программа кружка "Экономический практикум"
рабочая программа (5 класс) по теме
дополнительная образовательная программа кружка "Экономический практикум" для учащихся 5 - 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида пгт Пижанка Кировской области
Дополнительная образовательная программа кружка
«Экономический практикум»
для обучающихся, воспитанников 12-13 лет
На 2012 – 2013учебный год
Автор – составитель
Учитель математики
Царегородцева Татьяна Николаевна
Стаж работы 25 лет
Пижанка 2012
Пояснительная записка.
Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Актуальность программы.
На фоне постоянного снижения жизненного уровня основной части населения, экономической и политической нестабильности, значительно усложняется процесс адаптации человека, а тем более человека с недостатками интеллекта, к социальным и экономическим уровням жизни. В связи с этим, в коррекционной школе назрела необходимость в более целенаправленной и эффективной подготовке учащихся путем введения системы экономических знаний. Экономическое образование теснейшим образом связано с экономической ситуацией в стране, с реалиями жизни.
Идея экономического образования и воспитания – подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Экономическое образование предусматривает овладение учащимися основными терминами и категориями в соответствии с возрастными особенностями, развитие интереса к экономическим событиям, формирование элементов экономического мышления.
Цель программы:
Формирование основ экономического мышления, профессиональная ориентация и подготовка учащихся к жизни в условиях современного общества.
Задачи программы:
- Последовательное изучение учащимися элементарных экономических понятий.
- Воспитание разумных потребностей, формирование умений соизмерять свои потребности с материальными возможностями.
- Привить элементарные навыки поведения в условиях рынка.
- Формирование у учащихся желания трудиться и потребности в улучшении результатов своего труда, повышении благосостояния.
- Воспитывать уважение к собственности и бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса, имеющих средний уровень способностей. Общее количество часов – 68. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
Условия реализации программы.
- Материально- техническая база (компьютер, калькулятор).
- Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, раздаточный материал).
- Техника безопасности.
При написании программы учтены следующие принципы:
-Принцип научности.
-Принцип доступности и последовательности.
-Принцип наглядности.
-Принцип деятельностного подхода.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); практические (решение задач практической направленности, работа с компьютером, калькулятором); наглядные.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях
- торговля, товары, услуги;
- бюджет, доходы, расходы;
- банк, доллар, евро;
- кредит, процент;
- производство;
- налоги, платежи.
учащиеся должны уметь:
- работать с табличным материалом, калькулятором, компьютером, решать простые экономические задачи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осуществлять самостоятельный поиск экономической информации в СМИ, интернете.
Содержание тем учебного курса.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Что такое «Экономика»»? Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства). | 1ч |
2 | Деньги. История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль денег. Валюта, валютный курс. Банк. Кредит. Выгодно ли давать деньги в кредит | 7ч |
3 | Семейная экономика. Бюджет семьи. Из чего складываются доходы и расходы семьи. Обязательные платежи семьи. Как рассчитать плату за воду, электроэнергию. Как рассчитать стоимость покупки на день. Что такое безработица и причины появления безработицы. | 22ч |
4 | Магазин. Виды магазинов, отделы магазинов. Розничная цена. Оптовая цена. Цены на основные продукты питания. | 16ч |
5 | Экономика в школе. Стоимость одежды для девочки. Стоимость одежды для мальчика. Расходы на питание детей в школе. Расходы школы на оплату электроэнергии, водоснабжение и канализацию. Экономия в условиях школы. | 6ч |
6 | Труд. Оплата труда. Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа. Зарплата, аванс. От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты, нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. | 11ч |
7 | Наш район. Предприятия и организации Пижанского района. | 3ч |
8 | Страхование. Для чего нужно страхование. Виды страхования. Кто такой страховщик. Страховой полис. | 2ч |
Учебно – тематический план.
