Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
методическая разработка по психологии по теме
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в гимназии является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одна из основных целей деятельности психологической службы в образовании - обеспечение условий для сохранения психологического здоровья детей. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.
Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» | 534 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» /Пакет методических материалов/ I место в VII Всероссийском конкурсе «Таланты России – 2014» в номинации «Методические разработки» Составлен: педагогом-психологом Жутиковой Л.С. г. Советский |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья,
профилактика правонарушений и преступлений.
Актуальность.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в гимназии является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одна из основных целей деятельности психологической службы в образовании - обеспечение условий для сохранения психологического здоровья детей. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.
Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012"
- Семейный кодекс РФ;
- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
- Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
нормативно-правовые документы и локальные акты гимназии:
- Устав гимназии;
- Положение о психологической службе гимназии;
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) гимназии.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
«Дети с трудностями в обучении» - дети, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, педагогический коллектив в целом. Необходимо не только выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, но и устранить причины отклонений в поведении школьника, что подразумевает:
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
- изменение условий семейного воспитания.
И только комплексный подход к решению данной задачи и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения позволит эффективно ее реализовать.
Индикаторы неблагополучия школьника выявляются в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность (учащиеся со стойкой неуспеваемостью)
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения с взрослыми (педагогами, родителями и другими);
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки (нарушение поведения, пропуски уроков; правонарушения и преступления – учащиеся, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), ОДН (отделе по делам несовершеннолетних);
- психические состояния и свойства личности (склонность к суицидальному риску, состояния ПТСР- посттравматическим синдромом);
Психологическая составляющая в системе профилактики правонарушений и преступлений школьников, в целом в сопровождении детей «группы риска» включает решение следующих задач:
- определение сферы жизнедеятельности, в которой у ребенка есть проблемы (личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, межличностные, взаимоотношения в семье, классе);
- определение причин неблагополучия школьника;
- подобрать адекватные методы психодиагностики и провести исследование учащихся с дальнейшим анализом полученных результатов и заполнением карты индивидуального развития;
- индивидуальное и групповое (в зависимости от возникшей проблемы) консультирование учащихся, педагогов, родителей по вопросам развития личности и возникающих трудностей, с целью определения точек взаимодействия и построения учебного процесса с этими учащимися;
- проведение различных мероприятий по выявленным проблемам: обучающие тренинги (личностного развития, поведения, саморегуляции), беседы, ролевые игры, тематические занятия, индивидуальные консультации с детьми и подростками и их родителями, педагогами.
Этапы психологической работы
№ | Название этапа | Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с учащимся | Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка |
II | Диагностическая работа | Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы |
Сбор информации о ребенке от всех субъектах образовательного процесса: классного руководителя, учителей-предметников, родителей, медицинского работника (в рамках доступной информации), социального педагога и других специалистов при необходимости.
С целью сбора информации о детях данной категории и составления банка данных о них, нами модифицированы и адаптированы методические материалы, предложенные авторами Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой и другими и составлен Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска» (представлен в 12 приложениях), в который входят:
- карта-характеристика личности подростка (составляется педагогом-психологом и классным руководителем);
- анкета «Подросток «группы риска»» в социуме (для подростков, состоящих на учете в отделе внутренних дел);
- схема наблюдения за учащимся на уроке (педагог-психолог);
- схема реальных учебных возможностей учащихся включает уровни работоспособности, темп деятельности; интеллектуальное развитие – умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, самоконтроль при изучении учебного материала, преобладающие склонности к циклу учебных предметов, предшествующая образовательная деятельность, сформированность учебно-познавательного мотива; (заполняется учителями предметники, работающими с данным ребенком);
- педагогическая характеристика учащихся включает интересы, увлечения /для учащихся 9-11 классов – профессиональное самоопределение/, самооценку, социальный статус в коллективе, сформированность волевых качеств, тип поведения, особенности характера (классный руководитель);
- в помощь педагогам нами разработано приложение с критериями оценивания реальных учебных возможностей школьников и описанием параметров, заложенных в педагогическую характеристику;
- психологическая характеристика учащихся «группы риска» (педагог-психолог) составляется на основе результатов психодиагностики, указанные в циклограмме.
Диагностический этап включает исследование:
- особенности учебной деятельности;
- эмоционально-личностной сферы;
- коммуникативной сферы и социального развития.
Нет необходимости проводить весь перечень диагностик, а можно подобрать необходимый инструментарий для исследования нужной функции.
Циклограмма психологической диагностики
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Определение причин отклоняющегося поведения (трудновоспитуемость, девиантность, делинквентность) | |||||
Направленность, акцен-туации характера, личность | ПДО Личко, Леонгарда. Много-факторное исследо-вание личности Р.Кеттелла | с 14 с 8 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Выявление осознанности и адекватности само-оценки, самоконтроля. Состояние учебной деятельности | Методика Л.М.Фридмана «Неоконченные предложения» | с11- | по необходи-мости | 1 раз в год | психолог |
Темперамент | Г.Айзенк | с 13 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Личностная тревожность; школьная тревожность; Определение уровня школьной, самооценоч-ной, межличностной тре- вожности | Спилбергер, Филипса А.М.Прихожан | с12 | н.г; к.г. | 2 раза в год | психолог |
Склонность к агрессивному поведению | Проективная мето-дика исследования личности “HAND-TEST”. Т.Н.Курба-това, О.И.Муляр; | 7-17 | н.г | 1-11 1 раз в год | психолог |
Профиль реагирования на эмоц.ситуации (склон- ность к враждебности,аг- рессивности, мститель- ности | А.Басса-А.Дарки, Ильина | с 12 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Эмоциональные отно-шения в семье (прив-лекательные / значимые лица) | ЦТО Е.Ф.Бажин, А.Н.Эткинд | с 7 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Особенности семейного воспитания | методика Рене Жиля, АСВ (анализ семей-ного воспитания) Эйдемиллера | уч-ся, родители | н.г | 1 раз в год | психолог |
Эмоциональный фон, энергетика, внутрилич-ностные конфликты | М.Люшер | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог |
Интеллектуальное разви- тие | тест интеллекта в зависимости от возраста | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Социально-психологи-ческий статус в классе, межличностное взаимодействие в классе. Особенности внутриклассных отношений. | Социометрия М.Битяновой, методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуа-циях» К.Томаса. Графический тест «Рисунок класса» (инд.) | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Изучение фрустрацион- ных реакций; Определение ур.тревож- ности,фрустрации, агрес- сии, ригидности | С.Розенцвейга. Г.Айзенк | учащиеся | н.г | психолог | |
Преобладающий тип поведения | наблюдение | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Самооценка | Т.А.Фалькович. Дембо-Рубинштейн | учащиеся 12-17 | н.г, к.г | 2 раза в год | психолог, педагог |
Преобладающие склонности к циклу учебных предметов, интересы, увлечения | Анкета, Опросник профес. самоопределения Е.А.Климова | учащиеся | н.г – с.г | 1 раз в год 9-11 | педагог, психолог |
Воля | А.В.Батаршев | учащиеся | н.г | психолог, педагог | |
Карта-характеристика личности подростка. Анкета: «Подросток «группы риска» в социуме | анкета, Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая | учащиеся на учете КДН, ОДН | н.г, с момента постановки на учет | 6-11 | психолог |
Определение суицидального риска | Компьютерная версия «Сигнал» | учащиеся педагоги родители | по необходи-мости | 7-11 | психолог |
Определение уровня депрессии | Методика В.А.Жмурова | учащиеся педагоги родители | по необходи- мости | 7-11 | психолог |
С целью определения причин стойкой, длительной неуспеваемости ребёнка, вида его образовательной программы, формы обучения нами проводится индивидуальное углубленное диагностическое исследование структуры и оценки уровня интеллекта детей и подростков с использованием батареи методик Д.Векслера (тест интеллекта WISC Д.Векслера, адаптированный А.Ю.Панасюком и унифицированный Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеевым). Кроме этого, диагностируется уровень развития аттентивно-мнестических и когнитивных процессов (свойства памяти и мнестической деятельности – слуховая память - «10 слов», опосредованная, особенностей мышления - «Пиктограмма», внимания, восприятие, речь /учитель-логопед/, проективные методики), в качестве дополнительных методик используется набор вербальных проб (интерпретация идиом, сравнение пар понятий, методики «Исключение четвертого»), определяется актуальный уровень развития мышления (качественная оценка выполнения заданий).
