Внеклассное мероприятие по химии «Жизненный путь учёного» 188 лет со дня рождения Д.И.Менделеева»
материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Внеклассное мероприятие посвящено Д.И. Менделееву. Состоит из информационного материала сообщений учащихся и, викторины, зпнимательных опытов, и конкурсов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по химии
«Жизненный путь учёного» 188 лет со дня рождения Д.И.Менделеева»
За месяц до проведения мероприятия создаем организационный комитет, в задачи которого входят оформление зала, работа с дополнительной литературой и написание текста для ведущего, задание классам
Цели:
- Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.И.Менделеева; раскрыть многогранность личности Менделеева, огромный круг его интересов, талант и широту научных исследований в познании окружающего мира.
- Реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к обучению.
- Приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
- Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся с жизнедеятельностью, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева,
- подчеркнуть значение работ ученого в химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д., совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении демонстрационных опытов,
Мета предметные:
- развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием интернета, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT и т.д.,
Личностные:
- способствовать развитию чувства патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества.
Оборудование и вспомогательные материалы:
- портрет Д.И. Менделеева
- высказывание Д.И. Менделеева “Первое и главное в жизни – труд для других…”
- компьютер для презентации
- выставка книг, докладов и сообщений, информации в электронном виде, журналов посвященная Д. И. Менделееву
- творческие работы учащихся
План мероприятия:
- Выступление с сообщениями о жизни и деятельности ученого
- Научная деятельность 1 служба Родине.
- Викторина «Путешествие по периодической системе Д.И. Менделеева»
- Педагогическая деятельность 2 служба Родине
- Вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства. 3 служба Родине
- Д.И. Менделеев – общественный деятель.
Краткий жизненный путь ученого
1-й ведущий Сегодня мы рады вас приветствовать на мероприятие посвящённом выдающемуся русскому учёному Д.И. Менделееву.
Для подведения итогов викторины и конкурсов нам необходимо выбрать жюри, предлагаем в его состав ввести учителя химии и по одному представителю от каждого класса. Д. И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в глухом сибирском городе Тобольске. У Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых было 17 детей. В год рождения Дмитрия его отец ослеп и вышел в отставку, матери в то время было 41 год. Семья жила на небольшую пенсию, бедствовала и переселилась в деревню Аремзянку, где находилась небольшая стекольная фабрика. Первые пять лет детства Менделеева прошли в Аремзянке. Заводом управляла умная, энергичная матушка. “Там на стеклянном заводе, управляемом моею матушкою, получились первые мои впечатления от природы, от людей и от промышленных дел,”- писал позднее Дмитрий Иванович . На этом заводе маленький Дмитрий впервые ознакомился с химическими и технологическими процессами.
Через несколько лет удачная операция в Москве возвратила зрение отцу. В Тобольске семья Менделеевых возвратилась в связи с необходимостью подготовки в гимназию младших детей – Павла и Дмитрия.
2-й ведущий В детстве особое влияние на Дмитрия оказала мать. Она сумела привить своим детям оптимизм, умение преодолевать жизненные препятствия, любовь к труду. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в “учителя”, причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, т.к. удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы.
В доме Менделеевых царила доброжелательная обстановка. В Тобольской гимназии он получил начальное образование. Сначала учился посредственно, в старших классах заинтересовался физикой, математикой, историей, географией, законоведением. Среди учителей выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный русский поэт Петр Павлович Ершов. Он оказал несомненное влияние на духовное воспитание Дмитрия.
В 1847 году умер отец, вскоре умерла старшая сестра, другие братья и сестры разъехались, семья распалась.
3-й ведущий 14 июля 1849 года Дмитрий получил аттестат, в котором были две удовлетворительные оценки. Заметив большие способности своего младшего сына Дмитрия, мать выехала из Тобольска в Москву, навсегда оставив родину – Сибирь, для того, чтобы дать ему возможность получить высшее образование. Мария Дмитриевна хотела определить сына в Московский Университет. Так как Тобольская гимназия относилась к Казанскому учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась на помощь своего брата Василия Дмитриевича Корнильева. Менделеевы поселились у Василия Дмитриевича, который был управляющим у князей Трубецких. В доме собиралась московская литературная и научная интеллигенция. Он был лично знаком с А.С. Пушкиным.
