Внеклассное мероприятие по математике "Заседание учёного совета"
материал на тему
Внеклассное мероприяти по математике для учащихся 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie_po_matematike_zasedanie_uchyonogo_soveta.rar | 196.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Коньшинская основная общеобразовательная школа» УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ Сидорова Марина Николаевна |
Внеклассное мероприятие по математике "Заседание ученого совета"
Цель мероприятия:
- Показать значимость математики в жизни каждого человека.
- Доказать, что математика - неотъемлемая часть культуры.
- Развивать интерес к предмету.
Оформление: Высказывания и отрывки из стихов о математике известных поэтов.
Ведущий (ректор): “Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству”.
- Господа! В адрес нашего ученого совета от населения поступила жалоба!
Жалоба.
Товарищи ученые! Доценты с кандидатами !
Замучились вы с цифрами, запутались в нулях!
И деточек замучили своею математикой!
Забыв, что оказались вы давно уж в «сухарях»!
А мамы возмущаются! Детишки – сомневаются!
Что, если математика «сухая из сухих»?
А как же математика царицею считается
Наук всех разных прочих и малых и больших!
Мы просим вас, товарищи! Доценты с кандидатами!
Ответьте нам на жалобу, пожалуйста, скорей!
Развейте все сомнения, раскиньте их на атомы!
Ведь нет же в математике подобных «сухарей»!
Ведущий (ректор): Задачей нашего сегодняшнего ученого совета является развенчание мифа о том, что математика – наука сухая и скучная. Представляю наш учёный совет:
Заведующая кафедрой историко-математической ________________________________________________
Заведующая кафедрой теории чисел ________________________________________________
Заведующая кафедрой поэтическо-математической _________________________________________________
Заведующий кафедрой музыкально-математической _________________________________________________
Ведущий (ректор): Господа! Перед Вами стоит очень сложная задача, но я надеюсь вы с этим справитесь. Итак, слово предоставляется кафедре историко-математической.
Заведующий кафедрой историко-математической:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня речь.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учиться с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!
- Я расскажу вам о учёных математиках и о их вкладе в развитие науки математики.
Встреча с великими математиками (сообщения учащихся сопровождаются компьютерной презентацией с портретами учёных- математиков.)
1. Пифагор (580-500 г.до н.э.)
Пифагор – древнегреческий математик и философ. Родился на о.Самосе. В молодости для изучения наук жрецов путешествовал по Египту, жил также в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрологию и астрономию у халдейских жрецов. После Вавилона переселился в Южную Италию, а потом в Сицилию, где организовал пифагорейскую школу, которая внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Приняв количественное отношение за сущность всех вещей и оторвав их от материальной действительности, эта школа пришла к идеализму. Пифагор учил, что мерой всех материальных и нематериальных вещей являются числа и соотношения между ними. По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как “дружба”, “справедливость”, “радость” и т.д., находят объяснение в числовых зависимостях, для которых они являются только образами или копиями. Числам явно приписывались мистические свойства: одни числа несут добро, другие – зло, третьи – успех и удачу и т.д. Пифагор полагал, что душа тоже число, она бессмертна и переселяется от одного человека к другому. Числовая мистика Пифагора и его последователей нанесла большой ущерб развитию математической науки.
2. Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)
Эйлер принадлежит к числу гениальнейших математиков всех времен. В истории точных наук его имя ставят рядом с именами Ньютона, Декарта, Галилея. Эйлер родился в Швейцарии, в городе Базеле, в 1707 году. Ученую степень магистра получил в 16 лет. Спустя 4 года он выехал в Россию, где стал членом Петербургской Академии наук. Первые его труды касались навигации, но потом он полностью посвятил себя математике. Эйлер известен необыкновенным трудолюбием, что в конце концов привело его к потере зрения в одном глазу. Мировое признание принесли Эйлеру его труды по механике, а за работу о морских приливах и отливах он получил премию от Парижской Академии наук. Состояние здоровья Эйлера требовало изменения климата, и в 1738 году он выехал в Берлин, где тоже очень много работал, издал свои главные научные произведения. В 1766 году Эйлер вернулся в Россию. Екатерина Вторая назначила ему постоянное жалование из собственных средств. “Я надеюсь, - сказала она, - что моя Академия возродится из пепла, когда к ней вернулся великий человек”. К сожалению, вскоре после приезда в Петербург Эйлер заболел и потерял второй глаз. Но и слепой, он продолжал работать. Формулы он писал мелом на доске, а своим друзьям диктовал работы. Гений и творчество Эйлера развивались вплоть до глубокой старости. Он написал свыше 800 научных работ. Умер Эйлер в 1783 году и был похоронен на Смоленском кладбище. Ныне его прах перенесен в некрополь Александро-Невской Лавры.