Далее работа по сопровождению ребенка с проблемами в развитии, а также детей «группы риска» в учебно-воспитательном процессе осуществляется через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) гимназии. /Положение о ПМПк гимназии. Введено в действие пр. № 488 от 28.12.2011/. Пример протокола
Так, по проблеме «школьной неуспеваемости» с педагогами гимназии была проведена деловая игра «Двоечник – тоже человек» с целью изменения отношения педагога к неуспевающему школьнику, с родителями, по улучшению детско-родительских отношений, эмоциональной атмосферы семьи было проведено родительское собрание в виде мини-тренинга «Трудные родители – это…», учащимися которых были разработаны «вредные советы» своим родителям.
Важную роль в работе с детьми, и не только «группы риска», мы отводим профилактической работе по предупреждению девиантного поведения, в задачи которой входит:
- формирование личной и социальной компетентности (развитие позитивного отношения к самим себе и окружающему обществу, укрепление чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, развитие умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения);
- обучение способам саморегуляции (владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами);
- освоение неагрессивных способов реагирования на критику, умения твердо сказать «нет» (в ситуации попробовать наркотик или совершить преступление);
- формирование ценностей, позволяющих решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Решение данных задач возможно через уроки психологии с учащимися 5-11 классов, с не гимназическими классами – через специально организованные циклы занятий, тренингов.
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» в здоровьесберегающей образовательной среде.
Целостное видение процесса развития ученика, планирование педагогической деятельности в соответствии с умственными и физическими возможностями обучающегося, потребностями и мотивами его возраста, позволяет педагогам школы создавать педагогические, психологические, медицинские и др. условия, а также обстановку, способствующую сохранению и улучшению физического, психологического и социального здоровья, в первую очередь через комфортность образовательной среды.
Технология реализации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся данной категории предполагает внедрения комплекса программ, механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, алгоритма реализации.
Направления деятельности | категория участников | программно-методическое обеспечение (программы, механизмы, алгоритмы реализации) | Результативность деятельности / социальный эффект |
Психологическое сопровождение учащихся «группы риска» (с труднос-тями в обучении, поведении, с проблемами здоровья), профилактика правонарушений и преступлений | учащиеся, педагоги |
|
|
Психологическое образование школьников. | учащиеся 5-11 кл. |
(в рамках дополнительного образования). Составлено и реализуется социальным педагогом Бабкиной И.А. | Самопознание, самоопределение и саморазвитие, позволяющие учащимся оптимизировать работоспо-собность в учебной деятельности, справляться с собственными проблемами; повышение уровня информированности об отрицательном влиянии на детский организм алкоголя и табакокурения (классные часы по теме: «Капля никотина убивает верблюда», видеолекции профессора медицинских наук Жданова Н.Г. «Алкогольный террор в России» - 136 участников. |
Профилактика психоэмоционального напряжения и повышение адап-тации к окружаю-щим условиям | учащиеся, педагоги, родители | Программа «ИБИС» - игровое биоуправление и саморегуляция. Разработана научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ» г.Санкт-Петербург, институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН, г. Новосибирск. /Патент на изобретение № 2124370/. Реализуется педагогами-психологами гимназии Жутиковой Л.С., Подоксеновой И.В.
|
|
Эмоциональная культура и коммуникативная компетентность педагога. | педагоги |
| Педагог с высоким уровнем эмоциональной культуры и эмоционально-благополучный ученик. повышение:
уровня информиро-ванности о личностных и разновозрастных особенностях учащихся. |
Психолого-педаго-гическое просве-щение родителей способствующее улучшению микро-климата в семье. | родители | Составлен комплект методических разработок для проведения родительских собраний в разных формах /тренинги, групповые консультации, лекции, дискуссии, анкетирование и т.д./: РС(родительское собрание «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях», «Родители меня н понимают или как услышать подростка», «Наши ошибки в воспитании детей» и др. | увеличение родительских собраний в форме мини-тренингов с использованием мультимедийных презентаций, видеофильмов о детях; повышение:
|
Механизм психологического сопровождения учащихся «группы риска».
Цели: психологическое здоровье ребенка и психологическая поддержка педагогов и родителей в образовательном процессе.
учащиеся | педагоги | родители | |
Основные задачи: |
|
|
|
| |||
Вспомогательные задачи: |
|
Основной способ достижения цели - внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназии психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.
приложение № 1
ПРОТОКОЛ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
2014 № __
Повестка: Комплексное сопровождение учащихся «Группы риска»: с трудностями в обучении, поведении, проблемами здоровья, профилактика правонарушений и преступлений (девиантного поведения) в рамках организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Председатель: зам.директора ВР
Секретарь: Л.С.Жутикова – педагог-психолог
Присутствовали:
- В.М. – зам.директора по ВР
- С.В – зам.директора на начальной школе
- Жутикова Л.С. – педагог-психолог
- П.И.В. – педагог-психолог
- И.А. – социальный педагог
- Л.В.. – медицинский работник
- Л.И. – классный руководитель 6в класса, учитель математики
- Э.Я. – классный руководитель 5г класса, учитель математики
- Л.В. – классный руководитель 3 г класса, учитель начальных классов
- Т.Д. – классный руководитель 3а класса, учитель начальных классов
Слушали:
Б.И.А., которая охарактеризовала причины нарушений и сферы неблагополучия школьников, включенных в «группу риска» (далее ГР) и требующих контроля со стороны участников образовательного процесса. Данную группу составили 5 учащихся по разным основаниям: Ш. Д. (5г) – склонность к совершению правонарушений (кража), М.А., П.П. (6в) – нарушение поведения, П.Д. (8а) – контроль семьи (алкоголизм матери). Была отмечена положительная динамика в состоянии дел у З.В. (8а) (развод родителей решил проблему семейного неблагополучия, отражающегося на поведении и успеваемости подростка). Сняты с профучета Р.А. (6в), В.Я. (7а, конфликтные отношения с одноклассниками, проблемы в обучении), а также снята с контроля неблагополучная семья Д.А. (5г), в перспективе планируется снять с контроля семью Т.Е. (3г).
