Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.
методическая разработка по литературе (5,6,7,8,9 класс) на тему
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.» Ф. М. Достоевский
Цель: изучение жизни и творчества А.С.Пушкина, исследование эпохи, в которую жил поэт и его современники.
Задачи:
- использование в качестве инструмента познания одного из видов внеклассного изучения литературы и русского языка - учебной экскурсии.
- формирование умений у учащихся самостоятельно анализировать информацию, полученную во время учебной экскурсии, устанавливать причинно следственные связи между событиями эпохи 19 века и 21 века
- формирование у ребенка способности видеть собственное действие со стороны , самостоятельно получить результат исследования ,построить свою программу действий в соответствии с собственными возможностями.
- формирование знаний, умений и навыков в области информационных технологий: внести в образовательный процесс интерактивность , позволяющую развивать активно – деятельностные формы обучения ( электронное сопровождение в виде презентации, яркий визуальный ряд (библиотека электронных наглядных пособий , электронный тренажер , кроссворды ,фотоальбомы и др.)
Межпредметные связи: литература , русский язык , история, история города, английский язык, информатика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pushkiniana.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.» Ф. М. Достоевский
Цель: изучение жизни и творчества А.С.Пушкина, исследование эпохи, в которую жил поэт и его современники.
Задачи:
-использование в качестве инструмента познания одного из видов внеклассного изучения литературы и русского языка - учебной экскурсии.
-формирование умений у учащихся самостоятельно анализировать информацию, полученную во время учебной экскурсии, устанавливать причинно – следственные связи между событиями эпохи 19 века и 21 века
- формирование у ребенка способности видеть собственное действие со стороны , самостоятельно получить результат исследования ,построить свою программу действий в соответствии с собственными возможностями.
-формирование знаний, умений и навыков в области информационных технологий: внести в образовательный процесс интерактивность , позволяющую развивать активно – деятельностные формы обучения ( электронное сопровождение в виде презентации, яркий визуальный ряд (библиотека электронных наглядных пособий , электронный тренажер , кроссворды ,фотоальбомы и др.)
Межпредметные связи: литература , русский язык , история, история города, английский язык, информатика.
Цикл уроков – экскурсий для учащихся 5 – 9 классов по теме « Пушкиниана».
Класс | Место,пункт назначения | Тема экскурсии | Проверка результатов |
5 класс | Пушкинские места Ленинградской области: усадьба Ганнибалов ,домик няни поэта Арины Родионовны. | «Великий Пушкин,маленькое дитя». А. Дельвиг | Отзыв об экскурсии, сочинение на литературную тему, изложение с творческим заданием, фотоальбом , стенгазета. |
6 класс | Домик станционного смотрителя , поселок Выра, Ленинградская область. | Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский. | Отзыв об экскурсии, сочинение на свободную тему по впечатлениям об экскурсии , кроссворд , викторина , фотоальбом , собственное стихотворение. |
7 класс | Город Пушкин (Царское Село). Царскосельский Лицей. | Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы : нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село А.С. Пушкин | Виды работ те же самые + коллективный журнал презентация, сочинение - эссе |
8 класс | Музей – квартира А.С. Пушкина на Мойке , д. 12. Черная речка – место дуэли поэта. | Ах ! ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. А.С. Пушкин | Виды работ те же самые + презентация, видеофильм. |
8 класс | Ленинградская область, Всеволожский район. Музей – усадьба семьи Олениных « Приютино». | Рисуй Олениной черты. В жару сердечных вдохновений, Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений. А. С. Пушкин | Виды работ те же самые. |
9 класс | Пушкинские горы. Усадьба семьи Пушкиных Михайловское. Псковский район. | Не понимать русского Пушкина- значит не иметь права называться русским. Он понял русский народ и постиг его назначение в такой глубине и такой обширности, как никогда и никто. Ф.М. Достоевский | Виды работ те же самые. |
Часть первая.
Вступительная беседа – инструктаж.
Учитель накануне экскурсии проводит с детьми инструктаж , который включает в себя следующие рекомендации :
- В автобус и из автобуса дети выходят под руководством учителя и сопровождающих лиц (родительский комитет ).
- Во время движения автобуса по салону ходить запрещается , нельзя отвлекать водителя разговорами.
- На экскурсию дети берут с собой блокнот и ручку , чтобы во время рассказа экскурсовода записывать интересные факты , даты ,фамилии и т.д., а также дети могут записать вопросы, которые возникают у них в ходе экскурсии.
- В музеях и парках учащиеся должны соблюдать правила этикета, экспонаты в музеях руками не трогать , во время осмотра залов музея и экспозиций вставать полукругом, чтобы было видно и слышно всем присутствующим.
- Производить фото- и видеосъемку с разрешения смотрителей музея.
В инструктаж могут быть включены и другие рекомендации на усмотрение педагогов и родителей.
Часть вторая.
Проведение экскурсии.
