Урок по предмету Основы культуры и традиции России для 10-11 классов Тема: Моральный долг. Альтруизм. Эгоизм.
методическая разработка (10 класс) по теме

Пичугина Татьяна Валерьевна

Данный материал предназначен для проведения уроков или классных часов в 10-11 классах. Материал раскрываеп понятия: моральный долг, альтруизм, эгоизм. Содействует расширению знаний школьников о нравственных и моральных нормах. Формирует ценностное отношение к семье, воспитывает уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moralnyy_dolg.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету Основы культуры и традиции России

для 10-11 классов

Тема: Моральный долг. Альтруизм. Эгоизм.

Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.

Адам Смит.

Цель: содействие расширению знаний школьников о нравственных и моральных нормах.

Задачи: 

1. Формировать ценностное отношение к семье, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения;

2.  Способствовать моральному развитию детей;

3. Побуждать их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственному воспитание обучающихся

Основные понятия:

Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.

ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является альтруизм.

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

 В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви. Как принцип межличностных отношений альтруизм конкретизируется в:

-принципе справедливости: «Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей»,

-в принципе уважения: «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и

 -принципе человеколюбия, или соучастия: «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка».

Ход урока

I. Сообщение темы и целей

Сегодняшний урок  – час общения. Это значит, что на протяжение этого времени мы будем разговаривать с вами, обсуждать, убеждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

О чем же будем говорить? О моральном долге, альтруизме и об эгоизме.

 Сегодня мы постараемся выяснить, почему некоторые семьи называют себя несчастливыми, что мешает им стать благополучными; поговорим о идеальных родителях и детях, постараемся найти оптимальные решения для проблемных ситуаций. Я надеюсь, что сегодняшний час поможет вам понять ваших родителей, побудит вас хотя бы постараться сделать свою семью хоть чуточку счастливее.

II. Вступительная беседа

Все вы читали сказки. И многие из них заканчиваются свадебным пиром. Увы, в реальной жизни все бывает не так хорошо, и со свадебного пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует душевного постоянного труда.

Скажите, а от одного ли конкретного члена семьи зависит ее счастье, благополучие?

Чтобы семья была счастливой, нужен упорный труд всех ее членов. У одних это получается, и тогда рождается счастливая, благополучная семья, где все чувствуют теплоту, заботу и любовь, а у многих этого не получается. Тогда люди просто живут под одной крышей. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: « Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по – своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?

Неблагополучных и несчастливых семей сейчас немало. И не всегда это связано с материальными трудностями.

Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм?

-Кто такие эгоисты?

Ваше понимание недалеко от истины (далеко от нее).

В словаре С. И. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (открыть доску): « Эгоизм (от лат. Ego– я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

- А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по-вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

Ш. Решение проблемной ситуации.

Однажды на прием к психологу пришла мама 14 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мама в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

-Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

-Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

-А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм – признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации.

Мы живем среди людей. Общаясь, мы стараемся соблюдать определенные правила. Но есть одно «золотое» правило, которое мы, куда бы судьба нас не завела, должны исполнять. Какое это правило?

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. А когда мы приходим домой, расслабляемся и позволяем себе то, что на людях не всегда можем позволить. Дома же нет тех, кто осудит со злом. Мама, бабушка, папа, дедушка – все свои. Потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, которые правят в обществе. Семья никогда не сделает нам ничего плохого, ее, прежде всего надо любить и уважать. А как поступаете вы?

Хочу предложить вам испытания. Проверим, как вы относитесь к своим домашним, цените и уважаете ли их?

…Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки. Включили музыку, приготовились помечтать, отдохнуть. И тут началось.

Ситуация №1.

Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама.

Ситуация №2.

Бабушка заглянула: «Пожалуйста, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!».

Ситуация №3.

Папа тоже подоспел со своими указами: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь прополоть картошку».

Ситуация №4.

Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год. Подпиши – ка всем открытки».

Ситуация №5.

«Собаку хотел – иди по темноте выгуливай!» - сказал папа.

Ситуация №6.

«Опять куда – то очки запропастились» - попросила бабушка найти ее очки.

Ситуация №7.

«Да выключи ты эту дурацкую музыку» - закричали все.

Что ж, во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они частенько расстраиваются, грубят. И тогда не выдержит никакой ребенок и тоже ответит грубостью. Давайте постараемся не расстраивать членов нашей семьи, и тогда они будут отвечать нам взаимностью.

Ведь родители и дети – одна семья. И ее нужно сохранить, ею нужно дорожить, ни один человек на свете не сделает для вас того, что делают для вас ваши родители. Какими бы плохими не были дети, родители все равно их будут любить.

V. Работа в группах.

Первая группа составляет портрет идеальных детей, вторая – идеальных родителей, а третья думает над вопросом об идеальной семье.

Чтение получившихся результатов.

Ну что ж, слово «идеал» обозначают высшую цель деятельности. Будем считать, что цель такую вы получили. Желаю, чтобы каждый из вас ее достиг, и в вашей семье царила гармония.

VI. Заключительное слово:

Доверяйте своим родителям, делитель с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну. Постарайтесь не обижать их. Ведь родители – единственные на земле люди, которые самоотверженно и бескорыстно любят нас, а не это ли в нашем мире самая главная ценность?

VII. Рефлексия.

Полезен ли для вас был сегодняшний урок?

О чем задумались?

Что решили для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

Христианская семья. Урок по предмету "Основы православной культуры" (ОРКСЭ )

Урок - презентация по предмету "Основа православной культуры" (4-5 кл.) Можно применить на тематическом классном часе и пр. Рассмотрены основы христианской семьи. Примером явилась семейная жизнь...

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

Методическая разработка урока по предмету - Основы православной культуры 4-5 класс, посвященная годовщине со дня рождения Сергия Радонежского....

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс...

Технологическая карта интегрированного урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и физической культуры

Предмет: ОБЖТема урока №2.2.: «Организация  дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.Цель:обучающая:закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;рассмотреть осн...