образование (нормативный срок освоения 3 года – 7-9 классы). III уровень - среднее общее образование (нормативный срок освоения 3 года – 10-12 классы). При школе открыт учебно-консультационный пункт для осужденных ФКУ ИК-1, ФКУ КП-2 УФСИН России по РС(Я).
В школе не предусмотрено начальное звено /1-4 классы/ и обучение в основной школе идет только с 7 класса. Соответственно несовершеннолетние, поступающие в нашу школу, ранее обучались в других общеобразовательных школах, где у них выработалось уже определенная жизненная позиция по отношению к школе и к обществу в целом, к сожалению, у многих обучающихся негативная. Из числа вновь поступающих в школу, согласно социальному паспорту школы, – в среднем 1/2 контингента обучающихся состоит на учете ПДН, КДН и УИИ. Часть учащихся, обучаясь в других школах, совершили противоправные действия, в связи с чем, были переведены в нашу школу.
Контингент учащихся вечерней школы является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми его характеристиками являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, неблагополучные семьи, низкокультурные слои, группы с асоциальными ценностями и т.п.). При этом типичным следствием отставания в учебе (а то и причиной этого отставания) является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением. В МОБУ «Центр образования» в одном классе одновременно могут учиться:
• допризывная молодежь, призывники, отслужившие армию, представители более старших возрастов;
• выходцы из социально полноценных семей и семей социально безответственных родителей, опекаемые, сироты;
• высоко-, средне-, малообеспеченные и живущие за чертой бедности;
• социально адаптированная молодежь, подростки и юноши (девушки, женщины) из группы риска, состоящие на учете в КДН и ЗП,ПДН,УИИ, находящиеся под следствием, судимые, (в условиях вечерних школ в местах отбывания наказания – заключенные);
• молодые родители, одинокие матери;
• маргиналы, беженцы, вынужденные переселенцы с самым различным уровнем реальной учебной подготовленности и степенью владения русским языком;
• учащиеся техникумов и профтехучилищ, получающие параллельное общее образования в школе;
• учащиеся с высокой мотивацией (и показателями учебной деятельности), средней, низкой и устойчиво негативной.
Согласно учебному плану «Центра образования» разработанный на основе Базисного учебного плана утвержденного приказом министерства России (№ 322 от февраля 1998г.), а также по типу школы, (МОБУ «Центр образования» относится к вечерне-сменному типу школы) занятия дополнительным образованием, техническими и иными кружками не предусмотрены. В связи с этим школа проводит организацию привлечения несовершеннолетних к кружкам, спортивным секциям через муниципальные учреждения дополнительного образования детей.
«Ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста»
Ст.1 Конвенции ООН
Социальная значимость Программы
Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.
Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе трудновоспитуемых подростков. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или «трудновоспитуемых подростках» мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.
Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.
При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.
Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.
Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.
Согласно социальному паспорту за 1-ое полугодие 2013-2014 уч.г. МОБУ «ЦО» выявлены следующие факты:
- 58% несовершеннолетних учащихся состоят на профилактическом учете;
- из 100% «учетников» 55% состоят на учете по причине систематических пропусков уроков без уважительной причины, 15% по причине употребления спиртных напитков, психотропных веществ, 30% по различным правонарушениям;
- за текущий период времени выявлены факты девиантного поведения обучающихся состоящих на учете: драки, конфликты, употребление спиртных напитков, курение, различные правонарушения;
- только 32% обучающихся охвачены дополнительным образованием;
- 17% неуспевают по трем и более предметам;
- около 48% несовершеннолетних воспитываются в неполных семьях;
- уровень образования родителей таких подростков значительно ниже общеобразовательного уровня населения республики;
Согласно результатам психологического анкетирования за 1-ое полугодие 2013-2104 уч.года:
- тревожность: Низкий –50% Средний -29% Высокий –21%
- индекс агрессивности реакций т. Басса – Дарки: склонность к агрессии –35%, склонность к враждебности -23%, отсутствие агрессии –41%;
- уровень самооценки: низкий – 29%, средний – 32%, высокий –38%
- около 70% родителей обучающихся, которые состоят на учете в КДНиЗП, ПДН, внутришкольном профилактическом учете, проявляют безразличие к проблемам своих детей, не интересуются их друзьями, кругом общения;
- в 50% таких семей подростки находятся вне контроля родителей;
Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 339-3 № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», МОБУ «Центр образования» определяет следующие приоритетные направления в своей работе в 2014 году:
- защита прав и законных интересов детей;
- профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;
- профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- аргументированная пропаганда здорового образа жизни;
- социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;
- развитие социального партнерства.
