Классный час "Доброе слово - что ясный день"
классный час по теме

Методическая разработка классного часа о доброте. Мероприятие способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, знаний о нормах воспитанности. Учит корректному обращению друг с другом. Разработано для воспитанников 11 - 13 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_slovo_-_chto_yasnyy_den.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГСУ ВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Методическая разработка классного часа.

                                                                                      Составитель:

Артамонова Л.Г.

                                                                                      воспитатель

Кемерово 2012

Классный час «Доброе слово – что ясный день».

Цель: Развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культурного поведения, общения с людьми.

Задачи: 1. Учить корректному обращению друг с другом

               2.Способствовать развитию коммуникативных                             качеств, умению вести беседу.      

Эпиграф: «Доброе слово – что ясный день».             Пословица.

Время: 35 – 40 минут.

Возрастная категория: 11 – 13 лет.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята мы сегодня проводим классный час, который называется «Доброе слово – что ясный день». Мы будем говорить о добрых словах и поступках, будем учиться общаться правильно, говорить друг другу комплименты.

           Для начала мы проведем разминку «Молекула». (Дети выходят  из-за парт и начинают двигаться хаотично, как молекулы, затем по команде должны соединиться парами, тройками, парами. Этими же парами рассаживаются.)

          Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать сказки. Вы любите сказки?

- А у вас есть любимые сказки?

- А почему ты любишь именно эту сказку? А ты?

          Вот видите, ребята, вы любите сказки, потому что сказочных героев ждут интересные приключения, в сказках много неожиданного, а еще потому, что там всегда все кончается хорошо. Добрые, веселые, смелые побеждают злых, коварных, трусливых и жадных.

- Какие сказочные герои вам нравятся? Почему?

- А как вы думаете, ребята, почему героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа, вещи?

- Давайте с вами вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что там происходит? (По ходу рассказа детей воспитатель зачитывает небольшие отрывки, внимание детей сосредотачивается на двух отрывках: когда девочка разыскивает брата и когда бежит с Иванушкой домой).

- Почему Печка, Яблонька и Речка не ответили Маше на ее вопрос?

- Верно, она была неприветлива, не по-доброму обратилась к ним, обидела. А почему потом они помогли ей?

- Да потому, что уважила их просьбу, была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они охотно выполнили ее просьбу.

- Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово - что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу?

- Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.

- Помните, как падчерица согрела теплым словом деда Мороза в сказке «Морозко». Кто помнит эту сказку? (По ходу высказываний детей воспитатель акцентирует внимание на двух эпизодах: беседа падчерицы и родной дочки с дедом Морозом, сопровождает разговор чтением отрывков).

- Вот и получается, что народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославлял слово ласковое, теплое, дело доброе. Может быть поэтому мы часто такие слова называем «волшебными».

- Ну, а вы всегда ли в  общении с людьми пользуетесь этими «волшебными» словами?

- В чем их волшебность?

- А вы заметили, как произносятся эти слова?

- Верно, вежливо, с улыбкой. Приведите примеры. (Высказывания детей).

        Давайте с вами, ребята,  договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет такое настроение, как в ясный день.

      Нужно научиться создавать себе и другим хорошее настроение. Ведь от этого зависит и ощущение радости, приятные эмоции.

- От чего же зависит настроение, как вы думаете? Давайте попробуем представить свой день и всех, с кем вы общаетесь. Представили?

- Видите, как много. Это и наши домашние, близкие, и учителя в школе, и школьный персонал, и различные посторонние люди на улице, и ваши сверстники в классе, во дворе. Как вы думаете, зависит ваше настроение от них?

- В чем?

- Да, на настроение влияют та форма и тон общения, которые складываются у вас с теми, с кем вы как-то соприкасаетесь в разговоре, игре, общем деле.

- Так значит, от чего зависит настроение?

- От содержания и тона общения.

- Как создать хорошее настроение? Как вы думаете?