Социальный педагог дала на каждого ребенка социальное представление по форме психолого-педагогической карты развития учащегося, а также предоставила информацию о подконтрольных семьях.
Л.В. (медицинский работник) ознакомила с результатами медицинского осмотра и особенностями здоровья детей данной категории.
В.М. обратила внимание на своевременное комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих повышенного педагогического внимания, а также список семей, находящихся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации: семья Д. А. (3а).
Жутикова Л.С. ознакомила с результатами психологического исследования сфер жизнедеятельности учащихся с повышенным педагогическим вниманием (Группы риска): Ш. Д. (5г) – склонность к совершению правонарушений (кража), М.А., П.П. (6в) – нарушение поведения, П.Д. (8а) – контроль семьи (алкоголизм матери), в которых у ребенка возникают проблемы: личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, психофизиологической. Педагогам, работающим с учащимися данной категории, были даны рекомендации по взаимодействию в классе, адекватных способах реагирования на различные формы агрессии, их эмоциональную возбудимость, с кем из значимых для подростков людей можно контактировать для решения проблем.
Педагоги в целом согласились с социально-психологическим статусом каждого школьника и представили педагогические характеристики, где указали отношение к учебе, характерный для каждого учебно-познавательный мотив учения (в целом, мотив оценки), уровень сформированности волевой активности. Также классные руководители и педагоги отметили, что учащиеся из группы риска не являются в классе отверженными или изгоями, у них есть свой круг общения, который удовлетворяет их коммуникативные потребности, преобладающий тип поведения (уравновешенный), были обсуждены интересы и склонности школьников ГР.
Постановили:
Учителям - предметникам
- использовать различные формы организации урока для расширения рамок познавательной деятельности учащихся, более четко организовывать заключительный этап урока, комментируя оценки, объясняя домашнее задание, текущий и итоговый контроль;
- использовать внутреннюю дифференциацию при организации учебного процесса;
- во взаимодействии с учащимися ГР учитывать их характерологические особенности, опираясь на привлекательные черты характера:
- создайте условия для проявления его инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, возможности свободного и интересного для него общения (возможность деятельности в коллективе).
- в общении с ними избегайте чрезмерной реактивности, проявления безапелляционной власти и жесткой требовательности (демократический стиль общения).
- учитывая энергичность и неусидчивость, постарайтесь вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме и передавая чаще инициативу в разговоре самому ребенку.
- исключайте мелочный контроль (избегать гиперопеки), не допуская, однако, безнадзорности и недостатка внимания (сочетание доверия к подростку с контролем исполнения поручений; четкая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка).
- четко аргументируйте определение обязанностей и границ приемлемого поведения.
- подчеркнуто уважительная форма общения с ребенком, разумная и последовательная требовательность.
- классным руководителям совместно с психологом включить в план воспитательной работы мероприятия, способствующие сплочению детского коллектива, активному взаимодействию, снижению тревожности и повышению статуса непопулярных детей и их эмоционального комфорта («Психологическая дистанция. Социометрическое упражнение для старшеклассников» ШП № 42/2000, № 45/2003 «Отверженные», № 9,11/2000 «Необитаемый остров. Очередное путешествие», № 39/2003 «Открытка от одиночества.»;
- оказать помощь и поддержку учащимся «группы риска», целенаправленно повышая привлекательность этих детей через создание ситуации успеха: общей для класса радости, авансированной отметки, эмоционального поглаживания и т.д.:
- одобрять, обсуждать в классе любые, самые незначительные проявления доброго отношения к сверстнику;
- всем участникам образовательной среды скорректировать взаимодействие с учащимися с учетом их индивидуального личностного развития, особенностей подросткового возраста, наличия личностных проблем.
- Учитывайте способность тонко чувствовать, не допускайте формальных отношений, проявляйте доброжелательность и искренний интерес к его делам, увлечениям и проблемам.
Педагогу-психологу:
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение школьников «группы риска» по разным основаниям;
- обсудить полученные результаты с учащимися, их родителями с целью уточнения причин возникновения личностных проблем, эмоционального дискомфорта в школе и проведения дополнительных психологических видов работ;
Социальному педагогу:
- Обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся ГР: проведение профилактических бесед, патронаж на дому с целью контроля условий проживания несовершеннолетних, индивидуальное консультирование со всеми участниками УВП.
Контроль и выполнение решения ПМПк возложить на зам.директора по УВР Антонову В.М.
Председатель: _____________/зам.зиректора
Секретарь: ______________/педагог-психолог
приложение № 2
Психологическое сопровождение Р.А.,
ученика 6в класса МБОУ гимназия г. Советский, за 2008-2012 учебный год
Фамилия, имя, отчество: Р.А.С.,
Дата рождения: 12.05.2001 года рождения (12 лет),
Класс: 6в класса МБОУ гимназия г. Советский
Адрес проживания: г. Советский, ул. Гоголя, 24
Жалобы, проблемы: асоциальное поведение (кража)
Семья: полная, благополучная.