Положив за основу вышеуказанные приоритетные направления, МОБУ «Центр образования» разработал Программу деятельности под рабочим названием «Трудновоспитуемый подросток сегодня – законопослушный гражданин завтра» который, в свою очередь, тесно переплетен с целью и задачами воспитательной работы школы. Данная программа направлена на формирование законопослушного гражданина путем создания единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Все усилия по профилактике противоправного поведения учащихся должны быть скоординированы. Работу необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, социально-психологической службой, педагогическим коллективом, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, медицинскими и другими институциями. Программа предоставляет подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными и нужными.
Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны.
Вольтер
Цель Программы
- Профилактика негативных тенденций в подростковой среде, улучшение нравственного и правового воспитания учащихся.
- Формирование ответственного, законопослушного поведения личности.
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
- Оказание необходимой и своевременной воспитательной, психологической, социальной и правовой помощи.
- Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи Программы
- Формировать у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о правах и обязанностях несовершеннолетних.
- Повысить уровень правовой культуры вследствие информационно-просветительских мероприятий.
- Формировать и повысить мотивацию к правовому, законопослушному поведению обучающихся.
- Осуществлять диагностическую работу с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Провести информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и к окружающим.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм законопослушного поведения.
- Прививать уважение к одноклассникам, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в классном коллективе.
- Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы законопослушного поведения.
Описание Программы: Стратегии и механизмы достижения поставленных целей по направлениям
Программа рассчитана на три года и разбита на 3 этапа реализации, в течение 2014-2019 учебного года.
I этап – аналитический
- Аналитико-диагностическая деятельность (диагностика микро и макросоциума);
- Определение стратегии и тактики деятельности;
- Разработка Программы.
II этап – практический
- Оказание психолого-педагогической, социальной и правовой поддержки обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- Использование личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
- Через внеурочную социально-педагогическую деятельность привитие подросткам необходимых компетенций для дальнейшего образования и самообразования;
- ориентирование обучающихся на осознанный выбор профессии.
III этап - обобщающий
- Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации Программы информации;
- Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целями и задачами;
- Определение перспектив дальнейшей реализации Программы.
Методы достижения и выполнения намеченных целей (по направлениям):
1. Защита прав и законных интересов детей
- проведение декады правовых знаний;
- проведение Дня открытых дверей для родителей;
- встречи учащихся, преподавателей, родителей с представителями правоохранительных органов, с представителями прокураторы;
- оформление уголка правовых знаний, выпуск стенгазет на соответствующие темы;
- работа клуба «ШСП» по законопослушному поведению;
- методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся;
- организация разъяснительной работы о нормативно-правовой и законодательной основах для всех участников образовательного процесса /обучающиеся, родители или законные представители, педагоги/ с целью ликвации юридической безграмотности, в том числе ведение предмета «Основы права» в 10-12 классах с целью повышения уровня правовой культуры;
2. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей:
- контроль за посещаемостью занятий, поведением учащихся;
- малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
- диагностика с целью выявлений учащихся, склонных к асоциальному поведению;
- определение причин отклонения и психологических особенностей личности;
- индивидуальная работа с «трудными» подростками (ведение учётных карточек);
- вовлечение «трудных» подростков в различные формы групповой деятельности (кружки, секции, проект «Социальное волонтерство» и т.д.);
- выявление дезадаптированных учащихся и организация работы с ними;
- контроль учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в КДНиЗП, ПДН;
- выявление и учет неблагополучных семей, диагностика внутрисемейных отношений, организация работы с семьями;
- заседания Совета профилактики;
- взаимодействие с организациями профилактики;
- организация досуга учащихся;
- определение учащихся на летний период, трудоустройство;
- организация посещений на дому с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями.
3. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- встречи, лекции, беседы специалистов (КДНиЗП, ПДН, прокуратура) с учащимися, преподавателями, родителями;
- сверка состоящих на профилактическом учете с КДНиЗП, ПДН;
- организация встреч, экскурсий в исправительные учреждения для несовершеннолетних;
- организация совместных рейдов по семьям находящихся в группе риска.
4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:
- вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.
- лекции, беседы, классные часы с учащимися, преподавателями, родителями по вопросам здорового образа жизни;
- лекции, беседы, информационно-просветительская работа по профилактике табачной, алкогольной и наркотической зависимости для учащихся;
- встречи с интересными людьми, известными спортсменами по вопросам формирования здорового образа жизни;
- проведение оздоровительных мероприятий для учащихся (участие на соревнованиях, товарищеских встречах и т.д.);
- организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
- показ социальных роликов на формирование и повышение мотивации к занятиям спортом, ведение ЗОЖ, отказа от пагубных привычек;
- трансляция спортивных мероприятий.
5. Социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии:
- консультирование;
- тренинги общения, личностного роста, модификации поведения, волевых качеств, адаптационный тренинг;
- беседы, классные часы, круглые столы по вопросам становления личности, предупреждения конфликтов;
- работа клуба «Школьная служба примирений».
- Развитие социального партнерства.
- освещение мероприятий школы через СМИ;
- публикация мероприятий на сайте, в том числе на сайте сторонних организаций;
- обращение к организациям за спонсорской помощью;
- участие на съемках различных телепередач по воспитательной тематике.
Участники Программы (целевая аудитория)
При разработке Программы учтены психологические особенности возрастного периода обучающихся, их практические потребности в определенном минимуме правовых знаний в период учебы, в процессе трудовой и общественной деятельности, в семейной жизни. Содержание программы поможет всем участникам ориентироваться в правовых аспектах повседневных отношений в социуме.
Предложенная Программа рассчитана на обучающихся 7 – 12 классов. При составлении Программы были учтены психологические особенности различных возрастных периодов.
7-9 класс (с 14 лет согласно Уставу МОБУ ЦО) — начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж.Руссо). В психологическом облике подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста. Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка — в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка.
Основные задачи развития: 1) формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии; 2) развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их; 3) развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; 4) развитие воображения; 5) развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; 6) формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека; 7) развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
10-12 класс (16-18 лет). Ранний юношеский возраст — чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Руссо («Эмиль, или О воспитании») говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько даже о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в известной степени есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера.
Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности: 1) Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); 2) Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; 3) Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; 4) Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Участники Программы:
Обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, родители, органы профилактики, муниципальные учреждения дополнительного образования детей, общественность.
Взаимодействие участников осуществляется в схемах:
- Подросток - подросток
- Подросток - учитель
- Подросток - родитель
- Подросток - представитель общественности, представитель органа профилактики.
- Учитель - родитель
- Родитель - представитель общественности, представитель органа профилактики.
