путешествие из прошлого в настоящее
творческая работа учащихся на тему

данная работа выполнена учащимся 2 класса под руководством учителя. Можно использовать как дополнительный материал по теме "Старинные меры длины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_iz_proshlogo_v_nastoyashchee.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

XIII физико-математические чтения

Шпаковского района Ставропольского края

Путешествие

из прошлого

в настоящее

Автор: Юшков Дмитрий,

МКОУ «СОШ №16» Шпаковского района,

ученик 2 класса,

село Дубовка Шпаковского района

Ставропольского края

Научный руководитель:

Скобычкина Лилия Рашитовна,

учитель математики

2013 год

Оглавление

1. Введение                                                                                                 стр. 3

2.     2.1. Можно ли обойтись без линейки, измеряя длину?  Старинные меры длины                                                                                                      стр. 4

       2.2. Это интересно                                                                            стр. 5

       2.3. Поговорки, пословицы, старинные задачи                            стр. 5

       2.4. Книга рекордов нашей школы и моего родного села (практическая работа).                                                                                                   стр. 6

   

       2.5. Что было бы, если …                                                                стр. 8

3. Приложения                                                                                        стр. 9

4. Заключение                                                                                         стр. 14

5. Библиографический список                                                              стр. 15

1. Введение.

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Что же существовало до того, как изобрели линейку, метр.  Даже для первобытного человека возникала необходимость измерения тех или величин, чтобы построить себе жилище, изготовить простейшее оружие, посуду и т.д. Первыми измерительными приборами для человека стали части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Но как же люди могли использовать части своего тела, если все люди разные? Не приводило ли это к недоразумениям?

Я захотел более подробно узнать о старинных мерах длины, выяснить, применяются ли они в современном мире, найти и решить старинные задачи, связанными с этими мерами, и выполнить небольшую практическую работу. Какую? Пока секрет.

2.1.

Ребёнок, едва научившись считать, при ходьбе усиленно начинает считать шаги, определяя, насколько большое расстояние он прошёл. Это не удивительно. Ведь и в старину люди небольшие расстояния измеряли шагами (1 шаг – 71 см).  Шагами отмерялось и расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. на дуэли Дантес стрелял в А.С.Пушкина и ранил его смертельно. А в1841 г. 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю.Лермонтова.

Помимо человеческого шага известны и такие меры длины, как ярд (расстояние от кончика  носа его величества до большого пальца вытянутой руки, -ввёл английский король Генрих I), фут (что по-английски обозначает «ступня». Фут определяли как «среднюю длину ступней 16 человек», выстроенных в ряд один за другим),  локоть (расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца среднего (или большого) пальца вытянутой руки (либо сжатого кулака). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, и в разных странах, составляла от 37 до 47 см.  Строители египетских пирамид считали локоть эталоном длины. В России локоть как мера длины, упоминается в литературных памятниках с 11 века),  дюйм (длина сустава большого пальца взрослого  мужчины. Дюйм в переводе с голландского означает большой палец), пядь (расстояние между концами растянутых пальцев руки (большого и указательного), вершок (мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего - 4 см и почти 4 с половиной мм),  аршин (название происходит от персидского слова "арш" – локоть, - это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца, в аршине 71 см).

А вот так выглядит таблица перевода одних мер длины в другие.

Перевод старинных мер длины в современные

Верста

Сажень

Аршин

Вершок

Дюйм

См, мм

1 верста

500 саж.

17

аршин

272 вер.

42680 дюймов

106700 см

498саж.

1494 ар.

23904 вер.

40000 дюймов

100000 см

1 сажень

3 аршина

48 верш.

84 дюйма

213 см

1аршин

16 верш.

28 дюймов

71 см

1вершок

1,8дюймов.

4 см 4 мм

1 дюйм

2 см 5 мм

2.2. Это интересно.

 У наших предков были и весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «коровий крик», «петушиный крик». Мерой служило и время «пока закипит котел воды». «Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.

У поэта Владимира Маяковского есть стихи о мерах длины.

7    Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.