3. Ковалевская Софья Васильевна (1850-1891 гг.)
Каждому случалось наблюдать за прихотливым вращением волчка. Но волчок не только детская игрушка. Во многих важных приборах используют гироскопы – так в технике называют крутящиеся с огромной скоростью волчки. Без них, например, невозможно управлять движением корабля или полетом самолета. Поэтому ясно, как важно уметь математически рассчитывать вращение гироскопа. Первым этой задачей занялся великий Эйлер, но её окончательное решение – заслуга нашей замечательной соотечественницы, первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской. Когда Соне было 8 лет, стены её комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математики. Как потом вспоминала Ковалевская, “от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти”. С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику. В то время в России женщины не имели права учиться в университете. Поэтому, чтобы получить высшее образование, Ковалевской пришлось уехать в Германию. Однако и в Берлинском университете ей не было разрешено посещать лекции. Тогда великий немецкий математик Карл Вейерштрасс (1815-1897), убедившийся в незаурядных способностях Ковалевской, стал заниматься с ней индивидуально. Под руководством Вейерштрасса Ковалевская уже в возрасте 24 лет получила ученую степень доктора философии. Вернувшись на родину, она однако не смогла найти работу, соответствующую её знаниям; в царской России женщины не имели доступа к научным знаниям. Поэтому в 1883 году Ковалевская работала в Швеции в должности профессора Стокгольмского университета. Именно тогда она решила упоминавшуюся уже задачу о вращении гироскопа. За это выдающееся достижение Ковалевская была удостоена премии Парижской академии, а в 1889 году по предложению передовых ученых Петербургская академия наук избрала Софью Васильевну членом-корреспондентом. Ковалевская была первой женщиной, чьи научные заслуги были оценены столь высоко. Её яркий пример указал многим женщинам путь в науку.
4. Карл Гаусс (1777-1855 гг.)
История математики сохранила для нас следующие интересные сведения из биографии известного немецкого математика Карла Гаусса. Гаусс творил в первой половине XIX века.
Когда в школе стали изучать арифметику, то Карл Гаусс буквально вырос в глазах требовательного учителя и своих одноклассников. В книге В.Л. Чистякова “Рассказы о математиках” мы читаем следующее: “Однажды учитель дал задачу: найти сумму всех чисел от 1 до 100. Едва только учитель закончил диктовать, как послышался голос Гаусса:
- Я уже решил!..
- Карл, ты, наверное, ошибся! Нельзя в столь короткое время решить столь трудную задачу.
Уверенный в правильности своего решения, Гаусс смело ответил учителю:
- Извините, господин учитель! Я правильно решил задачу.
- Посмотрим, насколько правильно. А если неправильно? – И он угрожающе хлопнул хлыстом по своей ноге…
- Карл, расскажи классу, как ты решил эту задачу, - обратился к нему учитель.
Карл сказал:
- Я заметил, что числа данного ряда, стоящие на одинаковом расстоянии от концов, имеют одинаковую сумму. Пользуясь этим свойством, я складываю попарно 100 +1,99 +2,
98 + 3 и т.д., что дает каждый раз в сумме 101. Но таких пар, очевидно, 50. Следовательно, вся сумма 101 • 50 = 5050.
5. Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Французский философ и математик Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии и ввел многие современные алгебраические обозначения. В “Геометрии” Декарта широкое применение получило понятие переменной величины. Основным достижением Декарта в аналитической геометрии явился метод координат (декартовы координаты).
Декарт улучшил теорию уравнений путем введения удачной символики. Он первый стал обозначать неизвестные через x, y, z, отдавая предпочтение z; ему принадлежит метод неопределенных коэффициентов, который сейчас находит широкое применение. В философии и математике Декарт придерживался аналитического метода, согласно которому каждую задачу надо разлагать на её составные части и затем от самого простого и легкого продвигаться к более сложному.
Заведующий кафедрой историко-математической: Конечно, вы сегодня узнали лишь о некоторых великих математиках. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.
