путешествие из прошлого в настоящее
творческая работа учащихся на тему
данная работа выполнена учащимся 2 класса под руководством учителя. Можно использовать как дополнительный материал по теме "Старинные меры длины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_iz_proshlogo_v_nastoyashchee.rar | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
XIII физико-математические чтения
Шпаковского района Ставропольского края
Путешествие
из прошлого
в настоящее
Автор: Юшков Дмитрий,
МКОУ «СОШ №16» Шпаковского района,
ученик 2 класса,
село Дубовка Шпаковского района
Ставропольского края
Научный руководитель:
Скобычкина Лилия Рашитовна,
учитель математики
2013 год
Оглавление
1. Введение стр. 3
2. 2.1. Можно ли обойтись без линейки, измеряя длину? Старинные меры длины стр. 4
2.2. Это интересно стр. 5
2.3. Поговорки, пословицы, старинные задачи стр. 5
2.4. Книга рекордов нашей школы и моего родного села (практическая работа). стр. 6
2.5. Что было бы, если … стр. 8
3. Приложения стр. 9
4. Заключение стр. 14
5. Библиографический список стр. 15
1. Введение.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Что же существовало до того, как изобрели линейку, метр. Даже для первобытного человека возникала необходимость измерения тех или величин, чтобы построить себе жилище, изготовить простейшее оружие, посуду и т.д. Первыми измерительными приборами для человека стали части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Но как же люди могли использовать части своего тела, если все люди разные? Не приводило ли это к недоразумениям?
Я захотел более подробно узнать о старинных мерах длины, выяснить, применяются ли они в современном мире, найти и решить старинные задачи, связанными с этими мерами, и выполнить небольшую практическую работу. Какую? Пока секрет.
2.1.
Ребёнок, едва научившись считать, при ходьбе усиленно начинает считать шаги, определяя, насколько большое расстояние он прошёл. Это не удивительно. Ведь и в старину люди небольшие расстояния измеряли шагами (1 шаг – 71 см). Шагами отмерялось и расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. на дуэли Дантес стрелял в А.С.Пушкина и ранил его смертельно. А в1841 г. 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю.Лермонтова.
Помимо человеческого шага известны и такие меры длины, как ярд (расстояние от кончика носа его величества до большого пальца вытянутой руки, -ввёл английский король Генрих I), фут (что по-английски обозначает «ступня». Фут определяли как «среднюю длину ступней 16 человек», выстроенных в ряд один за другим), локоть (расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца среднего (или большого) пальца вытянутой руки (либо сжатого кулака). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, и в разных странах, составляла от 37 до 47 см. Строители египетских пирамид считали локоть эталоном длины. В России локоть как мера длины, упоминается в литературных памятниках с 11 века), дюйм (длина сустава большого пальца взрослого мужчины. Дюйм в переводе с голландского означает большой палец), пядь (расстояние между концами растянутых пальцев руки (большого и указательного), вершок (мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего - 4 см и почти 4 с половиной мм), аршин (название происходит от персидского слова "арш" – локоть, - это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца, в аршине 71 см).
А вот так выглядит таблица перевода одних мер длины в другие.
Перевод старинных мер длины в современные
Верста | Сажень | Аршин | Вершок | Дюйм | См, мм |
1 верста | 500 саж. | 17 аршин | 272 вер. | 42680 дюймов | 106700 см |
498саж. | 1494 ар. | 23904 вер. | 40000 дюймов | 100000 см | |
1 сажень | 3 аршина | 48 верш. | 84 дюйма | 213 см | |
1аршин | 16 верш. | 28 дюймов | 71 см | ||
1вершок | 1,8дюймов. | 4 см 4 мм | |||
1 дюйм | 2 см 5 мм |
2.2. Это интересно.
У наших предков были и весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «коровий крик», «петушиный крик». Мерой служило и время «пока закипит котел воды». «Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
У поэта Владимира Маяковского есть стихи о мерах длины.
7 Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра - один вершок.
8 Запомните, эта работа не тяжка:
один сантиметр - четверть вершка.
Эти небольшие стишки позволят нам, ученикам, лучше запомнить связь между старинными и современными мерами длины. (Стихи поэта о других мерах длины вы найдёте в приложении 1).
2.3.
Несмотря на то, что сейчас у нас в стране уже не пользуются старинными мерами длины, в разговорной речи мы часто используем их названия. Например, в пословицах, поговорках.
Аршин. 1) Аршин с шапкой, – так говорят о человеке малого роста (всего-то 71 см).
