Духовно-нравственное воспитание
статья на тему
Работа школьной библиотеки совместно с учителями и учащимися школы по нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie1.docx | 1.01 МБ |
esteticheskoe_vospitanie_v_rabote_shkolnoy_biblioteki_proektnaya_deyatelnost.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание в работе школьного библиотекаря (Опыт проектной деятельности).
Заведующая библиотекой ГБОУ школы № 536 Московского района г.СПб Забегаевская Н.М.
«Школа – это прежде всего книга, а воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
В.А.Сухомлинский
Современное образование ориентировано на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Современные функции школьной библиотеки не просто изменились, но и значительно расширились. Изменилась сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, структурным центром школы, определяющим информационно - библиотечное обеспечение, формирование информационной культуры личности, формирование фондов документальных ресурсов, исследовательских работ учащихся и учителей.
Считаю, что именно школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты – это гарант реализации Федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. Школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Сегодня, в условиях ФГОС библиотеки наших школ являются информационно-библиотечными центрами информационной поддержки. Социальная значимость и востребованность информационно-библиотечного центра и самой книги сейчас увеличивается, центральное место занимает чтение книги. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цели, задачи, планируемые результаты, и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей. На сегодняшний день библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность, дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Реализация целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта возможна только при поддержке и продвижении книги, чтения, что является сегодня актуальным, приоритетным, исторически главным направлением работы школьной библиотеки. Школьная библиотека играет важную роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями и привитии им любви к чтению, оказывает помощь детям, родителям, педагогам , рекомендует литературу, предлагает те или иные пособия, книги, журналы.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» есть раздел «Базовые национальные ценности», где написано, что искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Вот на духовном развитии ребенка, его эстетическом воспитании я хочу немного остановиться и рассказать .
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире культуры.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является книга. Произведения литературы побуждают человека видеть жизнь через призму образности. Литература, искусство должны пробуждать в людях любовь к прекрасному. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности к творчеству художников. Литература и искусство объединяет чувства и мысли.
Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках, рисунках, которые делают по произведениям литературы.
Оценивая роль эстетического воспитания, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Методическая тема нашей школы «Школьная среда в формировании гражданской компетентности учащихся» и одним из направлений программы является проектная деятельность школы. Проект библиотеки называется «Звуки и краски мира». Мы уже шесть лет успешно работаем над этим проектом (с 2006г.). В 2006 г. провели большой фестиваль, который назывался «Звуки и краски мира» и это название закрепили за проектом с дальнейшими корректировками и акцентом на КНИГУ: «Через книгу – в мир культуры».
Проект предполагает интенсивную работу учащихся с художественной, литературоведческой литературой, с периодикой, с информационными ресурсами, максимальную активизацию познавательной активности учащихся, способствует эффективной выработке навыков и умений работы с книгой, умений анализировать, делать выводы и обобщения. Одним из видов творческих проектов можно условно назвать " Книга собирает и объединяет народы».
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания проекта.
Проект – форма организации совместной деятельности библиотекаря, учеников, учителей. Проект - это специально организованный библиотекарем / учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Цель проекта: духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся, приобщение и развитие творческого потенциала, исследовательской деятельности через книгу и привлечение к систематическому чтению учащихся и посещению библиотеки.
Задачи проекта:
- Воспитание любви к чтению и книге, развитие навыков толерантного общения и творческих, коммуникативных способностей детей.
- Формирование имиджа школы на культурных традициях.
- Дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся, воспитание добра, красоты и чуткости в ребенке, подростке. Учить, воспитывать, развивать, формировать путем бесед, лекций, информационной пропаганды.
- Воспитание подрастающего поколения посредством познавательной, культурно - досуговой деятельности.
- Формирование и развитие навыков библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и систематизации информации.
- Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к культуре России и других стран.
Период и этапы реализации проекта:
- Поисковый (моделирование желаемой ситуации, мероприятия)
- Аналитический (определение цели, задачи проекта, способа разрешения, составления плана, сбор информации)
- Практический (выполнение плана работ)
- Презентационный (предварительная оценка мероприятия, продукта, презентация)
Контрольный (анализ результатов, оценка продукта, мероприятия, оценка продвижения)
Ожидаемые результаты:
- Повышение творческого потенциала, культурного уровня детей.
- Возрастание интереса к книге, увеличение посещаемости и книговыдачи.
- Повышение выразительного чтения учащихся.
- Заинтересованность детей к культурному наследию разных стран и народов.
- Умение самостоятельно пользоваться источниками информации, владение специальной терминологией, выражать четко и правильно свои мысли.