     Ответы детей. (Нужно стараться понять желание другого и по мере возможности исполнить его; стараться всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека; постараться понять и откликнуться на состояние другого человека.)

 - А сейчас я попрошу каждого вспомнить хоть один случай, когда ему помогли создать хорошее настроение?

- Правда хорошее настроение стало у всех нас от того, как много хорошего и доброго мы услышали об отношениях людей друг к другу. Верно?

- Постараемся это настроение и состояние сохранить?

- Да, надо стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому человеку боли или неприятности. Это, конечно трудно, но вы можете этому научиться.

- А как вы думаете, ребята, может быть радостно тогда, когда в коллективе хорошо человеку? Когда его видят, понимают, общаются с ним, верно?

- А как вы думаете, любой человек приятен в общении?

- Значит, чтобы быть приятным окружающим и себе, надо:

  • Проявлять уважение к человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним;
  • Умет поддержать интерес, проявленный к игре, разговору или делу;
  • Уметь считаться с желанием другого, уступить ему.
  • Не выпячивать себя, не требовать, чтобы было только по-твоему: не стремиться быть первым и лучшим в игре, споре, не хвастаться.
  • Уметь быть вежливым со всеми, одинаково приветливым.

- Давайте сейчас поработаем самостоятельно и определим общие правила  общения, которые всегда и везде мы должны соблюдать. Попробуем сделать это при помощи «свитка».  (Работа в парах).

    (Воспитатель читает вслух содержимое свитков, наиболее встречающиеся правила записывает на доске).

       (Пример правил).

 В отношении к другому будь всегда:

- вежлив;

- внимателен;

- уважителен;

- доброжелателен.

     Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.

     Не стремись возвысить себя над другими.

     Не стесняйся уступить другому.

- Как вы думаете, мы соблюдаем эти правила?

- Будем им следовать?

- Ну, а если что-то еще не получается, мы будем стараться, верно?  

- А стараться нам надо совершенно обязательно, потому что, только умея общаться, взаимодействовать друг с другом, беречь друг друга, мы сможем помогать другим людям. А от нас уже требуется помощь. Сигнал бедствия мы получили от жителей сказочной страны Словении. Маленькая Смешинка, изгнанная из страны, принесла нам письмо, в котором просит помощи. Послушайте, что она пишет в письме.

       «Дорогие ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, веселые песни, смех. Сделала своими приближенными жадность, зависть, сплетни, а главным помощником – страх.

         Теперь у нас хмуро даже днем, все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают Злобуле о каждом встречном, и все боятся ее.

        Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебное слово, волшебство, которое помогает вам быть доброжелательными, вежливыми, веселыми, заботиться друг о друге».

- Что будем делать? Как будем помогать?

- Давайте попробуем сначала превратить плохие слова, ожившие в стране Словении и захватившие власть, в противоположные им. Я уверена, что у нас получится это волшебство, потому что мы вместе и стараемся избавиться от грубых и противных слов. Попробуем?

       (Идет работа по «превращению» слов.  Жадность – щедрость; зависть – доброжелательность, расположенность, добродушие; грубость – нежность, ласка, снисходительность; сплетни – правдивость, похвала; жестокость – жалость, сочувствие. На доске закрываются новыми словами).

- Последние злые слова – сама царица Словении – Злобуля. Слуг ее уже нет, а ее превратим в … (например в Добрулю).

- Вот и рассеялись злодеяния грубых, жестоких слов. Остались только добрые, а с ними ожил и смех.

- Давайте соберем копилку добрых слов и будем бережно хранить ее в классе.

(Дети на карточках пишут слова, предварительно озвучив их по очереди. Слова не должны повторяться. Когда все слова названы, карточки складываются в мешочек).

- Эта копилка поможет вам в общении. Давайте договоримся, что мы никогда не пустим сюда недобрые слова. А чтобы этого не произошло, их никогда нельзя произносить. Договорились?

- А теперь я хочу, чтобы вы проанализировали вашу школьную жизнь, ваши взаимоотношения, самих себя. (Ребята рассказывают случаи из школьной жизни, анализируют).  

