Душа и сердце поэзии ВОВ
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Н Слайд 1 Душа и сердце поэзии военных лет.
Ю Слайд 2 Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу. читаем со слайда
Н Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Ю Слайд 3 читаем со слайда
Ю Слайд 4 читаем со слайда
Н Слайд 5 - Да, война- это страшное испытание для народа, это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
Ю Слайд 6
– В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.
Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Н Слайд 7 Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач,“
музыка
Ю Слайд 8 Землянка” А. Сурков и др.)
музыка
Н Слайд 9 поговорим о тех, кто сражался взяв в руки перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укрепить мужество защитников.
Ю Слайд 10 – Ю.Друнина
(1924-1991).
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Слушаем аудиозапись
Н Слайд 11 – М.Джалиль
(1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Илья Слайд 12 Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.
Ю Слайд 13 – К.Симонов
(1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.
24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Слушаем аудиозапись
Н Слайд 14 – И.Уткин
(1924-1991)
Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г.Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.
Ю Слайд 15 – А.Сурков
(1899-1983)
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни“Землянка”.
Слайд 16
Н Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”
А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?
Ю Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.
Н Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!
Это люди разной национальности, разных возрастов, разного вероисповедания, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.
Ю Слайд 17
Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…
Ю Слайд 18 Ушли на фронт молодые ребята, с разных уголков нашей огромной Родины. Одержавшими победу героями вернулись они с войны. По разным причинам приехав на Ямальскую земли в поселок Ханымей и стали для нас родными наши ветераны. Это Кузиванов Иван Михайлович, Кузиванов Михаил Андреевич, Егоров Гавриил Дмитриевич, Кабиров Саттар Кабирович, Чайковский Александр Исаакович.
Н Слайд 19 Давайте вспомним и тех поэтов которые не вернулись с полей сражения:
Ю Слайд 20 Коган Павел Давыдович-погиб 1942
Н Слайд 21 Кульчицкий Михаил Валентинович-погиб 1943
Ю Слайд 22 Мусса Джалиль –погиб 1944
Н Слайд 23 Уткин Иосиф Павлович- погиб 1944
Ю Слайд 24
Ю День Победы отмечает
Вся моя страна.
Много лет назад, весною,
Кончилась война.
Н. Воевали за Победу
Русский и грузин,
Белорус, казах, эстонец,
Хант и армянин.
Ю Встали дружные народы
На борьбу со злом,
На четыре длинных года
Позабыв про дом.
Н Много доблестных солдат
Полегло в бою,
За семью свою родную,
За страну свою.
Ю Вспомним в светлый День Победы
Всех, кто воевал.
Кто с фашистами сражался,
Тот героем стал.
И Слайд 25
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!
Каковы же особенности лирики военного времени?
Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Поэзия женской души"
Это мероприятие посвящено судьбам и творчеству русских поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Это попытка найти точки соприкосновения двух трудных судеб и поэтических талантов. Р...
Классный час в 5 классе «О красоте души и сердца» (ко дню пожилого человека)
Очень добрый классный час совместно с бабушками и дедушками помог ещё больше сблизиться разным поколениям....
Внеклассное мероприятие по краеведению "Покой души и сердца, где ты?"
Встреча с курским поэтом Е. А. Шаниным...
"И душа моя - поле безбрежное..." (Час поэзии, посвященный памяти С.Есенина.)
Час поэзии проводится с целью развития интереса к личности С.А. Есенина, глубокого понимания и осмысления важнейших тем его творчества, формирования эмоционального восприятия поэзии черезучастие школь...
К. час "О красоте души и сердца"
Классный час с приглашением бабушек. Для них звучат стихи, песни, сценка. Бабушки участвуют в конкурсах....
Классный час "Тепло души и сердца"
Цель: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре;2. На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро».3...
"Негромкая мелодия души" (вечер бардовской поэзии)
Данная литературная гостиная позволит прикоснуться к удивительному миру бардовской поэзии. Ребята узнают о жизни и творчестве известных поэтов-бардов: О.Митяева, А.Розенбаума, В. Долиной, Ю.Кима...