Как правило, экскурсия проводится в течение 5 – 6 часов, в конце экскурсии учитель предлагает детям ряд вопросов , позволяющих увидеть рефлескию на увиденное во время экскурсии:
- Какие ощущения и чувства испытывали вы во время экскурсии?
- Что вы переживали во время рассказа экскурсовода ?
- Какое настроение было у вас во время экскурсии ?
- Что особенно вам понравилось и запомнилось во время экскурсии ?
- Нарисуйте свои ощущения цветными фломастерами .
Часть третья. Представление проекта.
Урок по литературе в 8 классе
И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа.
Задачи урока :
-изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.
- повышение качества чтения , уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
- обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения , умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.
- формирование навыков выразительного чтения , совершенствование речи учащихся.
- работа с терминологией : басня , мораль, аллегория.
- интегрирование уроков литературы и информатики : создание презентаций учащимися по материалам учебной экскурсии в музей – усадьбу семьи Олениных Приютино .
Ход урока.
- Организационный момент .
- Знакомство с биографией И.А. Крылова . Выступления учащихся. ( презентации учащихся по материалам учебной экскурсии в Приютино.)
А) И.А. Крылов и семья Олениных.
Дом Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных в Петербурге стал известен в литературной, художнической , театральной и научной среде столицы с конца 18 столетия , славился гостеприимством и никогда не пустовал. Многочисленные родственники , друзья хозяев и сослуживцы Алексея Николаевича были желанными здесь гостями. Авторитет хозяина – знатока и ценителя древностей, истории и классического искусства - был настолько велик , что к его мнению обычно прислушивались , у него искали совета и покровительства, к нему приносили на суд научные , литературные и художественные произведения молодые и зрелые ученые , литераторы и художники.
Вторым домом для Олениных и их друзей стала загородная дача , с многообещающим названием Приютино, которая находилась за Охтенским пороховым заводом под Петербургом. Очень скоро дача превратилась стараниями и талантами хозяев в одно из самых притягательных и известных культурных гнезд под Петербургом. Дачу величали приютом муз и граций. Исключительность дома Олениных состояла в том , что его хозяева были наделены удивительной способностью создать у себя атмосферу радушия , гостеприимства, терпимости.
Иван Андреевич был верен семье Олениных . Окончив дежурство в библиотеке , баснописец пешком отправлялся по шумным улицам Петербурга к дому Олениных. Шел не спеша ,часто останавливаясь и всматриваясь в уличные сценки , возникавшие едва ли не на каждом шагу. Иногда Крылов при ходьбе отсчитывал шаги и переводил их в версты.
Согласно сохранившимся планам и описанию усадебных построек , на берегу речки была построена в кирпиче просторная господская баня с жилыми покоями над нею , в которых предпочитал жить в Приютине Крылов. Жилые комнаты имели выход на балкон , откуда открывался вид на речку Лубью и заречные луга.
В Приютине Крылова всегда ждали , здесь о нем заботились , старались угодить, попотчевать , особенно дети , которые росли на глазах стареющего баснописца. У Ивана Андреевича было ласковое прозвище Крылочка.
Б) Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни в доме Олениных. Пером , кистью , типографской листовкой единодушно откликнулись на тяжкие события войны с узурпатором Наполеоном обитатели , домочадцы и многочисленные друзья дома Олениных. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения , почерпнутые из реляций.
Однажды в столицу пришло известие , что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их , а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.
Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней. В один из вечеров он прочитал собравшимся в Приютине басню «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.
Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову , в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность , которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра 1 ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам.
Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках , печались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил : «…Его басни переживут века…»
- Работа по теме урока.
А) Выразительное чтение басни «Обоз».
Басню читает заранее подготовленный ученик , можно первое знакомство с басней осуществить посредством прослушивания фонохрестоматии , где басню читают артисты театра.
Б) Анализ басни .
- О чем рассказывает басня « Обоз» ?
- Какую картину она рисует ?
- В каких строчках заключена мораль басни ?
- В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода ?
- Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью ?
- Что такое аллегория в басне ?
В) Чтение статьи учебника.
Давайте прочитаем статью учебника , в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.
- В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение ?
4. Итог урока и домашнее задание.
Прочитать дома басню «Лягушки , просящие царя».
Подготовить небольшой рассказ на любую тему , закончив его моралью из басни «Обоз».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект по произведениям А.Пушкина и М.Лермонтова "ПРОРОК"
ФАМИЛИЯ, ИМЯ: __________________________ Исследовательская работа 10 класс Дата выполнения:________Тема: «В чём выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль по...
Учебно-исследовательский проект : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""
Защита проекта ученика 9 "а" класса Белецкого Максима по теме : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"". Видеозапись фрагмента урока...
Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.
Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)
Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно много очевидного и простого. Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...
Социальный проект " Неизвестный Пушкин"
Данный проект предполагает организацию и проведение в Рощинской сош № 17 ряда мероприятий, посвященных юбилею А.С. Пушкина. Участниками могут быть как школьники, так и учителя, желающие показать свои ...
Проект "Мой Пушкин"
Исследование литературной сказки. Проба пера...