№ | Повод/проблема | дата | Содержание работы | Результат |
1. | Поступление в школу | 18.02.2008 | Исследование готовности к школе, определение возможных школьных трудностей | Уровень школьной зрелости – средний, с хорошим отношением к школе. По данным карты индивидуального развития ДОУ «Звездочка» ребенок гиперактивный, вследствие чего страдает внимание, общительный, но часто конфликтующий. Даны рекомендации учителю. |
2. | Адаптация к школе. | дек.2008 1 класс | ДО: - методика «Дерево», «КРС» | Отстраненность от учебного процесса, уход в себя. Эмоциональные связи с родителями ослаблены, значимый человек в семье – сестра Марина. Слабо адаптирован. |
3. | Эмоциональная сфера | 3 класс | Методика «Домики» Обухова | Выражена оптимистичность, основные социальные чувства сформированы, активный, направлен на действия. Положительное отношение к школе, домашним обязанностям. |
4. | Набор в 5 гимназический класс. | 5 класс 01-05.2012 | Комплекс методик по набору в гимназический класс, контрольные срезы по математике и русскому языку. | Рекомендована традиционная программа, низкий уровень умственного развития в силу слабо сформированного логического мышления, операции анализа, объема кратковременной памяти, слабый словарный запас. Уровень школьной тревожности – повышенный (59б.) (страх самовыражения, социальный стресс) |
5. | Уроки психологии, направленные на повышение уровня адаптированности к обучению в средней школе. | 5 класс 2011-2012 | Прохождение программы, тематическое, планирование | Активизация процессов самопознания, обсуждение ситуаций, возникающих проблем, коррекция поведения, повышение уверенности в себе, самооценки, снижение социального напряжения. |
6. | Индивидуальные консультации по результатам проведенных исследований | 13.11.12 Ж.Л.С. педагог-психолог | Ознакомление и рефлексия полученных результатов исследований. | Анализ полученных данных, адекватная их оценка, акцентирование на положительных качествах характера и критическое отношение к отрицательным. Обсуждены способы изменения ситуации с поведением и как улучшить успеваемость. |
7. | ПМПк по результатам психодиагностики. | 28.03.2013 протокол № 7 | Уровень актуального развития и школьной мотивации очень низкий | Даны рекомендации учителям по организации дифференцированного подхода в организации учебной деятельности. |
План психологического сопровождения Р.А.,
ученика 6в класса МБОУ гимназия г. Советский на 2013-2014 учебный год
№ | Повод/проблема | дата | Содержание работы | Результат |
1. | Взаимодействие социального педагога и педагога-психолога по комплексному социально-психологическому сопровождению подростка. | 16.10.13 соц.педагог Б.И.А., педагог-психолог Ж.Л.С. | Составление плана совместной работы. | Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения подростка. План работы с учащимися «Группы риска». |
2. | Определение психолого-педагогического статуса учащегося:
| 18.09.10 21.10.13 23.09.13 27.09.13 28.09.13 сентябрь, октябрь 23.09.13 |
| Фиксирование результатов в карте индивидуального развития учащегося. Схема наблюдения за учащимся на уроке. Выводы и рекомендации. |
3. | Индивидуальные консультации по результатам проведенных исследований | сентябрь октябрь | Ознакомление и рефлексия полученных результатов исследований. | Анализ полученных данных, адекватная их оценка, акцентирование на положительных качествах характера и критическое отношение к отрицательным. Обсуждены способы изменения ситуации с поведением и как улучшить успеваемость. |
4. | Цикл развивающих занятий (10)по программам: «Конфликты и мы», «ИБИС», обсужде-ние результатов проективных методик | октябрь- декабрь | Развитие коммуника-тивных навыков, позитивного отношения к себе, системы саморегуляции | Коммуникативные умения и навыки, повышение уровня самопонимания, адекватная самооценка, умения управлять своими эмоциями, в том числе агрессивными. |
Педагоги | ||||
4. | Консультации об особенностях учебной деятель-ности учащегося, его поведении и эмоциональной сфере | сентябрь, октябрь | Сбор информации о реальных учебных возможностях учащегося, определение проблемных областей, причин их возникновения, с последующими консультациями | Рекомендации педагогам по взаимодействию с учащимся. |
Родители | ||||
5. | Индивидуальная консультация по результатам проведенных исследований | октябрь, декабрь | Ознакомление и рефлексия полученных результатов исследований. | Анализ полученных данных, адекватная их оценка, акцентирование на положительных качествах характера и критическое отношение к отрицательным. Обсуждены способы изменения ситуации с поведением и как улучшить успеваемость. |
6. | РС «Возрастные особенности шестиклассников». | ноябрь – декабрь | Новообразования подростков 6 класса, степень развития познавательной сферы, потребностей учащихся. | Психопросвещение родителей о возрастных особенностях подросткового возраста, рекомендации родителям по конструктивному взаимодействию с подростками. |
Психолого-педагогический статус Р.А.,
ученика 6в класса МБОУ гимназии г. Советский
Методика/Исследуемая функция | Выводы / психологический статус | ||
Диагностика | |||
18.09.13 | Многофакторный личностный опросник Кеттела (CPQ) | Эмоционально неуравновешен. Плохо контролирует свои эмоциональные импульсы, может испытывать сложности с их адекватным выражением. Часто чувствует себя усталым, беспомощным, не способным справиться с жизненными трудностями. Внешне это может проявляться как капризность, уклонение от реальности и нежелание брать ответственность на себя. А. характеризуется высокой чувствительностью к любой угрозе, застенчивостью, неуверенностью в своих силах. Склонен к тревожному, подавленному настроению, печальным переживаниям и недооценке своих возможностей. Не верит в себя, настроение и самооценка сильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих. Развито чувство долга. | |
18.09.13 | Опросник EPQ. Методика Айзенка. Изучение типа темперамента. | Интроверсия – умеренная. Меланхолик, тип слабый, часто вялый, замкнутый и болезненно воспринимающий различные стороны сложной жизни, излишне раздражителен и пессимистичный. Предпочитает плыть по течению, смиряясь с судьбой. | |
18.09.13 | Тест эмоций Баса-Дарки | Агрессия выражается косвенно через выражение негативизма, характерна раздражительность, подозрительность и обидчивость. Общий ИА (индекс агрессивности) – 146%, ИВ (индекс враждебности) – 142%. | |
21.09.13 | Методика определения самооценки | Самооценка неадекватная (заниженная). | |
21.09.13 | Методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера | Умеренная личностная тревожность. | |
21.09.13 | Анкета «Подросток группы риска в социуме». | Осознает причину постановки на учет в КДН и полицию (воровство) и считает, что к нему относятся уважительно, понимают все его проблемы и стараются помочь, учителя относятся хорошо, сверстники хотят с ним дружить, но он сам к этому не стремится, т.к. ребята над ним подсмеиваются, а вот окружающие взрослые относятся к нему, как к маленькому ребенку. Родители, по мнению подростка, безразличны и почти не замечают. Жизнь, его судьба – все, что с ним происходит, ему не нравится, он не доволен и хотелось бы изменить. | |
21.09.13 | Заполнение подростком карты-характеристики личности подростка. Рефлексия. | По самооценке А.: в конфликтные отношения часто вступает со сверстниками, социальная роль-исполнитель, ведомый. По характеру – трудолюбивый, самостоятельный, внимательный, чуткий, к старшим относится с уважением, дисциплинирован, общительный. С другой стороны, часто проявляет легкомыслие и беспечность, бывает импульсивным. К требованиям учителей относится положительно. Учебные трудности испытывает по математике и английскому языку . | |
21.09.13 | Профессиональные интересы, склонности | человек-техника, любит делать поделки своими руками. Посещает кружок по технологии, «Закон и подросток», проводимый социальным педагогом. | |
21.09.13 | Методика «Моя семья» Головей М. Изучается степень выраженности в семейном воспитании. | Уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный, можно назвать дружескими, важным человеком для А. является мама, с которой есть взаимопонимание, хотя методы воспитания нельзя назвать гибкими и на хорошем уровне. | |
27.09.13 | Диагностика девиантного поведения. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Вологодский центр «Развитие»). | Сильно выражен волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению выражена на уровне ниже среднего (43%), склонности к делинквентному поведению, к агрессии и насилию маловыраженны, не выявлена склонность к аддиктивному поведению. | |
28.09.13 | Шкала острых ощущений М.Цукерман. Исследование уровня потребностей в ощущениях. | Средний уровень потребностей в ощущениях различного рода, что свидетельствует об умении контролировать такие потребности, умеренности их удовлетворения. А. открыт новому опыту, и в то же время сдержан и рассудителен в критические моменты жизни. | |
28.09.13 | Личностный опросник Г.Шмишека Диагностика акцентуаций личности | Отмечается недостаток жизненной энергии, впечатлительный человек, не всегда адекватно откликается своими эмоциями на жизненные события, иногда внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находит в поведении яркое внешнее выражение. | |
28.09.13 | Социально-психологический статус в коллективе/звезда, принимаемый, отверженный, изолированный, социальные контакты/ | Имеет друзей в классе: Сидоров Константин, Новиков Антон, Козак Владимир. В классном коллективе – принимаемый. |
Выводы и рекомендации: по типу темперамента – меланхолик (слабый тип), интровертированный (свой внутренний мир важнее внешнего), эмоционально неуравновешен, возникают проблемы с адекватным выражением эмоций, умеренная личностная тревожность, свои возможности недооценивает - самооценка неадекватно заниженная; склонности к делинквентному поведению, к агрессии и насилию маловыраженны, не выявлена склонность к аддиктивному поведению, сильно выражен волевой контроль. Суицидальный риск не выражен. Социальные связи сформированы: есть круг общения в классе, вне школы, в семье значимым лицом является мама, теплые отношения с бабушкой и дедушкой. Интересы и склонности находятся в области «человек-техника», посещает кружки.