Менделеевы прожили в Москве зиму 1849\50 г.г. Несмотря на хлопоты дяди и его друзей, получить разрешение на поступление Дмитрия в Московский университет не удалось. Мария Дмитриевна отклонила предложение брата определить Дмитрия на службу в канцелярию Московского губернатора. Она была непреклонна в своем решении; дать высшее образование своему последнему сыну. Мать привезла сына в Петербург. Здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в главный педагогический институт в не приемный год. Обучение в ГПИ 4 года, Дмитрию предложили выбрать 3 или 5 лет обучения. Он выбрал 5 лет. Вскоре после переезда в Петербург умерла мать, сам Дмитрий много болел. Дмитрий Иванович окончил институт с золотой медалью.
4-й ведущий Ещё будучи студентом, Д.И. Менделеев опубликовал свои первые научные работы. Вскоре после защиты диссертации, получив научное звание «магистра», Д.И. Менделеев уехал за границу в двухлетнюю научную командировку. После возвращения в Россию он был избран профессором сначала Петербургского технологического института, а спустя два года – Петербургского университета, в котором он в течение 23 лет вел научную и педагогическую работу. Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в Петербурге в постоянном труде, работая в университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и весов.
1 ведущий. Сейчас каждый класс задаёт вопросы друг другу.
5 вопросов. ( каждый правильный ответ 2 балла) Конкурс оценивается по десятибалльной системе. Оценивает ответы учитель химии,,,
Задание 10 классу. Задают вопросы 9 класс
1. Сколько было лет Д.И. Менделееву, когда он открыл периодический закон? (35 лет.)
2. Какое изобретение Д. И. Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? (Изобретение бездымного пороха.)
3. Где находится действующий вулкан названный в честь Менделеева? (В южной части острова Кунашир, одного из Курильских островов.)
4. Назовите родину Д.И. Менделеева? (Тобольск.)
5. Какое физическое свойство атомов было положено Д.И. Менделеевым в основу классификации элементов? (Масса атомов.)
Задание 9 классу Задают вопросы 10 класс
1. В каком году родился Д.И. Менделеев? (В 1834 г.)
2. За разработку какой теории Д.И. Менделеев по праву считается выдающимся физикохимиком? (Гидратной теории растворов.)
3. Где расположен гиганский длиной 1500 км подводный хребет, названный в честь Менделеева? (В Северном Ледовитом океане.)
4. В каком городе в 1855 году Д.И. Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии? (В Симферополе.)
5. Где, когда и с какой целью Д. И. Менделеев поднимался на воздушном шаре? (В городе Клине 7 августа 1887 г. с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоев атмосферы.)
2. Научная деятельность Д.И. Менделеева.
«Посев научный взойдет для жатвы народной» -
таков был девиз всей деятельности ученого.
1-й ведущий В научной деятельности ученый видел, по его словам, свою «первую службу Родине». Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. И какой бы проблемой в области науки или практики он ни занимался – всюду находил новые, оригинальные решения сложных задач.
Основные труды, по свидетельству самого Д.И. Менделеева, составили ему известность ученого: изучение упругости газов; понимание растворов как ассоциаций; периодический закон; книга «Основы химии».
