Воспитательная программа
методическая разработка на тему

 

Воспитательная программа

профилактической работы

по предупреждению приобщения учащихся

к употреблению наркотических   средств

«В жизнь без наркотиков»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zhizn_bez_narkotikov.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

 

Воспитательная программа

профилактической работы

по предупреждению приобщения учащихся

к употреблению наркотических   средств

«В жизнь без наркотиков»

Срок реализации: ежегодно

Возраст учащихся:10-16 лет

Составитель: Алимова Н.А.

Пояснительная записка

     В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ). Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

     Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

     В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

     Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, необходимо способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.

     Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других ПАВ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование личности стойкой к стрессовым ситуациям. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха. Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.

     Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.

Цели программы:

     Каждой возрастной категории своя целевая установка.

1-4 классы:

- пропаганда здорового образа жизни;

5-7 классы:

- формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью –   основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе;

8-9 классы:

- формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных

  целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам  здоровья.

Задачи программы:

- предупреждать возникновение у подростков установки на желание попробовать наркотик;

- обеспечить эффективность занятий с детьми, склонными к употреблению наркотических средств;

- совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики наркомании и правонарушений;

- направить работу школьной социально-психологической службы на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных качеств, способных провоцировать желание употребить наркотики;

- привлечь родителей к вопросам профилактики наркомании.

Содержание программы отвечает  следующим

принципам:

Индивидуализация - подход к каждому ребенку, склонному к стрессу, попадающему в зависимость от других, способному к принятию решения попробовать наркотики.

Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.

Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.

Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или ПАВ;

- укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;

- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;

- повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;

- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;

- проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

                                                                   

Программа по профилактике наркомании

     Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся:

для учащихся 1-4 классов   «Будем здоровы, будем дружить»:

 - эмоциональное развитие младших школьников;

 - знакомство со здоровым образом жизни;

 - начало ведения дневника здоровья.      

     Для учащихся  5-7 классов  «Я и мои друзья»:

 - формирование базовых навыков общения;

 - формирование умения сказать «нет»;

 - формирование знаний и представлений учащихся о вреде курения и алкоголизма.

    Для учащихся 8-9 классов «Я и мое будущее»:

 - развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе;

 - развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя;

 - формирование знаний и представлений учащихся о вреде наркомании, о  

    СПИДе.

    Программа для учащихся младшего школьного возраста осуществляется через информирование детей о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.

    Содержание предлагаемого курса охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?»

    Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер.  На них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.    

     Программа курса для учащихся с 1 – 9 класс состоит из 9 занятий.

При проведении занятий используется дружеская беседа между равноправ-

ными партнерами: классным руководителем и детьми. На занятия можно

приглашать психолога школы, социального педагога, медиков школы.

1 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Знакомство с        . Правила групповой работы

1

2.

«Я» – что можно сказать

1

3.

Учимся общаться

1

4.

Учимся понимать друг друга

1

5.

Ты и твои друзья

1

6.

Что полезно, что вредно

1

7.

Что делает человек, когда ему плохо/хорошо.

1

8.

Курения и его последствия

1

9.

Твое здоровье. Завершение курса.

1

2 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Мое место среди других людей.

1

2.

«Я» – что можно сказать

1

3.

Как мы общаемся друг с другом.

1

4.

«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты».

1

5.

Кому я могу доверять

1

6.

Действие курения на человека.

1

7.

Твое здоровье.

1

8.

Что делает человек, когда ему хорошо/плохо.

1

9.

Учимся быть здоровыми. Завершение курса.

1

3 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Мой дом – моя крепость.

1

2.

Наш класс – дружная семья?!

1

3.

«Дружбой дорожить умейте…»

1

4.

Твои эмоции.

1

5.

Одиночество.

1

6.

Табак и алкоголь – вредно или…

1

7.

Мои права.

1

8.

Я умею говорить «нет».

1

9.

Мы умеем быть  здоровыми. Завершение курса.

1

4 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Быть принятым другими – не значит быть, как все.

1

2.

Как мы общаемся.

1

3.

Ты и твое настроение.

1

4.

Взаимоотношения с родителями.

1

5.

Табак, алкоголь, наркотики. Их действия на человека.

1

6.

Скажи уверенное: «НЕТ!»

1

7.

Через спорт - к здоровому образу жизни.

1

8.

Учимся быть успешными.

1

9.

Без проблем к будущему. Завершение курса.

1

         Для учащихся 5-7 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.