Благодарю за внимание.
Ведущий (ректор): “Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными”. “Сущность вещей есть число, которое вносит во все единство и гармонию”. “Все есть число”. Вот такие положения проповедовали древнегреческий математик Пифагор и его ученики пифагорейцы.
- Пифагорейцы делали великие открытия в мире чисел. О некоторых из них мы вам поведаем сегодня. Слово предоставляется кафедре теории чисел
Заведующий кафедрой теории чисел:
- Я расскажу вам о некоторых числовых тайнах.
О фигурных числах
Простейшими из фигурных чисел являются треугольные и квадратные числа:
1) Треугольные числа
1; 3; 6; 10; 15; 21; 28; 36; ...
Последовательность треугольных чисел можно легко составить следующим образом: из ряда натуральных чисел 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; …
Берем первое число 1, затем сумму первых двух (1+2=3), сумму первых трех (1+2 + 3 = 6), четырех (1+2+3 + +4 = 10) чисел и т. д.
2) Квадратные числа.
Квадратными называются числа ряда; 1; 4; 9; 25; 36; ...т. е. квадраты натуральных чисел: 1, 2,3, 4, 5, 6 ... Таким образом п-е число в ряду квадратных чисел есть п2.
Выше было указано, что ряд треугольных чисел получается путем последовательного суммирования чисел натурального ряда. Аналогично можно получить ряд квадратных чисел из ряда нечетных чисел: 1,3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21... Действительно, 1 + 3=4, 1+3+5=9, 1+3 + 5 +7=16.
- Продолжаем знакомиться с числовыми тайнами.
Сценка “В гостях у числа 28”
Число 28: “Сегодня я пригласила в гости своих друзей – моих делителей, младших чем я. Пора их встречать”
Стук в дверь. Заходит 1, за ней 2, 4, 7, 14.
- “Что-то вас немного, друзья мои. Мне хочется, что гостей было много. Прошу вас, приведите своих меньших делителей”
Все засуетились. Стали искать своих делителей. Оказалось, что все они здесь.
Единица: “Уважаемое число 28 гостей больше не будет. Они все здесь. Но не расстраивайтесь, число 28, мы приготовили тебе замечательный подарок. Пусть это будет для тебя сюрпризом”.
Входят четыре плюса и встают между делителями.
Единица: “А вот и сюрприз. Сложи нас”
Число 28 восклицает, что получилось оно же само: “Вот здорово, так то же я!”
Единица: “Теперь ты не просто число, а совершенное число”.
Все хлопают в ладоши, поздравляют число 28.
Число 28: “Благодарю вас, друзья мои, но я хотела бы знать, есть ли у меня родственники – совершенные числа”.
Единица: Есть, но их очень мало. До миллиона вас всего четыре: 6, 28, 496 и 8128
Заведующий кафедрой теории чисел:
- Есть числа, которые в точности равны сумме своих делителей, например число 6. Его собственные делители — 1, 2, 3. Имеем 6 = 1+2 + 3.
Пифагорейцы считали замечательными все числа, обладающие таким свойством, и называли их “совершенными”. Они знали только три таких числа: 6, 28, 496.
28=1+2 + 4 + 7+14;
496=1 + 24-4 + 8+16 + 31+62+124+248.
В “Арифметике” Никомаха из Гераэы (I в. н. э.) имеется четвертое совершенное число: 8 128. Никомах писал: “Совершенные “числа красивы. Однако красивые вещи редки и малочисленны. Большинство чисел являются избыточными или недостаточными, в то время как совершенных чисел немного. Среди единиц их всего лишь одно, так же среди десятков, сотен и тысяч”.
Из сказанного видно, что по мере продвижения от начала в натуральном ряду совершенные числа встречаются все реже и реже. В первых 10000 имеется всего 4 совершенных числа.
- Существуют числа, носящие имена великих математиков: число Архимеда, или иначе число π = 22/7 А я расскажу ещё об одном таинственном числе, правда, не таком полезном, как те, но – по крайней мере, мне так кажется – не менее популярном. Это число Шахерезады 1001, которое проступает в заглавии бессмертных сказок “Тысяча и одна ночь”. С точки зрения математики число 1001 обладает целым рядом интереснейших свойств;
1) это самое малое натуральное четырехзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001=103 + 13;
2) число 1001 состоит из 77 злополучных чертовых дюжин (1001 = 77·13), из 91 одиннадцаток или из 143 семерок : далее, если будем считать, что год равняется 52 неделям, то 1001 ночь состоит из 1+1/2 +1/4 года (52 · 7 + 26 ·7 + 13 ·7). Частичная сумма 1+ 1/2+1/4 является частью довольно часто встречаемого в арифметике бесконечного ряда 1+ 1/2 + 1/4 + … ; таким образом, мы видим, как в числе Шахерезады литература переплетается с математикой.
