целевая программа "Школа дорожных наук"
проект по теме

Никитенко Майя Алексеевна

Основной целью программы является создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения. В ходе ревализации программы ученики узнают об истории возниконовения ПДД, познакомятся с дорожными знаками, дорожной разметкой, научатся ориентироваться в дорожных ситуациях, оценивать свое поведение на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_dorozhnykh_nauk.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

ЦЕЛЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Разработчик: Никитенко М.А.,

заместитель директора по ВР

г. Покачи

Содержание Программы

  1. Паспорт программы «Школа дорожных наук»…………………….. 2-3 стр.
  2. Пояснительная записка ………………………………………............ 4-5 стр.
  3. Цель и задачи Программы  …………………………………………...5-6 стр.
  4. Концептуальные основы ……………………………………………...6-8 стр.
  5. География программы …………………………………………………..8 стр.
  6. Целевая группа ………………………………………………………...8-9стр.
  7. Участники и реализаторы Программы …………………………….......9 стр.
  8. Механизм реализации Программы …………………………………9-12 стр.
  9. План мероприятий по реализации Программы………………………13 стр.
  10. Этапы и сроки реализации Программы ………………………………14 стр.
  11. Схема управления Программой……………………………………14-15 стр.
  12. Условия реализации Программы………………………………….......16 стр.
  13. Смета расходов на реализацию программы ………………………16-17 стр.
  14. Ожидаемые результаты реализации Программы ………………...17-18 стр.
  15. Список литературы …………………………………………………….18 стр.
  16. Приложения к Программе «Школа дорожных наук»:
  • Примерный тематический план изучения правил безопасности
  • поведения учащихся на улицах и дорогах по классам
  • Порядок разработки безопасного маршрута «ДОМ – ШКОЛА – ДОМ»
  • План проведения лекций инспекторами ГИБДД    
  • Примерный тематический план мероприятий для родителей
  • Памятка юного пешехода
  • Памятка для учащихся
  • Подвижные игры по правилам дорожного движения
  • Тесты по ПДД
  • Примерный перечень вопросов для проведения «Минуток безопасности»

1. Паспорт Программы

 1.

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Школа дорожных наук»

2.

Правовое основание для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации (1993)
  • Закон РФ “Об образовании” (1992)
  • Конвенция “О правах ребенка” (1989)
  • Федеральный закон о безопасности дорожного движения (15.11.1995, редакция от 02.03.99 №41-ФР)    
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005г. N 03-1572
    "Об обеспечении безопасности в образов
    ательных учреждениях"
  • «Программа развития МОУ СОШ №2 на 2007 – 2012 г.г.»
  • Устав образовательного учреждения
  • Положение об отряде Юных Инспекторов Движения

3.

Разработчик программы

Мураховская М.А., учитель начальных классов

4.

Исполнители программы

Педагоги школы, сотрудники ГИБДД, родители

5.

Координатор программы

Никитенко М.А., заместитель директора по воспитательной работе, тел. 8(34669) 7-25-20

6.

Цель и задачи программы

Создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения

Задачи:

  • формировать у младших школьников прочные знания безопасного поведения на улицах и дорогах города;
  • воспитывать убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД;
  • поддерживать у родителей  устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
  • применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.

7.

Сроки и этапы  реализации программы

I этап. Подготовительный (май-август 2010г.)

II этап. Основной (2010 – 2014г.)

III этап. Заключительный (май 2014г.)

8.

Объемы и источники финансирования

Местный бюджет: 13772 рубля

Запрашиваемые средства: 30000 рублей

Итого: 53772 рублей  

9.

Ожидаемые результаты при реализации программы

Дети, оканчивающие начальную школу должны  знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • дорожные знаки;
  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила движения на велосипеде;
  • правила движения по дороге;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • оказать первую медицинскую помощь.

2. Пояснительная записка

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем.

