Труд и подростки
классный час (9 класс) на тему
классный час для обучающихся 9-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Труд и подростки | 56 КБ |
Труд и подростки | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд и подростки
(классный час для обучающихся 9-х классов)
Цель: расширить знания обучающихся о трудовом праве.
Оборудование: мультимедйная установка, электронная презентация
Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Ход занятия:
Слайд 1.
Изображение труда подростков в XVIII – XIX веках.
Учитель читает выдержку из письма Ваньки Жукова.
Рассказ Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»
Учитель:
- Проанализируйте текст, скажите какие права ребенка нарушены?
- Что вы можете сказать о труде детей и подростков в XIX веке?
- А если бы вам завтра пришлось устраиваться на работу, в каких вопросах вы хотели бы быть более «подкованными»?
Учитель выслушивает всех и открывает Слайд №2.
Слайд 2.
Вопросы на слайде:
Что такое трудовой договор?
С какого возраста подросток может трудоустроиться?
Сколько часов может составлять рабочее время для подростка?
Какие виды работ может выполнять подросток?
Что такое профсоюзы и какую роль они выполняют?
Учитель: Говорить о трудовых отношениях можно долго, так как существует целая отрасль трудового права, которая рассматривает взаимоотношения работника и работодателя. Сегодня мы попробуем найти ответы только на эти пять вопросов.
Работу я предлагаю вам организовать так: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с определенной ситуацией (в соответствии с одним из вопросов), анализирует ее и дает свой ответ. А затем мы ищем ответ в Трудовом кодексе РФ. А вот о профсоюзах расскажу вам я, так как много лет сама входила в состав профсоюзного комитета и знаю эту работу так сказать изнутри.
1-я группа.
Слайд 3
СТ. 67
При приеме на работу пятнадцатилетней Елены был составлен трудовой договор, в котором оговаривались условия труда, время работы, оплата. Однако договор был составлен в одном экземпляре, который, как объяснил специалист отдела кадров, должен находиться у работодателя. Как вы думаете, какое право Елены было нарушено?
2-я группа.
Слайд 4
СТ. 63
Четырнадцатилетний Сергей Н. решил во время весенних каникул подработать. Однако в отделе кадров предприятия ему отказали, мотивируя тем, что ему нет 16 лет. Сергей возмутился отказом, указывая на то, что он уже взрослый, имеет паспорт. Однако специалист по кадрам отметил, что в таком случае необходимо согласие одного из родителей Сергея. Кто прав в этой ситуации? Прокомментируйте.
3-я группа.
Слайд 5
СТ. 94
Два девятиклассника общеобразовательной школы устроились на работу во второй половине дня в магазин консультантами. Хозяин магазина сказал, что ежедневная смена у них будет составлять 5 часов, так как им нет 16 лет, и так как работы очень много нужно будет выйти на работу еще и в субботу. Какие права ребят нарушил хозяин магазина?
4-я группа.
Слайд 6
Ст. 63
14-летний Семен Д. и 15-летний Дмитрий С. устроились в каникулярное время фасовщиками овощей в супермаркет Во время работы к ним подошел руководитель отдела и сказал, что пришла машина с овощами и нужно срочно разгрузить мешки с картофелем, так как грузчик заболел. Ребята отказались. Руководитель сказал что они уволены. Прокомментируйте данную ситуацию с правовой точки зрения.
Группы выступают, аргументируя свои ответы, затем знакомятся с соответствующей статьей трудового кодекса на слайде.
Учитель: Итак, ребята, вы видите насколько важно быть грамотным в вопросах трудового права.
Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то как его можно цивилизованно разрешить?
Ожидаемый ответ – через суд.
Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?
Вопрос учителя: Что такое профсоюз?
Слайд 7
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)
Учитель: Зачем нужен профсоюз в современных условиях и нужен ли он вообще
Учитель: Домашним заданием 2-х учеников было провести социологический опрос среди учителей школы на тему: «Профсоюзы в современной жизни». Представляются результаты опроса. Вывод: Профсоюзы играют важную роль в жизни общества.
Учитель: Что относится к социальным интересам работников?
Слайд 8
Ответ: Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.
Учитель: Что относится к экономическим интересам работников?
Слайд 9
Ответ: Уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.
Учитель: Что относится к трудовым интересам работников?
Слайд 10
Ответ: Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.
Учитель: Каковы полномочия профсоюзов в решении этих вопросов?
Слайд 11
Полномочия:
- Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями.
2. Проверяют исполнение трудового законодательства.
3. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
4. Участвуют в работе органов законодательной власти.
5. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.
Задачи профсоюза:
Слайд 12
• улучшение условий труда и обеспечение его безопасности.
- повышение заработной платы
Учитель: У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:
- организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);
- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда,
организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);
-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может
помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);
-представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право
выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной
власти, объединениями работодателей);
-контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;
-информационная. В период, когда время от времени принимаются
законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.
Обобщение:
Учитель: В странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает, роль профсоюзов остается по сей день достаточно велика.
Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.
В заключении классного часа хочу подарить вам памятки с выдержками из трудового кодекса и понятиями из трудового права.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Труд – душа жизни» Конфуций (ок.551-479 до н.э.), китайский философ
Труд детей и подростков в XIX веке
Что такое трудовой договор? С какого возраста подросток может трудоустроиться? Сколько часов может составлять рабочее время для подростка? Какие виды работ может выполнять подросток? Что такое профсоюзы и какую роль они выполняют?
Статья 67. Форма трудового договора Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены) Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часов; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)
Социальные интересы работников Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.
Экономические интересы работников Достойный уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.
Трудовые интересы работников Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.
Полномочия профсоюзов: Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями. Проверяют исполнение трудового законодательства. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки. Участвуют в работе органов законодательной власти. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.
Задачи профсоюза: улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. повышение заработной платы
Функции профсоюзов: организационная регуляция социально-трудовых отношений защитная представительская контрольная информационная
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 6 классе. Учебный труд подростка
«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.»1. Доклад классного руководителя по теме.2. Результаты анкетирования учащихся 6 кл (выступление классн...
Труд подростков
5 класс...
Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников"
Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников" Цель: Познакомить родителей с результатами окончания первой четверти, выявить причины снижения качества ...
Труд – одна из основных жизненных ценностей подростка
Статья на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения...
«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»
Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...
Классный час по теме "Труд и подростки"
Классный час проведен в 9 классе совместно с учителем истории и обществознания перед "Днем конституции". У девятиклассников есть вопросы: какие правила приема на работу подростков существу...
Консультация для подростков "Особенности труда подростков"
В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в разли...