5 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час на тему

1.

Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми.

1

2.

Общение с ребятами класса, школы

1

3.

Способы и виды общения. Умение вести диалог.

1

4.

Эмоции и их роль в общении.

1

5.

Здоровье – условие самореализации личности. Факторы отрицательного воздействия на здоровье.

1

6.

Как укрепить здоровье.

1

7.

Курить – здоровью вредить.

1

8.

Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости.

1

9.

Успешный человек – здоровый человек.

1

6 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час на тему

1.

Кто я – ребенок или взрослый?  Особенности подросткового возраста

1

2.

Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

1

3.

Я среди других.

1

4.

Конфликты дома, в школе, на улице.

1

5.

Понятие самооценки.

1

6.

Как бороться со стрессом и скукой.

1

7.

Психологические и физиологические аспекты и последствия курения и приема алкоголя.

1

8.

Что такое наркотики.

1

9.

Жизнь без наркотиков – это здорово!

1

7 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Знакомство: умение общаться в коллективе.

1

2.

Роли в группе. «Дурная компания»

1

3.

Сопротивление давлению сверстников.

1

4.

Я могу ошибаться и терпеть неудачи.

1

5.

Курение. Курение и общество.

1

6.

Алкоголь, наркотики и закон.

1

7.

Умение сказать «нет» наркотикам.

1

8.

Доверять или нет? (Как оценивать информацию).  

1

9.

Я сам принимаю решение - быть здоровым!

1

     

      Программа 8-9 классов включает в себя темы, которые  рассматривают вопросы злоупотребления ПАВ и наркотиков лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.

      В старших классах тяжесть и отрицательная динамика социальной патологии в приобщении к наркотикам, обусловлена, в основном, социально-экономическими и геополитическими факторами.

    Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. С учетом этого и подобрана тематика занятий.

8 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час. на тему

1.

Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми, ритуалы знакомства.

1

2.

Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

1

3.

Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

1

4.

Умеем ли мы слушать?

1

5.

Почему мы конфликтуем?

1

6.

Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости.

1

7.

Как воздействует табак, алкоголь и наркотики на организм человека?

1

8.

Антиреклама наркотиков. Реклама жизни, свободной от наркотиков.

1

9.

Успешный человек – здоровый человек.

1

9 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час. на тему

1.

Знакомство: взаимодействие с другими людьми. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь.

1

2.

Что я ищу в дружбе?

1

3.

Конфликт. Как вести себя в конфликте?

1

4.

Умеем ли мы уважать себя?

1

5.

Удовольствие и радость. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости

1

6.

Последствия употребления табака и алкоголя для здоровья.

1

7.

Наркотики и последствия для здоровья.

1

8.

Наркотики – путь в «никуда».

1

9.

Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.  

1

     

     Для того чтобы работа классных руководителей школы с детьми была действенной, необходимо всему педагогическому коллективу школы принять в этом активное участие. Для этого:

1. Создать школу «Юные учителя здоровья» из числа старшеклассников, которые смогут выслушать и помочь делом и словом в решении каких-либо проблем у учеников школы, которые могут привести к наркотикам.

2.Подготовить социальной службе анкеты, которые при помощи вопросов помогут в определении актуальности профилактики для той или иной группы детей, помогут указать направления для выхода из создавшейся ситуации.

3.Организовывать  и проводить тематические дискуссии, ролевые игры, тренинги, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, посвященных здоровому образу жизни, антинаркотической направленности.

4. Продолжить выпуск школьной газеты ежемесячно со страничкой о здоровом образе жизни в классах.

5. В рамках учебного процесса учителям-предметникам организовать выполнение учащимися исследовательских и информационно-просветительских проектов антинаркотической направленности.

 6.  Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных и других секциях школы, в кружках ДДТ «Союз» и т.д.

 7. Проведение уроков здоровья классными руководителями совместно с социально-психологической службой и медиками школы. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.

Работа социально-психологической службы школы

      Работа этой службы предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, а та же организацию условий для успешной адаптации.

     Основными формами работы являются: психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для учащихся, организация коррекционных тренингов.

Работа с родителями

     Это направление предполагает решение следующих задач:

1. воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению употребления наркотических и ПАВ);

2. образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Формы работы:

- лекторий;

- индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах, осуществляемых на базе психологической службы школы;

- участие в занятиях классных руководителей по антинаркотической направленности, в классных часах и мероприятиях школы по профилактике наркомании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...