№ | Тема | Технология реализации | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Что такое «экономика»». | Устный журнал с элементами беседы. | 1ч |
2 | Деньги. •Из истории возникновения денег. •Экскурсия в музей. •Для чего нужны деньги. Функции денег. •Иностранные деньги (валюта): евро, доллар и др. •Мы идем в банк. •Наличные и безналичные деньги. •Банкомат. Правила пользования. | Экскурсия в музей, беседа, экскурсия в банк, экскурсия к банкомату, решение задач практической направленности. | 7ч |
2 | Семейная экономика. •Будем знакомы - моя семья. •Обязанности членов семьи. •Работа и профессии членов семьи. •Доходы семьи. •Расходы семьи. •Расходы на питание. •Как составить меню. •Покупка продуктов на день. Подсчет стоимости покупки. •Расходы на одежду и обувь. •Подарки. •Изготовление подарка своими руками. •Обязательные платежи семьи. •Семейные праздники. •Приусадебное хозяйство. •Бюджет школьника. •Потребности и возможности. •«Хочу» и «надо», делаю выбор. •Что такое ограниченность? •Формы заработной платы. •Как помочь тем, кто не работает. •Экономия в условиях семьи. •Игра «Экономический калейдоскоп». | Беседа, презентация. решение задач практической направленности, экскурсия в магазин, деловая игра. | 22ч |
3 | Магазин. •Что такое товар? •Товары и услуги. •Кто производит товары? •Виды магазинов. •Магазины нашего поселка. Экскурсия. •Продовольственный магазин. •Современный супермаркет. •Знаете ли вы цены на продукты? •Знаете ли вы цены на продукты питания. •Подсчет стоимости 100г, 200г, 300г и т.д. кондитерских изделий. •Игра «Магазин». •Реклама. •Услуги рынка. Базар. •Игра «Математический базар». •Аукцион. | Экскурсия в магазин, решение задач практической направленности, деловая игра, конкурс рисунков. | 16ч |
4 | Экономика в школе. •Сколько стоят твои учебники? •Одежда школьника. •Как экономить электроэнергию. •Экономия теплового режима. •Твое здоровье в твоих руках. •Конкурс рисунков «Сэкономь, сбереги, сохрани». | Беседа, решение задач практической направленности, деловая игра, конкурс рисунков. | 6ч |
5 | Труд. Оплата труда. •Калькулятор. •Зарплата. Различие в оплате труда. •Что такое «аванс»? •Что такое «процент»? •Как найти 1% от числа? •Как найти несколько процентов числа? •Подоходный налог. •Премия. •Профсоюз. Профсоюзный взнос. •Производительность труда. •Игра «Бухгалтерия». | Беседа, решение задач практической направленности, деловая игра | 11ч |
6 | Наш район. •Мы изучаем наш район. •Наш поселок. |
Экскурсия, беседа. | 3ч |
7 | Страхование. •Как защитить себя и свое имущество от несчастного случая. •Игра «Кто хочет стать миллионером»? | Экскурсия, беседа. | 2ч |
Используемая литература.
- Сасова И.А. Землянская Е.Н. Экономика 4 класс. Тетрадь творческих заданий 8-е издание.-М.: Издательство «ВИТА - ПРЕСС »2011
- Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2001.
- Смирнова Т.В. Новые приключения Белки. Экономика для детей. Самара : Корпорация «Фёдоров»,2005.
- Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки её друзей. Задачник –рабочая тетрадь по экономике. В 2-х частях. Москва – Самара: Корпорация «Фёдоров»,1998.
- Симоненко В.Д. Домашняя экономика. Изд-во «Вентана-Граф», 1999.
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С.
- Шведова И.Ф. Экономическая азбука. Издательство «East-West», Москва.
Интернет:
1. http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
2. http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников) 3. http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по практикуму по математике для 10-11 классов
Целью изучения курса «Практикум по математике» для 10- 11 класса является повышение эффективности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней шк...
Программа математического практикума .5 класс.
Из школьного компонента выделены часы на математический практикум....
Образовательная программа "Грамматический практикум 6"
Данный курс предназначен для учащихся II этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих...
Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, формы контроля, УМК для учителя и ученика, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ЕГЭ», 10-11 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, УМК для учителя и ученика, формы и методы преподавания, виды контроля, тематический план....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная профессиональная школа...
Программа географического практикума для профильных классов
Программа предусматривает введение географического практикума на 17 часов. Основа практикума - это полевые экскурсии на местность и оформление результатов работы в камеральных условиях. Пр...