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Открытие Д.И. Менделеевым в 1869 году Периодического закона и создание периодической системы химических элементов принесло ему всемирную славу и признание многих ученый мира; это явилось величайшим достижением его творческой деятельности. Д.И. Менделеев был глубоко убежден, что должна существовать естественная связь между всеми химическими элементами, как сходными по свойствам, так и несходными. Целью его поисков было найти закономерность, которая объединяла бы все элементы в единую систему. В качестве основы для систематизации химических элементов ученый выбрал атомный вес (относительную атомную массу) элементов, считая, что атомный вес (относительная атомная масса) является главной характеристикой химического элемента. Д.И. Менделеев пришел к открытию периодического закона в результате сопоставления свойств и относительных атомных масс элементов разных естественных групп. В то время было известно шесть таких групп (щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, группа кислорода, группа азота, группа углерода). Ученый располагал естественные группы так, чтобы элементы каждой из двух соседних групп имели близкие значения относительных атомных масс. В результате им была оформлена таблица. Д.И.Менделеев дополнял и достраивал первоначальную таблицу и включил в нее все известные в то время 63 элемента. Кроме того, он выявил закономерности, которые прослеживаются по всему ряду всех элементов, расположенных в порядке возрастания их атомных весов (относительных атомных масс). По мере возрастания атомного веса (относительной атомной массы) элементы сначала имеют всё новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом периоде и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде. На основе этого Д.И. Менделеев сформулировал закон периодичности, что свойства элементов, а потому свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса (относительной атомной массы).
2-й ведущий Ученый был абсолютно уверен в правильности закона и без опасения использовал его. Обобщая свою работу, Менделеев сказал: «Будущее периодического закона не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает». Об одном из таких фактов его биографии интересно рассказано в книге Е. Ефимовского «След колесницы»:
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл,
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
3 ведущий На основе периодического закона Д.И.Менделеева стало возможным:
- уточнить относительную атомную массу некоторых элементов, например бериллия, осмия, урана (впоследствии экспериментальные исследования подтвердили правильность мнения ученого);
- при построении периодической таблицы Д.И.Менделеев оставил многие клетки свободными для элементов, которые пока неизвестны; а для некоторых из них подробно описал свойства (германий, скандий, галлий);
- изучать строения атома;
- получать вещества с заданными свойствами, открывать ранее неизвестные и синтезировать новые химические элементы;
- строить гипотезы о рождении и превращении химических элементов во вселенной, в недрах Солнца и звезд.
Викторина «Путешествие по периодической системе Д.И. Менделеева»
2 ведущий. А сейчас у нас будет путешествие по таблице Менделеева. Вопросы командам будут задаваться по очереди. За каждый правильный ответ 2 балла. Начали.
1. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона. (63.)
2. 1875 г французский химик Лекок де Буабодран, исследуя спектр цинковой руды, нашел этот элемент, предсказанный Д.И. Менделеевым в 1871 г. как экаалюминий, и назвал его по древнеримскому наименованию Франции. ( Галлий.)
3. 1886 г. К. Винклер, анализируя серебряную руду, открыл этот элемент, предсказанный Д.И. Менделеевым в 1971 г. как экасилиций, и назвал в честь своей родины. (Германий.)
4. Побывав в лаборатории А. Беккереля и супругов Кюри, Менделеев рекомендовал «тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом». Какой это элемент? ( Уран.)
5. В 1811 г. французский промышленник Бернар Куртуа впервые открыл этот элемент в составе морских водорослей ламинарий и в этом ему помогла его кошка. ( Иод.)
6. Этот химический элемент был открыт в 1898 г. французскими ученым М. Склодовской-Кюри и П.Кюри в урановой руде. Назван в честь родины М. Кюри. (Полоний.)
7. «Серебришко» – так презрительно называли в Испании этот благородный металл, который был похож на серебро, но не обладал присущей ему легкоплавкостью и ковкостью. Какой это металл? (Платина.)
8. Какой металл, по выражению немецкого химика и металлурга Георгиуса Агриколы, «поедает олово, как волк овцу»? (Вольфрам.)
9. Химический элемент, обнаруженный в 1817 г. шведским химиком Йенсеном. Берцелиусом в отходах сернокислотного производства, назван в честь Луны – спутника Земли. (Селен.)
10. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь, названа в честь древнеримского бога – покровителя воды, морей. (Нептуний.)
11. Этот элем6ент обнаружен в 1879 г. французским ученым П. Лекоком де Буабодраном в виде оксида в минерале самарските, который был открыт на Урале русским горным инженером В.Е. Самарским. (Самарий.)