- Вспомним, например, просто число 7, которое считалось магическим или «волшебным» числом
Жалоба:
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
Жалоба: Ничего особенного. Вот семёрка-кочерга,
У неё одна нога.
Цифра семь известна всем. “СЕМЁРКА” не сходит сегодня с нашего языка.
Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки (разворачивает свиток) .
Например,
Семь раз отмерь, один отрежь
Семеро одну соломину поднимают
У семи нянек и дитя без глазу.
Все по семь, а мне по восемь.
Семь бед, один ответ.
Для друга семь верст не околица.
Грозный царь лучше семибоярщины.
Семь верст до небес и все лесом.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семеро пастухов одну овцу пасут.
Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе.
Один рубит, а семеро в кулаки трубят.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Семеро наваливай, один тащи.
Рубить семерым, а топор один.
У семерых приглашающих гость за порогом.
Семерых одним ударом.
Ходить семимильными шагами.
Быть на седьмом небе.
Седьмая вода на киселе.
Семь футов под килем.
Видеть седьмой сон.
На семи ветрах.
Работать до седьмого пота.
Знать предков до седьмого колена.
За семью печатями.
Семи смертям не бывать, а одной не миновать.
Для бешеной собаки семь верст не круг.
У одной овечки семь пастухов.
На поминки идет пузо из семи овчин шьёт.
Лиса семерых волков проведёт.
Ему семерых посади - всех до смерти заврёт.
У лжеца на одной неделе семь четвергов.
Семеро одного не ждут.
Невелик городок да семь воевод.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей.
Беда семь бед приводит.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь сёл, один вол, да и тот гол.
Семеро не один, в беду не дадим.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь лет мак не родил, а голоду не было.
Семь лет молчал. А на восьмой вскричал.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Из семи печей хлебы едал.
Старик, да лучше семерых молодых.
Лук семь недугов лечит.
Шесть дней рабочих, а седьмой для охочих.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, шутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт.
Человека узнаешь, когда из семи печей с ним щи похлебаешь.
Один на низу, а семь на возу кричат: “Не заваливай!”
Один пашет, а семеро руками машут.
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
Сам не дерусь, семерых боюсь.
Семь четвергов и всё в пятницу.
У ленивого Емели семь четвергов на неделе.
Кота убить - семь лет удачи не видать.
- Волшебное число “7” широко использовалось в сказках, мифах древнего мира:
- У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было 7 дочерей-плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие.
- Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо.
- У вавилонян подземное царство окружено семью стенами.
- У мусульман небесный свод состоит из семи небес, и все угодные богу попадают на седьмое небо блаженства.
- У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.
- Великий пост у христиан длится 7 недель.
- В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах
- Ребята, сегодня вы услышали некоторые факты из огромного волшебного мира чисел.
А сейчас ребята 6 класса покажут вам сценку «Спор».
Ведущий - Жили-были в стране математике цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. И однажды они завели спор, кто из них главнее.
Единица – Я лучше всех, я самая стройная, одна единственная такая красавица, занимаю всегда только первые места. Не даром все дети идут в школу 1 сентября.
Ведущий – Да, а еще говорят «первый блин комом», и «один в поле не воин». А ты тут распищалась!
Двойка – Посмотрите, я прекрасная, как лебедь. Не случайно у человека 2 руки, 2 ноги, 2 уха, 2 глаза и говорят, «за одного битого, двух не битых дают»!
Ведущий – Может быть ты и красавица, но не очень-то рады ребята видеть тебя в своих дневниках и тетрадях.
Тройка – Ой, ой, нашли, чем хвалиться. Вот у меня-то ,даже свое тридевятое царство имеется, тридесятое государство. Про это в любой книжке прочитать сможете. И у светофора три глаза!
Ведущий – Ну, что ты тараторишь. Разве не знаешь, что «от горшка три вершка», «ревешь в три ручья» и «врешь в три короба»!