Выявленные проблемы: слабо развиты коммуникативные навыки, позитивного отношения к себе, система саморегуляции.
Рекомендации педагогу-психологу: провести цикл коррекционно-развивающих занятий (10), направленных на развитие коммуникативных навыков по программе «Конфликты и мы», позитивного отношения к себе (повышение уверенности, адекватной самооценки), системы саморегуляции по программе «ИБИС».
Педагогам: учебный процесс строить с учетом личностных особенностей подростка, рекомендаций психолога.
Педагог-психолог МБОУ гимназия Жутикова Л.С.
г. Советский
приложение № 3
Психологическое сопровождение учащегося
Фамилия, имя_______________________________________Класс_____
Дата | Содержание работы | Социальный эффект |
приложение № 4
Карта-характеристика личности подростка
- Личные данные
- Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________
- Возраст______________(полных лет)____________________ 3. _______________класс
- Семья
- Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Год рождения каждого_________________________________________________________________________
- Образование_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-Профессия, занимаемая должность______________________________________________________________
- Материальная обеспеченность семьи – ниже прожиточного уровня, средняя, высокая
- Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире?
(отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий)
- Личность подростка
- Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто)
- с родителями______________________________________________________________________________
- с учениками ______________________________________________________________________________
- с учителями (с кем именно) _________________________________________________________________
- Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками?
- инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель
3. Проявляет ли положительные качества и формы поведения (если да, то редко, часто или всегда)?
- уважение к старшим______________________________________________________________________
- внимательность, чуткость, доброту_________________________________________________________
- скромность _____________________________________________________________________________
- трудолюбие _____________________________________________________________________________
- добросовестность ________________________________________________________________________
- организованность ________________________________________________________________________
- самостоятельность _______________________________________________________________________
- дисциплинированность ___________________________________________________________________
- другие положительные качества поведения __________________________________________________
4.Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (если да, то редко, часто или всегда)?
- грубость, хамство________________________________________________________________________
- индивидуализм, эгоизм ___________________________________________________________________
- зазнайство, высокомерие __________________________________________________________________
- легкомыслие, беспечность ________________________________________________________________
- лживость _______________________________________________________________________________
- упрямство ______________________________________________________________________________
- жестокость _____________________________________________________________________________
- бестактность ____________________________________________________________________________
- прогулы уроков__________________________________________________________________________
- нарушение школьной дисциплины__________________________________________________________
- нецензурную брань ______________________________________________________________________
- порчу школьного имущества ______________________________________________________________
- срыв уроков_____________________________________________________________________________
- драки___________________________________________________________________________________
- побеги из дома___________________________________________________________________________
- невыполнение домашних обязанностей (в семье) ______________________________________________
- противоправные поступки (бродяжничество, кража, вымогательство)_____________________________
- вредные привычки – курит, употребляет спиртные напитки _____________________________________
5. Ярко выраженные особенности поведения:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен;
б) контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт;
в) повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность, двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность, замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности;
г) резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость;
д) поведение лишено мотивов, плохо учитывает ситуацию;
е) упрямство, замкнутость, ведомость.
IV. Личность подростка в коллективе
- Какое положение занимает в коллективе: лидер, популярный принятый, непопулярный, отверженный, изолированный, противопоставление себя коллективу, дезорганизатор, вожак «трудных» учащихся
- Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей?
- благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно
3. Как выполняет общественные поручения?
- хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет,
4. Какое влияние чаще оказывает на сверстников?
- положительное (редко, часто) ______________________________________________________________
- отрицательное (редко, часто)_______________________________________________________________
- взаимоотношения со сверстниками – жестокое обращение со слабыми и младшими, пренебрежительное, принадлежность к молодежной группе ____________________________________
- Имеются ли близкие друзья, кто они ________________________________________________________
- Учение
- Какое отношение проявляет к учебным предметам? – увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное, затруднения в освоении учебных программ (предметы)________________________________________, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам_________________________________________________________________________
- Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям:
- активно-положительно, пассивно-положительно, пассивно-отрицательно, активно-отрицательно, безразлично.
V. Труд
1. Отношение к труду:
- отрицательное отношение к работе
- невыполнение трудовых обязанностей в школе
- недобросовестное отношение к труду
- Отношение к трудовому обучению: увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно.
- Как овладевает трудовыми навыками: быстро, средне, медленно
- Досуг
- Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то к какой)_______________________________________________________________________________________
- Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет):
- технической______________________________________________________________________________
- литературной_____________________________________________________________________________
- изобразительной__________________________________________________________________________
- музыкальной_____________________________________________________________________________
- другой (какой)____________________________________________________________________________
- Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где):
- кружка (объединения)______________________________________________________________________
- секции___________________________________________________________________________________
- факультатива_____________________________________________________________________________
- Занимается ли самообразованием (если да, то в каком направлении)__________________________________
- Профессиональная направленность
- Какими профессиями интересуется______________________________________________________________
- Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)________________________
- Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии – да, частично, нет.