СТРАТЕГИЯ ПРОГРАММЫ
Трудный подросток
Законопослушный гражданин
Рабочий план реализации программы
№ | Мероприятия | Ответст. | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. (В том числе на выявление жестокого обращения с детьми ) | Класс. рук. Педагог- психолог | Янв., фев., сент., окт. | Сент., окт. | Сент., окт. |
2 | Изучение причин социальной дезадаптации обучающихся. Изучение положения подростка в коллективе. | Класс. рук., ЗДВР | Янв., февраль. | В течение года | В течение года |
3 | Изучение причин условий жизни и поведенческих тенденций. | Педагог-психолог, класс. рук. | Янв., февраль. В течение года | В течение года | В течение года |
4 | Сбор банка данных, постановка на профилактический учет. | Класс.рук., ЗДВР | Янв., февраль. В течение года | В течение года | В течение года |
5 | Выявление обучающихся «группа риска» с помощью анкетирования, тестов, бесед и т.д. | Педагог-психолог, ЦППРиКДП, ДГБ | 1 раз в полгода | 1 раз в полгода | 1 раз в полгода |
6 | Проведение коррекционной работы с «трудновоспитуемыми» подростками. | Психолог | В течение года | В течение года | В течение года |
7 | Сверка учащихся состоящих на учете в ВШУ,ПДН,КДН,УИИ а также по совершенным преступлениям. Составление списков. | Зам. директора по ВР, инспектора ОУУП и ПДН 1,2,3,4 ОП ММУ МВД РФ (Якутское) Классные руководители. | Раз в четверть, по мере необходимости | Раз в четверть, по мере необходимости | Раз в четверть, по мере необходимости |
8 | Традиционное ежегодное мероприятие совместно с ДПЦ (Детский подростковый центр) «Осенний позитив» (привлечение обучающихся к кружкам, секциям) | ЗДВР, класс.рук. специалисты ДПЦ | Ноябрь | Ноябрь | Ноябрь |
9 | Целевая операция «Находка». Выявить учащихся не приступивших к учебным занятиям. Принять меры по возобновлению их к учебе. | Зам. директора по ВР, классные рук, инспектора ОУУП и ПДН 1,2,3,4 ОП ММУ МВД РФ (Якутское) Классные руководители. | Янв., сент, | Янв., сент, | Янв., сент, |
10 | Ведение учетных карточек состоящих на проф.учете | Класс. рук., ЗДВР | В течение года | В течение года | В течение года |
11 | Рейды по семьям, состоящим на профилактическом учете (группа риска) | Зам. директора по ВР, классные рук., инспектора ОУУП и ПДН 1,2,3,4 ОП ММУ МВД РФ (Якутское) Классные руководители. | В течение года | В течение года | В течение года |
12 | «Законы школы» - беседы, лекции, классные часы по ознакомлению с нормативными актами и документами, регулирующие работу общеобразовательных учреждений. | ЗДВР, учитель по предмету «Основы права», класс.рук. | Сент. | Сент. | Сент. |
13 | Инструктажи по ПДД, ТБ, классные часы на аналогичные темы | Класс. рук. | 1-2 раза в четверть | 1-2 раза в четверть | 1-2 раза в четверть |
14 | Классный час «Учись быть пешеходом», встреча инспектором ГИБДД, инструктажи по ПДД: Законы и другие нормативно- правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по обеспечению безопасности правил дорожного движения, встреча с инспектором ГИБДД | Инспектор ГИБДД, учитель «ОБЖ» | Сентябрь | Сентябрь | Сент. |
15 | Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | ЗДВР, класс.рук. | В течение года | В течение года | В течение года |
16 | «Недопустимость противоправных действий, профилактика правонарушений» - цикл лекций для н/л состоящих на учете. | Инспектор ПДН 2 ОП | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
17 | Конкурс рисунков «Дорога без опасности» с 7 – 9 кл. Оформление стенда о Безопасности дорожного движения Беседа «Как вести себя в кризисных ситуациях»; Урок «Безопасное поведение пешеходов на улицах и дорогах»; Урок «Дорожно-транспортная безопасность». | Инспектор отдела пропаганды ГИБДД, учитель «ОБЖ» | |||
18 | «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Цикл лекций, бесед. | Следователь ОУУП и ПДН 2 ОП ММУ МВД РФ (Якутское) СУ при УВД по г. Якутску | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
19 | Обеспечение 100% охвата обучающихся состоящих на проф. учете дополнительным образованием и досуговой деятельностью. | Класс. рук., ЗДВР | В течение года | В течение года | В течение года |
20 | «Пьянство всему виной» - лекции с участием врачей – специалистов для учащихся и родителей по классам. | Врачи ДГБ, класс. рук., ЗДВР | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть |
21 | Лекции для обучающихся с 7-го по 12кл «Пагубное влияние наркотиков на организм человека» | Специалисты УФСКН России по РС(Я). | Окт. | Окт. | Окт. |
22 | Беседа по теме «Профилактика беременности несовершеннолетних» для обучающихся с 7-го по 12кл | МБУ ДГБ ГО г.Якутска Подростковый гинеколог | Ноябрь | Ноябрь | Ноябрь |
23 | «Я имею право…» - беседы, классные часы по проблеме прав н/л | Зам. директора по ВР, классные рук., Инспектор ОУУП и ПДН 2 ОП ММУ МВД РФ (Якутское) | В течение года | В течение года | В течение года |
24 | «Детские проблемы» - беседы с участием психологов, родительского комитета о проблемах подростков. | Зам. директора по ВР Педагог-психолог, психологи ЦППРиКДП | В течение года | В течение года | В течение года |
25 | Лекции «Формирование ЗОЖ» для учащихся. | Психологи ЦППРиКДП класс.рук., дир. «ЗОЖ» | В течение года | В течение года | В течение года |
26 | Цикл лекций на тему: «Причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний» | Врачи ДГБ, класс.рук. | Окт. | Окт. | Окт. |
27 | Проведение спортивных мероприятий совместно с социальными партнерами (матчи, игры, соревнования) | ЗДВР, класс.рук., социальные партнеры, дир. «ЗОЖ» | В течение года | В течение года | В течение года |
28 | Цикл лекций на правовую тематику: «Понятие преступления. Категория преступления. Рецидив преступления»; «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних» и т.д. | Учитель «Основы права» | На уроках «Основы права» | На уроках «Основы права» | На уроках «Основ права» |
29 | Тренинг: « Навыки общения». | Соц. педагог | В течение года | В течение года | В течение года |
30 | Изучение и обмен опытом на региональном семинаре вечерних школ, на тему «Формирование законопослушного поведения» | Администрация | март | март | март |
31 | Участие в региональном семинаре вечерних школ | Администрация | март | март | март |
32 | Декада посвященная «Конституции РФ» | ЗДВР, класс.рук | Декабрь | Декабрь | Декабрь |
33 | Выпуск стенгазет на правовую тематику | Зам. директора по ВР Соц. педагог | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть |
34 | Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения | Педагог-психолог, психолги ЦППРиКДП | В течение года | В течение года | В течение года |
35 | Исследование адаптации к школе | Психолог, соц. педагог | Первая четверть | Первая четверть | Первая четверть |
36 | Классные часы по плану общественного поста ЗОЖ | Классные руководители, исп. дир. поста ЗОЖ | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
37 | Разработка и реализация проекта «Социальное волонтерство» | Отв. Ромашова Т.Ф., упол. по правам участ. обр.процесса | В течение года | В течение года | В течение года |
38 | Игры: интеллектуально-познавательные игры, деловые игры, правовые игры | Класс.рук., ЗДВР | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть |
39 | Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг», «Ты и твои права», «Права и обязанности н/л» | Инспектор ПДН, ЗДВР, класс.рук. | Октябрь Ноябрь, Март , | Октябрь Ноябрь, Март , | Октябрь Ноябрь, Март , |
40 | Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | Классные руководители | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть |
41 | Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | Нарколог городской больницы. | 1 раз в полугод. | 1 раз в полугод. | 1 раз в полугод. |
42 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях, -турпоходах. | Зам. директора по ВР. | В течение года | В течение года | В течение года |
43 | Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» | Педагог-психолог | В течение года | В течение года | В течение года |
44 | Составление рекомендаций для подростков по оздоровлению в домашних условиях | Мед. работник | 3-я четверть | 2-я четверть | 1-ая четверть |
45 | Профориентационная работа с учётом состояния здоровья. | ЗДВР | 1 раз в полугодие | Раз в четверть | Раз в четверть |
46 | Лечебно-профилактические мероприятия по профилактике репродуктивного здоровья девочек | Мед. работник, врачи ДГБ | Один раз в четверть | Один раз в четверть | Один раз в четверть |
47 | Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Классные рук., ЗДУВР | В течение года | В течение года | В течение года |