Четверка – Вы забыли, как меня все любят, какая я популярная! В домах у людей 4 угла, 4 угла у стола, существует 4 времени года и 4 стороны света.
Ведущий – Вот и иди ты на все 4 стороны.
Пятерка – А мне не надо много слов, и так все знают, какая я любимица. Все хотят видеть мой портрет в своих дневниках и тетрадях, и вся работа выполняется пятью пальцами на руках!
Ведущий – Ты всегда «перескакиваешь с пятого на десятое»! А еще любимица!
Шестерка – Может быть, я не так популярна, как пятерка, но стоит мне повернуться, я становлюсь в полтора раза больше.
Семерка – В неделе 7 дней, существует 7 чудес света и про важное дело говорят: семь раз отмерь, один раз отрежь.
Ведущий – Ну и иди семимильными шагами за 7 верст киселя хлебать!
Восьмерка – Посмотрите, как я похожа на матрешку, на снеговика, на очки. Все меня любят!
Ведущий – Ну ты прямо, как восьмое чудо света!
Девятка – Я самая важная цифра, ведь я больше всех , существует 9 планет солнечной системы, одна из которых наша Земля.
Ведущий – Ну, а ты чего молчишь? (спросил ведущий маленького нулика)
Ноль – Мне, пожалуй, нечем похвастаться, ведь я ничего не значу без вас, но зато если я встану рядом с любой из вас, то вы станете ровно в 10 раз больше. Друзья, мы все по-своему важны, и друг без друга нам трудно. Давайте сведем все споры к нулю, и будем жить дружно!
Ведущий (ректор): Слово предоставляется кафедре поэтическо-математической
Заведующий кафедрой поэтическо- математической.
Математика повсюду,
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Как идти тебе до школы,
Чтоб на урок не опоздать.
Вот строительство большое
Прежде чем его начать
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать
А иначе рамы будут с перекосом
Потолок провалится,
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?
«Парад» геометрических фигур
Отрезок:
Я отрезок - ваш знакомый,
Я встречаюсь в школе, дома.
Ты линейку приложи
И мою длину скажи.
Прямая:
Ну, а я живу беспечно,
Простираюсь бесконечно.
Я вся ровная такая,
Называюсь я прямая.
Луч:
Все меня зовут лучом,
Я стройный и беспечный,
Держу прямую я плечом,
Плечо то бесконечно.
Угол:
Я, ребята, угол острый,
Мои стороны - лучи.
Выгляжу вполне я сносно,
Точек много я включил.
Треугольник:
Меня знает каждый школьник,
И зовусь я треугольник.
У меня вершины три,
Также три и стороны.
Окружность:
Вот окружность- совершенство,
В ней все так завершено,
Ей досталось лишь блаженство,
Дальней цели не дано.
Квадрат:
Квадрат! Как много в этом слове
Для математика слилось,
В его душе отозвалось,
И на бумаге отразилось...
Жалоба:
Но мне-то что, скажи на милость?
Квадрат иль круг... Мне все равно!
Заведующий кафедрой поэтическо-математической
- Ты неправа! Гляди - окно,
Почти квадратное оно.
Куда бы ты не обратила взгляд,
Везде господствует квадрат.
А чтоб последние сомненья
Оставила ты без сожаленья,
Мы про треугольник и квадрат тебе раскажем
И геометрическую сценку здесь покажем.
Сценка «Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Гимн гипотенузе:
Как символ вечного союза,
Как верной дружбы знак простой,
Связала ты, гипотенуза,
Навеки катеты собой.
Скрывала тайну ты недолго:
Явился некий мудрый грек,
И теоремой Пифагора
Тебя прославил он навек!
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём!
Ведущий (ректор): Слово предоставляется кафедре музыкально-математической.
Заведующий кафедры музыкально-математической:
О математика. В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Мы славим разум человека,
Дела его волшебных рук,
Сегодня в песнях прославляем
Царицу всех земных наук.
Песня1 «Математику ты знай» на мотив “Красная шапочка“.
Если долго, долго, долго,
Если долго и упорно,
Ежедневно и задорно
Математику учить,
Сколько ты всего узнаешь,
Тайн, загадок разгадаешь,
Образованнее станешь,
Только, только не ленись.
Припев:
А-а, правила там вот такой ширины,
А-а, формулы там вот такой вышины,
А-а, не ленись, всё повторяй,
А-а, ничего не забывай.