Четыре сантиметра - один вершок.

8    Запомните, эта работа не тяжка:

один сантиметр - четверть вершка.

Эти небольшие стишки позволят нам, ученикам, лучше запомнить связь между старинными и современными мерами длины. (Стихи поэта о других мерах длины вы найдёте в приложении 1).

2.3.

Несмотря на то, что сейчас у нас в стране уже не пользуются старинными мерами длины, в разговорной речи мы часто используем их названия. Например, в пословицах, поговорках.

Аршин. 1) Аршин с шапкой, – так говорят о человеке малого роста (всего-то 71 см).

2) Мерить всех на свой аршин, - т.е. подходить ко всем с одинаковыми требованиями или судить о ком-то, учитывая только свою точку зрения.

3) Как будто аршин проглотил, - так говорят о человеке, который держится неестественно прямо.

Верста. 1) Верста коломенская, -  так говорят о человеке очень высокого роста

(1 верста = 1 км 67 метров)

2) За версту, - т.е. на большом расстоянии.

3) Семь вёрст до небес и всё лесом, - т.е. рассказывать или объяснять что-либо очень долго и путано.

4) За семь вёрст киселя хлебать, - т.е. идти куда-то далеко без особой надобности.

5) Мерить вёрсты, - т.е. ходить на большое расстояние.

Вершок.

1) Ни вершка земли не уступить, - т.е. даже самую малую часть.

Пядь.

1) Ни пяди земли не уступить, - т.е. нисколько, даже самой небольшой части.

2) Семи пядей во лбу, - так говорят об очень умном, мудром человеке.

Есть ещё разговорные меры длины. Например:

1) Находиться на волоске, - т.е. в угрожающей близости.

2) Висеть на волоске, - т.е. быть в ненадёжном положении, быть близким к концу.

3) Воробью по колено, - так говорят о небольшой глубине.

4) Куда ворон костей не занесёт, - т.е. место очень удалённое или недоступное.

5) С высоты птичьего полёта, - т.е. с большой высоты.

6) На выстрел, - т.е. на расстоянии, которое достигает при выстреле пуля или снаряд.

7) Куда Макар телят не гонял, - т.е. очень далеко.

8) С ноготок, - так говорят о человеке маленького роста.

9) За тридевять земель, - т.е. очень далеко.

10) Тридесятое царство, - так говорят о очень далёкой стране или земле.

Известны и некоторые старинные задачи и задачи из литературных произведений, в которых используются старинные меры длины (приложение 2).

2.4.

Книга рекордов нашей школы и моего родного села (практическая работа).

Выполняя эту работу, я задумался, а каков рост членов моей семьи в старинных единицах измерения?

Рост членов моей семьи в современной и старинной системе измерения.

Моя семья

Современная система

Старинная система

Папа

174 см

2,5 аршина или 2 аршина и 8 вершков

или 9,7 пядей или 5,7 футов

Мама

165 см

2,32 аршина или 2 аршина и 5 вершков

или 9,2 пяди или 5,4 фута

сестричка Юля

92 см

1,3 аршина или 1 аршин и 5 вершков

или 5 пядей или 3 фута

Дима

134 см

1,9 аршина или 1 аршин и 14,5 вершков

или 7,5 пядей или 4,4 фута

1 аршин = 71 см,  1 аршин = 16 вершков, 1 пядь = 18 см, 1 фут = 30,5 см

А ещё я решил выяснить, как отличается средняя старинная общепринятая единица длины от средних значений для учащихся моего класса, для учащихся 10 класса и для учителей нашей школы.

Таблицы старинных мер длины для учащихся 2 класса, 10 класса и учителей нашей школы приведены в приложениях 3, 4, 5. Сравнивая результаты, я получил следующую таблицу.

