Внеклассное мероприятие по правоведению
методическая разработка (8 класс) по теме
В папку входит сценарий игры между 8 - 9 классами "Азбука права" с раздаточными материалами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_prava.rar | 134.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука права. Права ребенка»
(игра для учащихся 8–9-х классов)
Цели
- Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
- Использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых, игровых.
- Применение информационных технологий.
- Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную ответственность, чувство сопереживания.
Оборудование.
- Столы для команд и жюри.
- Тексты документов “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка” «Семейный кодекс», «Конституция РФ» и др.
- Материалы для конкурсов.
- Презентации по данной теме.
- Мультимедийное оборудование.
Участники.
- 2 команды учащихся 8 и 9 класса.
- Жюри – приглашенные учителя.
- Ведущий – организатор внеклассной работы.
Музыкальное оформление.
Используются песни: “Журавлиная песня”, “Мы маленькие дети”, “Маленькая страна”.
Ход игры.
- Вступительное слово ведущего.
- Конкурсы для команд.
- Награждение.
I
Вступительное слово ведущего.
(Приложение 1 презентация «Журавлиная песня»)
Для многих из вас эта песня незнакома или вы её слышали 1 – 2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будит воспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас находитесь. А это детство! Счастливая пора! Рыбалка на озере с папой, походы с одноклассниками, поездки в летний пионерский лагерь. Да, много их было – счастливых мгновений, беззаботных дней!
(Опрос аудитории)
А что для вас значит детство? (1 – 2 взрослых, 1 ребёнок)
(Приложение 2 презентация «Мы маленькие дети»)
А всё ли так хорошо? Резко сократилась рождаемость, возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на территории многих регионов России. Из 16 летних к пенсионному возрасту подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме, у 60% - психические, и только 1% - здоровые дети. Растёт количество преступлений, совершённых детьми. Каждое 4-ое из которых в алкогольном или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный характер.
Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране! Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество самоубийств среди детей. 78% из - за проблем общения, 47% детей не могут с “продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в роддомах. А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства, втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.
И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на первый взгляд, незначительный факт - общение в семье построено на крике, родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.
Стихотворение читает учащийся
Уважайте детей!
Помогите малым детям!
Рабство есть еще на свете.
Не должны работать дети
Под угрозой и под плетью.
То, что им придется пережить,
Детям не предотвратить.
Вы им можете помочь.
Это мне одной не в мочь.
Почитайте их, любите,
Утешайте и кормите,
Их на руки поднимайте,
И ласкайте их, ласкайте!
Наша встреча сегодня называется “Азбука права: права ребенка”
Вы на уроках общества, классных часах говорили о правах человека, правах ребёнка, рассматривали различные документы, посвящённые им. И сегодня мы обобщим наши знания.
Встречаются 2 команды.
(Представление команд, жюри, ведущего.)
II
Конкурсы
1 конкурс. “Разминка”. Каждая команда выполняет тест на компьютере (приложение 3) , нужно ответить правильно на эти тесты в течение 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Закончите следующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребёнка заключается в том, что ____”:
а) в ней права ребёнка приобретают силу норм международного права;
б) она является обязательством на будущее;
в) она впервые описывает права ребёнка.
2. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?
а) в семье;
б) среди своих друзей;
в) в школе на уроках;
г) во всех сферах жизни и деятельности.
3. Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребёнка?
а) под руководством родителей;
б) под руководством учителей;
в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых.
4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на государство;
в) на иностранных спонсоров.
5. Закончите следующее утверждение: “Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая ________”:
а) не указана в официальных справочниках;
б) мешает образованию и вредит здоровью;
в) не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
6. Международный документ, не имеющий обязательной силы, носящий рекомендательный характер:
а) конвенция;
б) договор;
в) пакт;
г) декларация.
7. Права человека – это проблема:
а) наших дней;
б) последнего столетия;
в) вечная.
8. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?
а) хорошее знание права;
б) способность к служению – родине, государству, обществу;
в) высокие нравственные качества;
г) чувство патриотизма;
д) все вышеперечисленное.
9. Какое определение соответствует понятию “права человека”?
а) Это законы, по которым живёт человек;
б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.
10. К какому понятию относится определение: “Одно из тягчайших преступлений против человечества – истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам?”
а) “война”;
б) “геноцид”;
в) “апартеид”.
11. Как называется грубейшее нарушение прав человека, которое является крайней формой расовой дискриминации?
а) апартеид;
б) коллаборационизм;
в) регионализм.