А-а, математику ты знай.
Ну, конечно, ну, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой трусливый,
Ничего не хочешь знать,
Не решить тебе задачи,
Не решить тебе примера,
Станет для тебя проблемой
Математику учить.
Припев:
И, наверно, верно, верно,
Заниматься очень трудно,
И мучительно, и нудно.
Только ты не отступай.
Ты иди своей дорогой
До конца с наукой в ногу,
Будет всё тебе понятно,
Интересно, так и знай.
Песня 2 «Дроби» ( на мотив «Учат в школе»)
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны,
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача!
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!
Если вдруг захочешь ты,
Дроби разные сложить,
Обрати внимание, ты на знаменатель.
Если общий он у них,
То числители их в миг
Все сложи и будешь ты как победитель.
Дробь свою «переверни»,
Повнимательней взгляни,
Вдруг из правильной неправильную видишь.
Эти дроби перемножь,
Единицу ты найдешь,
Их обратными зови и не обидишь!
Дробь на дробь чтоб разделить,
Долго нечего мудрить
Дробь, обратную делителю, берете
И на эту дробь теперь
Умножайте поскорей
Так искомое вы частное найдете!
Песня3 “Теорема” на мотив песни “Чунга-Чунга”.
Теорема в этот год пришла,
Теорема в нашу жизнь вошла.
С теоремой мы не знаем бед,
Теорема верный даст совет.
Припев: Что за тема, что за тема,
Выручает теорема,
Выручает непременно теорема.
Наше счастье постоянно,
И твердим мы неустанно,
И твердим мы неустанно теорему.
Теорема строгая всегда,
С теоремой пролетят года,
Теорема нам нужна сейчас,
Теорема, вспоминай ты нас.
Песня 4 на мотив «Чёрный кот»
Жил да был где-то угол тупой.
Жил да был со своею мечтой.
Только песня совсем не о том,
Как обидно тупым быть углом.
Припев:
Говорят, что слишком глуп,
Тот, кто был построен, от рожденья туп.
Говорят, удел такой
Если угол ты, то не живи мечтой.
Невозможно углу без хлопот,
Ведь открыто живет круглый год.
Да и песенка, в общем, о том,
Как устал он тупым быть углом.
Наконец-то углу повезло,
Дом построил врагам всем назло.
Только песня совсем не о том,
Как доволен своим он углом.
Этот дом треугольник зовут,
И соседи его тут, как тут.
Да и песенка, в общем, о том,
Как хотели дружить все с углом.
Песня 5 «Математические термины» (на мотив «Зайка моя»)
Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус.
Ты – аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Сумма моя, а я – разность,
Дольная ты, а я – кратность.
Гипотенуза ты, я – твой катет,
Терминов нам с тобой хватит
Припев: Я ночами плохо сплю,
Математику люблю. Я давно, давно, давно её люблю
Я и днем теперь не сплю,
Я и вечером не сплю, потому что
Математику учу.
Знание ты, я – шпаргалка,
Если ты ноль, то я – палка.
Ты – ордината, я – абсцисса,
Ты - уголок, я – биссектриса.
Частное ты, я – делитель,
Ты – знаменатель, я – числитель.
Ты – мой кружок, я - твой сектор,
Ты - модуль мой, я – твой вектор
Припев:
Сумма моя, а я – разность,
Дольная ты, а я – кратность.
Гипотенуза ты, я – твой катет,
Терминов нам с тобой хватит.
Математика моя…
Припев:
Клятва математике на мотив песни «Пора в путь дорогу»
В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.
Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.
Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.
Припев.
Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с математикой дружны
И, как нестранно, мы в неё уж влюблены!
Жалоба:
Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!”
Ведущий (ректор):
- В древности не было разделения на гуманитарные и точные науки. Ученые называли себя философами и занимались наукой вообще. В современном мире произошло искусственное разделение этих наук.
После выступления учёного совета, мы приходим к выводу, что математика совсем не «сухая» наука, а является неотъемлемой частью науки и культуры и , я думаю, вы с этим согласитесь
1) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2) Семеро одну соломину поднимают.
2) У семи нянек и дитя без глазу.
3) Всем по семь, а мне по восемь.
4) Семь бед, один ответ.
5) Для друга семь верст не околица.
6) Грозный царь лучше семибоярщины.
7) Семь верст до небес и все лесом.
