"Мужество...жить" Развернутый конспект к первому классному часу 1 сентября в 9-11 классе.
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

"Мужество...жить" . Развернутый конспект классного часа в День знаний включает обращение к жизненному опыту учащихся, литературе, искусству, истории. Вывод - ценнен каждый миг нашей жизни, жизненно  важно растить в себе мужество не отступать, действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhestvo_zhit.1sent.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 сентября, 11 класс. Мужество …жить

Задачи: формирование социально активной и стойкой личности, воспитание оптимистической жизненной позиции.

1. Вводное слово учителя.

-  Традиционно 1 сентября кроме поздравлений звучат и наставления, традиционно проводятся уроки знаний, патриотизма. Сегодня мы начинаем учебный год с урока мужества. Каким оно бывает? Когда проявляется? Чем подпитывается?

2. Интеллектуальная разминка.

- Мужество. Какие у вас возникают ассоциации? Героизм, отвага, война, Отечество в опасности, защита людей и страны, солдаты…  

3.Беседа-переосмысление «Повседневное мужество».

- Да, все это так. Но вот вчера, придя с педсовета, на котором нам рекомендовали провести именно урок Мужества, делилась с мужем впечатлениями, он заметил: «Даже то, что ребятишки придут в школу вовремя, придут с сумками, набитыми учебниками и тетрадями, - это уже мужество».

   И верно, это мужество будничное, совсем не героическое, мужество честно выполнять ежедневную свою нелегкую работу, мужество…жить.

      Вот такие жизненные зарисовки.

      Неделю назад в Берлине 30-градусная жара. Чемпионат мира. Дополнительное испытание для ходоков – впервые 20-ти и 50-тикилометровая трасса проходила и по асфальту, и по брусчатке. Ольга Каниськина, Сергей Кирдяпкин, Алексей Борчин пришли первыми. Мужество? А чтобы прийти первыми, стать лучшими, они проводили изнуряющие, ежедневные тренировки, которые требовали от них …мужества.

       Молодой человек, просто прохожий, вступается за девушку, к которой пристают хулиганы. Какая неосмотрительность! Или мужество?

       Девушку оставил парень, как только узнал, что она ждет ребенка. Она решает дать ребенку жизнь. Глупость? Или мужество?

       Человек в отчаянии. Он над бездной (может быть на круче, может быть на крыше многоэтажки). Но делает шаг назад. Трусость? Или мужество?

       Начинающему бизнесмену предложили о-о-очень выгодный контракт. Подписав его, он чуть-чуть поступится совестью. Не подписывает. Нерасчетливость? Мужество?

       Встретились двое. Как дела? Как учеба-работа? Как семья-друзья? И один с упоением начинает нашептывать то ли слух, то ли сплетню. Другой тут же пресекает. Нетактичность? Мужество?

        Жара. Каникулы. Но одна из вас два раза в неделю приходит поливать цветы, чтобы те не погибли. Пустяк. Или мужество?

        Первые дни каникул. Можно ложиться под утро, вставать после обеда. Но к 10 нужно прийти на ремонт класса. Пришли. Не 26, не 13, а….(об участии ребят в ремонте класса и школы). И в этом тоже мужество.

       Каждый день мы стоим перед выбором. Каждый день мы или преодолеваем в себе слабость, укрепляя мужество, или…

4. Философско-литературная подборка «Истоки повседневного мужества».

- Конечно, сегодня жить нелегко. Теракты, взрывы, катастрофы, аварии, локальные войны, пресловутый мировой кризис…

1 ассистент.   На ярмарке жизни чудес убывает:

Здесь Золушку Принц не всегда выбирает.

И вовсе не лишним бывает здесь третий,

И невиноватый бывает в ответе.

За деньги поджарят здесь синюю птицу,

Здесь шею свернут журавлю и синице,

И камень стращает у каждой дороги:

Прохожий, беги, уноси свои ноги.

И что тут поделать, коль нету иного?

И жизнь повторяется снова и снова.

Пусть синие птицы летают повыше,

И Принц терпеливее Золушку ищет.

- Бежать от трудностей? Уносить ноги? Чем жить? Что поддержит? (Вера, мечта, любовь, добро, семья)

Без веры жить нельзя. Без веры в человека, его разум, без веры в то, что на краю пропасти мы остановимся. По мнению писателя Е. Богата сейчас "наука идет к тому, что нужно философское осмысление накопленных ею открытий". Он утверждает: "XXI век будет веком философов, ибо сова мудрости, как говорили древние греки, прилетает ночью, то есть она птица более или менее поздняя, XXI век – век совы мудрости. Надо не верить человеку и не любить его, чтобы полагать, что люди, подобные Гамлету, Рафаэлю, принадлежат только прекрасному прошлому..." 

