Методическая разработка тематического классного часа "20 лет Конституции РФ"
классный час по теме

Данная предназначена для проведения тематического классного часа "20-летие Конституции РФ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20_let_konstitutsii_rf.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области

«Сосенский радиотехнический техникум»

(ГБОУ СПО «СРТ»)

Разработка

тематического классного часа

20 лет Конституции Российской Федерации

для студентов техникума

среднего профессионального образования

(базовый уровень)

2013 

Данная тематика рекомендована Министерством образования и науки Калужской области для проведения тематического классного часа первого сентября в День Знаний, с целью формирования и/или повышения правовой культуры студентов в связи с 20-летием Конституции РФ. Данная тематика является актуальной, прежде всего потому, что по результатам социологических исследований граждане России не знают Конституцию своего государства, поскольку изучение Конституции не входит в школьную программу и как следствие не могут грамотно (правильно) применить в жизненных ситуациях, а не столько потому, что гражданское становление личности обусловлено государственной политикой.

Цель: формирование и/или повышение правовой культуры студентов 

Задачи:

  1. Воспитание чувства гражданственности
  2. Формирование правовой грамотности через изучение главного законодательного документа РФ - Конституции
  3. Умение ориентироваться в основном законе государства

Участники игры:  студенты учебной группы

Подведение итогов: осуществляется жюри, при подведении итогов учитываются: грамотность и полнота ответа

Жюри: в состав жюри обязательно должны войти эксперты: преподаватели общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Оборудование:

  1. Конституция;
  2. ПК с соответствующим ПО, колонки, мультимедиа проектор, экран;
  3. Презентация;
  4. Фонограмма гимна;
  5. Карточки для вручения за правильный ответ;
  6. Словарик с наиболее употребляемыми в Конституции понятиями;
  7. Призы для победителей.

        «Ничто так плохо не знаем, как-то, что каждый должен знать: закон» -

Оноре де Бальзак

«Мы учимся не для школы, а для жизни» -

латинское изречение

        Тему нашего классного часа я вам предлагаю назвать самим. Я загадаю три загадки, ответ на которые и есть тема нашего классного часа.

  1. По мнению Станислава Ежи Леца, Она у государства должна быть таковой, чтобы не нарушать её у гражданина. Назовите её.
  2. Опубликована она была в «Российской газете» 25 декабря 1993г., и только с этого момента вступила в силу. Что это?
  3. Основной закон государства.

(Конституция РФ)

  1. Сколько лет действует данная Конституция РФ? (20 лет)

Итак, тема нашего классного часа: «20 лет Конституции РФ»

Для придания торжественности мероприятия можно начать классный час с гимна РФ и зачитать преамбулу к Конституции.

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Преамбула

       Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

История развития Конституции Российской Федерации

  1. Сколько Конституций насчитывает история РФ? (5)
  2. Перечислите года?
  3. Немного из истории Конституции РФ.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993г. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности - сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция 1918г. характеризуется как конституция революционного типа, которую приняли в результате насильственного изменения общественного и государственного строя.

Причинами замены Конституции 1918г. Конституцией РСФСР 1925г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924г. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции".

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Принятие Конституции РСФСР 1937г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977г. На ее основе в 1978г. была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик. На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов  удлинила срок  принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Таким образом, новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Главным Законом РФ является Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Во 2-й статье Конституции закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

А в 3-ей статье говорится о том, что «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»

Что такое референдум? (Выслушать ответы, P.S.: референдум - это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения)

В 17 статье говорится, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»

Какие права Вы имеете от рождения? (на жизнь; на фамилию, имя, отчество; на родителей; на образование и т.д.)

29 статья Конституции. В ней сказано, что «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Я думаю, Вы согласитесь, со мной ребята в том, что все мы разные по характеру, и, конечно же, не можем думать одинаково. Поэтому никто не имеет право вынуждать Вас говорить то, что Вы не хотите.