8) Семеро с ложкой, а один с сошкой.
9) Семеро пастухов одну овцу пасут.
10) Семь пядей во лбу.
11) Семь пятниц на неделе.
12) Один рубит, а семеро в кулаки трубят.
13) Двое пашут, а семеро руками машут.
14) Семеро наваливай, один тащи.
15) Рубить семерым, а топор один.
16) У семерых приглашаю-щих гость за порогом.
17) Семерых одним уда-ром.
18) Ходить семимильными шагами.
19) Быть на седьмом небе.
20) Седьмая вода на кисе-ле.
21) Семь футов под килем.
22) Видеть седьмой сон.
23) На семи ветрах.
24) Работать до седьмого пота.
25) Знать предков до седь-мого колена.
26) За семью печатями.
27) Из семи печей хлебы едал.
28) Семи смертям не бы-вать, а одной не миновать.
29) Для бешеной собаки семь верст не круг.
30) У одной овечки семь пастухов.
31) Лиса семерых волков проведёт.
32) Ему семерых посади - всех до смерти заврёт.
33) У лжеца на одной неде-ле семь четвергов.
34) Семеро одного не ждут.
35) Невелик городок да семь воевод.
36) Беда семь бед приво-дит.
37) Семь деревень, а лошадка одна.
38) Семь сёл, один вол, да и тот гол.
39) Семеро не один, в беду не дадим.
40) Семь дел в одни руки не берут.
41) Семь лет мак не родил, а голоду не было.
42) Семь лет молчал, а на восьмой вскричал.
43) Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
44) Старик, да лучше семе-рых молодых.
45) Лук семь недугов ле-чит.
46) Шесть дней рабочих, а седьмой для охочих.
47) В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, шутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт.
48) Человека узнаешь, когда из семи печей с ним щи похлебаешь.
49) Один на низу, а семь на возу кричат: “Не завали-вай!”
50) Один пашет, а семеро руками машут.
51) В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
52) Сам не дерусь, семе-рых боюсь.
53) Семь четвергов и всё в пятницу.
54) У ленивого Емели семь четвергов на неделе.
55) Кота убить - семь лет удачи не видать.
- Я расскажу вам о учёных математиках и о их вкладе в развитие науки математики.
1. Пифагор (580-500 г.до н.э.)
Пифагор – древнегреческий математик и философ. Родился на о.Самосе. В молодости для изучения наук жрецов путешествовал по Египту, жил также в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрологию и астрономию. После Вавилона переселился в Южную Италию, а потом в Сицилию, где организовал пифагорейскую школу, которая внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что мерой всех материальных и нематериальных вещей являются числа и соотношения между ними. По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как “дружба”, “справедливость”, “радость” и т.д., находят объяснение в числовых зависимостях, для которых они являются только образами или копиями. Числам явно приписывались мистические свойства: одни числа несут добро, другие – зло, третьи – успех и удачу и т.д. Пифагор полагал, что душа тоже число, она бессмертна и переселяется от одного человека к другому.
2. Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)
Эйлер принадлежит к числу гениальнейших математиков всех времен. В истории точных наук его имя ставят рядом с именами Ньютона, Декарта, Галилея. Эйлер родился в Швейцарии, в городе Базеле, в 1707 году. Ученую степень магистра получил в 16 лет. Спустя 4 года он выехал в Россию, где стал членом Петербургской Академии наук. Первые его труды касались навигации, но потом он полностью посвятил себя математике. Эйлер известен необыкновенным трудолюбием, что в конце концов привело его к потере зрения в одном глазу. Состояние здоровья Эйлера требовало изменения климата, и в 1738 году он выехал в Берлин, где тоже очень много работал, издал свои главные научные произведения. В 1766 году Эйлер вернулся в Россию. Екатерина Вторая назначила ему постоянное жалование из собственных средств. “Я надеюсь, - сказала она, - что моя Академия возродится из пепла, когда к ней вернулся великий человек”. К сожалению, вскоре после приезда в Петербург Эйлер заболел и потерял второй глаз. Но и слепой, он продолжал работать. Формулы он писал мелом на доске, а своим друзьям диктовал работы. Гений и творчество Эйлера развивались
вплоть до глубокой старости. Он написал свыше 800 научных работ. Умер Эйлер в 1783 году и был похоронен на Смоленском кладбище. Ныне его прах перенесен в некрополь Александро-Невской Лавры.