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребёнок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им  требований  правил дорожного движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма - одна из актуальных тем для России на сегодняшний день.  

Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин,  проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Поэтому,   необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире – в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности – как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГИБДД недоорганизовала, водитель не проявил достаточного профессионализма.

Статистические данные показывают, что за последние 10 лет в нашей стране погибло более 25 тыс. и ранено более 250-тыс. детей и подростков.

За 6 месяцев 2010 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с участием детей и подростков до 16 лет  произошло 119 (АППГ-101) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 4 (АППГ-4) и травмировано 122 (АППГ-102) ребенка.  В 76 (АППГ-58) случаях дети пострадали в качестве пешеходов, в 30 (АППГ-37) – в качестве пассажиров, в 33 (АППГ-19) ДТП усматривается вина несовершеннолетних.

За 6 месяцев 2010 года на территории г. Покачи произошло  с участием несовершеннолетних детей 1 дорожно-транспортное происшествие, в котором 1 ребенок получил телесные повреждения. Всего за вышеуказанный период сотрудниками ДПС ГИБДД ОВД по г.Покачи выявлено 68 (АППГ-72) нарушений Правил дорожного движения, допущенное юными участниками дорожного движения. В основном дети допускают следующие нарушения: переход дороги на запрещающий сигнал светофора, переход дороги в неположенном месте, езда на велосипеде по проезжей части детьми, не достигшими 14-летнего возраста.

Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по округу и городу показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности жизни и здоровья ребенка. Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Введение систематического обучения детей безопасному поведению на дорогах и воспитание у них навыков поведения – это необходимый шаг к предотвращению трагедий. И если одной из задач школы является подготовка ребенка к жизни в обществе, то обучение азбуке дорожного движения должно быть в обязательном перечне того, чему надо учить.

В нашей школе проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.  

Программа «Школа дорожных наук» (далее Программа) направлена на то, чтобы дети младшего школьного возраста успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над Программой, мы учитывали требования регионального стандарта, изучили  рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности.

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим  детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части.

        Предлагаемые материалы подобраны с учетом специфики нашего региона, климатических условий, места расположения школы и возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Прочное место в работе с учащимися занимает профилактика ДТП и изучение правил дорожного движения. Изучив и проанализировав литературу, мы предложили свою методику изучения ПДД в начальных классах.

 

3. Цель и задачи программы

Цель:

создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения.

Задачи:

  • формировать у младших школьников прочные знания безопасного поведения на улицах и дорогах города;
  • формировать практические умения и навыки ориентации в дорожных ситуациях;
  • формировать убежденность в необходимости безукоснительного выполнения пешеходами ПДД и ответственности за свое поведение;
  • воспитывать убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД;
  • воспитывать внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • поддерживать у родителей  устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
  • использовать имеющийся и пополнение материально-технического потенциала школы для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;
  • воспитывать у ребят навыки общения и толерантности;
  • применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах;
  • отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности по проблеме.

4. Концептуальные основы

Обеспечение безопасности дорожного движения в условиях резкого увеличения транспортных и пешеходных потоков в значительной мере зависит от уровня дисциплинированности его участников.

Общеизвестно, привычки, возникшие у человека в раннем детском возрасте, как правило, остаются у него на всю жизнь. При формировании культуры общественного поведения у детей и подростков недостаточное внимание уделяется культуре человека как участника дорожного движения. Эти задачи можно успешно решить с помощью Программы, которая направлена на овладение младшими школьниками знаний Правил дорожного движения, воспитания у детей чувства ответственности, высокой культуры участника дорожного движения, коллективизма, широкого привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди школьников 1 ступени.

