Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrektsii_povedeniya.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Структурное подразделение № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по коррекции поведения
для 4-д класса
Автор-составитель:
Учитель 4-д класса
Обморнова Елена Александровна
Москва, 2015
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов
- Требования к уровню подготовки учащихся
Пояснительная записка
Состав учащихся современных школ VIII вида существенно отличается от их состава 10-15 лет назад. В настоящее время более половины учащихся таких школ составляют дети с сочетанными нарушениями развития. В большинстве случаев, это дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, сочетанной с расстройствами аутистического спектра, а также дети с различными генетическими нарушениями, в том числе с редкими генетическими отклонениями, имеющими аутистические проявления. Вышеназванные категории детей имеют значительные сложности в коммуникации, что существенно затрудняет процесс обучения и воспитания, а также препятствует возможности их социальной адаптации.
Состав классов в современной коррекционной школе VIII вида неоднороден по возрасту учащихся, их диагнозу, уровню развития коммуникативных умений. Это определяет выбор новых направлений, методов и приемов работы. В частности, альтернативных полисенсорных систем коммуникации, таких как системы коммуникации при помощи карточек с изображениями, при помощи жестов, а также глобального чтения. Использование в данной программе элементов этих систем, в сочетании с традиционными методами развития устной речи и ее предпосылок, обеспечивает формирование и развитие коммуникативных умений у детей различных категорий, что является чрезвычайно важным в современной системе коррекционного образования.
Представленная программа предназначена в основном для детей, имеющих сочетанные нарушения развития, умеренную и тяжелую степени интеллектуального нарушения. Она призвана помочь школьникам научиться устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях. Программа направлена как на расширение возможностей детей, которым сложно пользоваться устной речью, на формирование предпосылок развития вербального общения, так и на развитие коммуникативных умений детей, которые уже владеют устной речью. Решение данных проблем поможет установить прочную связь между педагогом и учащимися, минимизировать нежелательное поведение школьников, улучшит эмоциональный фон в учебном коллективе и семье, а значит, обеспечит эффективность процесса обучения и социальной адаптации.
Работа в рамках программы должна осуществляться специалистами в сотрудничестве с родителями и включать различные формы организации (классная, внеклассная, внешкольная). Кроме того, важную роль в освоении программы играет установление междисциплинарных связей.
В программе содержится примерный перечень требований к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с особенностями коммуникативной деятельности учащихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра, эти требования представлены четырьмя уровнями:
1 -й уровень — высокий, характеризуется усвоением всего пройденного материала в полном объеме (его могут достичь ученики, владеющие фразовой речью и околоречевыми средствами коммуникации);
- й уровень — средний, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации в полном объеме, частичным овладением устной речью и околоречевыми средствами коммуникации;
- й уровень - ниже среднего, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации и околоречевыми средствами коммуникации в неполном объеме;
- й уровень - низкий, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации и околоречевыми средствами коммуникации в объеме, позволяющем удовлетворить основной набор витальных потребностей.
Целью программы является формирование и развитие коммуникативных умений учащихся с различной степенью умственной отсталости, а также учащихся с сочетанными нарушениями онтогенеза.
Основными задачами программы являются:
- развивать понимание устной речи;
- развивать предпосылки формирования коммуникативных умений (развитие артикуляции, крупной и мелкой моторики, умения подражать);
- формировать и развивать вербальные коммуникативные умения (развитие активного словаря, фразовой речи, умения вступать в диалог);
- формировать и развивать умение понимать и использовать невербальные средства коммуникации (мимику, жестикуляцию, интонационную сторону речи, тактильный и визуальный контакт, коммуникативную дистанцию);
- формировать и развивать умение пользоваться элементами альтернативных систем коммуникации;
- формировать умение коммунициировать со сверстниками и взрослыми в процессе игры и досуговой деятельности;
- формировать правильное поведение в окружающей среде.
2 класс (1 ч в неделю)
Примерная тематика
"Повторение", "Я и мои одноклассники", "Знаки приветствия", "Да и нет", "Поделись с другом", "Попроси меня правильно", "Большой и маленький", "Учимся и играем", "Я хочу...", "Навыки гигиены", "Играем вместе".
Жесты: да, нет, большой, маленький, одевать, мыть руки, чистить зубы, дом. Пиктограммы: да, нет (все этапы), учиться, большой, маленький, одевать, мыть руки, чистить зубы, дом (формирующий этап и этап закрепления).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- й уровень:
- инициировать диалог со взрослым и сверстниками
- просить взрослого о помощи
- понимать интонационную окраску речи взрослого (радость, гнев)
- использовать жестикуляцию при общении (указательные, аффективные жесты)
- устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
- составлять рассказ по предметной картине с частичной помощью взрослого
- понимать значение изученных пиктограмм и жестов, уметь их использовать
- й уровень:
- вступать в диалог, инициированный взрослым, используя доступные средства коммуникации
- использовать при коммуникации звукоподражания и простые слова
- просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
- устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
- понимать интонационную окраску речи взрослого (радость, гнев)
- использовать жестикуляцию при общении (указательные, аффективные жесты)
- описывать предметные картины с помощью взрослого, используя доступные
средства коммуникации
- понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
- й уровень:
- пытаться называть свое имя
- здороваться и прощаться при помощи жестов с частичной помощью взрослого
- просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
- адекватно ситуации реагировать на визуальный контакт со взрослым
- адекватно ситуации реагировать на тактильный контакт со взрослым (касание руки, плеча)
- использовать жестикуляцию при общении (указательные)
- использовать при коммуникации звукоподражания
- описывать предметные картины с помощью взрослого, используя доступные
средства коммуникации
- участвовать в играх без помощи взрослого
- понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, уметь их использовать (по выбору учащегося)
- й уровень:
- реагировать на приветствие и прощание
- просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
- использовать жестикуляцию при общении (указательные)
- адекватно ситуации реагировать на визуальный контакт со взрослым
- участвовать в играх с частичной помощью взрослого
- понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, пытаться их использовать
(по выбору учащегося)
4 класс
(1 ч в неделю)
Примерная тематика:
"Повторение", "Мой класс", "Основы вежливости", "Если ты заболел", "У врача", "Уборка в школе и дома", "Температура", "Громкость", "Я хочу...", "Мои увлечения",
"Общаемся вместе".
Жесты: убирать, тепло, холодно, громко, тихо, больной (болит), смотреть, ехать на автомобиле.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
- й уровень:
- инициировать и поддерживать диалог со взрослым и сверстниками
- понимать мимические выражения эмоций (страх, удивление)
- понимать интонационную окраску речи взрослого (удивление, страх)
- использовать тактильный контакт со взрослым адекватно ситуации общения
- составлять рассказ по сюжетной картине с частичной помощью взрослого
- понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
- й уровень:
- инициировать диалог со взрослым
- понимать мимические выражения эмоций (страх, удивление)
- понимать интонационную окраску речи взрослого (удивление, страх)
- описывать предметные картины с частичной помощью взрослого, используя доступные средства коммуникации
- понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
- й уровень:
- понимать мимические выражения эмоций с помощью взрослого (радость, грусть)
- устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
- устанавливать тактильный контакт со взрослым и сверстниками
- описывать предметные картины с частичной помощью взрослого, используя доступные средства коммуникации
- понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, уметь их использовать (по выбору учащегося)
- й уровень:
- здороваться и прощаться при помощи жестов с помощью взрослого
- устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
- адекватно ситуации реагировать на тактильный контакт со взрослым (касание руки, плеча)
- сидеть в кругу, соблюдать очередность
- понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, пытаться их использовать (по выбору учащегося)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...