12. Закончите следующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека, органом ООН является ______”
а) Генеральная Ассамблея;
б) Совет Безопасности;
в) Секретариат ООН.
13. Закончите следующее предложение: “Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населения должны быть _____”
а) магистратуры;
б) суды;
в) мэрии.
14. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
15. Права граждан, которые обеспечивают возможность граждан участвовать в управлении государством и общественными делами:
а) экономические права;
б) личные права;
в) политические права;
г) культурные права.
2. Конкурс “Документы”.
Перечислите документы, защищающие права ребёнка. Разделите их на 2 группы по направлениям.
ОТВЕТ
Российские | |
Всеобщая декларация прав ребёнка. | Конституция РФ. |
Декларация прав ребёнка. | Семейный кодекс. |
Конвенция о правах ребёнка. | Гражданский кодекс. |
Конвенция о защите прав человека и основных свобод | Уголовный кодекс. |
8 ответов – максимально, 1 ответ – 1 балл |
3. Конкурс “Личность”
Какое право ребёнка отражено в этих документах?
- Свидетельство о рождении.
- Свидетельство о браке родителей.
- Паспорт.
Ответ.
Право на установление происхождения ребёнка.
4. Конкурс капитанов.
Назвать даты принятия документов о правах ребёнка (капитаны вытягивают листки с документами у ведущего)
ОТВЕТ
Всеобщая декларация прав человека | 1948 |
Декларация прав ребёнка | 1959 |
Конвенция о правах ребёнка | 1989 |
Конституция РФ | 1993 |
Семейный кодекс | 1996 |
Уголовный кодекс | 1996 |
Конвенция о защите прав человека и основных свобод | 1950 |
1 балл за названную дату |
Вашему вниманию предлагается миниатюра “За стеклом”, где представлен один из сюжетов о воспитание в семье.
Театр миниатюр «За стеклом».
Ведущий: Здравствуйте! Здравствуйте! Сегодня мы снова сможем заглянуть в замочную скважину и подсмотреть несколько сюжетов о воспитании в семье. Кто-то, вероятно, узнает в наших персонажах себя или своих знакомых, но нам важно не это! Только очень глупые люди учатся на своих ошибках, а наша задача - не ошибиться в будущем самим. Воспитатель ведь как сапер: одно неосторожное слово может исковеркать в будущем судьбу человека.
Итак, заглянем в гости к нашим героям.
Ведущий: Конец рабочего дня. Выдалась свободная минутка. Можно расслабиться, выпить чаю, поговорить.
Заставка. Занавес открывается. На сцене две женщины пьют чай и беседуют о своих детях.
Первая женщина: Ой, у меня такая замечательная дочь, я ею так довольна! Она все успевает: учится хорошо, по дому помогает, в музыкальной школе на конкурсе первое место заняла. Учителя ее так хвалят, так хвалят! А твой как?
Вторая: А мой Вовка вчера стекло разбил, позавчера двойку по физике получил, опять меня в школу вызывают. Кто-то заглядывает в дверь.
Кто-то: Эй, девочки, вы что сидите? Рабочий день уже закончился, сейчас на электричку опоздаете!
Женщины хватают сумки, выбегают. Мать возвращается домой, садится на стул. Хлопает дверь, в комнату вбегает сын (в руке мяч).
Сын: Мам! Мам! Мы выиграли! . Мать вскакивает и начинает кричать.
Мать: Выиграли! Подумаешь! Лучше бы уроки учил! Опять весь в грязи и штаны порвал! И почему ты не можешь быть как все нормальные дети! Никогда из тебя ничего не выйдет! Вот другие дети как дети, а ты у меня...
Сын: Ну, и ладно! Вот и живи с другими!
Сын убегает, хлопает дверью.
Голос за кадром: Не лишайте меня надежды! Не сравнивайте меня с другими! Перестаньте оценивать меня!
Ведущий: Извечная проблема в семье - мусорное ведро. Кому на этот раз выпала почетная обязанность выносить мусор? Заставка. Занавес открывается. На сцене мать и дочь стоят около мусорного ведра. Входит отец и говорит с порога.
Отец: И сегодня как всегда! Опять, паразитка, мусор не вынесла. Сколько можно говорить? Убери! Быстро! Дочь : А что опять я? А Светка не может вынести это ведро?
Мать: Ну, Саша, что тебе стоит? Вынеси ты, наконец, это ведро! А я пока твое любимое печенье испеку. Хочешь?
Отец: Какая разница, что она хочет? Сейчас же вынеси мусор, или я не знаю, что с тобой сделаю! Неделю у меня на улицу не выйдешь! Ни рубля тебе больше не дам!