Создание электронной и бумажной книги по материалам проекта.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (исполнение песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования. Проведение круглых столов, семинаров, конференций, встреч с писателями, литературно-музыкальных композиций.
Для выполнения и достижения задач и целей проекта предполагается:
Организация и проведение мероприятий, воспитывающих эстетическое, культурное и социальное самосознание учащихся. Главная роль отводится творчеству детей, выявлению молодых дарований.
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Сегодня я расскажу о проектах, которые проходят в нашей школе и организованы именно библиотекой.
В 2011/2012 учебном году были разработаны и осуществлены два больших проекта:
1-ый : коллективный общеобразовательный проект «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященный 300-летию М. В.Ломоносова. Организатором этого проекта была зав. библиотекой Забегаевская Н.М. В проекте принимали участие все учащиеся с 5-го по 11 классы и многие преподаватели школы. Инициативной группой в лице: Забегаевской Н.М., Базыкиной В.В., Копилевич Е.Н., Нарциссовой И.Р., Лавровой Е.А., Гапоновой Т.В. были предложены темы мероприятий по параллелям:
5-е классы – устный журнал: «Когда Михайло был маленьким».
6-ые классы: Урок: «Творец наук российских».
7-е классы: Брейн-Ринг «Наш первый университет».
8-ые классы: «Путешествие в страну мозаики».
9-ые классы: Интерактивная экскурсия «Сподвижник Просвещения».
10-11 классы: «Заседание Ученого совета».
Все классные руководители, учителя – предметники, учителя дополнительного образования, учителя музыки, зав. библиотекой, ученики старших классов оказывали помощь и активно участвовали в подготовке и проведении мероприятия. Проходил проект поэтапно: аналитический, подготовительный, практический, презентационный и завершился созданием фильма. Принимались все творческие работы учащихся, посвященные М.В.Ломоносову!
Ответственные учителя дали детям задания и началась подготовка к проведению ЮБИЛЕЯ. Подготовительный этап начался с сентября 2011 г.
2-й этап: проведение всех мероприятий начался с 21 ноября 2011 г. и закончился 16 декабря 2011г Ученики 5-х , 6-х классов представили фрагменты театрализованных постановок о Ломоносове М.В. и « Мозаичный портрет М.В.Ломоносова» - эту работу сделали под руководством учителя изобразительных искусств на уроках технологии.
Учащиеся 7 –х классов готовились для игры – Брейн- Ринг .
Учащиеся 8-х классов готовили материал о мозаичном искусстве и стихи, посвященные мозаичным полотнам, сделанные М.В.Ломоносовым.
В 9-х классах прошла интерактивная экскурсия «Сподвижник Просвещения».
Ученики 9 «А» класса находили лучшие стихи, оды, басни М.В.Ломоносова и учили их. Учитель Гапонова Т.В. подготовила с учениками 9 «А» класса выразительное чтение стихов М.В. Ломоносова разных «штилей»: высокого, среднего и низкого.
Ученики 9 «Б» и 9 «В» классов готовили материал о жизни и творчестве М.В Ломоносова.. Ученица 9 «Б» класса Кожачкина Д. совместно с учителем литературы Лавровой Е.А. подготовили прекрасную презентацию - экскурсию с вопросами по творчеству Ломоносова М.В.
Учащимся девятых классов было предложено погрузиться в работу по стихосложению на основе ритма и рифм Ломоносовских стихов. По результатам представленных работ наиболее удачными были сочинения учеников 9 «а» класса.
Учащиеся 10-11 классов провели «Заседание Ученого совета».
Ученики сделали научные сообщения с использованием информационных технологий. Все материалы и презентации находятся в библиотеке. Интересным было то, что со старшими ребятами выступали ученики 5 - х классов, подготовленные учителем истории. Осуществляется преемственность.
«Заседание Ученого совета» вел «Исторический клуб школы».
Критерии оценки проекта:
Повысилась читаемость, книговыдача, интерес к книге к научным работам М.В.Ломоносова.
Проработан и изучен большой материал о М.В. Ломоносове и его сподвижниках, о его времени.
Выявлен творческий потенциал учащихся.
Все материалы, сценарии, результаты анкетирования, опроса прилагаются.
2-ой проект: «Веселый праздничный талант» для учащихся 1-4 классов был проведен совместно с районной библиотекой № 1. В марте ежегодно у нас проходит неделя детской книги и в 2012 году был юбилей К.И.Чуковского. Началась творческая подготовительная работа среди учащихся 1 – 4 классов. Каждый класс готовил инсценированное изображение сказки. Готовили костюмы, репродукции, картины, аппликации, поделки, книги и т.д. В рекреации стояло «чудо-дерево», на котором висели поделки. Каждый мог увидеть как свою работу, так и детей из других классов. Было яркое, красивое, музыкальное представление!