2) Мерить всех на свой аршин, - т.е. подходить ко всем с одинаковыми требованиями или судить о ком-то, учитывая только свою точку зрения.
3) Как будто аршин проглотил, - так говорят о человеке, который держится неестественно прямо.
Верста. 1) Верста коломенская, - так говорят о человеке очень высокого роста
(1 верста = 1 км 67 метров)
2) За версту, - т.е. на большом расстоянии.
3) Семь вёрст до небес и всё лесом, - т.е. рассказывать или объяснять что-либо очень долго и путано.
4) За семь вёрст киселя хлебать, - т.е. идти куда-то далеко без особой надобности.
5) Мерить вёрсты, - т.е. ходить на большое расстояние.
Вершок.
1) Ни вершка земли не уступить, - т.е. даже самую малую часть.
Пядь.
1) Ни пяди земли не уступить, - т.е. нисколько, даже самой небольшой части.
2) Семи пядей во лбу, - так говорят об очень умном, мудром человеке.
Есть ещё разговорные меры длины. Например:
1) Находиться на волоске, - т.е. в угрожающей близости.
2) Висеть на волоске, - т.е. быть в ненадёжном положении, быть близким к концу.
3) Воробью по колено, - так говорят о небольшой глубине.
4) Куда ворон костей не занесёт, - т.е. место очень удалённое или недоступное.
5) С высоты птичьего полёта, - т.е. с большой высоты.
6) На выстрел, - т.е. на расстоянии, которое достигает при выстреле пуля или снаряд.
7) Куда Макар телят не гонял, - т.е. очень далеко.
8) С ноготок, - так говорят о человеке маленького роста.
9) За тридевять земель, - т.е. очень далеко.
10) Тридесятое царство, - так говорят о очень далёкой стране или земле.
Известны и некоторые старинные задачи и задачи из литературных произведений, в которых используются старинные меры длины (приложение 2).
2.4.
Книга рекордов нашей школы и моего родного села (практическая работа).
Выполняя эту работу, я задумался, а каков рост членов моей семьи в старинных единицах измерения?
Рост членов моей семьи в современной и старинной системе измерения.
Моя семья | Современная система | Старинная система |
Папа | 174 см | 2,5 аршина или 2 аршина и 8 вершков или 9,7 пядей или 5,7 футов |
Мама | 165 см | 2,32 аршина или 2 аршина и 5 вершков или 9,2 пяди или 5,4 фута |
сестричка Юля | 92 см | 1,3 аршина или 1 аршин и 5 вершков или 5 пядей или 3 фута |
Дима | 134 см | 1,9 аршина или 1 аршин и 14,5 вершков или 7,5 пядей или 4,4 фута |
1 аршин = 71 см, 1 аршин = 16 вершков, 1 пядь = 18 см, 1 фут = 30,5 см
А ещё я решил выяснить, как отличается средняя старинная общепринятая единица длины от средних значений для учащихся моего класса, для учащихся 10 класса и для учителей нашей школы.
Таблицы старинных мер длины для учащихся 2 класса, 10 класса и учителей нашей школы приведены в приложениях 3, 4, 5. Сравнивая результаты, я получил следующую таблицу.
Наименование единицы измерения | Средняя величина моего класса (см) | отличается от эталона на … | Средняя величина учеников 10 класса (см) | отличается от эталона на … | Средняя величина учителей (см) | отличается от эталона на … | эталон (см) |
Пядь | 14,5 | - 3,5 | 15,3 | 2,7 | 17,7 | -0,3 | 18 |
Вершок | 2,8 | -1,6 | 3,3 | 1,1 | 3,4 | -1 | 4,4 |
Локоть | 34 | -3 | 44 | норма | 44,2 | норма | от 37 до 47 |
Аршин | 53,5 | -17,5 | 67 | -4 | 60,6 | -9,4 | 71 |
Шаг | 23,5 | 29 | 24,1 | ||||
Ярд | 54 | -17 | 74 | +4 | 70,6 | -0,4 | 71 |
Фут | 22 | -8,5 | 26,6 | -3,9 | 27 | -3,5 | 30,5 |
Дюйм | 1,5 | -1,04 | 1,8 | -0,74 | 1,9 | -0,64 | 2,54 |
Сажень | 113 | 140 | 140,4 | ||||
Маховая сажень | 130 | -83 | 163 | -50 | 167,6 | -45,4 | 213 |
А ещё я решил составить книгу рекордов нашего села.