Дочь (плачет): Конечно, Светке все можно: и на дискотеку, и гулять допоз-1 дна. А мне только мусор выносить и посуду мыть. Что я вам, Золушка что ли?
Мать: Саша, ну не плачь! Посмотри, я тебе новую футболку купила. Нравится?
Отец: Нечего реветь! Ничего страшного не случилось! Подумаешь, мусор заставили вынести. Переживет! Дочь (плачет, берет ведро): Ничего мне от вас не надо! Ешьте свое печенье сами!
Голос за кадром: Не угрожайте мне и не пугайте меня! Не командуйте мной!
Не подкупайте меня! Не диктуйте, как мне себя чувствовать!
Стихотворение читает учащийся
Каждому право на детство дано
Без бед и унылой работы.
Даже и в бедной стране, всё равно,
Дети достойны любви и заботы.
Думай о детях и помни всегда:
Безгрешны они от рожденья.
Не допусти, чтобы в тяжких трудах
Детство ушло их в забвенье.
Пусть позаботятся люди о том,
Чтобы детей миновало несчастье,
Детство чтобы вернулось в их дом
И позабыли они о ненастье.
Знайте: свободы они лишены,
Детством их помыкают.
Дети же в школу ходить должны.
Об их желаниях всегда забывают.
Мы шанс имеем – счастливо жить,
Их грустный удел – неудача.
Мы с ними должны всегда дружить.
Помочь им – наша задача.
Все дети с рожденья всегда равны,
Будь богатым иль бедняком чернокожим.
Для всех нас права существуют одни.
И каждый день наш пусть будет погожим.
Конкурс 5. “Адвокат для сказочных героев”.
Учитель: Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Поэтому тебе так важно знать, где закреплены твои права! Сейчас вы просмотрите сюжеты из сказок и попробуйте выступить адвокатами для героев, используя статьи Конвенции (Конкурс оценивается в 5 баллов.)
Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Конкурс 6. «Помогите детям»
Учитель: Задание для 9 класса: В статье №7 Конвенции о правах ребёнка говорится: "Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя". Представьте себе, что десятилетний мальчик ничего не знает о себе. У него нет имени, фамилии, он не знает, кем были его родители. Что могло произойти с этим мальчиком в большом городе? Придумайте историю 10-летнего мальчика. Какие права ребенка были нарушены?
Результаты работы могут быть такими.
1.С мальчиком могло произойти много неприятностей:
1) Он мог потеряться.
2) Ему нечего было есть, негде ночевать.
3) Бомжи могли заставить его попрошайничать на улице.
4) К нему обращались: "Эй, ты!", "Пацан!", "Ты, в красной майке!".
5) Его обижали, унижали, избили. Никто за него не заступился и так далее.
2. Были нарушены права:
1) Право на имя.
2) Право на заботу родителей.
3) Право на жилище.
4) Право на достоинство и достойную жизнь.
5) Право на жизнь без насилия.
Учитель: Задание для 8 класса: Проанализируйте ситуацию: Косте 11 лет. Он живёт вместе с младшими - сестрёнкой и братишкой, мамой и отчимом. Отчим обращается с Костей не так, как с другими детьми. Костя всё время проводит в своей комнате. Он всё время один. Он не может приглашать своих друзей. Окно в его комнате забито досками. В комнате только лампа, кровать и стол. Когда Костя заканчивает делать уроки, лампу забирают. Мальчик был избит отчимом за то, что попытался пожаловаться маме. Так с ним обращаются каждый день в течение года. У Кости нет праздников: ни дня рождения, ни Нового года. Какие права Костя были нарушены? Что бы вы посоветовали ему в такой ситуации?
Результаты работы могут быть такими.
1. Нарушены права:
1) Право на личную свободу.
2) Право на частную жизнь.
3) Право на достойные условия жизни.
4) Право на личную неприкосновенность.
5) Право на достоинство.
6) Право на охрану здоровья и развитие ребёнка.
7) Право на жизнь без насилия.
2. Косте можно посоветовать:
1) Рассказать обо всём своим друзьям и обязательно взрослым: учителям, соседям, родственникам.
2) Обратиться в милицию.
3) Обратиться в организации, которые защищают права людей и так далее.
Учитель: Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему - права человека.
Ты имеешь права, но в то же время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным.
И ТЫ ДОБЬЕШЬСЯ УСПЕХА
Для подведения итогов всех конкурсов слово предоставляется жюри.
Надо чтобы детство было защищено, только тогда оно будет счастливой порой. (приложение 4 презентация «Маленькая страна»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....