Наименование единицы измерения

Средняя величина моего класса (см)

отличается от эталона на …

Средняя величина учеников 10 класса (см)

отличается от эталона на …

Средняя величина учителей  (см)

отличается от эталона на …

эталон (см)

Пядь

14,5

- 3,5

15,3

2,7

17,7

-0,3

18

Вершок

2,8

-1,6

3,3

1,1

3,4

-1

4,4

Локоть

34

-3

44

норма

44,2

норма

от 37 до 47

Аршин

53,5

-17,5

67

-4

60,6

-9,4

71

Шаг

23,5

29

24,1

Ярд

54

-17

74

+4

70,6

-0,4

71

Фут

22

-8,5

26,6

-3,9

27

-3,5

30,5

Дюйм

1,5

-1,04

1,8

-0,74

1,9

-0,64

2,54

Сажень

113

140

140,4

Маховая сажень

130

-83

163

-50

167,6

-45,4

213

А ещё я решил составить книгу рекордов нашего села.

Самый-самый …

Современные меры длины

Старинные меры длины

высокий ученик нашего класса

Бизяев Александр – 145 см

8 пядей

или 2 аршина и 1 вершок или 4,8 фута

низкий ученик нашего класса

Хачатрян Константин – 121 см

6 пядей и 3 вершка

или 1 аршин и 3 пяди

или 28 вершков

высокий ученик нашей школы

Лямин Денис – 184 см

2,6 аршина

или 2 аршина 10 вершков или 10,2 пяди или 6,1 фута

маленький (низкий) ученик нашей школы

Лапин Ваня – 103 см

1,5 аршина

или 1 аршин 8 вершков

или 5,7 пяди или 3,4 фута

высокий учитель нашей школы

Скобычкин О.А. – 184 см

2,5 аршина

или 10 пядей и 1 вершок

миниатюрный учитель нашей школы

151 см

2,1 аршина

или 2 аршина 1,5 вершка

или 8,4 пяди или 5 футов

длинная улица нашего села

Шоссейная – 2358,2 м

3321 аршин

или 1123 маховых саженей

длинные волосы в нашей школе

97 см

1 аршин 1 пядь и 2,5 вершка

или 5,4 пядей

глубокий колодец в нашем селе

10 м

55 пядей и 2 вершка

или 14 аршинов

высокий ребёнок детского сада

Цурбелев Никита – 128 см

1,8 аршина

или 1 аршин 13 вершков

или 7 пядей или 4,2 фута

маленький (низкий) ребёнок детского сада

Шевченко Алиса – 88 см

1,2 аршина

или 1 аршин 3 вершка

или 5 пядей или 2,9 фута

маленький новорожденный нашего села

49 см

11 с небольшим вершков

или 2,7 пяди или 1,6 фута

2.5.

Что было бы, если бы пришлось возвратиться к прежним мерам длины? Давайте попытаемся представить себе некоторые ситуации.

1) Продажа ткани. Анализируя различные источники, я узнал, что и в давние времена богатые люди постоянно обманывали покупателей. Они нанимали людей, у которых размеры локтя были небольшими, чтобы стараться продавать меньше товара за те же деньги. Учитывая, что сейчас люди более предприимчивые, чем раньше, то обмана в магазинах и на рынке было бы больше.

2) Измерение расстояний. Трудно было бы сориентироваться, если мы на вопрос: «Как далеко находится определённый дом?», -  услышали бы в ответ: «На расстоянии петушиного крика».

А если в населённом пункте нет петухов? Или, если это происходит вечером? (ведь вечером петухи не кричат). А вдруг случайно человек пошёл не совсем в нужном направлении?

3) В швейных мастерских при пошиве костюма на заказ, используя приблизительные измерения (локоть, аршин, вершок), можно просчитаться и тем самым не угодить клиенту. А если один мастер заболеет, то меры длины у второго мастера будут уже совсем другими, и сшить хороший костюм уже не получится.

4) Пользоваться мерой бука сможет только хорошо видящий человек, ведь человек с плохим зрением на очень маленьком расстоянии уже не увидит не только рогов быка, но и самого быка.

Приложение 1.

1    Принято в торговом народе

армин отмерять в этом роде:

расстояние от пальца до плеча

привыкли аршином величать.

2    Так и метр отмерить вам можно:

приблизительно

от пальцев до плеча противоположного.