12 Какой химический элемент называют «элементом жизни и мысли»? (Фосфор.)
13. Этот элемент был открыт шведским химиком Л. Нильсоном и назван в честь его родины – Скандинавии. (Скандий.)
14. Искусственный радиоактивный элемент, открытый в 1950 г. американскими учеными Г. Сиборгом, С. Томпсоном, А. Гиорсо, К. Стритом. Они назвали этот элемент в честь университета и штата, где были получены его первые атомы. (Калифорний.)
15. Химический элемент, ассоциировавшийся с Солнцем. В настоящее время этот металл используют для диагностики опухолей и заболеваний внутренних органов, он входит в состав препаратов, которыми лечат кожные заболевания и артриты, коллоидные растворы этого металла используют для лечения раковых заболеваний. (Золото.)
16. Какой инертный газ принимает участие в создании уличной рекламы? (Неон.)
17. Название этого элемента происходит от греческого слова «цвет», так как из серебристого металла получались цветные (красные, желтые, зеленые) соединения. (Хром.)
18. Этот элемент был обнаружен в 1830 г. шведским химиком Н.Сефстремом в железной руде. Назван в честь древнескандинавской богини красоты. (Ванадий.)
4-й ведущий
Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфизме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии; изучал воздухоплавание, метеорологию, измерение температуры верхних слоев атмосферы. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, совершенствовал технику измерений, уделял большое внимание изготовлению и сверке эталонов массы и длины, много сделал для развития науки об измерениях - метрологии (ныне НИИ метрологии имени Д.И.Менделеева). Д.И. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал технологию изготовления бездымного пороха. Научное наследие Д.И. Менделеева: общее число научных работ – 431, в том числе химических – 40, физико-химических – 106, физических – 99, экономических – 36, геодезических – 22, проблемам народонаселения, воспитания и другим темам – 29.
Конкурс капитанов.
1 ведущий. Приглашаем капитанов. Капитаны на сцену! Состязание капитанов состоит из двух конкурсных заданий, максимальная оценка жюри 5 баллов.
Химические загадки капитану команды 9 класс
1. Гость из космоса пришел – в воде приют себе нашел. (Водород.)
2. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит. (Магний.)
3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот.)
Химические загадки капитану команды 10 класса
1. По прозвищу - инвалид, но крепок в деле и на вид. (Хром.)
2. Металл в солях опора многих,
А нас без него не носили бы ноги. (Кальций.)
3. Этот чудо минерал в море вице-адмирал,
Главный повар в ресторане и палач на свежей ране. (Поваренная соль.)
2 конкурс
Составить название элементов из букв: «С», «Р», «Д», «Н», «В», «З», «Т», «Л». Гласные буквы можно добавлять любые.
Время – 2 минуты. (Сера, азот, селен, водород, радон, золото.)
1- ведущий Педагогическая деятельность
Вторая служба ученого – педагогическая деятельность. Выдающимся трудом ученого является учебник «Основы химии», который выдержал 13 изданий (при жизни автора 8 изданий) и не раз переводился на иностранные языки. Научное и педагогическое наследие Д.И. Менделеева огромно – полное собрание сочинений составляет 25 томов. Это настоящая энциклопедия химических знаний. Д.И. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», - писал ученый на склоне лет. За выдающиеся заслуги в науке Д.И.Менделеев был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных обществ (более 70). Д.И.Менделеев – один из инициаторов создания Русского химического общества (ныне – Российское химическое общество имени Д.И.Менделеева).
2. ведущий Вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства. Многогранной и полезной была «третья служба Родине» - на ниве промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своем имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию. Он постоянно вникал в насущные нужды промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты. Авторитет Менделеева был настолько высок, что его постоянно приглашали экспертом для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «К познанию России», в которой наметил обширную программу развития производительных сил страны.
3 ведущий Д.И. Менделеев – общественный деятель.