Статья 32-я Конституции гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.  А также имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Как Вы объясните эту статью? P.S.: «Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»).

Но в тоже время статья 32-я Конституции разъясняет, что «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

81 статья Конституции РФ закрепляет, что «Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет, который избирается на шесть лет (с 2009 года) гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

А 96 статья Конституции разъясняет, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет».[1]        

За каждый правильный ответ студент получает карточку

  1. Когда и кем принята Конституция РФ? (12 декабря 1993г. всенародным голосованием).
  2. Что является основной обязанностью нашего государства? (ст. 2, гл.1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.)
  3. Как народ РФ осуществляет свою власть? (ст. 3,гл. 1. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления).
  4. Из чего состоит Российская Федерация? (ст.5, гл. 1РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов РФ).
  5. Есть ли у нашего государства единые партия и религия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся политическое многообразие, многопартийность. РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)
  6. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Конституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)
  7. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).
  8. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).
  9. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ? (ст. 51, гл. 2. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
  10. В каком случае могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия? (ст. 56, гл. 2. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия).
  11. Поставьте знак (<, > или =) между понятиями Россия и Российская Федерация

(ст. 1, гл. 1.Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны).

        Какие права и свободы относятся к личным человека и гражданина, какие к политическим, а какие к культурным.

        Право:

  • на жизнь;
  • на образование (основное общее обязательно, высшее на конкурсной основе);
  • на объединение;
  • на свободу и личную неприкосновенность;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных         сообщений;
  • собираться мирно, без оружия, проводить митинги, шествия и пикетирования;
  • на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями  культуры, на доступ к культурным ценностям;
  • участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе;
  • на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
  • на политическое убежище.

Выберите правильный вариант ответа

  1. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать:

а) Всемирную Декларацию прав человека;

б) права и свободы других лиц;

в) Уголовный кодекс РФ;

г) правила техники безопасности.

(ст. 17, гл. 2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.)

  1. Все равны перед:

а) Богом;

б) Президентом РФ;

в) законом и судом;

г) директором техникума.

(ст 19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).

  1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на:

а) всю её территорию;

б) только города федерального значения;

в) ближнее зарубежье;

г) территорию города Сосенский.

(ст. 4, гл. 1. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию).

  1. Запрещён:

а) общественнополезный труд;

б) труд с маленькой зарплатой;

в) принудительный труд;

г) труд без учёта личных интересов.

(ст. 37, гл. 2. Принудительный труд запрещён).

  1. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность:

а) родителей;

б) правительства и государства;

в) инспекции по делам несовершеннолетних и отдела защиты материнства и детства;

г) образовательных учреждений.

(ст. 38, гл. 2. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей.)

  1. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются:

а) профессиональным союзом;

б) начальником;

в) самостоятельно;

г) законом.

(ст. 39, гл. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом).

  1. Правильно ли адресовано данное письмо, если нет, то укажите, куда оно должно быть адресовано.

«Уважаемый Президент, Владимир Владимирович Путин!

Я, Иванов Петр Степанович, проживающий в г. Лесном Свердловской области по адресу

ул. Октябрьская, д. 8, кв. 37, обращаюсь к Вам с просьбой.

Вот уже третью неделю в нашем подъезде на первом этаже не горит лампочка, а из-за того, что у моего почтового ящика нет дверцы, я не могу выписать газеты. Ступеньки у подъезда зимой покрываются ледяной корочкой, поэтому подниматься и спускаться по ним очень опасно.

Пожалуйста, примите меры!»

Согласно статье 33 Конституции РФ: «Гражданин РФ имеет право...»        

(Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное письмо нужно адресовать в органы местного самоуправления, ЖЭК).[3]

9.Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Избирательный бюллетень.)

10.Форма государственно-политического режима общества, основанная
на признании народа в качестве источника власти. (Демократия.)

11. Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат.)

12.Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах. (Суверенитет.)