3    Не хитрая машина -

ладонью отмерить четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

приблизительно четверть аршина отваляться.

4     Сантиметры тож

Легко измерить с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

отложи ладонь не вдоль, а поперек.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров - один дециметр.

5     Сколько в метре в этом аршин?

На метр полтора аршина отмаши.

А если хотите точно класть:

Метр меньше на шестнадцатую часть.

6    Запомни расчет, очень важен:

два метра - приблизительно сажень.

Приложение 2.

Старинные  задачи.

1) Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей.

За какое время собака догонит зайца?

(за 1 мин заяц пробегает 250 саженей, а собака – 26- саженей, т.е. за 1 мин расстояние между собакой и зайцем уменьшится на 10 саженей. Т.к. собака увидела зайца на расстоянии 150 саженей, то собака догонит зайца через 150:10=15 минут). (Эту задачу мы разбирали вместе с учителем)

2) Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся?

(оба путника проходят  40+30=70 вёрст за один день, тогда 700:70=10 дней)

Задачи из литературных произведений.

1) Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.

- Какого роста была Дюймовочка? (дюйм – 2см 5мм)

2) Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек

По прозванью …Горбунок

Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.

Рост Конька – Горбунка?  (3 вершка, вершок = 44мм)

3) Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин.

Какой рост новорожденного сына царя Салтана?    (71см)

4) Существовал ли когда-нибудь человек "семи пядей во лбу"?
Решение:
1 пядь=18 см, 7 пядей= 18*7= 126 см. Ответ отрицательный.

5)  Определите "рост" человека, о котором говорят "от  горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см).

Решение. 1 вершок = 4,4 см, поэтому 2 вершка = 8,8 см, тогда рост человека составит 32,8 см.

Приложение 3.

Таблица старинных мер длины для учащихся 2 класса

учащиеся

2 класса

меры длины

пядь

вершок

локоть

аршин

шаг

ярд

сажень

маховая сажень

дюйм

фут

1

Юшков Дима

14

2,5

35

52

27

54

116

125

1,5

356 см      356:16=22,3 (см)   (меньше эталона на 8,2 см)

2

Дьяков Иван

14

2,7

31

49

29

51

106

119

1,2

3

Гладской Даниил

15

2,8

35

55,5

16

57,5

120

132

1,7

4

Денисенко Евгений

15

3

34,5

53,5

14

55

117

127

1,2

5

Репина Ангелина

16

3

36

58

28

56

117

134

1,5

6

Антонян Вероника

14,5

2,5

32

50

29

51

107

120

1,2

7

Хачатрян Константин

15,5

3

34

50,5

14

52

106

120

1,5

8

Шепелева Алёна

15,5

2,5

34

53

23

54

112

129

1,7

9

Шишман Светлана

14

2,7

35

55

17

54

116

129

1,8

10

Третьякова Дарья

15

2,8

36

59

19

56,5

118

133

1,5

11

Кенжаев Тимур

14,5

2,8

36

55

32

54

118

134

1,5

12

Телекова Юлия

12

2,8

32

50

33

51

105

119

1,5

средняя величина

14,6

2,8

34

53,4

23,5

54

113,2

126,8

1,5

эталон (см)

18

4,4

от 37 до 47

71

71

91

213

2,54

Приложение 4.