Программа  разработана на основе учебно-методического пособия Е.А.Козловской «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными документами:

  • Конституция Российской Федерации (1993)
  • Закон РФ “Об образовании” (1992)
  • Конвенция “О правах ребенка” (1989)
  • Федеральный закон о безопасности дорожного движения (15.11.1995, редакция от 02.03.99 №41-ФР)    
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. N 03-1572
    "Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях"
  • «Программа развития МОУ СОШ №2 на 2007 – 2012 г.г.»
  • Устав образовательного учреждения
  • Положение об отряде Юных Инспекторов Движения

Основные принципы,  которые легли в основу разработки системы обучению младших школьников правилам дорожного движения, следующие:

  • принцип личностно - ориентированного подхода.

В процессе обучения и воспитания младших школьников учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности  каждого ребенка. 

  • Принцип систематичности и последовательности.

Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни.  

  • Принцип доступности.

Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические  особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы со  школьниками.

  • Принцип целостности.        

В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять и закреплять полученные знания. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному  поведению на дорогах  охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.

  • Принцип единства  семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Основные методы реализации программы.

  • Внушение

Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

  • Убеждение

На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

  • Пример

Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами.  

  • Упражнение

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

  • Поощрение

В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

  • «От равного к равному»

Выступление агитбригады позволит осуществить профилактическую деятельность по БДД через общение сверстников.

  1. География программы

Реализация программы осуществляется на базе МОУ СОШ №2 г.Покачи ХМАО-Югры.  

  1. Целевая группа

В 2010-2011 учебном году в школе создано 36 классов комплектов (из них общеобразовательных – 21 класс, класс КО – 4, СКК - 11), в которых обучается 566 детей. Из них 1 – 4 классы – 170 учеников; 5 – 8 классы - 261; 9 – 11 классы – 135.

Реализации Программы направлена на обучающихся  начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Покачи. Именно в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы законопослушного участника дорожного движения.

Ученики среднего и старшего звена школы в качестве вожатых, шефов будут привлечены к проведению классных часов, внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ среди учеников 1 – 4 классов, что является эффективными средствами закрепления знаний ПДД.

7.Участники и реализаторы программы

Участниками и реализаторами Программы станут педагоги начальной школы, педагоги-организаторы, педагог-организатор ОБЖ, фельдшер школы,  социальный педагог, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, музыкальный руководитель школы. Так же планируется активное сотрудничество с  инспекторами ГИБДД.

  1. Механизм реализации

Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей законопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.  В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания. Изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа предусматривает такие содержательные линии:

  • учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения 1- 4 классы;
  • работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
  • проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
  • сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города;
  • ключевые общешкольные мероприятия.

7.1.  Обучение через классные часы (приложение №1)

Цель: сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

  •  1 класс - «Дорожная азбука»
  •  2 класс - «Курс молодого пешехода»
  •  3 класс - «Путешествие в страну Светофорию»
  •  4 класс - «Знатоки ПДД»  

 7.2. Общешкольные мероприятия.

Цель: закрепить полученных теоретических знаний в практической деятельности.

7.2.1.  Ключевые общешкольные мероприятия.

1-й год: КТД «Школа дорожных наук»  

          2-й год: Спортивно-игровая программа «Красный, желтый, зеленый»

          3-й год: Игра-путешествие по станциям «На улицах нашего города»

          4-й год: КВН «Знатоки ПДД»

7.2.2. Традиционные профилактические мероприятия.

Цель: привлечь учащихся школы к активной работе по изучению и пропаганде Правил дорожного движения.

Сентябрь - Профилактическая операция «Внимание, дети!» (конкурс рисунков)

Сентябрь - Разработка безопасного маршрута «Дом-школа-дом» (приложение № 2)

Октябрь – Профилактические мероприятия.

Ноябрь – Мероприятия, посвящённые «Дню  памяти жертв ДТП»

Декабрь – Профилактические мероприятия.

Март –  Профилактические мероприятия.