3. Ковалевская Софья Васильевна (1850-1891 гг.)
Софья Васильевна Ковалевская первая русская женщина-математик. Когда Соне было 8 лет, стены её комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математики. Как потом вспоминала Ковалевская, “от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти”. С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику. В то время в России женщины не имели права учиться в университете. Поэтому, чтобы получить высшее образование, Ковалевской пришлось уехать в Германию. Однако и в Берлинском университете ей не было разрешено посещать лекции. Тогда великий немецкий математик Карл Вейерштрасс (1815-1897), убедившийся в незаурядных способностях Ковалевской, стал заниматься с ней индивидуально. Под руководством Вейерштрасса Ковалевская уже в возрасте 24 лет получила ученую степень доктора философии. Вернувшись на родину, она однако не смогла найти работу, соответствующую её знаниям; в царской России женщины не имели доступа к научным знаниям. Поэтому в 1883 году Ковалевская работала в Швеции в должности профессора Стокгольмского университета. А в 1889 году по предложению передовых ученых Петербургская академия наук избрала Софью Васильевну членом-корреспондентом. Ковалевская была первой женщиной, чьи научные заслуги были оценены столь высоко. Её яркий пример указал многим женщинам путь в науку.
4. Карл Гаусс (1777-1855 гг.)
История математики сохранила для нас следующие интересные сведения из биографии известного немецкого математика Карла Гаусса. Гаусс творил в первой половине XIX века.
Когда в школе стали изучать арифметику, то Карл Гаусс буквально вырос в глазах требовательного учителя и своих одноклассников. В книге В.Л. Чистякова “Рассказы о математиках” мы читаем следующее: “Однажды учитель дал задачу: найти сумму всех чисел от 1 до 100. Едва только учитель закончил диктовать, как послышался голос Гаусса:
- Я уже решил!..
- Карл, ты, наверное, ошибся! Нельзя в столь короткое время решить столь трудную задачу.
Уверенный в правильности своего решения, Гаусс смело ответил учителю:
- Извините, господин учитель! Я правильно решил задачу.
- Посмотрим, насколько правильно. А если неправильно? – И он угрожающе хлопнул хлыстом по своей ноге…
- Карл, расскажи классу, как ты решил эту задачу, - обратился к нему учитель.
Карл сказал:
- Я заметил, что числа данного ряда, стоящие на одинаковом расстоянии от концов, имеют одинаковую сумму. Пользуясь этим свойством, я складываю попарно 100 +1,99 +2,
98 + 3 и т.д., что дает каждый раз в сумме 101. Но таких пар, очевидно, 50. Следовательно, вся сумма 101 • 50 = 5050.
5. Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Французский философ и математик Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии и ввел многие современные алгебраические обозначения. В “Геометрии” Декарта широкое применение получило понятие переменной величины. Основным достижением Декарта в аналитической геометрии явился метод координат (декартовы координаты).
Декарт улучшил теорию уравнений путем введения удачной символики. Он первый стал обозначать неизвестные через x, y, z, отдавая предпочтение z; ему принадлежит метод неопределенных коэффициентов, который сейчас находит широкое применение. В философии и математике Декарт придерживался аналитического метода, согласно которому каждую задачу надо разлагать на её составные части и затем от самого простого и легкого продвигаться к более сложному.
- Конечно, вы сегодня узнали лишь о некоторых великих математиках. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Презентация к Внеклассному мероприятию по информатике "Вредные Советы"
Презентация "Вредные Советы"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку - деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Русский язык в школе"
Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой...
Заседание Учёного совета
Заседание Учёного совета в рамках недели русского языка и литературы...
Внеклассное мероприятие "Учёные химики во имя победы"
Презентация для проведения внеклассного мероприятия по химии или классного часа....
Внеклассное мероприятие по иностранному языку в рамках запланированного мероприятия РОО "Совет директоров профессиональных образовательных организаций РБ
Мероприятие проводилось согласно плану МО СПО преподавателей иностранных языков, задачей которого являлось обмен и транслирование опыта в проведение внеклассных мероприятий, а также вовлечение как мож...
Внеклассное мероприятие по химии «Жизненный путь учёного» 188 лет со дня рождения Д.И.Менделеева»
Внеклассное мероприятие посвящено Д.И. Менделееву. Состоит из информационного материала сообщений учащихся и, викторины, зпнимательных опытов, и конкурсов....