Таблица старинных мер длины для учащихся 10 класса

учащиеся 10 класса

меры длины

пядь

вершок

локоть

аршин

шаг

ярд

сажень

маховая сажень

дюйм

фут

1

Абонеева Наталья

17

3,3

41

69

20

64,5

136

155

2,2

Всего -  426 см;            426:16=26,6 см (меньше эталона на 3,9 см

2

Будагян Нарина

17

3

43,5

69

22

72

132

168

1,5

3

Гержиков Игорь

20

3,5

47

74

21

76

147

176

2,3

4

Гусейнов Альберт

18

3,2

44

69

23

71

143

169,5

1,7

5

Гусейнова Наида

19

3,5

45,5

73

16

67,5

140

171

1,5

6

Иванов Сергей

16,5

3,2

46

71,5

25

71

155

171,5

1,7

7

Исаев Максим

19,5

4

48

73

23

76

148

177

2,5

8

Лапин Павел

20

4

46

71,5

30

74

142

172

2,3

9

Литвиненко Наталья

14

2,8

41

65

26

67

127

153

1,5

10

Лошакова Людмила

17

3

44

69

25

70

141

170

1,7

11

Лысаков Владимир

19

3,5

48,5

78

25

78

155

186

1,9

12

Милахимов

19

3,8

45

71

45

72

138

169

2,1

13

Мухтарова Алина

15,5

3,2

42

68

20

67

135

164

1,5

14

Османова Мислимат

17

3,5

45

71

30

72

142

167

1,8

15

Репина Лариса

17

3

36

61

11

61

125

144,5

1,7

средняя величина

17,7

3,4

44,2

60,6

24,1

70,6

140,4

167,6

1,9

эталон (см)

18

4,4

от 37 до 47

71

71

91

213

2,54

Приложение 5.

Таблица старинных мер длины для учителей школы

учителя школы

меры длины

пядь

вершок

локоть

аршин

шаг

ярд

сажень

маховая сажень

дюйм

фут

1

Юшков И.М.

16

4

47

67

43

76

150

173

2

30,5 см

2

Обернихин В.С.

19,5

4

47

70

35

76

145

174

2

3

Репина О.А.

18

3,2

43,5

71

31

77

146

168

1,7

4

Шевлякова С.Г.

18

3,3

43

68

24

71

140

164

1,3

5

Юшкова Т.В.

17

3

42

65

24

69

131

154

1,7

6

Скобычкин О.А.

20

4

50

77

35

86

156

190

2,2

7

Касимов И.Х.

19

3,5

43

64

35

73

142

150

2

8

Граненко Л.А.

18

3,5

43,5

65

19

71

137

158

1,7

9

Солдатченко А.С.

15

2,5

42

65

16

67

135

158

1,2

10

Терещенко Е.А.

17

3

40

60

34

65

130

145

1,5

11

Литвиненко И.А.

18

3

46

73

30

81

140

176

1,5

12

Литвиненко Е.В.

16

3

42

66

25

74

140

153

2

13

Стрекозова Е.В.

18

3

43

66

27

71

138

157

1,5

14

Скобычкина Л.Р.

18

3

42

66

19

68

132

156

2

15

Лайпанова О.Ю.

17

3,5

43,5

65

39

76

143

167

2

16

Юрченко Н.И.

16,5

3

45

71

31

76

137

160

1,7

15,3

3,3

44

67

29

74

140

163

1,8

эталон (см)

18

4,4

от 37 до 47

71

71

91

213

2,54

3.

Заключение.

Мною была проделана огромная работа. Конечно, мне помогали родители и учитель, а также мои друзья.

Наиболее интересной оказалась практическая работа, когда была предоставлена возможность сравнить эталонные меры длины с мерами длины, которые я получил для своего класса, для 10 класса и для учителей. Разница, конечно есть. Но ведь раньше в измерениях принимали участие только мужчины, а у нас в классах половина всех детей – девочки; учителя – почти все женщины.

О результатах работы я рассказывал в классе, а также ребятам на занятиях кружка. Всем очень понравилось. Особенно их заинтересовала наша книга рекордов. Поступило предложение издать в школе свою книгу рекордов.

4.

Библиографический список

1. Ресурсы Интернет

2. Школьный словарь фразеологизмов

3. «Старинные занимательные задачи» С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко

4. «За страницами учебника математики» И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин

5. «Конёк-Горбунок» П.Ершов

6. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

7. «Тексты для конфетных обёрток» В.В.Маяковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну....

"Авторская песня - прошлое и настоящее"

здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...

Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация

Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....

Путешествие из прошлого в настоящее

История детского и юношеского движения в нашей стране на основе краеведческого материала школьного музея. (Октябрята, пионеры, комсомольцы, РДШ)...