Самый-самый … | Современные меры длины | Старинные меры длины |
высокий ученик нашего класса | Бизяев Александр – 145 см | 8 пядей или 2 аршина и 1 вершок или 4,8 фута |
низкий ученик нашего класса | Хачатрян Константин – 121 см | 6 пядей и 3 вершка или 1 аршин и 3 пяди или 28 вершков |
высокий ученик нашей школы | Лямин Денис – 184 см | 2,6 аршина или 2 аршина 10 вершков или 10,2 пяди или 6,1 фута |
маленький (низкий) ученик нашей школы | Лапин Ваня – 103 см | 1,5 аршина или 1 аршин 8 вершков или 5,7 пяди или 3,4 фута |
высокий учитель нашей школы | Скобычкин О.А. – 184 см | 2,5 аршина или 10 пядей и 1 вершок |
миниатюрный учитель нашей школы | 151 см | 2,1 аршина или 2 аршина 1,5 вершка или 8,4 пяди или 5 футов |
длинная улица нашего села | Шоссейная – 2358,2 м | 3321 аршин или 1123 маховых саженей |
длинные волосы в нашей школе | 97 см | 1 аршин 1 пядь и 2,5 вершка или 5,4 пядей |
глубокий колодец в нашем селе | 10 м | 55 пядей и 2 вершка или 14 аршинов |
высокий ребёнок детского сада | Цурбелев Никита – 128 см | 1,8 аршина или 1 аршин 13 вершков или 7 пядей или 4,2 фута |
маленький (низкий) ребёнок детского сада | Шевченко Алиса – 88 см | 1,2 аршина или 1 аршин 3 вершка или 5 пядей или 2,9 фута |
маленький новорожденный нашего села | 49 см | 11 с небольшим вершков или 2,7 пяди или 1,6 фута |
2.5.
Что было бы, если бы пришлось возвратиться к прежним мерам длины? Давайте попытаемся представить себе некоторые ситуации.
1) Продажа ткани. Анализируя различные источники, я узнал, что и в давние времена богатые люди постоянно обманывали покупателей. Они нанимали людей, у которых размеры локтя были небольшими, чтобы стараться продавать меньше товара за те же деньги. Учитывая, что сейчас люди более предприимчивые, чем раньше, то обмана в магазинах и на рынке было бы больше.
2) Измерение расстояний. Трудно было бы сориентироваться, если мы на вопрос: «Как далеко находится определённый дом?», - услышали бы в ответ: «На расстоянии петушиного крика».
А если в населённом пункте нет петухов? Или, если это происходит вечером? (ведь вечером петухи не кричат). А вдруг случайно человек пошёл не совсем в нужном направлении?
3) В швейных мастерских при пошиве костюма на заказ, используя приблизительные измерения (локоть, аршин, вершок), можно просчитаться и тем самым не угодить клиенту. А если один мастер заболеет, то меры длины у второго мастера будут уже совсем другими, и сшить хороший костюм уже не получится.
4) Пользоваться мерой бука сможет только хорошо видящий человек, ведь человек с плохим зрением на очень маленьком расстоянии уже не увидит не только рогов быка, но и самого быка.
Приложение 1.
1 Принято в торговом народе
армин отмерять в этом роде:
расстояние от пальца до плеча
привыкли аршином величать.
2 Так и метр отмерить вам можно:
приблизительно
от пальцев до плеча противоположного.
3 Не хитрая машина -
ладонью отмерить четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
приблизительно четверть аршина отваляться.
4 Сантиметры тож
Легко измерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров - один дециметр.
5 Сколько в метре в этом аршин?
На метр полтора аршина отмаши.
А если хотите точно класть:
Метр меньше на шестнадцатую часть.
6 Запомни расчет, очень важен:
два метра - приблизительно сажень.
Приложение 2.
Старинные задачи.
1) Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей.
За какое время собака догонит зайца?
(за 1 мин заяц пробегает 250 саженей, а собака – 26- саженей, т.е. за 1 мин расстояние между собакой и зайцем уменьшится на 10 саженей. Т.к. собака увидела зайца на расстоянии 150 саженей, то собака догонит зайца через 150:10=15 минут). (Эту задачу мы разбирали вместе с учителем)
2) Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся?
(оба путника проходят 40+30=70 вёрст за один день, тогда 700:70=10 дней)
Задачи из литературных произведений.
1) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.
- Какого роста была Дюймовочка? (дюйм – 2см 5мм)
2) Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек
По прозванью …Горбунок
Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Рост Конька – Горбунка? (3 вершка, вершок = 44мм)
3) Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин.
Какой рост новорожденного сына царя Салтана? (71см)
4) Существовал ли когда-нибудь человек "семи пядей во лбу"?
