Классный час
классный час (10 класс) по теме
Классный час раскрывает тему: "Есть ли герои у нашего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_nashego_vremeni.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Есть ли герои у нашего времени?»
Класс: 10А
Цель: формирование чувства патриотизма, активной жизненной позиции.
Форма проведения: беседа
Оборудование: ПК, проектор, презентация.
Учитель: Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Великий Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Может, и правда — нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами, взглядами и представлениями, мнениями, модой и прочим «культурным багажом», изменчивым и непостоянным? Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...
С этих слов Илья Барабаш начинает свою статью «Герои нашего времени», размешенную на странице журнала сайта «Человек без границ».
Поясните значение: Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...(обсуждение).
Учитель (из статьи): Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском, аналогичное понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить». Герой мифологический, как правило, сын смертной матери и бессмертного отца, как, например, Геракл. Родившись на земле и пройдя множество испытаний, он возвращается к своему божественному отцу, окончательно преодолевая свою смертную земную природу и указывая тем самым путь всему человечеству.
Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов».
Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории.
Какие понятия неразрывно связаны с понятиями «долг», «честь», «патриотизм»? («подвиг» и «герой») Слайд1
Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа.
Какие это поступки?
Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела.
Но кто он этот герой? Слайд 2
В какой стране рождаются и живут эти люди?
Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои?
Может, это люди особой профессии?
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. (слайд №3)
Учащиеся:
Герой –это…
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Учитель: Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок(слайд №4).
Учитель: А теперь составим портрет героя Портрет? (слайд 5)
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера.
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига (учащиеся называют качества).
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».(слайд 6)
Герои всех времен. Какие они? (слайд 7)
С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа (называют произведения, которые читали и фильмы по произведениям).
Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.
Наш город знаменит тем, что имена наших земляков стоят рядом с высоким званием Герой.
Перечислите этих героев.
Герои нашего города (ВОВ и в мирное время)
При входе в Михайловский парк написаны слова: «Свое бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена…». Слова, обращенные к нам, живым, но которые знают историю войны из книг, фильмов и просто рассказов наших близких.
Мой дед был на Войне все 4 года, и я историю тех дней знаю от него. Моей маме было всего 9 лет, когда началась Война, но когда она окончилась, в свои 13 лет, она уже испытала на себе все тяготы тех дней. Их я тоже считаю героями.
Приведите примеры героических поступков, о которых вы слышали или читали?
Так кто они герои в вашем понимании?
Но не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики стояли у станков по 16 – 18 часов, превозмогая усталость и голод. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки. Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы.
Что же это как не подвиг?
Но героем может быть не только один человек, но и целый город. Это Ленинград.
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханием с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
Писала Ольга Бергольц.
Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала, до велика.
И там, среди жителей, была девочка, которая вела дневник(слайд 8, 9)
«Женя умерла 2 декабря в 12-50 утра 1941»
«Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942»
«Лека умер 17 марта в 5 часов 1942»
Это была история семьи, история города, история народа, история жизни и смерти. Страшный и справедливый приговор убийцам.
Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?
И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя.
Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.) (слайд №10)
И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». (Слайд №11)
Учитель: Давайте снова обратимся к статье И. Барабаш. Согласно недавно проведённому Фондом «Общественное мнение» опросу, мы с вами почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного „настоящего героя“ России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди „настоящих героев“ молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала „Бригада“. Его считают „настоящим героем“ 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из „Повести о настоящем человеке“ Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма „Место встречи изменить нельзя“...
Ушли времена, когда нашими героями были Пархоменко и Стаханов, Александр Матросов и политрук Клочков, Цой и Тальков, и в сетованиях по этому поводу не много смысла. Новое время, новые ценности — новые герои, их воплощающие. Благодаря этим ценностям за ними идут, их примеру следуют, неважно, в русле господствующей идеологии или, протестуя против. Может, в этом и кроется одна из причин отсутствия сегодня реальных героев — в нынешней размытости ценностей и идей, неясности, куда и зачем мы идём? Какие ценности должен выражать герой, чтобы стать героем для нас, к чему стремиться, за какие идеи бороться? А какие они бывают, эти идеи и ценности, спросим мы. Христианские православные? Национальные великорусские? Универсальные, общечеловеческие? Какие-то ещё? Трудный вопрос, не правда ли?
Эпизод интервью 1: «Каким должен быть современный герой?
Э. Рязанов: « Для меня герой — Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетённых» .
А вы ребята согласны с режиссером?
Эпизод интервью 2: Вы описали „Брата“.
Э.Р. „Брат“ мне чужд, хотя „Война“ Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины... у меня другие герои».
Эпизод 3: И всё-таки чего-то ещё не хватает, чтобы разобраться, кто же он, настоящий современный герой?
Э.Р. Недавно в Русском музее в Санкт-Петербурге я рассматривал «советскую Джоконду» — так назвали картину «Девушка в футболке» А. Н. Самохвалова, написанную в 1932 году на парижской выставке, где она получила золотую медаль. (слайд12). Удивительная картина не только в силу своих художественных и прочих достоинств, но и в силу смысла изображённого. Передо мной был портрет нового человека, родившегося в новой России и строящего новую Россию. Возможно, для нас это самый близкий и самый недавний пример своего рода культа героев, как бы мы ни относились к тому времени с его идеологией. В героях того времени — ещё раз повторюсь, как бы мы ни относились к ним, — была одна существенная черта: они несли в себе зерно будущего и были тем больше героями, чем ближе были к тому будущему, которое вчера ещё было невозможным. Стоит задуматься: неслучайно по итогам опросов Юрий Гагарин — один из первых в рейтинге героев и сегодня... (слайд 13)
Не в этом ли секрет настоящего и всегда современного героя? Как вы думаете, ребята? (учащиеся обмениваются мнениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...