13.Исполнительную власть в РФ осуществляет... (Правительство РФ).

14.Документ, необходимый для получения избирательного бюллетеня. (Паспорт.)

15.Высший орган представительной и законодательной власти в РФ. (Федеральное Собрание, иначе - Парламент.)

16.Нижняя палата Российского парламента. (Государственная Дума.)

17.Основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

18.Глава государства. (Президент.)

19.Общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти. (Политическая партия).

20.Глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города, муниципального образования. (Глава администрации)

21.Что такое Конституция? (Основной закон государства.)

22.Сколько сроков подряд может занимать должность Президента РФ один и тот же человек? (Два.)

23. В какую палату Парламента выбирают депутата? (В нижнюю)

24.Когда была принята последняя Конституция РФ? (12.12.1993г.)

25.Кто может стать Президентом РФ? (Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

26.Назовите основную функцию Госдумы. (Законодательная)

27.С какого возраста граждане РФ имеют право быть избранными в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления? (с 21 года)

28.К какой ветви государственной власти относится должность Президента
РФ? (К исполнительной.)

29.Как часто проходят выборы депутатов Госдумы? (с 2009г. каждые 5 лет)

30.Каким образом была принята действующая Конституция РФ? (Путем референдума.)

31.На какой срок выбираем Президента? (с 2009г  на 6 лет.)

32.Как иначе называется Парламент РФ? (Государственная дума) [1]

День Конституции - это не дополнительный выходной, а день, который нам даётся, чтобы мы посветили его прочтению, изучению, обсуждению Основного Закона государства.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Источники, используемые при разработке:

  1. Молодежь – будущее России: методическое пособие по правовому  просвещению в сфере избирательного права: из опыта  работы  библиотек Калужской  области /Избирательная комиссия Калужской  области; КОНБ им. В.Г.Белинского; сост. А.А.Алиева, отв. ред.: Е. К.Князева, Л.И.Григорьян.-Калуга,2009.-60с.
  2. http://az-libr.ru/index.shtml?Law&Constn/ru/KRF93/krf000
  3. http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/5/igra-ko-dnyu-konstitutsii.doc

Комм. Абрамова А.И.

       Конституцию открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание. 
       Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества. 
       В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, 
       обеспечение благополучия и процветания России. Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком 
гл.2 (ст.1764) и ряд положений в других главах (например, ст.267 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе. 
       Возрождение российской государственности раскрывается в 
гл.1 «Основы конституционного строя», в гл.38, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти. 
       Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, об утверждении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это — стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями. 
       В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но, прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. 
       Но Конституция не только чтит память о прошлом, а, прежде всего, утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция — это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990г. Декларации о независимости. 
       И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего закона. 
       В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями. 
       Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами, что является важным условием демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира. 
       Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения, то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т.е. преамбула не является обязательным элементом закона. 
       В последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматривались в формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949г., где говорилось, что германский народ призывается путем свободного самоопределения осуществить до конца единство и свободу Германии. С достижением цели объединения Германии данная формулировка, естественно, изменена. В соответствии с Договором об объединении от 31 августа 1991г. в преамбуле говорится, что немцы достигли единства и свободы Германии и тем самым настоящий Основной Закон действует для всего немецкого народа. 
       Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают, прежде всего, идеи национального возрождения и институты демократии, например: 
           — право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г.); 
           — незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993г.). 
       Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов прибалтийских государств. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев. 
       Вместе с тем приходится признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не принадлежащих к коренной национальности. 
       Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого Основного Закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества [2]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."

Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....

Методическая разработка к уроку, посвященному Дню Конституции РФ

Небольшие тексты и лексические упражнения к уроку, посвященному Дню Конституции Российской Федерации. Разработка составлена для студентов 1-2 курсов техникума....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Конституции

Разработка содержит план проведения мероприятия, указаны задачи и цели, мероприятие сопровождается показом презентации и фильма....

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...