Решение:
1 пядь=18 см, 7 пядей= 18*7= 126 см. Ответ отрицательный.
5) Определите "рост" человека, о котором говорят "от горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см).
Решение. 1 вершок = 4,4 см, поэтому 2 вершка = 8,8 см, тогда рост человека составит 32,8 см.
Приложение 3.
Таблица старинных мер длины для учащихся 2 класса
№ | учащиеся 2 класса | меры длины | |||||||||
пядь | вершок | локоть | аршин | шаг | ярд | сажень | маховая сажень | дюйм | фут | ||
1 | Юшков Дима | 14 | 2,5 | 35 | 52 | 27 | 54 | 116 | 125 | 1,5 | 356 см 356:16=22,3 (см) (меньше эталона на 8,2 см) |
2 | Дьяков Иван | 14 | 2,7 | 31 | 49 | 29 | 51 | 106 | 119 | 1,2 | |
3 | Гладской Даниил | 15 | 2,8 | 35 | 55,5 | 16 | 57,5 | 120 | 132 | 1,7 | |
4 | Денисенко Евгений | 15 | 3 | 34,5 | 53,5 | 14 | 55 | 117 | 127 | 1,2 | |
5 | Репина Ангелина | 16 | 3 | 36 | 58 | 28 | 56 | 117 | 134 | 1,5 | |
6 | Антонян Вероника | 14,5 | 2,5 | 32 | 50 | 29 | 51 | 107 | 120 | 1,2 | |
7 | Хачатрян Константин | 15,5 | 3 | 34 | 50,5 | 14 | 52 | 106 | 120 | 1,5 | |
8 | Шепелева Алёна | 15,5 | 2,5 | 34 | 53 | 23 | 54 | 112 | 129 | 1,7 | |
9 | Шишман Светлана | 14 | 2,7 | 35 | 55 | 17 | 54 | 116 | 129 | 1,8 | |
10 | Третьякова Дарья | 15 | 2,8 | 36 | 59 | 19 | 56,5 | 118 | 133 | 1,5 | |
11 | Кенжаев Тимур | 14,5 | 2,8 | 36 | 55 | 32 | 54 | 118 | 134 | 1,5 | |
12 | Телекова Юлия | 12 | 2,8 | 32 | 50 | 33 | 51 | 105 | 119 | 1,5 | |
средняя величина | 14,6 | 2,8 | 34 | 53,4 | 23,5 | 54 | 113,2 | 126,8 | 1,5 | ||
эталон (см) | 18 | 4,4 | от 37 до 47 | 71 | 71 | 91 | 213 | 2,54 |
Приложение 4.
Таблица старинных мер длины для учащихся 10 класса
№ | учащиеся 10 класса | меры длины | |||||||||
пядь | вершок | локоть | аршин | шаг | ярд | сажень | маховая сажень | дюйм | фут | ||
1 | Абонеева Наталья | 17 | 3,3 | 41 | 69 | 20 | 64,5 | 136 | 155 | 2,2 | Всего - 426 см; 426:16=26,6 см (меньше эталона на 3,9 см |
2 | Будагян Нарина | 17 | 3 | 43,5 | 69 | 22 | 72 | 132 | 168 | 1,5 | |
3 | Гержиков Игорь | 20 | 3,5 | 47 | 74 | 21 | 76 | 147 | 176 | 2,3 | |
4 | Гусейнов Альберт | 18 | 3,2 | 44 | 69 | 23 | 71 | 143 | 169,5 | 1,7 | |
5 | Гусейнова Наида | 19 | 3,5 | 45,5 | 73 | 16 | 67,5 | 140 | 171 | 1,5 | |
6 | Иванов Сергей | 16,5 | 3,2 | 46 | 71,5 | 25 | 71 | 155 | 171,5 | 1,7 | |
7 | Исаев Максим | 19,5 | 4 | 48 | 73 | 23 | 76 | 148 | 177 | 2,5 | |
8 | Лапин Павел | 20 | 4 | 46 | 71,5 | 30 | 74 | 142 | 172 | 2,3 | |
9 | Литвиненко Наталья | 14 | 2,8 | 41 | 65 | 26 | 67 | 127 | 153 | 1,5 | |
10 | Лошакова Людмила | 17 | 3 | 44 | 69 | 25 | 70 | 141 | 170 | 1,7 | |
11 | Лысаков Владимир | 19 | 3,5 | 48,5 | 78 | 25 | 78 | 155 | 186 | 1,9 | |
12 | Милахимов | 19 | 3,8 | 45 | 71 | 45 | 72 | 138 | 169 | 2,1 | |
13 | Мухтарова Алина | 15,5 | 3,2 | 42 | 68 | 20 | 67 | 135 | 164 | 1,5 | |
14 | Османова Мислимат | 17 | 3,5 | 45 | 71 | 30 | 72 | 142 | 167 | 1,8 | |
15 | Репина Лариса | 17 | 3 | 36 | 61 | 11 | 61 | 125 | 144,5 | 1,7 | |
средняя величина | 17,7 | 3,4 | 44,2 | 60,6 | 24,1 | 70,6 | 140,4 | 167,6 | 1,9 | ||
эталон (см) | 18 | 4,4 | от 37 до 47 | 71 | 71 | 91 | 213 | 2,54 |
Приложение 5.