48 | Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | Учителя-предметники | В течение года | В течение года | В течение года |
49 | Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | Класс.рук. | В течение года | В течение года | В течение года |
50 | Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации | Мед.работник, врачи ДГБ | 1 раз в пол. | 1 раз в пол. | 1 раз в пол. |
51 | Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. | ЗДВР | По мере необходимости | По мере необходимости | По мере необходимости |
52 | Юридическая консультация для подростков и родителей | Учитель «основы права», упол.по правам.участ. образ. процесса | По мере обращ. | По мере обращ. | По мере обращ. |
53 | Заседания Совета по профилактике правонарушений | Члены Совета профилактики | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
54 | Собеседование с классными руководителями по профилактике правонарушений | ЗДВР, педагог-психолог, класс.рук. | В течение недели | В течение недели | В течение недели |
55 | Лекции на духовно-нравственную тематику с представителем Православной церкви | ЗДВР, Православная церковь | Ноябрь | Апрель | Ноябрь |
56 | Ежегодные соревнования с целью пропаганды ПДД «Скутер-стрит» | Инспектор отдела пропаганды ГИБДД, учитель «ОБЖ» | Май | Май | Май |
57 | Анализ воспитательной работы, анализ реализации ПРОГРАММЫ | ЗДВР | Май | Май | Май |
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий программы позволит:
- использовать существующие возможности и объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, , ПДН, КДНиЗП и др. органов профилактики;
- повысить количество обучающихся, вовлеченных в дополнительное образование;
- улучшить социальное-психологическое здоровье ребенка;
- осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
- создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
- совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов;
- мотивировать обучающихся к сознательному законопослушному поведению;
- снизить негативные тенденции в детско-подростковом сообществе;
- повысить правовую культуру и ликвидировать юридическую безграмотность;
- мотивировать обучающихся к бережному отношению к своему здоровью.
Возможные риски и проблемы при реализации программы
- Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
- Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
- Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
- Высокий уровень подавления и насилия.
- Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
- Влияние негативной среды и окружения на мировоззрение детей.
- Трудности воспитательной работы с детьми с задержкой различных видов развития.
- Отсутствие должной отдачи со стороны родителей. (Равнодушное отношение в семье к проблемам детей).
Перечень индикаторов оценки мероприятий Программы
- Удельный вес обучающихся, состоящих на учете в ПДН и КДН и ЗП, охваченных разными формами социально-значимой общественной деятельности, в %;
- Охват обучающихся программами дополнительного образования, в учреждениях дополнительного образования детей, в %;
- Повышение успеваемости до 100%;
- Ликвидировать количество пропусков без уважительной причины;
- Рецидив преступлений, правонарушений;
- Участие в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях;
- Ликвидация уровня тревожности в %;
- Повышения уровня самооценки в %;
- Уменьшить индекс агрессии и враждебности в %;
- Удельный вес обучающихся, склонных к аддикции, в %;
- Активное участие родителей в жизни школы;
- Увеличение числа социальных партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»
Реализация данной программы в ОУ поспособствует воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и...
Родительское собрание на тему: "Воспитание законопослушного гражданина"
Убедить родителей в воспитании законопослушного гражданина....
ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»
МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ВОСПИТАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"
Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....
Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» Период 2020-2025
Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...
Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»
Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»...