Май – День защиты детей «Практические занятия по ПДД «Безопасная дорога»»

7.3. Взаимодействие с ГИБДД (тематика по годам приложение № 3)

Цель: оказать помощь в проведении работы по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

  • Лекции, беседы по профилактике ДДТТ
  • Проведение анкетирования учащихся
  • Снабжение классных руководителей методической литературой
  • Снабжение учащихся памятками, проспектами по изучению ПДД, профилактике ДТП

7.4. Работа с родителями  (приложение №4)

Цель: поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

  • Общешкольные родительские собрания (1 раз в полугодие)
  • Классные родительские собрания (1 раз в два месяца)
  • Индивидуальные работа (встречи, информационные беседы)
  • Внеклассные мероприятия «За безопасность всей семьей»
  • Родительский клуб «Мы за зеленый свет»

7.5. Информационно - пропагандистская деятельность.

Цель: привлечь обучающихся школы к активной работе по пропаганде ПДД, организовать разъяснительную работу по теме безопасности дорожного движения с учащими школы, детьми подшефного детского сада, с пешеходами и водителями во время проведения рейдов, патрулирований.

  • Выступление отряда ЮИД «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП»
  • Выступление школьной агитбригады «Калейдоскоп» «Устный журнал» по темам БДД
  • Оформление стенда «Безопасность дорожного движения»
  • Выпуск газеты «Свисток»
  • Выпуск радиопрограммы «На дорожной волне»
  • Киновидеолекторий
  • Оформле6ние индивидуального уголка, стенда БДД в каждом учебном кабинете (приложение №5, приложение №6, приложение №7)

7.6. Работа библиотеки.  

  • Викторины  
  • Конкурсы «Учите азбуку дороги»
  • Книжные выставки «Что должен знать пешеход»

    7.7. Работа с нарушителями ПДД.

Цель: профилактика нарушений правил дорожного движения обучающимися.

Понятийная гроздь по изучению ПДД в начальных классах будет выглядеть следующим образом:

9. План мероприятий по реализации программы

       «Школа дорожных наук» для обучающихся 1-4 классов

№ п/п

Наименование

мероприятия

Ответственные

Сроки

исполнения

1.

Разработка методических рекомендаций по реализации Программы

Никитенко М.А.  

Сентябрь-октябрь  2010г.

2.

Разработка плана классных часов по параллелям.

МО учителей начальных классов

Октябрь-ноябрь 2010г.

3.

Разработка плана лекций ГИБДД.

Кинжакаев Ш.М., Инспектор ГИБДД

Октябрь-ноябрь 2010г.

4.

Проведение тематических родительских собраний

Классные руководители

Ежегодно

5.

Проведение систематических классных часов по ПДД

Классные руководители

Ежегодно

6.

Проведение профилактических операций «Внимание, дети!», «Неделя БДД»

Организаторы, Кинжакаев Ш.М.

Сентябрь, май

7.

Проведение ключевых мероприятий по БДД:

7.1. Игра-путешествие «На улицах нашего города»

Писаревская А.В., Кинжакаев Ш.М.

Март 2011г.

7.2. КВН «Знатоки ПДД»

Писаревская А.В.

Октябрь 2011г.

7.3. Спортивно-игровая программа «Красный, желтый, зеленый»

Кинжакаев Ш.М., Писаревская А.В.

Октябрь 2012г.

7.4. КТД «Школа дорожных наук»

Писаревская А.В., Кинжакаев Ш.М.

Март 2014г.

8.

Прохождение курсовой подготовки по БДД для начальных классов

Кинжакаев Ш.М.

Ежегодно

9.

Выявление результатов реализации Программы:

9.1.Учет нарушений ПДД среди обучающихся 1-4 классов

Никитенко М.А.

Кинжакаев Ш.М.

Ежегодно

9.2.Тестирование знаний ПДД

Кинжакаев Ш.М.

Классные руководители

Ежегодно

9.3.Количество детей, принявших участие в мероприятиях по БДД

Организаторы

Ежегодно

9.4. Количество членов отряда ЮИД

Кинжакаев Ш.М.