- К какому типу профессий имеет склонность:
- человек-человек __________________________________________________________________________
- человек-природа__________________________________________________________________________
- человек-техника__________________________________________________________________________
- человек-знаковая система__________________________________________________________________
- человек-художественный образ_____________________________________________________________
5. Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (если да, то каким образом)________________________________________________
Педагог-психолог:
Классный руководитель:
Даты заполнения:_______________________________________________________________
приложение № 5
Анкета «Подросток «группы риска» в социуме
Фамилия, имя______________________________Возраст______________Класс_____________
Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов с вариантами ответов. Пожалуйста, прочитайте их и выберите тот, который наиболее вам подходит.
- Я стою на учете в милиции, потому что:
- я хуже, чем другие
- я как все, но попался именно я;
- надо быть более хитрым;
- я невезучий;
- я несчастный;
- я глупый;
- другое ______________________________________
- Я часто прогуливаю школу, потому что:
- мне трудно учиться, я многое не понимаю
- надо мной смеются в школе
- меня не любят одноклассники
- ко мне плохо относятся учителя
- мне неинтересно в школе, скучно
- меня надо контролировать: заставлять ходить в школу, заставлять учиться
- другое ______________________________________
- Окружающие взрослые меня:
- не понимают
- ненавидят
- считают меня плохим, ни на что негодным
- относятся ко мне, как к маленькому ребенку
- не доверяют мне
- уважают меня
- другое ________________________________________
- Учителя:
- хорошо ко мне относятся
- не замечают меня совсем
- всегда мне помогут и защитят меня
- считают меня ни на что хорошее не годным
- считают меня глупым, неспособным, плохим
- уважают и ценят меня
- Сверстники:
- меня уважают и ценят
- меня не любят и не дружат со мной
- считают меня глупым, неумным
- считают, что я хороший друг и товарищ
- меня не любят, но боятся меня
- хотят со мной дружить, но я сам к этому не стремлюсь
- другое __________________________________________
- Комиссия по делам несовершеннолетних и милиция меня:
- не любят, ненавидят
- не понимают меня, считают, что я способен только на плохое
- относятся ко мне уважительно, понимают все мои проблемы, стараются помочь
- стараются почаще и построже наказать меня
- я не уважаю их и не обращаю внимания на их попытки меня перевоспитать
- думают только о себе, им наплевать на меня
- другое __________________________________________
- Мои родители:
- любят меня, но не уважают, не считаются со мной
- любят меня, уважают, заботятся обо мне, считаются со мной
- безразличны ко мне, меня почти не замечают
- одобряют мое поведение, безразличны к моим правонарушениям
- наказывают меня за правонарушения
- толкают меня на правонарушения
- другое ___________________________________________
- Моя жизнь, моя судьба – все, что со мной происходит, мне:
- нравится, я доволен
- не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все было по-другому.
приложение № 6
Схема наблюдения за учащимся на уроке
Фамилия, имя ___________________________________класс_____________дата_____________
Причина наблюдения________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Поведение.
- Как ученик входит в класс__________________________________________________________________
- как ведет себя перед уроком________________________________________________________________
- на уроке (отвлекаемость, наличие импульсивных реакций, двигательная и/или речевая расторможенность)_________________________________________________________________________
- внешний облик учащегося (одежда, прическа, макияж, чувство вкуса и стиля в облике)___________________________________________________________________________________
- эмоции после удачных и неудачных ответов (не/адекватные)_____________________________________
- реакции на обращение, требования учителя, похвалу, порицание__________________________________
- владение собой при выполнении задания у доски (излишняя суетливость в движениях, возбуждение, торопливость, резкость, заторможенность)_____________________________________________________
- может ли сдерживать себя, если кто-то из учеников пытается мешать, отвлекать_____________________
- является выдержка привычным, естественным состоянием ученика или оно требует значительных усилий___________________________________________________________________________________
- Особенности аффективной и эмоциональной сферы.
- эмоциональный фон настроения: преобладание сниженного / повышенного, тревожного (дисфоричность), агрессивного (злобного) фона, выраженная лабильность реакций по знаку __________
- конфликтность: высокий уровень, избирательно высокая конфликтность___________________________
- конкретные эмоциональные особенности______________________________________________________
- Особенности операциональных характеристик деятельности:
- работоспособность (колебание, снижена, выраженно снижена)____________________________________
- темп деятельности (неравномерный, сниженный, ситуативно снижен)______________________________
- Познавательная деятельность на уроке.
- Восприятие: осмысленность (не/выделяет существенное, не/отвечает на вопросы)___________________
- Мышление:
- обобщенность мышления: легко/с трудом улавливает общее в отдельных фактах, не/ умеет выделить главное, не/придерживается темы, рассуждения_________________________________________________
- логичность мышления: связывает отдельные части рассуждения, не/умеет их показать, не/делает выводы___________________________________________________________________________________
- Внимание:
- сосредоточенность: поглощенность деятельностью______________________________________________
- отвлекаемость: разговоры, посторонние дела, ответы невпопад____________________________________
- устойчивость: длительность работы над объектом_______________________________________________
- распределение: выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища, у доски_____________________________________________________________________________________
- переключение: скорость перехода от одного дела к другому______________________________________
- Память:
- осмысленная (выделяет главные мысли / механическая (на внешних связях)_________________________
- воспроизведение материала: осмысленное (своими словами, примерами, зарисовками, конспекты) / механическое (бессмысленное)_______________________________________________________________
- Мотивация деятельности.
- наличие интересов, их активность: поднимает руку, задает вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения, пассивен к происходящему_____________________________
- отношение к предмету, учителю, к учению: не/добросовестен, не/прилежен, бездеятелен, занимается посторонними делами______________________________________________________________________
- умение работать самостоятельно с учебником, тетрадью _________________________________________
- наличие творческой/исполнительской позиции_________________________________________________
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
приложение № 7
Педагогическая характеристика
____________________________________________,
ученика ______ класса МБОУ гимназии г. Советский
Реальные учебные возможности
- Работоспособность:
- высокий – сохраняет работоспособность в течение всех уроков, вынослив.
- средний – сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.
- низкий – обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине дня, что проявляется в усталости, вялости, сонливости и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок; в элементарных вычислениях при переписывании текста.
- Темп деятельности:
- высокий – работает экономично, в быстром темпе;
- средний – соответствует темпу класса, (темп чтения 120 слов), неравномерный.
- низкий – работает медленно и невнимательно, либо быстро, но деятельность «хаотична и бестолкова»
Интеллектуальное развитие.
- Умение выделять существенное в изучаемом.
- высокий – легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;
- средний – в основном справляется с выделением существенного в изучаемом тексте, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.
- низкий – обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.
- Самостоятельность мышления:
- высокий – проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемных рассуждениях, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельный элемент в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и прочее, может сам составить задачи;
- средний – обнаруживает средний уровень развития самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнить учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытку решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;
- низкий – не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа опеки.