В проектах были задействованы как учителя школы, так и все учащиеся 1 -11 классов. Было сделано много творческих работ, презентаций, научных исследовательских работ. В завершении работы над проектами были сделаны фильмы о Ломоносове и «Ломоносовских чтениях», о театрализованном празднике, посвященному К.И.Чуковскому и собран материал всех детских работ.
На этот учебный 2012/2013 год мы разработали Совместный проект организации внеклассного чтения подростков на 2012- 2013 учебный год с районной библиотекой № 1, и называется он «Читающая школа – это реально».
Уже много лет мы работаем совместно с районными библиотеками №1, №10, им. Паустовского.
У нас общие цели, задачи по формированию у детей потребности в систематическом чтении, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка. Развитие информационных технологий ведёт к увеличению количества времени, проводимого школьниками перед экранами компьютеров и телевизоров. Дети стали реже обращаться к книгам и другим печатным изданиям. И библиотека, и школа одинаково заинтересованы в том, чтобы чтение стало для подростков потребностью.
Участники проекта: - библиотека № 1 на улице Типанова, школьная библиотека ГБОУ СОШ
№ 536
Цель проекта: привитие интереса к книге и чтению у подростков; формирование у них устойчивой потребности в чтении.
Задачи: - расширение кругозора школьников;
- знакомство учащихся с произведениями отечественной и мировой литературы;
- пропаганда творческого наследия детских писателей;
- развитие аналитического мышления, умения рассуждать и аргументировано излагать собственное мнение;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах отечественной истории.
Аудитория: учащиеся средних и старших классов ГОУ СОШ № 536.
Критерии оценки проводимой работы: - анкетирование педагогов; анкетирование учащихся.
Конечный продукт: создание слайд-фильма, отражающего проведение мероприятий проекта.
План мероприятий
Название мероприятия | Возраст участников | Дата проведения | Ответственные за проведение |
Час истории «1812 год. Люди и события Великой эпохи» (к 200-летию Бородинской битвы) | Учащиеся 5-7 классов | Сентябрь 2012г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М. |
Литературно- исторический альманах «Династия» (к 100-летию со дня рождения Л.Н.Гумилёва) | Учащиеся 9-11 классов | Октябрь 2012г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М. |
«Королевство Маршака». Литературная прогулка. | Учащиеся 5-7 классов | Ноябрь 2012г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М. |
Урок памяти, посвящённый 70-летию победы в Сталинградской битве «Волга в огне» | Учащиеся 5-8 классов | Январь 2013г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М |
Литературный вечер «Хождение по мукам: интеллигенция в гражданской войне» (к 130-летию со дня рождения А.Н.Толстого) | Учащиеся 9-11 классов | Февраль 2013г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М |
«Манящие миры детской фантастики» виртуальное путешествие по книгам Ж.Верна и К.Булычёва (в рамках Недели детской книги) | Учащиеся 5-7 классов | Март2013г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М |
Литературный час «Уцелевшие в окопах» (Я.Гашек, Э.М.Ремарк. Творческие портреты.) | Учащиеся 10-11классов | Апрель 2013г. | Данилова Н.П. Запольская П.А. Забегаевская Н.М |
Разработали ежемесячные мероприятия, которые проходят в читальном зале школьной библиотеки.
Прошли все запланированные мероприятия, на которых все учащиеся, библиотекари, учителя были непосредственными участниками. Без совместной работы всех звеньев невозможно провести ни одно мероприятие. Только творческая совместная работа дает положительный результат на выявление талантливых детей, на привлечение их к чтению. Любое проводимое мероприятие –это работа с книгой, поиск необходимой информации, а в результате совместной деятельности с учителем, библиотекарем, ребенок создает презентацию, творческую, исследовательскую работу.
Проектная деятельность многогранна, поэтому ее обязательно надо планировать в соответствие с отведенным временем, грамотно распределяя время между этапами. На каждом этапе осуществляется контроль руководителем проекта.
В ходе работы над проектом происходит воспитание гражданских и патриотических чувств, коллективизм, взаимовыручка, взаимопонимание и уважение к разным взглядам и мнениям.
Результат любого проекта – реализация умений и навыков учащихся, развитие их творческих способностей.
Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.
Зав. библиотекой ГБОУ СОШ № 536 им. Гончаровой Т.И Забегаевская Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...