Ежегодно

10.

Анализ реализации Программы

Никитенко М.А.

Сентябрь 2014г.

10. Этапы и сроки реализации

Предполагаемые сроки реализации: 2010-2014 гг.

I этап. Подготовительный (май-август 2010г.)

  • Изучение материалов по проблеме.
  • Разработка Программы.
  • Создание условий для реализации программы (материально-технических, методических).

II этап. Основной (2010 – 2014г.)

  • Реализация программы.
  • Налаживание взаимосвязей по проблеме «Безопасность дорожного движения» в социуме города.

III этап. Заключительный (май 2014г.)

  • Анализ выполнения Программы.
  • Награждение наиболее отличившихся  участников дорожного движения.
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта по организации работы по изучению Правил дорожного движения и пропаганде безопасного поведения на улице.

11.  Схема управления

Куратором программы является Никитенко М.А., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №2

Ответственный за реализацию программы – педагог-организатор ОБЖ и педагог-организатор школы. Они выполняют координирующую, направляющую функцию.

Классные руководители обеспечивают участие в общешкольных мероприятиях, проведении классных часов.

Руководитель ЮИД осуществляет подготовку и проведение выступлений отряда ЮИД с Устными журналами по ПДД, участие в общешкольных мероприятиях, организация и проведение экскурсий к пешеходному переходу, перекрестку, оживленным местам.

         Сотрудники ГИБДД систематически проводят лекции, беседы по профилактике ДДТТ, анкетирование учащихся, снабжение классных руководителей методической литературой,  учащихся - памятками, проспектами по изучению ПДД и профилактике ДТП.

        Учитель физкультуры принимает участие в организации спортивно-игровых программ.

Медицинский работник проводит беседы, практические занятия с учениками по оказанию первой медицинской помощи при ДТП.

Психолог разрабатывает и проводит психологические тренинги, рефлексивные игры тревожным, импульсивным детям, знакомит родителей с психофизиологическими особенностями поведения младших школьников на улицах и дорогах.

Библиотекари школы ведут пропагандистскую и информационную деятельность: регулярно проводят викторины, конкурсы, оформляют тематические выставки.

Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение мероприятий.

Родители обязаны постоянно контролировать поведение детей во дворах, жилых зонах, на улицах города; посещать родительские собрания; оказывать посильную помощь в проведении внеклассных мероприятий.

 Такой комплексный подход, объединяющий работу всех служб школы и сотрудников ГИБДД, обеспечивает непрерывный процесс постоянной профилактической работы среди школьников и их родителями, и имеет значительный потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

 

12. Условия реализации

Для реализации программы созданы кадровые, организационные и мотивационные условия.

Недостаточно сформирована  материально-техническая база процесса реализации Программы. Для организации и проведения теоретических и практических занятий с учащимися по ПДД в МОУ СОШ №2 есть учебный кабинет (310 каб.), имеются комплекты плакатов по ПДД, карточки-задания, карточки для проверки знаний по ПДД, комплект видеофильмов, стенды по теме «Безопасность дорожного движения, макеты знаков дорожного движения на стойках, материалы для построения полосы препятствий. Есть современное электронное учебное пособие для начальных классов по обучению детей ПДД.

Но все-таки недостаточно научно-методическое обеспечение: методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД, учебные программы,  методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

Для повышения качества работы  по профилактике дорожно-транспортного травматизма школе необходима площадка-практикум с обустройством дорожных знаков, перекрёстка, светофора, пешеходного перехода, всех видов дорожной разметки и т.д.

Так же немаловажное значение имеет распространение проспектов, Листков безопасности, выпущенных самими ребятами. Для этих целей необходим цветной принтер. Созданный таким образом отчет о проделанной работе в классе,  будет  не только стимулировать, мотивировать детей на выпуск очередного номера Листка, но и послужит дополнительным фактором воспитания у школьников дисциплинированности, ответственности.