5. Самоконтроль при изучении учебного материала:
- высокий – самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома материала с помощью вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильное вычисление обратными действиями, правильное решение физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность полученных результатов;
- средний – в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков;
- низкий – практически не имеет навыков самоконтроля.
- Преобладающие склонности к циклу учебных предметов:
- Общественно-гуманитарные(ОГ) – литература, русский, история, обществознание, иностранные языки;
- Физико-математические (ФМ) – физика, математика;
- Естественнонаучный (ЕН) – биология, география, естествознание, природоведение, анатомия.
- Уровень предшествующей образовательной подготовленности:
- высокий- практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу;
- средний – практически не имеет существенных пробелов в ранее пройденном учебном материале, которые бы мешали последующей учебе;
- низкий – имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного учебного материала, в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.
- Учебно-познавательный мотив:
- интерес к процессу учения (ИУ )-( или внутренний мотив) – интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолевать трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др;
- мотив оценки (Оц) – или внешний мотив, стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др.;
- отсутствие интереса (ОИ) – отрицательный интерес, вплоть до отвращения к учению.
- Сформированность волевых качеств (высокая, средняя, низкая):
- способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей,
- стремление преодолевать затруднения в учебе, личном поведении,
- умение проявлять собранность, организованность,
- преодолевать отвлекающие от учения влияния и др..
- Тип поведения:
- уравновешенное поведение(У) – ровное настроение, не склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, в меру подвижен и активен, положительно восприимчив к педагогическому воздействию;
- возбудимый тип поведения (В) – двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, неудержимое веселье или плач по незначительному поводу, патологические влечения (курение, алкоголизация, склонность к побегам и бродяжничеству, воровство, жестокость);
- заторможенный тип поведения (З)- замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, несамостоятельность, пониженное настроение, робость, застенчивость, замкнутость, необщительность.
«____»____________201___
_________________/________________________/
_________________/________________________/
_________________/________________________/
приложение № 8
Приложение к схеме реальных учебных возможностей школьников.
/методические рекомендации педагогам по заполнению таблиц на группу учащихся/
1. Работоспособность:
- высокий – сохраняет работоспособность в течение всех уроков, вынослив.
- средний – сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.
- низкий – обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине дня, что проявляется в усталости, вялости, сонливости и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок; в элементарных вычислениях при переписывании текста.
2. Темп деятельности:
- высокий – работает экономично, в быстром темпе;
- средний – соответствует темпу класса, (темп чтения 120 слов), неравномерный.
- низкий – работает медленно и невнимательно, либо быстро, но деятельность «хаотична и бестолкова»
Интеллектуальное развитие.
3. Умение выделять существенное в изучаемом.
- высокий – легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;
- средний – в основном справляется с выделением существенного в изучаемом тексте, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.
- низкий – обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.
4. Самостоятельность мышления:
- высокий – проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемных рассуждениях, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельный элемент в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и прочее, может сам составить задачи;
- средний – обнаруживает средний уровень развития самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнить учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытку решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;
- низкий – не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа опеки.
5. Самоконтроль при изучении учебного материала:
- высокий – самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома материала с помощью вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильное вычисление обратными действиями, правильное решение физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность полученных результатов;
- средний – в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков;
- низкий – практически не имеет навыков самоконтроля.
6. Преобладающие склонности к циклу учебных предметов:
- Общественно-гуманитарные(ОГ) - литература, русский, история, обществознание, иностранные языки;
- Физико-математические (ФМ) – физика, математика;
- Естественнонаучный (ЕН) – биология, география, естествознание, природоведение, анатомия.
7. Уровень предшествующей образовательной подготовленности:
- высокий- практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу;
- средний – практически не имеет существенных пробелов в ранее пройденном учебном материале, которые бы мешали последующей учебе;
- низкий – имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного учебного материала, в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.
8. Учебно-познавательный мотив:
- интерес к процессу учения (ИУ )-( или внутренний мотив) - интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолевать трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др;
- мотив оценки (Оц) – или внешний мотив, стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др.;
- отсутствие интереса (ОИ) – отрицательный интерес, вплоть до отвращения к учению.
Педагогическая характеристика класса
- Интересы, увлечения – увлеченность ребенка каким либо делом, занятием, видом внеучебной деятельности. Для учащихся 9-11 классов – профессией.
- Самооценка: – адекватная (А) – адекватно оценивает свои возможности в учебной работе, как личности; - завышенная (ЗВ), заниженная (ЗН).
- Социальный статус в коллективе: звезда, принимаемый (среднестатусный) – есть группа товарищей, с которыми общается; отверженный – больше негативного к нему отношения; изолированный – нет друзей, ни с кем сам не общается и с ним никто. Социальные контакты – больше с одноклассниками, со сверстниками из других классов, вне школы, др.
- Сформированность волевых качеств: способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, личном поведении, умение проявлять собранность, организованность, преодолевать отвлекающие от учения влияния и др. (высокая, средняя, низкая).
- Тип поведения:
- уравновешенное поведение(У) - ровное настроение, не склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, в меру подвижен и активен, положительно восприимчив к педагогическому воздействию;
- возбудимый тип поведения (В) – двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, неудержимое веселье или плач по незначительному поводу, патологические влечения (курение, алкоголизация, склонность к побегам и бродяжничеству, воровство, жестокость);
- заторможенный тип поведения (З)- замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, несамостоятельность, пониженное настроение, робость, застенчивость, замкнутость, необщительность.
- Особенности характера – основные характерологические черты личности (2-3 положительные черты).
приложение № 9
Схема реальных учебных возможностей учащихся «группы риска»
на ______________учебный год
Список учащихся, класс | Работоспособ-ность | Темп деятельности | Интеллектуальное развитие | самоконтроль при изуч-и учеб. матер-ла | Сознател-ть учебной дисциплины | Учебно-позна- Вательный мотив | Уровень предшествую- щей образова-тельной подготовлен-ности | ||||||||||||||||||||
Умение выде лять существ. в изучаемом | Самостоят-ть мышления | Интеллект. способности | |||||||||||||||||||||||||
в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | ИУ | Оц | ОИ | в | ср | н | |
Педагог-психолог: Классный руководитель:
приложение № 10
Педагогическая характеристика учащихся «группы риска» на________________.