Д.И. Менделеев был страстным борцом за развитие народного образования, сторонником женского равноправия. Как прогрессивный общественный деятель Д.И. Менделеев часто оказывался в оппозиции чиновников царского правительства. В 1880 г он выдвигался в академики Петербургской академии наук, но был забаллотирован из-за своих прогрессивных взглядов. Отклонение кандидатуры ученого вызвало резкий протест общественности. Во время студенческих волнений Д.И. Менделеев пытался заступиться за студентов перед царским министром просвещения и в знак протеста против притеснения студенчества ушел в отставку из Петербургского университета, в котором он проработал 33 года.
Д.И. Менделеев был человеком разносторонних интересов. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов; любил заниматься ручным трудом: клеил шкатулки, переплетал книги.
4 ведущий Признание ученого.
В честь Д.И.Менделеева в нашей стране в 1962 г. утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии. Его именем названы минерал, кратер на Луне, подводный горный хребет, город Менделеевск в Татарстане, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты, общества. Памятники ученому установлены в городе Тобольске и в Санкт-Петербурге около Института метрологии.
В 1955 г. американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название «менделевий» (Мd) – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.
Одновременно портрет Д.И. Менделеева писали два известных художника – И.Е. Репин и Н.А. Ярошенко (изображен в мантии доктора Эдинбургского университета); портреты находятся сейчас в Третьяковской галерее. Конкурс болельщиков
2 ведущий. Сейчас проведем конкурс болельщиков.
1 ведущий. Условия конкурса следующие. Мы будем зачитывать вопросы болельщикам команды 10 класса Ваша задача быстро и правильно ответить. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Правильный ответ приносит команде 2 балла. В случае не правильного ответа право ответиь на вопрос получают болельщики команды 9 класса и т. д. Конкурс состоит из трех вопросов.
Вопросы болельщикам команды 9 класса
1. Какие поговорки и пословицы о золоте вам известны? Назовите не менее трех. ( «Молчание – золото», «Не все золото, что блестит», «Время дороже Золота» и др.)
2. Без какого оружия не обойтись художнику? Какой химический элемент составляет его основу? (Карандаш. Графит – углерод.)
3. Потерпевшие кораблекрушение в книге Ж.Верна «Таинственный остров» использовали знания по химии для получения такого необходимого для жизни вещества, как например, железо. Сумели бы вы получить железо из природного сырья? (При сгорании дров без доступа воздуха можно получить древесный уголь. Продувая через смесь раскаленного древесного угля и железной руды, можно получить чугун.)
Вопросы болельщикам команды 10 класса
1. Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых фигурировало бы название химических элементов или веществ. («Медный всадник», «Золотой теленок», «Человек в железной маске» и др.)
2. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни он стал чуть ли не главным мусором планеты. Что это? (Целлофан.)
3. Чай – великолепный напиток для утоления жажды. Его пьют по утрам, в обеденные перерывы и на отдыхе. Чай заваривают доведенной до кипения водой. Во время отдыха в горах вы обнаружили, что у подножия горы вы затрачиваете больше времени на приготовление чая, чем на вершине. Однако вкусовые качества этого напитка, приготовленные у подножия горы, выше. Почему? (На вершине горы вода закипает при более низкой температуре, чем у её подножия. Вкусовые качества приготовленных напитков будут различны, потому что интенсивность экстракции ароматических веществ из чая зависит от температуры, которая у подножия горы выше.)
1 ведущий Родословная Д.И.Менделеева
Семья Менделеевых была многочисленной. Дмитрий был семнадцатым ребенком. Отец – Иван Павлович Менделеев был директором городской гимназии. Мать – Мария Дмитриевна – происходила из старинной купеческой семьи. Она управляла небольшой стеклянной фабрикой. Как бы ни был Менделеев погружен в свою многообразную деятельность, он всегда находил время для детей. Они составляли главное для него «богатство». У Д.И. Менделеева было шестеро детей. По-разному сложились их судьбы. Двое – от первого брака (с Феозвой Никитичной Лещевой) – Владимир (1865-1898; морской офицер и талантливый инженер) и Ольга (1868-1950; написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья»), четверо – от второго (с Анной Ивановной Поповой) – Любовь (1882-1939; осталась в памяти поколений прежде всего как жена поэта Александра Блока, актриса), Иван (1883-1936; работал в Главной палате мер и весов, заведовал лабораторией низких температур), близнецы Василий (1886-1922; конструктор) и Мария (1886-1952; заведующая Музеем-архивом Д.И.Менделеева при Петербургском университете). В доме Д.И. Менделеева традиционно проходили литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Дмитрий Иванович был интересным человеком. Он любил розыгрыши, любил удивлять людей. На «пятницах» очень часто выступал в роли фокусника – показывал эффектные химические опыты.