- Человек добрый, который дружит только с добрыми словами, должен и совершать только добрые поступки. А какой поступок можно назвать добрым?

- Верно, это тот поступок, в котором проявляются уважительные, доброжелательные отношения к другим. Попробуем собрать вместе наши добрые поступки. Пусть каждый из вас подумает и на карточке запишет те добрые поступки, которые он сделал за последнюю неделю. И мы соберем все наши добрые поступки вместе вокруг доброй улыбки, хорошо? Это нам поможет и дальше жить по-другому. (На доске изображение радостного лица, вокруг него ребята приклеивают свои карточки, когда каждый приклеит карточки, воспитатель зачитывает их).

- Посмотрите, ребята, сколько добрых поступков нас окружает. Это очень радостно, и наша улыбка становится еще краше.

- Так что же такое «добрый поступок»?

- Это поступок, в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание.

- Вспоминая собственные поступки, дополним их добрыми поступками героев наших книг, которые мы с вами читаем. (Дети вспоминают добрые поступки героев книг).

- Вот видите, как много хорошего может сделать человек человеку. И как тепло становится на душе от проявленного к тебе доброго отношения.

- Попробуем соединить добрые слова и добрые поступки в одну цепочку. И посмотрим, как мы будем себя чувствовать.

- Как вы думаете, сказать другому, что в нем привлекательно, что в его характере есть хорошего, доброго – добрый поступок?

- Конечно. Очень важно не забывать говорить людям, чем они хороши, чем приятны вам. Им захочется быть еще лучше. Вот и совершим этот добрый поступок сегодня на нашем занятии: скажем каждому, чем он хорош, охарактеризуем его добрыми словами. Хотите?

     Поиграем в игру «Комплимент». Комплимент – это любезные, приятные слова. Я хочу познакомить вас с куклой, ее зовут Комплиментина. (Воспитатель показывает куклу).

        Как только она попадает в руки к кому-нибудь, у этого человека возникает желание говорить комплименты. (Дети образуют круг, начинают передавать куклу по кругу и говорить комплименты, нужно постараться, чтобы все они были разными).

- Что вы чувствовали?

- Кто-то что-то неожиданного узнал о себе?

- Легко ли было говорить комплименты?

Подведение итога.

Воспитатель. Мы сегодня говорили с вами о добром слове, добром поступке,

общении и настроении. И мне хотелось бы узнать какое настроение осталось у вас от сегодняшней нашей с вами беседы.

Синий – радость, веселье.

Зеленый – спокойное, хорошее.

Желтый – тревожное.

Коричневый – плохое.

(Дети выходят к доске, приклеивают кружочки соответствующего цвета.)

- Что мы сегодня делали на классном часе?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Чему вы сегодня научились?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Классные часы. 5 – 6 классы/авт.-сост. Т.В. Шепелева и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.
  2. Обществоведение. 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.: ил.
  3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 96 с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 3).
  4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 96 с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 3).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости "Доброе слово - что ясный день"

Тема: «Доброе слово, что ясный день».Цель: познакомить детей с вежливыми словами.Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами...

Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день"

Данный репертуарный сборник адресован учащимся средних и старших классов ДШИ и ДМШ, а т. же  любителям ансамблевого музицирования.Этот сборник состоит из 2 частей:В I  части собраны самые по...

ЧАС ОБЩЕНИЯ «ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ»

Эпиграфом к теме нашего часа общения я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово». Но прежде чем начать час общения, я хотела бы спросить у вас: как в...

"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

Воспитательное занятие на тему: "Доброе слово, что ясный день"

Способствовать воспитанию культуры поведения через введение в активную речь «волшебных слов»; способствовать формированию умения различать добро и зло; создать условия для развития анализа и синтеза п...

АМО ЯСНЫЙ ДЕНЬ (выявление опасений, ожиданий)

Активный метод обучения позволит в начале урока настроить учеников на работу, а в конце урока легко подвести результаты....