Фамилия, имя / класс | Отношение к учебе, учебно-познаватель-ный мотив /внутрен-ний – интерес к процессу учебы, внешний – мотив оценки,отрицательный/ | Волевые качества (выс., ср., низ. ур. сформированности волевой активности) | Соц-психолог.статус /звезда, принимаемый, отверженный, изолированный, социальные контакты | Преобладающий тип поведения (урав- новешенный, возбуди- мый, заторможенный) | Интересы, склонности /в т.ч. внеучебные/ | Самооценка /адекват-ная, завышенная/ |
Педагог-психолог: Классные руководители:
приложение № 11
Психологическая характеристика учащихся «группы риска» на _____________учебный год
Ф,И. | Особенности/ направленность характера (акцентуации, возможные наруше-ния поведения - ВНП) | Риск суиц., ПАВ, алк., депрессии | Темперамент | Школьная/личностная тревожность /Спилбергер /модификация А.Д.Андреевой/ | Профиль реагирования на эмоц.ситуации (склонность к вражд., агрессивности, мстит. /Басса-Дарки; индекс агрессивности,враждебности; Ильина/ | Эмоц.отношения в семье (привлекательные /значимые лица) /ЦТО/ | Склонность к отклоняющему поведению (Вологодский цент «Развитие») | Профессиональное самоопределение |
Педагог-психолог:
приложение № 12
Психологическое сопровождение
учащихся, требующих повышенного педагогического внимания
(МБОУ гимназия г. Советский, 2011- январь 2013 года)
№ | Фамилия, имя | Класс | Проблема | Содержание работы | Результат |
1. | Р.А. | 4б | Нарушение дисциплины, низкая школьная мотивация. | Определение актуального уровня развития и школьной мотивации: уровень интеллектуального развития и школьной мотивации очень низкий. Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе. | Даны результаты и рекомендации учителю по данному ребенку (ПМПк). Индивидуальное сопровождение. |
2. | Б.Л. | 4б | Конфликты с одноклассниками | Примирительная встреча Приглашение мамы Б.Л. на консультацию. Консультация С.И. Л. (мамы С.Ю). Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе, развитие коммуникативной культуры. | Конфликт урегулирован. Мама не пришла. Даны рекомендации по привитию дочери способов конструктивных взаимоотношений с одноклассниками. Индивидуальное сопровождение. Даны способы эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов. |
3. | С.Ю. | 4б | Конфликты с одноклассниками | ||
4. | С.С. | 4б | Конфликты с одноклассниками | ||
5. | К.И. | 3г | Поведенческие проблемы | Проведена профилактическая работа, ДО по выявлению личностных проблем, определению характера эмоциональных отношений в семье. | Определены причины, которые влекут за собой проблемы поведенческого характера. |
6. | С.Ю. | 1г | Неустойчивое поведение, агрессивность. | Консультации с классным руководителем и мамой по взаимодействию с ребенком. Оказание психологической помощи ребенку по коррекции эмоционально-волевых расстройств. | Даны способы взаимодействия с данным ребенком. Даны способы контроля над эмоциями (дыхательная гимнастика), снятие эмоционального напряжения через арттерапию, коррекционные занятия по программе ИБИС. |
7. | М.А. | 4а | Поведенческие проблемы | Примирительная встреча с Шамсутдиновым А. Род. Собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение». Цикл тренинговых занятий, направленных на сплочение классного коллектива. Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативной культуры. | Конфликт разрешен. Психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии. Улучшение уровня благополучия в классном коллективе. Индивидуальное сопровождение. Даны способы эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов. |
8. | К.А. | 5б | Отвергаемая в классном коллективе | Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативной культуры. ПМПк «Итоги адаптационного периода пятиклассников» | Индивидуальное сопровождение. Даны способы эффективного общения с одноклассниками. Классному руководителю рекомендовано составить план мероприятий, способствующих сплочению классного коллектива. |
9. | Ш.Н. | 5б | Нарушение дисциплины на уроках, склонен к обману. | Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативной культуры. | Индивидуальное сопровождение. Даны способы эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов. |
10 | Н.С. | 5а | Агрессивность по отношению к одноклассникам, Низкая успеваемость, бесконтрольность со стороны родителей. | Уроки психологии, направленные на успешную адаптацию к обучению в средней школе, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативной культуры. Род.собрание «Здравствуй, 5 класс!» ПМПк «Итоги адаптационного периода пятиклассников» Беседа с родителями по проблеме взаимоотношений Сергея с одноклассниками. Определение актуального уровня развития ребенка. Проведение ПМПк «Проблемы в обучении ученика 5в класса Новикова Сергея». Консультация родителей. | Индивидуальное сопровождение. Даны способы эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов. Психологическое просвещение родителей, знакомство их с психологическими особенностями возраста; совместный анализ трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено. Ознакомление классного руководителя и учителей-предметников с результатами адаптационного периода. Даны рекомендации по организации УВП. Даны рекомендации по привитию сыну способов конструктивных взаимоотношений с одноклассниками. Ознакомление родителей и педагогов с результатами интеллектуального развития учащегося. Соотнеся результаты ДО с актуальным состоянием дел ребенка, мама приняла решение вывести Сергея на рПМПК с целью изменения образовательного маршрута. |
11 | М.Д. | 8а | Отвергаемый в классе | Уроки выбора профессии, направленные на профессиональное самоопределение, выявление интересов, склонностей, межличностных отношений в классном коллективе. Анкетирование учащихся к родительскому собранию «Подросток и его особенности». Анкетирование родителей 8а кл. «Хорошие ли Вы родители» | Статус в классном коллективе М.Д., М.Р. – средний, что предполагает наличие в равной степени как отрицательных, так и положительных выборов). Осознание подростами возрастных изменений. Даны рекомендации родителям по конструктивному взаимодействию с подростками. |
12 | М.Р. | 8а | Отвергаемая в классе | ||
13 | Д.М. | 8б | Проблемы в обучении, связанные с пропусками уроков по болезни | ДО: определение типа школьной мотивации у старшеклассников. Проведена групповая консультация с учащимися по результатам исследования. Выступление педагога-психолога на совещании при директоре с результатами исследования типа школьной мотивации у учащихся 9-х классов. | Соотнесение полученных результатов с самооценкой учащихся, определение причин снижения успеваемости старшеклассников. Профилактика снижения академической успеваемости у старшеклассников и повышение психического благополучия ученика |
14 | Б.Е. | 7в | Низкая успеваемость, склонен к совершению правонарушений | ДО: эмоциональные отношения в семье, тест эмоций, склонность к девиантному поведению, самооценка, характерологические особенности подростка. | Мониторинг развития учащегося с заполнением карты-характеристики подростка, определен психолого-педагогический статус учащегося, низкая сформированность реальных учебных возможностей. |
Литература.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).
2. Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
3. Крылова Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска.
Справочник педагога-психолога. Школа , №3, 2013 г.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"
Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....
Индивидуальный маршрут сопровождения учащихся группы риска
форма контроля за учащимися "группы риска", отслеживание динамики успеваемости, виды профилактических работ...
Индивидуальный план сопровождения учащихся группы риска
Сопровождение психолога учащихся группы риска...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2016 - 2018 г.
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" разработана для реализации в период с 2016 по 2018 г. Целью данной программы служит адаптация учащихся школы, отно...
Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению
Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...
Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
План психологического сопровождения учащихся «группы риска» и «трудных учащихся» на 2020- 2021 учебный год
план работы педагога-психолога...