     Есть такая притча. Ночь. Двое идут по дороге. В одном и то же направлении. Один клянет на грязь под ногами. Другой любуется звездами.

       Видит звезды тот, кто мечтает, чем-то увлечен, к чему-то стремится. Древние говорили: "Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту".

        О двух маленьких людях, которые  поделились светом, расскажут …  (Поль Моруа)

2 уч-ся. Как-то газета "Первое сентября" рассказала о двух мальчиках, живущих в Америке, штате Огайо. Они придумали, чем занять свободное время на каникулах. Мальчики стали у дороги и начали махать проезжающим машинам.  Только и всего – пожелание счастливого пути, не больше. Еще мальчики отмечали число проехавших машин и сколько людей им ответило. Но считать людей нелегко. Вот набитый туристами автобус. Семейный вагончик с детскими головками за стеклом. Мощный грузовик с усталым водителем. Все они катят мимо двух мальчишек, стоящих в самом центре Америки и отчаянно машущих водителям и пассажирам.

       До обеда мимо них проехало 540 машин. Потом пошел дождь. После дождя ребята вернулись на свой пост. К вечеру число машин перевалило за тысячу.

      Сколько же людей не заметило их приветствия или не захотели заметить? Не пожелали отвечать? Всего 10. Значит 990 – ответили.

3 уч-ся. Конечно, можно сказать, что это ничего не значащая мелочь – взмах руки, улыбка, приветственный кивок. Но не с такой ли мелочи – первого, едва заметного, бесконтрольного движения души – начинаются все добрые дела на свете? "Я еле удержалась от слез", – признается женщина, проехавшая в этот день мимо мальчиков из Огайо. Почему слезы наворачиваются и сердце замирает при виде доброжелательных, сияющих лиц?

Точно таких же мальчишек можно увидеть у дороги в Подмосковье, точно так же машет наша детвора проезжающим поездам у нас на откосе.

И ничего, если вы их не видели, мальчишек, вышедших на дорогу, чтобы на секунду поднять ваш дух. Важно знать, что они существуют! Да здравствуют люди, которые встречают день с улыбкой, а не с нытьем!

4 уч-ся. Приходилось ли вам задумываться над тем, отчего среди грехов человеческих, с которыми следует бороться, на первом месте Евангелие называет "уныние"? Отчего же из всех зол оно названо первым? Да потому, что уныние, угнетенность духа и неверие в счастье, если не бороться с ним и дать одержать над собой верх, лишат человека самой главной радости – радости бытия. Уныние – отрава для души. Учитесь верить, надеяться на лучшее.

5 уч-ся. Все случается в жизни:

Непогода и мгла.

Налетает беда

Ураганом кромешным.

И судьбою твоей

Управляет тогда

Алый парус надежды.

5 уч-ся. Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если такое случается, они быстрее выкарабкиваются. Секрета тут нет. Вспомните сами, как бывало в вашей жизни: неприятное, болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, зато светлое и радостное помнится долго и так отчетливо. Наша память с детства хранит нежную улыбку матери, первый поцелуй, школьный выпускной вечер и многое из того, что стало подарком в жизни. Сама природа человека подталкивает к тому, чтобы мы сказали унынию: "Нет!" и принимали жизнь ту, которая сегодня есть, как подарок.

5. Философско-лексическое упражнение-мозговой штурм «Самое, самое, самое» (ответы напечатаны на листках, оформлены на доске отрывным календарем).

- Любить жить, воспитать в себе мужество жить поможет знание самого, самого, самого. Проводим лексический мозговой штурм.

самый лучший день – сегодня,

самый лучший отдых – работа,

самая лучшая работа – любимая,

самая большая потребность – общение,

самое большое богатство – здоровье,

самый большой дар – любовь,

самая большая ошибка – уныние,

самая большая радость - творчество.

Самое великое чудо – жизнь,

Самый главный стержень в жизни – мужество.

- Да будет так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация классного часа к 23 февраля.

Конспект и презентация классного часа для мальчиков 5-6 класса к 23 февраля - конкурсная программа, а также поздравительные стихи и частушки для мальчиков....

Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.

Цели:  формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....

Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр

    Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенносте...

Сценарий первого классного часа в 5-ом классе

Сценарий первого классного часа в 5-ом классе...

Конспект и презентация классного часа "Олимпийские игры"

Классный час посвящен 100-летию образования Российского Олимпийского комитета. Рассказ об истории Олимпийского движения иллюстрируется слайдами презентации. К классному часу обучающиеся готовили небол...

конспект классного часа "Мир.Дружба.Память." 5 класс

В конспекте представлен материал для подготовки классного часа на тему  "Мир.Дружба.Память."  для обучающихся 5 класса...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...