 

13. Смета расходов на реализацию программы «Школа дорожных наук»

Наименование

Кол-во (шт.)

Цена

(руб.)

Стоимость (руб.)

1.

Доска магнитно-маркерная двухсторонняя  на стояках (разборная)


1


8950


8950

2.

Комплект для магнитной доски: модели автомобилей с магнитным элементом


2


590


1180

3.

Комплект для магнитной доски: дорожные знаки на основе декоративного магнита


2


880


1760

4.

Комплект для магнитной доски: светофоры, пешеходы, велосипедисты, регулировщики, объекты соцкультбыта, пешеходная разметка, «лежачий полицейский» на основе декоративного магнита


2


891


1782

5.

Комплект учебных программ   по ПДД

2

2000

4000

6.

Разметка и оборудование автогородка

1

30000

30000

7.

Жезлы

10

220

2200

Краска для цветного принтера

3

1000

3000

8.

Набор бумаги трех цветов формата А4: красной, желтой, зеленой (для распечатки Листков, Правил, Памяток)



3



300



900

Итого:

53772

14. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, направлена на:

  • воспитание  культуры безопасности жизнедеятельности;
  • включение в работу значительного числа учащихся школы, педагогов, родителей, государственных учреждений;
  • создание условий для формирования у школьников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • овладение умениями безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах; предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей;
  • повышение интереса к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения;
  • снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием      детей;
  • развитие творческих способностей, инициативы и активности каждого ребёнка;
  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Дети, оканчивающие начальную школу должны

знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • дорожные знаки;
  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила движения на велосипеде;
  • правила движения по дороге;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • оказать первую медицинскую помощь.

  1.  Литература

  • Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1 – 4 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1997.
  • Оривенко Л.П. Уроки по правилам дорожного движения в 5 – 9 классах.  Учебное пособие. - Екатеринбург:Калан, 2000.
  • Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. -Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ.ред.В.Н. Кирьянова.-М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  • Воронова Е.А. Красный, жёлтый, зелёный: ПДД во внеклассной работе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  • Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками  Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.
  • Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй школа!».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  • Диск «Дети, дорога, безопасность. 1 класс. 2 класс. 3 класс». - Издательский дом Третий мир, 2005.
  • Пособие для проведения занятий (классных часов) по курсу ОБЖ в начальной школе «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы». - Студия «Премьер – Учфильм», 2010.
  • Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ.ред.В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

Обучающиеся   1-4 классов

Учителя физкультуры

Сотрудники ГИБДД

Руководитель ЮИД

Библиотекари

Медицинский работник

Психолог

Родители

Классные руководители

Педагог-организатор

Педагог-организатор ОБЖ

Зам. Директора по ВР

Тротуар

Знаки

Части дороги

Участники

Пассажир

Водитель

Пешеход

Правила безопасного движения

Музыкальный руководитель

Проезжая часть

Обочина

Информационные

Предупреждающие

Запрещающие

Предписывающие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-познавательная программа: «Дорожная наука»

Внеклассная работа с учащимися по ПДД Цель: Обобщение знаний учащихся по Правилам дорожного движения через игровую деятельность. 999275334.jpgЗадачи:1. Выявить знания учащихся по Правилам дорожно...

Конспект занятия "Школа дорожной науки"

Создавать ситуацию радостного эмоционального настроения, воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни....

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук"

• познакомить обучающихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся системы знани...

Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения

Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...

Методическая разработка КВЕСТ-игры по Правилам Дорожного Движения «Школа Дорожных Наук»

Методическая разработка квест-игры в 2017 году заняла 1место в Республиканском конкурсе методических разработок по ПДД....

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук"

Познакомить обучающихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся системы знаний ...

Программа для начальных классов по изучению правил дорожного движения "Азбука дорожных наук"

Программа для начальных классов по изучению ПДД "Азбука дорожных наук"...