Зачем творить добро?
классный час по теме

Жирова Ирина Леонидовна

Разработка урока по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст34.2 КБ
PDF icon Презентация1.96 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение                                                                                           "Средняя общеобразовательная школа №8"

Зачем творить добро?

Разработка урока по духовно-нравственному воспитанию

Составила: Жирова Ирина Леонидовна

Новомосковск, 2012


Цель: Воспитание доброго отношения к миру.

Задачи: Выяснить что такое добро и добрые поступки;

Познакомиться с жизнью и деятельностью   Б.Л.Зелинского, награжденного   "Знаком ордена   Доброты";

Постараться ответить на вопрос: нужно ли делать добро?

Учитель. Здравствуйте, ребята. Наш урок мы начинаем просмотром видеоклипа. Посмотрите его, послушайте песню, и скажите: о чем у нас сегодня пойдет разговор?

Слайд1 (по щелчку)

Дети. Мы будем говорить о доброте.

Слайд 2

Учитель. Правильно. И попробуем ответить на вопрос: зачем творить добро?  Придумайте словосочетания со словами «добро», «доброта», «добрый».

Дети. Доброе утро; творить добро; добрый человек; добрый поступок; наживать добра и т.д.

Учитель.  Как вы думаете, какого человека называют добрым? Положительное или отрицательное это качество человека?

Дети. Это положительное качество.

Учитель.  . В чем оно проявляется?

Дети. В поступках.

Слайд 3

Учитель.  Давайте разделимся на две группы и за 5 минут сделаем портрет доброго человека и человека недоброго: подписываем человеческие качества и поступки, которые характерны для одного и другого. Обратите внимание на слайд. Добрый человек – это человек умный? А недобрый человек может быть умным? Может. Значит это не характерное качество, оно не годится для определения. (по щелчку убирается слово "умный")

Работа в группах. Озвучивание результатов работы.

У. Ознакомьтесь с определением понятия «добрый», которое дают нам толковые словари.

Слайд 4
Добрый –

1.Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям, охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый.

 2.Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. // Выражающий расположение, сочувствие. // Проникнутый расположением к людям. // Основанный на желании добра людям; нужный, полезный.
3. Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное. (Добрая весть)
4. разг. Очень хороший. // Опытный, искусный в своем деле. (Добрый мастер)
5. разг. Значительный по величине, силе и т.п.; большой. (Добрый урожай)

Слайд 5. Одним словом - делающий добро другим, отзывчивый, хороший, отличный.

Слайд 6 (по щелчку убираются недобрые дела)

Определите, где доброе дело:

  • Делить всё поровну.
  • Захватывать себе всё лучшее.
  • Требовать к себе особого внимания.
  • Уважать чужие мнения и чужие привычки.
  • Оговаривать товарищей.
  • Помогать в трудную минуту.
  • Не  выполнять своих обещаний, обязанностей.
  • Внимательно слушать собеседника.
  • Не соблюдать очередь.
  • Защищать товарища.

        

На слайде записаны мудрые изречения. Ознакомьтесь с ними.

Дети читают высказывания и объясняют, что хотел подчеркнуть своим высказыванием каждый мыслитель.

Слайд 7. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Гюго В.

Слайд 8. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Л.Н.Толстой

Слайд 9. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Конфуций

Слайд 10. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

Слайд 11. Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Шопенгауэр А.

Слайд 12. Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Бэкон Ф.

Слайд 13. Чье высказывание вам особенно понравилось? Почему? Дети отвечают.

Слайд 14. Учитель. Вспомним сегодня и пушкинскую строчку:

...Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Лирой — значит своими стихами, словами, песней. Лира — это старинный струнный инструмент, у лиры нежный звук. Поэтому лира — это значит и поэзия, а лирика — нежная, любовная поэзия.

Пушкин пробуждал в людях нежные, добрые чувства.

Мы выяснили, что такое добрые чувства. Но почему их надо пробуждать?

Они что — спят в нас? А если спят, то почему? Почему мы не можем всегда быть добрыми, испытывать одни только добрые чувства? Почему на свете так мало добрых чувств? Или по крайней мере меньше, чем хотелось бы каждому из нас?

Однажды ученые опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы хотели бы обладать? Большинство ответили: "Я хотел бы быть твердым, решительным, чтобы никто не мог меня обмануть". Тогда спросили тех же людей: "А какими вы хотели бы видеть других?" И почти все ответили: добрыми.

Все хотят видеть доброту, добрые чувства, но не в себе, а в других.

Добрые чувства — это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить.

Доброе чувство — это богатство, щедрость души. Ведь слово добро означает и нечто хорошее в душе, и хороший поступок, и богатство, имущество: "Стали жить-поживать и добра наживать".

Добро — это богатство. А добро в душе? А добрые чувства?

Это тоже богатство! Богатство души. Добрый — как богатый. У доброго — богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом. А у злого, у нищего душой на других любви не хватает, он любит лишь одного человека на свете  самого себя — и все время боится, как бы его не задели, как бы у него что-нибудь не отняли. Ему все люди кажутся плохими, он всегда злится на других — и добрых чувств в его душе становится все меньше и меньше. Он никого не любит, и от этого его тоже никто не любит.