1 ведущий. Каждой команде демонстрируются опыты загадки, которые для разрядки обстановки проводил Дмитрий Иванович на так называемых менделеевских средах, участники которых много спорили о науке, литературе, искусстве. Задача участников правильно ответить на вопросы. Конкурс оценивается по пятибальной системе.
2 ведущий. Однажды Д. И. Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда И.Е. Репин закурил и выпустил первую струю папиросного дыма, Дмитрий Иванович накрыл крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению всех присутствовавших, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный в банке табачный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.
Демонстрация опыта: дно банки предварительно смачивают соляной кислотой, крышку – нашатырным спиртом. При взаимодействии этих веществ образуются мельчайшие частички твердого хлорида аммония в виде дыма.
Вопросы:
· Какой химический опыт провел Д.И. Менделеев?
· Что представляет собой дым?
1 ведущий. На одной из менделеевских сред Дмитрий Иванович продемонстрировал горение бесцветных растворов. Все были удивлены, тем, что внешне одинаковые жидкости горели разным пламенем: фиолетовым, красным, желтым, зеленым.
Демонстрация опыта: к 2-3 мл винного спирта для получения фиолетового пламени добавить 0,5 г хлорида калия, красного – 0,5 г хлорида кальция, желтого – 0,5 г хлорида натрия, зеленого – 0,5 г борной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты.
Вопросы:
· Какая жидкость была взята в качестве растворителя?
· Какие вещества были добавлены?
В завершении мероприятия подведём итоги конкурсов и викторины Слово предоставляется жюри.
1 ведущий Заветы Менделеева
Читает текст
“Первое и главное в жизни- труд для других ..
Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное размеренное делание того, что надо для других и для себя.
Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный.
Самый невидимый – осветит жизнь
Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе, плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе его не надо была… А если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.
Учитель: Первые строчки письма –“Первое и главное в жизни – труд для других” Ученый через много лет как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно выбрать жизненный путь, успех которого основан на таких качествах – как трудолюбие, терпение, любознательность. Надеюсь, что жизненный путь ученого станет примером для многих из вас.
Заключение.
… И каждый знак её взлелеяв,
Суровым гением своим
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им …
Да, талант Менделеева многогранен. Одно слово – ГЕНИЙ… Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений …» Нет, всё-таки гений! Нашей стране нужны свои Менделеевы – великие, способные двинуть её вперед такими же гигантскими шагами, как это сделал в свое время Дмитрий Иванович.
Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый, гений и патриот.
Использованная литература:
1. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знание, 2007. -208 с.
2. Химия вне рамок урока. – М.: Центрхимпресс, 2008 г. – 144 с.
3. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. – Л.: Наука,1984 г. – 531 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....
Сценарий внеклассного мероприятия"О славном Ямале мы песни поём" (ко дню рождения округа)
Мероприятие готовилось со школьным вокальным кружком с учётом возрастных особенностей для учащихся 2-7 классов. Соответственно сценарию подготовлена презентация.В музыкальном приложении использованы п...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 10 класса. Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения Роберта Бернса.
Организация внеклассной работы является одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку.Внеклассная работа по английскому языку в нашей школе имеет большое общеобразовательное, во...
внеклассное мероприятие по химии для 8 класса КВН "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"
внеклассное мероприятие по химии для 8 класса КВН "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"...
Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»
Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева...
Внеклассное мероприятие по химии, посвящённое Д. И. Менделееву
Представлен конспект мероприятия и сопроводительная презентация...