Мат.газета посвященная декаде математики
материал по теме
Математическая газета посвященная декаде математики в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat.gazeta_k_dekade_matem.docx | 217.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тем, кто математику учит,
Тем, кто математике учит,
Тем, кто математику любит,
Тем, кто ещё не знает, что может любить математику
декада математики посвящается!
Цель газеты: показать, что математика вовсе не такая «сухая» наука, как думают некоторые, и что ею интересовались не только «чистые» учёные-математики, но и люди других профессий.
«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся учёный 18 века Блез Паскаль.
И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной наукой, но и даже скучной, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила и лучше его запомнить.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы. Математика дисциплинирует ум, учит логически рассуждать. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях.
Л.Н.Толстой сделал такое сравнение: «Человек – есть дробь. Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – это увеличить свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».
Ребята, в школе с 17 по 27 марта будет проходить декада математики!!!
Представляете, 10 дней сплошная математика!
«Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!» - скажете Вы.
Но у меня для вас - вот такая новость: «Всех учителей направили на семинар, остались только математики.
И у нас сегодня - 6 уроков математики!»
Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.
Итак, первый урок - УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
• 1. Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!"
• 2. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?
• 3. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?
• 4. Название какой кривой является в то же время литературным термином?
• 5. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
• 6. "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику?
Второй урок - УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВОПРОСЫ ИНОСТРАННЫЕ:
• 1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти.
• 2. Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"?
• 3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра.
• 4. У греков это натянутая тетива, а у нас?
• 5. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"?
• 6. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"?
Третий урок – УРОК МУЗЫКИ
Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ:
• 1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
• 2. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий?
В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
Четвертый урок – УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока " Числительные"
ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА:
•1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
•2. Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными?
•3. Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа?
•4. С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника.
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра - дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Пятый урок – УРОК ИСТОРИИ
ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ:
• 1. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет?
• 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"?
• 3. Сколько подвигов совершил Геракл?
Шестой урок – УРОК МАТЕМАТИКИ
Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика - царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
В математике много удивительного.
Математикой занимались и занимаются люди разных профессий.
Русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет университета.
Математику любили Гоголь, Пушкин, Лермонтов и Толстой.
Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума.
Так давайте займемся математикой.
Это интересно: Тригонометрия в ладони
Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников».
Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во 2 веке до нашей эры. Гиппарх (Hípparchos) (около 180—190 до н. э., Никея, — 125 до н. э., Родос), древнегреческий учёный.
Гиппарх является автором первых
тригонометрических таблиц и
одним из основоположников
астрономии.
, где n – номер пальца
№ пальца | угол | № пальца | угол | ||
0 | 0 | 4 | 0 | ||
1 | 30 | 3 | 30 | ||
2 | 45 | 2 | 45 | ||
3 | 60 | 1 | 60 | ||
4 | 90 | 0 | 90 |
Ответы на вопросы принимаются до пятницы каб.202
ОТВЕТЫ
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
• 1. ( Омар Хайям)
• 2. (А.С. Грибоедов)
• 3. (10 000)
• 4. (гипербола)
• 5. (Л.Н. Толстой)
• 6. (А.С. Пушкин)
ВОПРОСЫ ИНОСТРАННЫЕ:
• 1. (один, два, много)
• 2. (0)
• 3. (периферия)
• 4. ( гипотенуза)
• 5. (градус)
• 6. (перпендикуляр)
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ:
• 1. (Без дроби).
• 2. (музыканты или дирижеры)
ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА:
• 1. (Корень).
• 2. ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
• 3. ( три)
• 4. ( катит - катет)
ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ:
• 1. ( + - * /)
• 2. (дроби)?
• 3. (12)
А теперь ПЕРЕМЕНА!!!
Предлагаем вашему вниманию еще один интересный тест, который поможет вам оценить ваш уровень внимательности. Вам предстоит найти последовательно числа от 1 до 90 включительно. Оценить себя вы сможете, если засечете время.
За 5-10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.
За 10-15 мин - хорошая. За 15-20 мин - средняя.
За 20-25 мин - удовлетворительно.
Тест "Таблицы Шульте"
применяется для определения скорости переключения внимания.
Необходимо с максимальной скоростью показать и назвать вслух числа от 1 до 25.
Для определения времени берется секундомер.
Пройдя тесты, не забудьте записать свои результаты.
Даже если они вас не впечатляют, не расстраивайтесь, при ежедневной тренировке с новыми таблицами результаты с каждым разом будут улучшаться.
Кроссворд «ГЕОМЕТРИЯ»
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 |
1. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
2. Четырехугольник у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
3. Четырехугольник, противолежащие стороны которого попарно параллельны.
4. Величина, измеряемая в квадратных единицах.
5. Наибольшая сторона прямоугольного треугольника.
6. Одна из сторон прямоугольного треугольника.
7. Древнегреческий ученый, которому приписывается формула нахождения площади треугольника по трем сторонам.
8. Фигура, состоящая из трех точек плоскости, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков.
9. Параллелограмм у которого все углы прямые.
Храм из спичек.
В строении храма, состоящем из одиннадцати спичек, необходимо переложить четыре таким образом, чтобы получилось пятнадцать произвольных квадратов.
Убрать 8 спичек так, чтобы получилось
1) четыре равных квадрата 2) три квадрата
Загадки с числами.
Составьте представленные равенства из спичек и переложите (уберите) всего одну спичку так, чтобы получилось верное равенство
- 8 + 3 – 4 = 0
- 4 - 4 = 8
6 квадратов.
Восемнадцать спичек образовывают 6 одинаковых прилегающих друг к другу квадратов. Заберите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная газета, посвященная Победе в Отечественной войне 1812 года
В школьной газете размещены статьи обучающихся 5-8 классов о фактах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года. Данная газета является составной частью проекта "Виват, Россия!", посвященного юбил...
Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....
«Час весёлой математики»- это общешкольное мероприятие, которое целесообразно провести , как финал декады математики в школе.
«Час весёлой математики»- это общешкольное мероприятие,которое целесообразно провести , как финал декады математики в школе.Мероприятие проводится в зале, оснащённом большим экраном , компьютероми мул...
статья в газету "Олимпийская декада точных наук"
В данной статье рассказывается о проведении декады точных наук в школе, проведение которой совпало с Олимпийскими играми в Сочи....
Мероприятие по математике для учащихся 5-х классов "Математическое кафе" в рамках декады математики
Игра « Математическое кафе» для учащихся 5-6 классов...
Сценарий квеста, посвященного декаде предметов эстетического цикла и дню защитника отечества
В рамках предметной декады проводится квест. Цель его проверить знания обучающихся по предметам эстетического цикла....
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Декаде инвалидов. Урок Доброты «Оглянись вокруг»
Внеклассное мероприятие,посвященное Декаде инвалидов для 5-7 классов Урок Доброты «Оглянись вокруг» Цель: познакомить школьников с понятием «ограниченные возможности з...