Каждый легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит, вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство. Есть добрые чувства.

Слайд 15. А вы знаете, что существует «Орден Доброты»? Нагрудный знак "Знак ордена Доброты" представляет собой восьмиугольную звезду, выполненную из металла золотистого цвета с расходящимися от солнца (символа Истины, Правды, Мудрости, Добра) лучами. В центральной части знака на голубом фоне изображен белый голубь - символ мира и чистоты. Им награждают самых добрых людей, тех, кто сделал особенно много добра людям. Сегодня мы поговорим о таком человеке. Как вы думаете, о ком пойдет речь? Подсказка: он имеет к нашей школе самое непосредственное отношение. Есть предположения? Слайд 16. Здание нашей школы строил Борис Львович Зелинский, директор школы, педагог и Человек с большой буквы.

Слайд 17. В 1952 году он приехал в Сталиногорск  на комсомольскую стройку и стал первым директором Дворца пионеров. Правда, и Дворца пионеров ещё не было: его надо было построить. В совсем тогда ещё молодом городе прекрасно понимали, что в трудные послевоенные годы у человека должны быть и праздники, а детям надо развиваться. Понимал это и Зелинский. Дворец получился на славу! Слайд 18. Ярким организатором, великолепным вдохновителем всех дел и мероприятий  стал Борис Львович. Уже тогда его пионерские парады, спортивные праздники  приводили в восторг жителей нашего города.

        Его никогда не устраивала спокойная, размеренная жизнь.   Ему хотелось создать свою Школу.  В 1962 году Б.Л. Зелинский начал работать в школе  -  интернате.  И сразу началось строительство  нового учебного корпуса; классы оборудовались  техническими средствами.  Сколько было сделано для обездоленных детей, сколько отдано им ради их светлой улыбки, радостных голосов! Где только ни побывали питомцы Бориса Львовича

Слайд 19.  В 1971 году началось строительство нашей новой школы №8. Стройка затянулась. Нависла угроза срыва пуска школы в срок.  И вот директором назначают Зелинского. Он добился работы строителей в две смены. Призвал на помощь учителей, родителей. Слайд 20.  К началу учебного года школы была готова к приёму детей! Работая в нашей школе, Б.Л. Зелинский вывел её в число лучших не только в городе, но и в области. Слайд 21.  Школьный хор из 300 человек вызывал добрую зависть коллег. В школе царила атмосфера взаимного доверия.

Слайд 22. Он никогда не боялся браться за новое дело, начинать всё сначала.   Его не покидала  мысль о создании «Школы радости», где каждый воспитанник переживал бы и радость, и невзгоды другого человека.  Такой школы, в которой любой  ребёнок мог найти для себя удобное место. И она  была построена!  С плавательным бассейном,  оснащённая современным оборудованием,  школа №12 стала научно-экспериментальным, учебно-воспитательным, оздоровительным комплексом, одним из лучших в России.  После чернобыльской трагедии 90% детей оказались нездоровыми. Отсюда -  идея Зелинского и его единомышленников:  не только учить, но и лечить.

     За новаторскую, подвижническую педагогическую деятельность, за большой вклад в обучение и воспитание детей Борису Львовичу Зелинскому присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». За этой наградой - талант педагога, упорный труд, бессонные ночи, боль в сердце, переживания за учащихся. И вслед за ней - ещё одна награда: первому среди новомосковцев - орден Доброты. В его свидетельстве сказано:  «…вручается Зелинскому Борису Львовичу … за плодотворную работу по созданию комплекса, за жизнь, отданную во  имя детей».

    Когда он умер, его хоронил весь город. «Весь город» - это не образное выражение. Всё так и было: все жители Новомосковска пришли проводить его в последний путь.

Слайд 23. Иногда говорят, что сейчас люди стали злее, чем они были раньше. Не верьте этому! Всегда были бедные и богатые, злые и добрые. Присмотритесь к себе: не спят ли ваши добрые чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как вы его проявили? Когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства - их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

Учитель.  Итак,с каким нравственным понятием вы познакомились на уроке?

Дети. Добротой

Учитель.  Как бы вам хотелось, чтобы окружающие вас люди были добрыми или злыми?

Дети. Добрыми.

Учитель.  А что для этого надо делать?

Дети. Самим делать добро.

Слайд 24. Видеоклип на песню «Дорогою добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минакова)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

"Зачем творить добро? (по произведениям Х.К.Андерсена)"

Интегрированный урок литературы и ОПК...

Разработка урока.Зачем творить добро?

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Урок разработан по учебнику Кураева "Православная культура" 4- 5 кл. Урок приближен к новым стандартам ФГОС, составлена технологическая карта. Будет интересен учителям ОРКСЭ....

Осколки доброты (Зачем творить добро)

Урок и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры)...