Классный час
классный час (10 класс) по теме

Тухалов Алексей Петрович

Классный час раскрывает тему: "Есть ли герои у нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_nashego_vremeni.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:  «Есть ли герои у нашего времени?»

Класс: 10А

Цель:  формирование  чувства  патриотизма, активной жизненной позиции.

Форма проведения: беседа

Оборудование: ПК,  проектор, презентация.

   Учитель:  Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Великий Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Может, и правда — нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами, взглядами и представлениями, мнениями, модой и прочим «культурным багажом», изменчивым и непостоянным? Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...

  С этих слов Илья Барабаш  начинает свою статью «Герои нашего времени», размешенную на странице журнала сайта «Человек без границ».

Поясните значение:   Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...(обсуждение).

 Учитель (из статьи):   Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском, аналогичное понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить». Герой мифологический, как правило, сын смертной матери и бессмертного отца, как, например, Геракл. Родившись на земле и пройдя множество испытаний, он возвращается к своему божественному отцу, окончательно преодолевая свою смертную земную природу и указывая тем самым путь всему человечеству.

  Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов».

 Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории.

Какие понятия неразрывно связаны с понятиями  «долг», «честь», «патриотизм»?    («подвиг» и «герой») Слайд1

 Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа.

Какие это поступки?

Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела.

Но кто он этот герой?        Слайд 2

 В какой стране рождаются и живут эти люди?

 Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои?

Может, это люди особой профессии?

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. (слайд №3)

Учащиеся:

Герой –это…

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Учитель: Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре

Подвиг – самоотверженный героический поступок(слайд №4).

Учитель: А теперь составим портрет героя Портрет? (слайд 5)

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера.

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига (учащиеся называют качества).

Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».(слайд 6)

Герои всех времен. Какие они?   (слайд 7)

   С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа (называют произведения, которые читали и фильмы по произведениям).

    Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Наш город знаменит тем, что имена наших земляков стоят рядом с высоким званием Герой.

Перечислите этих героев.

Герои нашего города (ВОВ и в мирное время)

При входе в Михайловский парк написаны слова: «Свое бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена…». Слова, обращенные  к нам, живым, но которые знают историю войны из книг, фильмов и просто рассказов наших близких.

  Мой дед был на Войне все 4 года,  и я историю тех дней знаю от него. Моей маме было всего 9 лет, когда началась Война, но когда она окончилась, в свои 13 лет, она уже испытала на себе все тяготы тех дней. Их я тоже считаю героями.

Приведите примеры героических поступков,  о которых вы слышали или читали?

Так кто они герои в  вашем понимании?

   Но не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики стояли у станков по 16 – 18 часов, превозмогая усталость и голод. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки. Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы.

Что же это как не подвиг?

Но героем может быть не только один человек, но и целый город. Это Ленинград.

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханием с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.  

   Писала Ольга Бергольц.

Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала,  до велика.

И там, среди жителей, была девочка, которая вела дневник(слайд 8, 9)

«Женя умерла 2 декабря  в 12-50 утра 1941»

«Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942»

«Лека умер 17 марта в 5 часов 1942»

Это была история семьи, история города, история народа, история жизни и смерти. Страшный и справедливый приговор  убийцам.

Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.

Но только ли на войне есть место подвигу?

И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя.

Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.) (слайд №10)

И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». (Слайд №11)

    Учитель:  Давайте снова обратимся к статье И. Барабаш. Согласно недавно проведённому Фондом «Общественное мнение» опросу, мы с вами  почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного „настоящего героя“ России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди „настоящих героев“ молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала „Бригада“. Его считают „настоящим героем“ 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из „Повести о настоящем человеке“ Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма „Место встречи изменить нельзя“...

   Ушли времена, когда нашими героями были Пархоменко и Стаханов, Александр Матросов и политрук Клочков, Цой и Тальков, и в сетованиях по этому поводу не много смысла. Новое время, новые ценности — новые герои, их воплощающие. Благодаря этим ценностям за ними идут, их примеру следуют, неважно, в русле господствующей идеологии или,  протестуя против. Может, в этом и кроется одна из причин отсутствия сегодня реальных героев — в нынешней размытости ценностей и идей, неясности, куда и зачем мы идём? Какие ценности должен выражать герой, чтобы стать героем для нас, к чему стремиться, за какие идеи бороться? А какие они бывают, эти идеи и ценности, спросим мы. Христианские православные? Национальные великорусские? Универсальные, общечеловеческие? Какие-то ещё? Трудный вопрос, не правда ли?

 Эпизод интервью 1:  «Каким должен быть современный герой?

Э. Рязанов: « Для меня герой — Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетённых» .

А вы ребята согласны с режиссером?

Эпизод интервью 2:  Вы описали „Брата“.

Э.Р. „Брат“ мне чужд, хотя „Война“ Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины... у меня другие герои».

Эпизод 3: И всё-таки чего-то ещё не хватает, чтобы разобраться, кто же он, настоящий современный герой?  

Э.Р. Недавно в Русском музее в Санкт-Петербурге я рассматривал «советскую Джоконду» — так назвали картину «Девушка в футболке» А. Н. Самохвалова, написанную в 1932 году на парижской выставке, где она получила золотую медаль. (слайд12).  Удивительная картина не только в силу своих художественных и прочих достоинств, но и в силу смысла изображённого. Передо мной был портрет нового человека, родившегося в новой России и строящего новую Россию. Возможно, для нас это самый близкий и самый недавний пример своего рода культа героев, как бы мы ни относились к тому времени с его идеологией. В героях того времени — ещё раз повторюсь, как бы мы ни относились к ним, — была одна существенная черта: они несли в себе зерно будущего и были тем больше героями, чем ближе были к тому будущему, которое вчера ещё было невозможным. Стоит задуматься: неслучайно по итогам опросов Юрий Гагарин — один из первых в рейтинге героев и сегодня... (слайд 13)

Не в этом ли секрет настоящего и всегда современного героя? Как вы думаете, ребята?  (учащиеся обмениваются мнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...