Таблица старинных мер длины для учителей школы
№ | учителя школы | меры длины | |||||||||
пядь | вершок | локоть | аршин | шаг | ярд | сажень | маховая сажень | дюйм | фут | ||
1 | Юшков И.М. | 16 | 4 | 47 | 67 | 43 | 76 | 150 | 173 | 2 | 30,5 см |
2 | Обернихин В.С. | 19,5 | 4 | 47 | 70 | 35 | 76 | 145 | 174 | 2 | |
3 | Репина О.А. | 18 | 3,2 | 43,5 | 71 | 31 | 77 | 146 | 168 | 1,7 | |
4 | Шевлякова С.Г. | 18 | 3,3 | 43 | 68 | 24 | 71 | 140 | 164 | 1,3 | |
5 | Юшкова Т.В. | 17 | 3 | 42 | 65 | 24 | 69 | 131 | 154 | 1,7 | |
6 | Скобычкин О.А. | 20 | 4 | 50 | 77 | 35 | 86 | 156 | 190 | 2,2 | |
7 | Касимов И.Х. | 19 | 3,5 | 43 | 64 | 35 | 73 | 142 | 150 | 2 | |
8 | Граненко Л.А. | 18 | 3,5 | 43,5 | 65 | 19 | 71 | 137 | 158 | 1,7 | |
9 | Солдатченко А.С. | 15 | 2,5 | 42 | 65 | 16 | 67 | 135 | 158 | 1,2 | |
10 | Терещенко Е.А. | 17 | 3 | 40 | 60 | 34 | 65 | 130 | 145 | 1,5 | |
11 | Литвиненко И.А. | 18 | 3 | 46 | 73 | 30 | 81 | 140 | 176 | 1,5 | |
12 | Литвиненко Е.В. | 16 | 3 | 42 | 66 | 25 | 74 | 140 | 153 | 2 | |
13 | Стрекозова Е.В. | 18 | 3 | 43 | 66 | 27 | 71 | 138 | 157 | 1,5 | |
14 | Скобычкина Л.Р. | 18 | 3 | 42 | 66 | 19 | 68 | 132 | 156 | 2 | |
15 | Лайпанова О.Ю. | 17 | 3,5 | 43,5 | 65 | 39 | 76 | 143 | 167 | 2 | |
16 | Юрченко Н.И. | 16,5 | 3 | 45 | 71 | 31 | 76 | 137 | 160 | 1,7 | |
15,3 | 3,3 | 44 | 67 | 29 | 74 | 140 | 163 | 1,8 | |||
эталон (см) | 18 | 4,4 | от 37 до 47 | 71 | 71 | 91 | 213 | 2,54 |
3.
Заключение.
Мною была проделана огромная работа. Конечно, мне помогали родители и учитель, а также мои друзья.
Наиболее интересной оказалась практическая работа, когда была предоставлена возможность сравнить эталонные меры длины с мерами длины, которые я получил для своего класса, для 10 класса и для учителей. Разница, конечно есть. Но ведь раньше в измерениях принимали участие только мужчины, а у нас в классах половина всех детей – девочки; учителя – почти все женщины.
О результатах работы я рассказывал в классе, а также ребятам на занятиях кружка. Всем очень понравилось. Особенно их заинтересовала наша книга рекордов. Поступило предложение издать в школе свою книгу рекордов.
4.
Библиографический список
1. Ресурсы Интернет
2. Школьный словарь фразеологизмов
3. «Старинные занимательные задачи» С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко
4. «За страницами учебника математики» И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин
5. «Конёк-Горбунок» П.Ершов
6. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
7. «Тексты для конфетных обёрток» В.В.Маяковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну....
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский.
Конспект урока....
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация
Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....
Путешествие из прошлого в настоящее
История детского и юношеского движения в нашей стране на основе краеведческого материала школьного музея. (Октябрята, пионеры, комсомольцы, РДШ)...